Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово передъ панихидой по епископѣ Ѳеофанѣ Затворникѣ, по случаю пятидесятилѣтія со дня его кончины: 1894-1944. [1]

Такимъ онъ представляется всѣмъ истинно-вѣрующимъ русскимъ людямъ, въ силу своей святой жизни и великой ревности о православной вѣрѣ. Эта ревность заставила его тяжко страдать душой, вслѣдствіе удаленія отъ православія русскаго общества, и даже нашихъ духовно-просвѣтительныхъ центровъ: духовныхъ семинарій и академій, которыя должны были быть источниками истиннаго религіознаго просвѣщенія для Россіи. Съ великою скорбью еп. Ѳеофанъ упрекалъ государственную и церковную власть и нашу іерархію за попустительство этому весьма тяжкому грѣху. Сердце его обливалось кровію отъ того противоцерковнаго настроенія и невѣрія, которыми были преисполнены русскіе люди. Онъ требовалъ рѣшительныхъ мѣръ противъ невѣрія. Но слова его остались гласомъ вопіющаго въ пустынѣ.

Надѣленный отъ Бога даромъ прозорливости, еп. Ѳеофанъ въ своихъ письмахъ изъ затвора предсказывалъ о грядущихъ на Россію тяжкихъ бѣдствіяхъ и пророчески предупреждалъ, что за наше отступленіе отъ православной вѣры, за уклоненіе въ протестантскія заблужденія Господь накажетъ русскій народъ войною съ Германіей, что́ и сбылось черезъ двадцать лѣтъ послѣ его кончины.

Нельзя не отмѣтить, что Господь за праведную жизнь сподобилъ еп. Ѳеофана дара прозорливости еще задолго до удаленія его съ архипастырской Владимірской каѳедры въ затворъ. Вотъ что повѣдала послѣдняя игуменія Дивѣевской обители мать Александра. Когда она была девятилѣтней дѣвочкой, ихъ семью посѣтилъ однажды Преосвященный Ѳеофанъ, тогда епископъ Владимірскій. Во время бесѣды Владыки она почему-то стала капризничать и сильно плакала. Никакіе уговоры родителей на нее не дѣйствовали. Тогда еп. Ѳеофанъ подозвалъ ее къ себѣ и сказалъ: «Милая моя дѣвочка, перестань плакать, вѣдь ты будешь игуменіей». И дѣйствительно, со временемъ она сдѣлалась игуменіей основаннаго преп. Серафимомь Саровскимъ Дивѣевскаго женскаго монастыря.

Повинуясь внутреннему сердечному своему влеченію, а лучше сказать, велѣнію Духа, еп. Ѳсофанъ удалился съ Владимірской каѳедры въ Вышенскую пустынь Тамбовской губ. на покой, а затѣмъ и въ затворъ, въ которомъ пребывалъ въ теченіе 25 лѣтъ до самой своей смерти. Благодаря этому затворничеству, святитель сдѣлался духовнымъ руководителемъ всей вѣрующей Россіи. Кто только не обращался къ затворнику съ своими скорбями и недоумѣніями?!. Съ каждой почтой еп. Ѳеофану доставлялась груда писемъ и телеграммъ съ просьбами о молитвѣ или за разрѣшеніемъ жизненно-практическихъ, духовныхъ или богословскихъ вопросовъ. Какова была эта переписка святителя и какъ много людей онъ духовно окормлялъ, объ этомъ свидѣтельствуютъ десять томовъ его писемъ къ разнымъ лицамъ. Какіе перлы благодатной духовной мудрости содержатъ въ себѣ письма еп. Ѳеофана, объ этомъ въ особенности свидѣтельствуетъ его книга: «Что есть духовная жизнь и какъ на нее настроиться». Она есть ничто иное, какъ сборникъ писемъ Еп. Ѳеофана къ одной образованной великосвѣтской дѣвицѣ, которая находилась въ перепискѣ съ затворникомъ и впослѣдствіи приняла монашество.

И не только духовное руководство еп. Ѳеофана было плодомъ его затворничества. Благодаря послѣднему, онъ обогатилъ Православную Церковь своими дивными научно-богословскими сочиненіями. Среди нихъ особенно извѣстны: «Путь ко спасенію», «Начертаніе христіанскаго нравоученія» и истолкованіе почти всѣхъ посланій Ап. Павла.

Это истолкованіе представляетъ собою выдающійся по ученой эрудиціи и знанію языковъ многолѣтній трудъ, проникнутый святоотеческимъ разумомъ и равнаго которому нѣтъ въ русской богословской литературѣ.

Нельзя обойти молчаніемъ и толкованія еп. Ѳеофаномъ 118-го псалма, въ которомъ такъ дивно раскрыта вся наша благодатная христіанская жизнь.

Великую спасительную цѣнность представляетъ собою ученый богословскій трудъ еп. Ѳеофана по переводу съ греческаго языка на русскій пяти огромныхъ томовъ Добротолюбія. Въ немъ излагается догматическое и нравственно-аскетическое ученіе св. отцовъ-подвижниковъ. Въ Добротолюбіи мы найдемъ все, что по преимуществу намъ нужно знать для нашего спасенія, ибо оно обучаетъ насъ молитвѣ и всей благодатной духовной жизни. Какое великое значеніе для насъ имѣетъ Добротолюбіе, объ этомъ свидѣтельствуетъ самъ еп. Ѳеофанъ. По его словамъ, если мы будемъ читать только три книги: Библію, Добротолюбіе и Четьи-Минеи [2], то этого будетъ вполнѣ достаточно для обученія насъ дѣлу спасенія.

Не будемъ указывать всѣхъ сочиненій Еп. Ѳеофана и передавать ихъ содержаніе. Но мы не можемъ не обратить вниманія на ту черту, которою они отличаются, какъ самымъ существеннымъ своимъ свойствомъ, и въ силу чего ихъ нужно назвать святоотеческими твореніями. Этимъ свойствомъ является святоотеческій духъ и строгая обоснованность сочиненій еп. Ѳеофана на ученіи св. отцовъ Церкви. Въ этомъ заключается его великаи заслуга передъ Православною Церковью и, въ частности, передъ Церковью Русскою.

Въ послѣднее время наша богословская наука находилась подъ сильнымъ вліяніемъ протестантскаго богословія. Еп. Ѳеофанъ своими твореніями возвращаетъ русское богословіе къ его настоящей основѣ — къ святоотеческому ученію, указывая тѣмъ самымъ истинный путь къ его развитію и процвѣтанію.

Есть и еще одна великая заслуга еп. Ѳеофана передъ Православною Церковью. Онъ съ изумительною ясностью и полнотою раскрываетъ, еще не вполнѣ раскрытое въ богословской литературѣ, богооткровенное и святоотеческое ученіе о возрождающей крещенской благодати Святаго Духа. Святитель призываетъ насъ стремиться къ ней, какъ къ самому драгоцѣнному нашему сокровищу, ради дарованія намъ коего Господь пострадалъ, пролилъ Свою кровь и умеръ на крестѣ (Іоан. 16, 7). По ученію еп. Ѳеофана, въ стяжаніи, или въ раскрытіи въ насъ сей благодати заключается вся цѣль нашей христіанской жизни. Великій святитель въ данномъ случаѣ имѣетъ въ виду ученіе св. Сѵмеона Новаго Богослова, который говоритъ, что если мы живемъ не для пріобрѣтенія благодати, а для другой цѣли, то всуе всякій нашъ трудъ и подвигъ для вѣчнаго спасенія. Эту цѣль, съ сознаніемъ всего великаго спасительнаго ея значенія для насъ, и показываетъ Еп. Ѳеофанъ въ своихъ твореніяхъ. Къ благодати крещенія, къ ея раскрытію исполненіемъ св. заповѣдей Христа онъ и побуждаетъ насъ ревностно стремиться.

Къ сожалѣнію, такого стремленія къ благодати въ нашей жизни почти совсѣмъ не наблюдается. Чѣмъ дальше идетъ время, тѣмъ болѣе и болѣе утрачивается нами даже самое представленіе о внутренней благодати св. крещенія и мѵропомазанія. Мы дѣлаемся безблагодатными и недуховными. Поэтому въ христіанской жизни мы воспринимаемъ одну лишь ея внѣшнюю сторону, благодаря чему мы не идемъ дальше фарисейскаго благочестія, которое не можетъ дать намъ вѣчнаго спасенія.

О, какъ бы слѣдовало намъ проникнуться ученіемъ о возрождающей благодати, которое раскрываетъ въ своихъ твореніяхъ еп. Ѳеофанъ и къ которому онъ влечетъ наши сердца и словомъ, и своею праведною жизнью.

Для насъ сокрыта внутренняя духовная жизнь еп. Ѳеофана въ затворѣ. Извѣстно только, что онъ очень мало вкушалъ пищи, ежедневно совершалъ одинъ литургію и сверхъ своихъ силъ, почти до полной потери зрѣнія, отдавался богословскимъ трудамъ. Жизнь въ затворѣ была для него не покоемъ, а непрерывнымъ мученическимъ подвигомъ для блага Православной Церкви, для духовнаго и богословскаго просвѣщенія людей. Поистинѣ, онъ одинъ своими писаніями представлялъ и доселѣ представляетъ дивное училище благодатнаго просвѣщенія, и съ такимъ спасительнымъ значеніемъ онъ останется навсегда для русскаго православнаго народа. Къ нему во всей полнотѣ нужно отнести слова Христа: вы есте свѣтъ міра... вы есте соль земли... тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 14. 13. 16).

Его весьма почиталъ нашъ знаменитый святитель, митрополитъ Московскій Филаретъ. Передъ нимъ преклонялся о. Іоаннъ Кронштадтскій. Онъ искалъ у еп. Ѳеофана себѣ духовнаго руководства и съ великимъ смиреніемъ и любовію прислушивался къ его голосу при изданіи своихъ богословскихъ трудовъ.

Преклонимся съ благоговѣніемъ и мы, мои возлюбленныя о Христѣ чада, передъ великимъ и святымъ образомъ еп. Ѳеофана Затворника. Св. Ап. Павелъ сказалъ: поминайте наставниковъ вашихъ... и взирая на кончину ихъ жизни, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7). Во исполненіе этихъ апостольскихъ словъ, будемъ съ вами, возлюбленные, подражать вѣрѣ еп. Ѳеофана. Поэтому будемъ читать и изучать его спасительныя для насъ творенія, чтобы знать свою православную вѣру, быть всегда въ свѣтѣ великой крещенской благодати и черезъ нее навѣки соединиться со Христомъ.

Пока еп. Ѳеофана наша Церковь не причислила къ лику святыхъ, будемъ молиться объ упокоеніи его души. Но будемъ помнить, что къ нему во всей полнотѣ относятся слова Іисуса Христа: слушаяй словесе Моего и вѣруяй Пославшему Мя, имать животъ вѣчный и на судъ не пріидетъ, но прейдеть отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24). Душа еп. Ѳеофана тутъ же послѣ его кончины воспарила къ престолу Божіему для вѣчной радости единенія со Христомъ. И эта радость отобразилась улыбкой на лицѣ почившаго святителя, когда его по смерти облачали въ архіерейскія одежды. Поэтому будемъ молиться о немъ съ сознаніемъ, что не столько онъ нуждается въ нашихъ молитвахъ, сколько мы нуждаемся въ его молитвенномъ предстательствѣ за насъ грѣшныхъ передъ престоломъ Божіимъ.

Да упокоитъ Господь душу праведнаго раба Своего въ селеніяхъ райскихъ, а насъ да помилуетъ его св. молитвами, чтобы и намъ наслѣдовать райское блаженство въ небесномъ Царствѣ Христовомъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Кокалянскомъ монастырѣ 12 марта 1944 г.
[2] Житія святыхъ.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 166-171.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.