Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ недѣлю 3-ю по Пятидесятницѣ.
Православная вѣра, какъ средство къ достиженію Царства Божіяго
[1].

Спасительно намъ знать, почему Господь повелѣваетъ намъ прежде всего стремиться къ Царству Божіему? Потому, чго Царство Божіе есть самое высшее и драгоцѣнное для насъ благо, ибо, въ комъ царствуетъ Богъ Своею благодатью, тотъ неуклонно исполняетъ заповѣди Божіи, достигаетъ святости, дѣлается обителью всей Святой Троицы, еще здѣсь предвкушаетъ райское блаженство и навѣки соединяется со Христомъ для неизреченной радости на небесахъ и, такимъ образомъ, наслѣдуетъ вѣчное спасеніе.

Но для того, чтобы сдѣлаться участникомъ Царства Божіяго, надо прежде всего имѣть вѣру, разумѣется, истинную православную. Вотъ почему Господь сказалъ: иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ, а иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ (Марк. 16, 16). Безъ этой вѣры Царство Божіе никогда не будетъ нашимъ достояніемъ, Господь никогда не воцарится въ сердцахъ нашихъ, въ насъ будетъ царствовать не Богъ Своею благодатію, а грѣхъ съ нашими страстями, и мы навѣки погибнемъ.

Вотъ какое великое спасительное значеніе имѣетъ для насъ вѣра. Отсюда понятно, почему Ап. Павелъ сказалъ: благодатію есте спасени чрезъ вѣру (Ефес. 2, 8). И если Царство Божіе есть самое высшее и драгоцѣнное для насъ благо, то такимъ же драгоцѣннымъ благомъ является для насъ и православная вѣра, какъ главное средство къ достиженію Царства Божіяго, или нашего спасенія. Безъ вѣры не будетъ доступно намъ Царство Божіе. Безъ вѣры нѣтъ намъ спасенія. Поэтому будемъ больше всего страшиться отступленій отъ православной вѣры.

Увы, какъ много ихъ было въ нашей жизни! И какихъ только заблужденій не было у насъ! Извѣстно, какъ русское общество увлекалось лжеученіями Льва Толстого. Имя Толстого было окружено какимъ-то божественнымъ ореоломъ. Онъ былъ кумиромъ для русской интеллигенціи. Спасителя, Его Пречистую Матерь, св. Церковь, вѣру православную можно было хулить, какъ угодно. А хулить Толстого считалось дѣломъ совершенно недопустимымъ. Между тѣмъ, онъ вносилъ въ русскую жизнь смуту и анархію своимъ безнравственнымъ, богоборческимъ и противогосударственнымъ ученіемъ. Оно въ своихъ основахъ прививалось русскимъ людямъ съ самаго ихъ дѣтства, ибо учителями земскихъ сельскихъ школъ были почти сплошь толстовцы, питомцы учительскихъ семинарій, этихъ атеистическихъ ячеекъ въ Россіи. Толстой не только разрушалъ наши религіозно-нравственныя начала. Онъ кощунственно относился ко Христу и Его Евангелію, ко всѣмъ догматамъ нашей вѣры, къ Пречистой Дѣвѣ Маріи и къ самому великому таинству — Божественной Евхаристіи.

Извѣстно также и то обаяніе, какое производила, да и сейчасъ производитъ на русскую интеллигенцію личность знаменитаго русскаго философа Владиміра Соловьева. Наша учащаяся молодежь относится къ его словамъ, какъ къ словамъ Евангелія. И это дѣлается не смотря на то, что въ своихъ «Чтеніяхъ о Богочеловѣчествѣ» Вл. Соловьевъ проповѣдуетъ языческое ученіе пантеизма, ибо сущность видимаго міра имъ отождествляется съ сущностью міра божественнаго.

Этого мало. Вл. Соловьевъ оживилъ древнее гностическое ученіе о Софіи, какъ особомъ божествѣ, будто существующемъ наряду съ Божественной Троицей. А въ одномъ изъ своихъ сочиненій, изданныхъ заграницей, Вл. Соловьевъ называетъ Софію субстанціей (основою) Святой Троицы [2].

Къ числу весьма талантливыхъ послѣдователей Вл. Соловьева принадлежатъ профессора: прот. о. Сергій Булгаковъ и свящ. о. Павелъ Флоренскій. Они въ своихъ сочиненіяхъ подробно развили кощунственное ученіе Вл. Соловьева о Софіи. Это ученіе, по удивительному совпаденію, было въ 1935 г. осуждено, какъ еретическое, и здѣсь, за рубежомъ нашею Высшею церковною властью и тамъ въ Россіи Митрополитомъ Сергіемъ.

Нельзя обойти молчаніемъ и того увлеченія, съ которымъ русскіе интеллигентные люди читаютъ сочиненія Мережковскаго, этого фанатичнаго послѣдователя богоотступника Толстого. Въ 1920 году въ одной русской эмигрантской газетѣ онъ помѣстилъ свою статью, которую закончилъ такими безумными словами: «Спасеніе и возрожденіе Россіи послѣдуетъ только тогда, когда весь русскій народъ воскликнетъ: святителю отче Льве Толстой, моли Бога о насъ».

Это не все. Въ своемъ сочиненіи «Тайна трехъ» Мережковскій берется за истолкованіе дивной церковной пѣсни въ честь Пресвятой Дѣвы Маріи: «О Тебѣ радуется...» и, въ частности, словъ: «ложесна Твоя престолъ сотвори и чрево Твое пространнѣе небесъ содѣла». Вотъ какое страшное кощунство допускаетъ здѣсь Мережковскій. По его словамъ, подъ ложеснами надо разумѣть бездну ада, престолъ діавола, куда будто при Своемъ воплощеніи сошелъ Господь, разрушившій сей престолъ и образовавшій вмѣсто него Свой божественный престолъ.

Немало среди русскихъ православныхъ людей находится такихъ, которые увлекаются теософіей, несмотря на то, что въ ней содержится богоборческое ученіе, которое считаетъ Христа простымъ человѣкомъ и ставитъ Его въ одинъ рядъ съ Магометомъ и Буддой.

И всѣ эти пагубныя религіозныя увлеченія русскихъ православныхъ людей происходятъ на почвѣ исканія истины! Какъ жаль, что истину ищутъ не тамъ, гдѣ она находится. Намъ слѣдовало бы всегда помнить слова св. Иринея Ліонскаго: «не должно у другихъ искать истины, которую легко заимствовать отъ Церкви. Ибо въ нее, какъ бы въ богатую сокровищницу, Апостолы въ полнотѣ положили все, что принадлежитъ истинѣ, такъ что каждый желающій можетъ принимать отъ нея питіе жизни» [3]. Только здѣсь, въ Церкви, въ ея богооткровенномъ и святоотеческомъ ученіи, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, мы найдемъ отвѣтъ на всѣ вопросы религіозно-нравственные, политическіе и государственные, ибо въ Церкви живетъ и дѣйствуетъ Духъ Святый — Духъ истины.

Но такъ какъ русскіе православные христіане не въ Церкви искали истину, а въ сочиненіяхъ безбожныхъ и богоборческихъ учителей, то отличительнымъ признакомъ ихъ стало заблужденіе, а не истинная православная вѣра. Они стали ложь считать истиной, зло — добромъ, тьму — свѣтомъ.

Да не будетъ у насъ впредь такого ослѣпленія, такого отступленія отъ православной вѣры. Всѣмъ своимъ умомъ, всѣмъ сердцемъ, всѣми усиліями своей свободной воли будемъ стремиться къ православной истинѣ, которую мы найдемъ только въ святой нашей Церкви. Если мы будемъ неуклонно держаться чистоты православной вѣры, то пребудемъ всегда въ благодати Святаго Духа и, такимъ образомъ, станемъ обладателями Царства Божіяго.

Тогда не оставитъ насъ Господь и всѣми земными благами. Послѣднія безъ нашихъ усилій приложатся намъ отъ Бога, по неложному Его обѣтованію (Матѳ. 6, 33), а бѣдствія, которыхъ нынѣ такъ много въ нашей жизни, не будутъ намъ страшны. Тогда не будутъ намъ страшны даже самыя великія изъ нихъ, которыя произойдутъ при кончинѣ міра, если Господь приведетъ насъ дожить до этого времени. Мы увидимъ тогда на себѣ велнчайшее чудо милости Божіей, ибо возчувствуемъ измѣненіе нашихъ тѣлъ изъ тлѣнныхъ въ нетлѣнныя (1 Кор. 15, 52-54), когда вмѣстѣ съ умершими мы восхищены будемъ на облакахъ въ срѣтеніе Господу на воздухѣ (1 Сол. 4, 17) и услышимъ изъ устъ Спасителя нашего сладчайшій гласъ на страшномъ судѣ Его: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 14 іюня 1943 г.
[2] «Россія и вселенская Церковь».
[3] «Пространный христіанскій катихизисъ православныя каѳолическія восточныя Церкви», стр. 6. М., 1894.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 155-158.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.