Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ недѣлю 12-ю по Пятидесятницѣ.
Вѣра, какъ средство избавленія отъ скорбей
[1].

Богъ судилъ и намъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, испытывать сейчасъ великія, небывалыя скорби. Мы также тонемъ въ нихъ, какъ въ глубокихъ водахъ. Мы горячо молимся объ избавленіи отъ переживаемыхъ нами несчастій, но Господь пока не исполняетъ нашихъ молитвъ. Поэтому многіе изъ насъ впадаютъ въ печаль и даже уныніе и думаютъ, что настала ихъ гибель.

Да, скорби наши слишкомъ велики. Онѣ разъѣдаютъ наши сердца и днемъ, и ночью. Однако, нельзя такъ духовно разслабляться. Мы должны всегда сознавать, что живемъ подъ промыслительною десницею Господа. Намъ нужно всегда помнить, что Господь печется даже о птицахъ небесныхъ и полевыхъ растеніяхъ. Насъ ли, искупленныхъ Его драгоцѣнною Кровію, Онъ забудетъ и оставитъ внѣ Своего промыслительнаго попеченія?! И совсѣмъ не для гибели Господь послалъ намъ эти скорби, а для искупленія нашихъ грѣховъ и для нашего испытанія, чтобы соединить насъ, такъ далеко отъ Него удалившихся, и излить на насъ всю Свою неизреченную любовь. Не будемъ забывать словъ Священнаго Писанія: егоже бо любитъ Господь, наказуетъ (Притч. 3, 12; Евр. 12, 6).

Мы могли бы роптать на Бога въ своихъ скорбяхъ только въ томъ случаѣ, если бы Онъ оставилъ насъ безпомощными. Но Господь далъ намъ великое несокрушимое орудіе для христіанскаго перенесенія скорбей и для избавленія отъ нихъ. И этимъ средствомъ является наша вѣра. Какъ велико и спасительно это средство, объ этомъ свидѣтельствуетъ Ап. Павелъ, говоря: вѣрою побѣдиша царствія... заградиша уста львовъ, угасиша силу огненную, избѣгоша острея меча, возмогоша отъ немощи, быша крѣпцы во бранехъ, обратиша въ бѣгство полки чуждихъ (Евр. 11, 33-34).

Конечно, вѣра здѣсь разумѣется истинная, православная. За отступленіе отъ этой вѣры, хотя на одну іоту, мы сразу дѣлаемся игралищемъ бѣсовъ, становимся совершенно безпомощными для борьбы со зломъ и всякими несчастіями. И это понятно, ибо тогда благодать Божія отходитъ отъ насъ. И хотя бы св. Церковь видимо не отлучала насъ за это отступленіе, мы невидимою Божественною силою отсѣкаемся отъ общенія съ Богомъ, во исполненіе апостольскихъ словъ: аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8).

Къ сожалѣнію, православные христіане, какъ никогда, теперь отступаютъ отъ чистоты нашей православной вѣры. Очень многіе изъ нихъ, подъ вліяніемъ богоборческаго теософскаго ученія, а главнымъ образомъ, подъ вліяніемъ всевозможныхъ страстей и пороковъ, утратили чистоту православныхъ воззрѣній, и настолько, что не видятъ никакой существенной разницы между православіемъ и инославіемъ и говорятъ, что истина находится во всякой религіи, во всякомъ вѣрованіи. Если бы это было такъ, то зачѣмъ же подъ страхомъ анаѳемы намъ запрещено святой Церковію и святыми ея канонами молиться съ еретиками и язычниками? Почему же въ такомъ случаѣ св. Церковь учитъ, что спасутся и наслѣдуютъ вѣчное блаженство только тѣ, которые принадлежатъ къ истиннымъ ея послѣдователямъ по вѣрѣ, согласно словамъ Христа: иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ, а иже не иметъ вѣры (разумѣется православной), осужденъ будетъ (Марк. 16, 16). И та же св. Церковь свидѣтельствуетъ, что еретики никогда не спасутся: они обречены на вѣчное адское мученіе.

Поэтому никогда не будемъ допускать лжеумствованій въ области нашего догматическаго ученія. Будемъ неуклонно и съ радостію прибѣгать къ таинствамъ покаянія и причащенія, будемъ свято блюсти праздники и посты и все, чему учитъ насъ Православная Церковь. Будемъ во всей чистотѣ хранить и исповѣдывать свою православную вѣру, памятуя слова преп. Серафима Саровскаго: «Горе тому человѣку, который хотя на одну букву измѣнитъ постановленія Вселенскихъ Соборовъ; все, что облобызала св. Церковь на этихъ Соборахъ, свято исполняй». «Радость моя, — говорилъ преподобный одному богомольцу, — не имѣй общенія съ тѣми, которые нарушаютъ постъ въ среду и пятокъ».

Но это не все, что мы хотѣли бы сказать о православной вѣрѣ. Св. Сѵмеонъ Новый Богословъ говоритъ, что истинная вѣра заключается не только въ чистотѣ православнаго ученія, чуждаго всякой ереси, но и въ твердой увѣренности, что Господь никогда не оставитъ насъ въ скорбяхъ безъ Своей дивной помощи. Какъ слѣдовало бы намъ, возлюбленные, всегда помнить великаго вождя и пророка когда-то избраннаго народа, Моисея. Ему пришлось пережить страшное испытаніе, когда онъ съ своимъ безоружнымъ народомъ подошелъ къ Чермному морю, а сзади его настигалъ фараонъ съ своимъ воинствомъ. Но Моисей вѣрилъ въ помощь Божію, и вѣра его не осталась постыженной: онъ перешелъ море, какъ по суху, со всѣмъ своимъ народомъ, а фараонъ со всѣмъ египетскимъ воинствомъ погибъ въ волнахъ Чермнаго моря.

Такъ вѣрилъ въ помощь Божію и Іосифъ прекрасный. Ему, оклеветанному, угрожала смертная казнь и онъ былъ брошенъ въ темницу. Но Іосифъ вѣрилъ въ милосердіе и всемогущество Божіе и былъ съ Богомъ. Поэтому и Господь былъ съ нимъ. Онъ вывелъ его изъ темницы и поставилъ его надъ всею землею Египетской, первымъ лицомъ послѣ фараона. Такою же славою исполнилъ Господь и великаго пророка Даніила. Его также оклеветали и даже бросили въ ровъ на съѣденіе львамъ. Но пророкъ Даніилъ не поколебался въ своей вѣрѣ въ помощь Божію, и львы его не тронули. А царь сдѣлалъ его первымъ послѣ себя лицомъ по управленію всѣмъ своимъ царствомъ.

Такъ вѣрили въ Бога, какъ своего Божественнаго помощника и Утѣшителя въ скорбяхъ, и св. Апостолы. Дивное явленіе наблюдалось въ ихъ жизни: чѣмъ больше было у нихъ скорбей, тѣмъ бóльшую радость Господь посылалъ имъ. Вотъ почему Ап. Павелъ сказаль: по мѣрѣ, какъ умножаются въ насъ страданія Христовы, умножается Христомъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5).

Такую истинную вѣру имѣли и всѣ святые. И чѣмъ больше у нихъ было скорбей, тѣмъ болѣе въ ихъ жизни блистала благодать Святаго Духа въ ея дивныхъ и разнообразныхъ проявленіяхъ, превращая всѣ ихъ скорби въ радости и покрывая ихъ неувядаемою славою.

Будемъ, возлюбленные, и мы стараться имѣть такую же вѣру. И не будемъ унывать отъ скорбей. Онѣ заповѣданы намъ Господомъ и являются отличительнымъ признакомъ Его истинныхъ учениковъ, ибо Ему угодно было сказать: въ мірѣ скорбни будете, но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33).

Вся земная жизнь Христа была исполнена скорбей. Ему съ самаго рожденія угрожала смертельная опасность. Книжники и фарисеи, несмотря на всѣ Его великія чудеса и благодѣянія страждущимъ людямъ, всегда рвались убить Его. Нельзя выразить словами всѣхъ душевныхъ и тѣлесныхъ мукъ Его на крестѣ. Чѣмъ же окончились всѣ скорби и страданія Спасителя? Полною побѣдою надъ діаволомъ и всѣми твердынями ада. Эту побѣду даруетъ Господь и намъ съ вами надъ діаволомъ, всякимъ зломъ и всѣми скорбями за нашу вѣру во Христа.

Поэтому будемъ стремиться къ сей вѣрѣ, держаться ея, какъ якоря нашего спасенія, и вмѣстѣ съ Церковію всегда взывать ко Христу: «Ты моя крѣпость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Богъ, Ты мое радованіе, не оставль нѣдра Отча и нашу нищету посѣтивъ, тѣмъ съ пророкомъ Аввакумомъ зову Ти: силѣ Твоей слава, Человѣколюбче» [2].

Тогда Господь не допуститъ, чтобы скорби поглотили насъ, какъ бы онѣ ни были велики. Господь избавитъ насъ отъ нихъ и осуществитъ надъ нами Свои слова. Многи скорби праведнымъ, и отъ всѣхъ ихъ избавитъ я Господь (Псал. 33, 20). Не оставлю васъ сиры: пріиду къ вамъ (Іоан. 14, 18). Се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русской инвалидной церкви св. Великомученика Пантелеимона въ с. Княжево 14 августа 1944 г.
[2] 4-й ирмосъ воскреснаго канона 8-го гласа.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 174-177.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.