Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Посланіе къ паствѣ, по случаю праздника Свѣтлаго Христова Воскресенія.

Христосъ Воскресе!

«О, Пасха, избавленіе скорби!» — Вотъ слова пасхальнаго богослуженія, которыми св. Церковь хочетъ побудить насъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, всецѣло отдаться радости праздника Свѣтлаго Христова Воскресенія.

Можетъ быть, нѣкоторые изъ насъ скажутъ: какъ вмѣстить эти слова въ сердца наши, когда мы такъ тяжко страдаемъ отъ скорбей. Послѣднихъ всегда было много въ нашей жизни и чѣмъ далѣе идетъ время, тѣмъ эти скорби становятся для насъ тяжелѣе и невыносимѣе. Вотъ и нынѣ Господь посѣтилъ насъ такими бѣдствіями, какихъ еще не было доселѣ. Настали времена, когда отъ разрушительныхъ изобрѣтеній современной культуры нельзя укрыться ни въ катакомбахъ, ни въ горахъ, ни въ пустынныхъ мѣстахъ. Мы являемся свидѣтелями чудовищнаго явленія въ человѣческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное населеніе, вплоть до неповинныхъ женщинъ и дѣтей.

Теперь становится понятнымъ, какимъ образомъ можетъ быть истреблена третья часть живущихъ на землѣ людей, что произойдетъ передъ самымъ вторымъ пришествіемъ Господа и о чемъ говорится въ Откровеніи Іоанна Богослова въ такихъ словахъ: такъ видѣлъ я въ видѣніи коней и на нихъ всадниковъ, которые имѣли на себѣ брони огненныя, гіацинтовыя и сѣрныя; головы у коней — какъ головы у львовъ, а изо рта ихъ выходилъ огонь, дымъ и сѣра. Отъ этихъ трехъ язвъ, отъ огня, дыма и сѣры, выходящихъ изо рта ихъ, умерла третья часть людей (Апок. 9, 17-18).

Итакъ, отъ какой же скорби избавляеть насъ св. Пасха? Несомнѣнно, здѣсь разумѣются не внѣшнія скорби, которыя омрачаютъ нашу жизнь и отнимаютъ отъ насъ временное благополучіе. Иначе Господь не указалъ бы на эти скорби, какъ на признакъ, отличающій Его послѣдователей, сказавши: въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 33). По ученію Христа, эти скорби являются для насъ даже спасительнымъ путемъ, которымъ мы должны идти къ вѣчной блаженной жизни, почему Господь и сказалъ: узкая врата и тѣсный путь, вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14). А великій Ап. Павелъ видитъ въ этихъ спасительныхъ для насъ скорбяхъ источникъ утѣшенія Христова еще въ земной нашей жизни. Во второмъ посланіи къ Коринѳянамъ онъ говоритъ: по мѣрѣ какъ умножаются въ насъ страданія Христовы, умножается Христомъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5).

Какую же надо разумѣть скорбь, избавленіе отъ которой даруетъ намъ св. Пасха? Пасха, или Свѣтлое Христово Воскресеніе, есть наше избавленіе отъ скорби будущихъ вѣчныхъ мученій. А такъ какъ причиною этихъ мученій является грѣхъ, то св. Пасха есть избавленіе насъ отъ порабощенія грѣху, источнику всякой пагубы. Вотъ почему въ ежедневной молитвѣ великаго подвижника Кіево-Печерской лавры, іеросхимонаха о. Парѳенія, мы находимъ такія слова: «О, Боже мой... избави мя отъ единственнаго и величайшаго зла — грѣха».

Это избавленіе отъ грѣха даруется намъ Богомъ въ таинствахъ Церкви вмѣстѣ съ благодатію Святаго Духа. А благодать сія, при содѣйствіи нашей свободной воли, не только освобождаетъ насъ отъ бремени грѣха, но сообщаетъ намъ божественную силу, чтобы соблюдать спасительныя заповѣди, достигать святости и быть наслѣдниками райскаго блаженства. Недаромъ въ пасхальномъ богослуженіи св. Пасха ублажается Церковію не только, какъ избавленіе отъ скорби, но и какъ «всѣхъ освящающая вѣрныхъ» и «двери райскія намъ отверзающая».

Вотъ отъ какой скорби избавляетъ насъ св. Пасха и какія блага духовныя и вѣчныя она даетъ намъ вмѣстѣ съ этимъ избавленіемъ.

Да поможетъ намъ Воскресшій Господь Спаситель всегда ощущать въ себѣ благодатную силу избавленія насъ Пасхою отъ скорби нашего порабощенія грѣху. О, если бы сіе избавленіе совершилось въ нашихъ сердцахъ! Оно даровало бы намъ святую жизнь, которая была бы для насъ источникомъ божественной радости еще здѣсь на землѣ, согласно словамъ Христа: аще заповѣди Моя соблюдете, пребудете въ любви Моей... радость Моя въ васъ будеть и радость ваша исполнится (Іоан. 15, 10-11).

Однако, благодатную силу этой божественной радости во всей полнотѣ мы будемъ испытывать только въ загробной жизни. Эта радость будетъ такъ велика, что мы сейчасъ даже не можемъ себѣ ея представить. Предвкушая райское блаженство, св. Іоаннъ Богословъ сказалъ: не у явися, что будемъ: вѣмы, же, яко, егда явится, подобни Ему будемъ, ибо узримъ Его, якоже есть (1 Іоан. 3, 2). Испытавши сіе блаженство при своемъ вознесеніи до третьяго неба, св. Ап. Павелъ не могъ изобразить его словами. А преп. Серафимъ Саровскій, удостоенный отъ Бога такого же дивнаго откровенія, могъ только сказать: «Ахъ, если бы мы знали, какая радость и какой восторгъ объемлютъ душу праведнаго при ея вселеніи въ райскія обители, то мы согласились бы во временной сей жизни съ полною готовностью терпѣть всевозможныя скорби, лишь бы намъ не лишиться того блаженства, какое Господь уготовалъ любящимъ Его».

Ясно, что всѣ наши скорби ничто, въ сравненіи съ райскимъ блаженствомъ небеснаго Царства. Поэтому пусть свѣтлый праздникъ Воскресснія Христова не омрачается внѣшними, хотя бы и весьма великими, нашими скорбями и страданіями. Будемъ помнить слова Ап. Павла: нынѣшнія временныя страданія ничего не сто́ятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ (Рим. 8, 18).

Пусть не омрачается въ насъ радость свѣтлаго праздника скорбями и потому, что въ борьбѣ съ ними мы не одиноки. Съ нами всегда Самъ Спаситель съ Своею благодатною помощью. Надъ нами простертъ всесильный покровъ Его Пречистой Матери. Намъ всегда готова помощь въ скорбяхъ отъ безплотныхъ силъ, которыя «нынѣ... съ нами невидимо служатъ» Христу. Съ нами и всѣ святые угодники Божіи.

Будемъ только вѣрными Господу, не будемъ измѣнять Ему своими грѣхами, страстями и пороками. Тогда въ нашей жизни осуществятся Его божественныя непреложныя слова: не оставлю васъ сиры, пріиду къ вамъ (Іоан. 14, 18); се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Тогда не оставитъ Онъ насъ съ вами, мои возлюбленныя о Христѣ дѣти, и послѣ нашей смерти, и надъ нами исполнятся слова Христовы: добре, рабе благій и вѣрный: о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 171-173.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.