Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Рождества Пречистой Дѣвы Маріи.
О домостроительствѣ нашего спасенія, по словамъ праздничнаго тропаря
[1].

Господь за нарушеніе первыми людьми въ раю Его заповѣди наложилъ на нихъ проклятіе, которое распространилось затѣмъ на все человѣчество. Это проклятіе есть самое великое бѣдствіе, какое можетъ быть въ человѣческой жизни. Вся сила и тягость его для насъ заключается въ разобщеніи между Богомъ и людьми. Поэтому божественное проклятіе и выразилось въ изгнаніи нашихъ прародителей изъ рая, въ лишеніи ихъ благодати Святаго Духа, какъ внутренняго источника святости и блаженства, и въ тѣхъ скорбяхъ и бѣдствіяхъ, вплоть до смерти, которыя стали удѣломъ всѣхъ людей. Это проклятіе переходило и въ загробный міръ. И тамъ разобщеніе между Богомъ и людьми оставалось во всей своей силѣ. Даже души праведниковъ сходили въ адъ и были лишены Божественнаго свѣта и лицезрѣнія Бога, ибо двери рая были для нихъ закрыты.

Но не навѣки Господь подвергъ такому наказанію человѣческій родъ. Ему благоугодно было снять съ насъ проклятіе и вернуть намъ райское блаженство. Возможность дарованія этихъ благъ всему міру настала съ момента Рождества Богородицы. А осуществилась эта возможность, когда возсіявшее отъ Пречистой Дѣвы Маріи Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, Своими крестными страданіями и смертію разрушилъ проклятіе, наложенное на людей. Вмѣсто проклятія имъ было даровано благословеніе Божіе и была возвращена внутренняя благодать Святаго Духа, какъ Божественная сила къ исполненію спасительныхъ заповѣдей. А отъ исполненія послѣднихъ люди опять стали испытывать райское блаженство, или Божественную радость (Іоан. 15, 10-12). И такъ какъ смерть была уничтожена въ пречистомъ тѣлѣ Христа Его крестною смертію, то она перестала быть для насъ страшной. Напротивъ, для истинныхъ послѣдователей Господа смерть стала вожделѣнной, ибо она соединяетъ ихъ со Христомъ для вѣчной блаженной жизни.

Все это божественное домостроительство св. Церковь и заключила въ слѣдующихъ словахъ настоящаго праздничнаго тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй, изъ Тебе бо возсія Солнце правды Христосъ Богъ нашъ и, разрушивъ клятву, даде благословеніе, и, упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вѣчный».

Какъ видимъ, здѣсь избавленіе отъ клятвы поставлено на первое мѣсто въ числѣ другихъ спасительныхъ благъ, дарованныхъ намъ Христомъ. И это понятно, ибо прежде чѣмъ даровать эти блага людямъ и черезъ нихъ соединить насъ сь Богомъ, надо было устранить проклятіе, которое препятствовало этому единенію. Какъ только клятва была разрушена, такъ стала изливаться на людей вся Божественная любовь въ ея разнообразныхъ и дивныхъ проявленіяхъ.

Но вотъ на что мы должны съ вами, мои возлюбленныя о Христѣ чада, обратить здѣсь особенное вниманіе. То божественное проклятіе, отъ коего избавилъ насъ Господь Своею крестною смертію, можетъ опять вернуться къ намъ. Еп. Ѳеофранъ Затворникъ, объясняя слова Ап. Павла: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13), говоритъ, что клятва всегда слѣдуетъ за нами по пятамъ, и мы вновь можемъ оказаться подъ проклятіемъ, если будемъ нарушать спасительныя заповѣди [2].

Этого мало. Мы можемъ подпасть болѣе тяжкому проклятію, чѣмъ то, какое наложено было Богомъ на первыхъ людей. Оно произошло, въ силу нарушенія ими Божественной заповѣди. А мы, отвергая заповѣди своими тяжкими грѣхами, тѣмъ самымъ попираемъ Кровь нашего Спасителя и, по словамъ Ап. Павла, второй разъ распинаемъ Христа. Такимъ образомъ, мы подпадаемъ сугубому проклятію: и за нарушеніе Божественныхъ заповѣдей и за попраніе Крови Христа Спасителя. Поэтому, если мы не будемъ соблюлать заповѣдей, то послѣ смерти нашимъ удѣломъ будутъ самыя тяжкія адскія мученія.

Какой же слѣдуетъ изъ всего этого спасительный для насъ выводъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада? Если черезъ нарушеніе заповѣдей мы вновь подпадаемъ проклятію, и притомъ такому ужасному, то ясно, какъ свято и неуклонно мы должны ихъ исполнять.

Не будемъ оправдывать нарушеніе нами заповѣдей немощами человѣческаго естества. Мы имѣемъ въ себѣ съ момента крещенія внутреннюю возрождающую благодать Святаго Духа, эту несокрушимую и всемогущую силу. Поэтому каждый изъ насъ вмѣстѣ съ Ап. Павломъ можетъ сказать: вся могу о укрѣпляюшемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13). Не будемъ въ свое оправданіе указывать на внѣшнія тягостныя условія жизни, именно, на великія скорби, которыя, какъ никогда, мы переживаемъ съ вами нынѣ. Да, эти скорби слишкомъ тягостны, ибо онѣ являются признакомъ страшнаго времени, близкаго ко второму пришествію Господа. Еще іеросхимонаху о. Амвросію, великому старцу Оптиной пустыни, было открыто Богомъ, что мы переживаемъ страшное, послѣднее, седьмое лѣто.

Но если бы даже Господь продлилъ нашу жизнь до появленія антихриста и до второго Своего пришествія, то и скорби того времени, какъ бы онѣ ни были велики, не должны помѣшать намъ неуклонно соблюдать Божественныя заповѣди. Напротивъ, эти скорби должны укрѣпить нашъ духъ еще бóльшею бодростью и силою въ служеніи Христу. Имѣя въ виду великія міровыя бѣдствія предъ самымъ вторымъ Своимъ пришествіемъ, Господь говорилъ ученикамъ: Когда же начнетъ это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавленіе ваше (Лук. 21, 28). Что тяжкія скорби должны быть источникомъ утѣшенія для истинныхъ послѣдователей Христа, объ этомъ свидѣтельствуютъ слова Ап. Павла: по мѣрѣ, какъ умножаются въ насъ страданія Христовы, умножается Христомъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5). Ясно, что скорби, и даже самыя великія, не могутъ намъ помѣшать исполнять заповѣди Божіи, не могутъ препятствовать намъ любить Христа. Вотъ почему тотъ же великій Апостолъ сказалъ: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечь?.. ни смерть, ни животъ... ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 8, 35. 38. 39).

Поэтому будемъ, возлюбленныя о Христѣ чада, безоговорочно и неуклонно соблюдать Божественныя заповѣди. Намъ всегда окажетъ въ семъ святомъ дѣлѣ помощь Свою Господь Спаситель, ибо Ему угодно было дать намъ отрадное обѣтованіе въ словахъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Съ нами всегда наша первая Предстательница и Помощница, Пречистая Дѣва Марія, Которая и родилась для дарованія всему міру нескончаемой вѣчной радости. Она всю силу Своего молитвеннаго дерзновенія направляетъ къ превращенію нашихъ печалей въ радость, и въ очахъ Ея никогда не потеряютъ своей цѣнности ни одинъ скорбный сердечный вздохъ нашъ, ни одна наша слеза.

Съ этимъ сознаніемъ и съ этою надеждою будемъ всегда прибѣгать къ всемогущему и материнскому предстательству Пречистой Дѣвы Маріи въ такихъ словахъ церковнаго пѣснопѣнія: «Предстательство христіанъ непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грѣшныхъ моленій гласы, но предвари, яко благая, на помощь насъ вѣрно зовущихъ Ти: ускори на молитву и потщися на умоленіе, предстательствующи присно, Богородице, чтущихъ Тя». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 8 сентября 1943 г.
[2] Еп Ѳеофанъ. Толкованіе посланія св. Ап. Павла къ Галатамъ, стр. 245. М., 1898.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 159-162.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.