Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Рождества Христова.
Изъясненіе словъ рождественскаго тропаря: «возсія мірови свѣтъ разума»
[1].

Еще пророкъ Исаія, предвозвѣщая о появленіи на землѣ Спасителя, говорилъ: людіе ходящіи во тмѣ видѣша свѣтъ велій: живущіи во странѣ и сѣни смертнѣй, свѣтъ возсіяетъ на вы (Ис. 9, 2). Эти пророческія слова приводитъ Евангелистъ Матѳей, повѣствуя о началѣ мессіанской дѣятельности нашего Господа (Матѳ. 4, 16). Онъ относитъ эти слова пророка Исаіи о свѣтѣ къ Самому Христу. Такъ и св. Іоаннъ Богословъ подъ свѣтомъ разумѣетъ Господа, когда говоритъ: И Свѣтъ во тмѣ свѣтится, и тма Его не объятъ (Іоан. 1, 5)... бѣ Свѣтъ истинный, Иже просвѣщаетъ всякаго человѣка (Іоан. 1, 9). Въ своемъ первомъ посланіи св. Іоаннъ Богословъ также называетъ Бога Свѣтомъ, говоря: Богъ Свѣтъ есть, и тмы въ Немъ нѣсть ни единыя (1 Іоан. 1, 5). Впрочемъ, и Самъ Господь Спаситель нашъ назвалъ Себя Свѣтомъ, ибо Онъ сказалъ о Себѣ: Азъ есмь Свѣтъ міру (Іоан. 8, 12).

Ему угодно, чтобы мы пріобщались къ сему Божественному Свѣту, почему Онъ и говоритъ: дондеже свѣтъ имате, вѣруйте во свѣтъ, да сынове свѣта будете (Іоан. 12, 36). Разумѣется, мы не можемъ быть сынами свѣта, или сынами Божіими по естеству. Для насъ возможно быть сынами этого божественнаго свѣта только по благодати. Мы можемъ быть только отраженнымъ благодатнымъ свѣтомъ. Въ этомъ смыслѣ и надо понимать слова Христа: вы есте свѣтъ міра... Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 14. 16). Господь хочетъ, чтобы мы всегда находились въ этомъ благодатномъ свѣтѣ и чтобы онъ былъ источникомъ вѣчнаго для насъ райскаго блаженства въ небесномъ Царствѣ Христовомъ. Поэтому Ему угодно было сказать: тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ Царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43).

Въ этомъ просвѣщеніи благодатнымъ свѣтомъ заключается наше предназначеніе, для осуществленія котораго Господь родился на землѣ. На это предназначеніе наше и указываютъ слова тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсія мірови свѣтъ разума».

Такимъ образомъ, здѣсь подъ свѣтомъ надо разумѣть Самого Христа, Который съ момента Своего рожденія на землѣ возсіялъ въ человѣческомъ разумѣ Своею благодатію, или Своимъ благодатнымъ свѣтомъ.

До Рождества Христова, послѣ паденія гордостію нашихъ прародителей, человѣческій разумъ былъ омраченъ, внутренняя благодать Святаго Духа оставила его, а вмѣстѣ съ нею отошелъ отъ нашего разума и благодатный свѣтъ. И чѣмъ дальше шло время, тѣмъ болѣе человѣческій разумъ омрачался. Передъ Рождествомъ Христовымъ это помраченіе дошло до такой степени, что люди, какъ говоритъ Апостолъ Павелъ, уподобились безсловеснымъ тварямъ и стали совершать безнравственныя и противоестественныя дѣянія (Рим 1, 21-32). Впервые послѣ паденія прародителей благодатиый свѣтъ возсіялъ въ людяхъ, когда Господь родился на землѣ. Въ человѣческомъ разумѣ опять возсіяла благодать, а вмѣстѣ съ нею и ея божественный свѣтъ. Этотъ свѣтъ настолько просвѣтилъ нашъ разумъ, что Ап. Павелъ отъ лица всѣхъ Апостоловъ говорилъ: мы же умъ Христовъ имамы (1 Кор. 2, 16). Глаголемъ премудрость Божію въ тайнѣ сокровенную... юже никтоже отъ князей вѣка сего разумѣ... намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ (1 Кор. 2, 7-8. 10). Этотъ внутренній благодатный свѣтъ, озарялъ и всѣхъ святыхъ угодниковъ Божіихъ. Ихъ разумъ также исполнялся благодатною премудростію до проникновенія въ самыя глубины божественнаго вѣдѣнія. Къ нимъ во всей полнотѣ относятся слова св. Іоанна Богослова: вѣмы же, яко Сынъ Божій пріиде и далъ есть намъ свѣтъ и разумъ... да будемъ во истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ (1 Іоан. 5, 20).

Какой же слѣдуетъ для насъ, возлюбленные, спасительный урокъ изъ словъ праздничнаго тропаря и изъ всего нами сказаннаго? Если Рождество Христово имѣло своею цѣлью даровать свѣтъ нашему разуму, то будемъ всѣмъ своимъ существомъ стремиться къ тому, чтобы сдѣлаться обладателями сего свѣта. А такъ какъ человѣческій разумъ омрачился черезъ гордость нашихъ прародителей, то будемъ всѣми силами своей души стремиться къ смиренію. Будемъ помнить, что Божественный Свѣтъ возсіялъ въ мірѣ ради смиренія Пречистой Дѣвы Маріи, почему Она праведной Елисаветѣ и сказала: яко призрѣ на смиреніе рабы Своея (Лук. 1, 48). И самый Свѣтъ Божественный возсіялъ въ нищетѣ и смиреніи. «Что бо худшее вертепа, — говорится въ рождественскомъ канонѣ, — что же смиреншее пеленъ, въ нихже просія Божества Твоего богатство» [2].

Увы, мы переживаемъ время, близкое ко второму пришествію Господа, когда въ человѣчествѣ и даже въ жизни православныхъ христіанъ царствуетъ діавольская гордость, эта главная причина всѣхъ бѣдствій на землѣ. Отсюда безчисленныя заблужденія во всѣхъ областяхъ человѣческой жизни, вплоть до всевозможныхъ ересей, ставшихъ отличительнымъ свойствомъ христіанъ, не исключая и православныхъ. Отсюда небывалый плотской развратъ. Отсюда небывалая злоба, которая такъ жаждетъ человѣческой крови и находитъ себѣ удовлетвореніе во взаимномъ истребленіи людей.

Да не будетъ съ нами такого омраченія разума. Будемъ всячески избѣгать гордости. Пусть смиреніе Христово станетъ для насъ путеводною звѣздою въ жизни. Тогда благодатный свѣтъ возсіяетъ въ нашемъ разумѣ, и мы въ этомъ свѣтѣ пребудемъ въ теченіе всей своей жизни. Онъ перейдетъ съ нами и въ будущую загробную жизнь и станетъ навѣки источникомъ всѣхъ нашихъ радостей въ небесномъ Царствѣ Христовомъ. Этого неизречениаго блага, дарованиаго намъ Рождествомъ Христовымъ, да сподобитъ насъ всѣхъ Господь, ради молитвъ и заступленія родившей Его Пречистой Дѣвы Маріи. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 25 декабря 1943 г.
[2] По 3-й пѣснѣ, ѵпакои.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 162-165.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.