Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня.
О спасительной силѣ Креста
[1].

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ».

Мы покланяемся Кресту потому, что на немъ Господь совершилъ наше спасеніе. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ Господь показалъ спасительную силу Креста. Когда Моисей, въ силу повелѣнія Божіяго, крестообразно осѣнилъ Чермное море жезломъ своимъ, то вода разступилась и весь израильскій народъ перешелъ море, какъ по суху, имѣя и справа и слѣва отъ себя морскія воды. Когда же фараонъ со своимъ воинствомъ покусился сдѣлать то же самое и въ своей погонѣ за Израилемъ сталъ проходить по сухому дну морскому, то Господь опять повелѣлъ Моисею осѣнить крестообразно жезломъ своимъ море. И когда Моисей это сдѣлалъ, то воды сомкнулись и все фараоново воинство потонуло въ морскихъ волнахъ.

Это дивное чудо воспѣваетъ св. Церковь въ такихъ словахъ: «Кресть начертавъ Моисей, впрямо жезломъ Чермное пресѣче, Израилю пѣшеходящу, тоже обратно фараоновымъ колесницамъ ударивъ совокупи, вопреки написавъ непобѣдимое оружіе...» [2].

Когда израильтяне во множествѣ умирали отъ укусовъ ядовитыхъ змѣй, то Господь повелѣлъ Моисею воздвигнуть крестъ съ мѣднымъ на немъ зміемъ. И всѣ тѣ, которые съ вѣрою взирали на этотъ крестъ, избавлялись отъ смерти.

Объ этомъ чудесномъ событіи такъ говорится въ службѣ настоящаго праздника: «Возложи Моисей на столпѣ врачевство, тлетвориваго избавленіе и ядовитаго угрызенія: и древу образомъ креста, по земли пресмыкающагося змія привяза, лукавный въ семъ обличивъ вредъ...» [3].

Дивное чудо отъ креста проявилось въ жизни израильскаго народа во время его сраженія съ амаликитянами. Израильтяне не могли своими силами побѣдить враговъ. Тогда Моисей въ молитвѣ къ Богу простеръ руки, прообразуя крестъ. И такъ молился Моисей до тѣхъ поръ, пока амаликитяне не были окончательно побѣждены. Это событіе воспѣвается св. Церковію въ слѣдующихъ словахъ: «Моисей предобрази тя, руки простеръ на высоту, и побѣждаше Амалика мучителя, Кресте честный...»; «Образъ древле Моисей пречистыя страсти въ себѣ самомъ прообрази, священныхъ средѣ стоя: крестъ же вообразивъ, простертыми побѣду дланьми воздвиже державу погубивъ Амалика всегубителя...» [4].

Еще болѣе поразительное чудо было въ жизни израильтянъ отъ креста, когда преемникъ Моисея, Іисусъ Навинъ вступилъ въ битву съ аммореями. Онъ также, прообразуя крестъ Господень, простеръ свои руки и сказалъ: «солнце, остановись». И солнце остановило свое теченіе, день продлился, и это дало возможность Іисусу Навину и его воинству уничтожить своихъ безчисленныхъ враговъ.

Сіе дивное чудо воспѣваетъ св. Церковь въ такихъ словахъ праздничнаго сѣдальна: «Проображаше таинственно древле Іисусъ Навинъ, креста образъ: егда руцѣ простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящія Тебѣ, Богу...»

Но все это было только прообразовательною тѣнью тѣхъ великихъ и многихъ спасительныхъ благъ, которыя проистекли и проистекаютъ отъ Животворящаго Креста Господня. На немъ произошло наше искупленіе отъ первороднаго грѣха Адама. На немъ было разрушено проклятіе, наложенное Богомъ за этотъ грѣхъ на весь человѣческій родъ. Ради Креста Господь даруетъ намъ въ таинствахъ Церкви возрождающую благодать Святаго Духа. А эта благодать даетъ намъ божественную силу бороться съ діаволомъ, со грѣхомъ, со всѣми страстями, соблюдать спасительныя заповѣди и быть истинными послѣдователями Христа. Эта благодать даетъ намъ доступъ къ величайшему таинству св. Евхаристіи, въ которомъ истинно-вѣрующіе, вкушая Тѣло и Кровь Христа, дѣлаются едино съ Богомъ по благодати и предвкушаютъ райское блаженство еще на землѣ. Благодать сія введетъ насъ послѣ смерти въ блаженный чертогъ Христовъ и будетъ источникомъ нескончаемой радости въ небесномъ Царствіи.

Вотъ какія блага проистекаютъ для насъ отъ Креста Господня. Но это не все, что мы отъ него получаемъ. Крестъ есть нашъ могущественный помощникъ въ борьбѣ со всякимъ зломъ. Крестъ есть якорь нашего спасенія отъ всѣхъ бѣдъ и напастей. Крестъ есть постоянный и неизмѣнный спутникъ всѣхъ нашихъ молитвъ къ Богу, ибо онѣ сопровождаются крестнымъ знаменіемъ. Церковь ублажаетъ Крестъ, какъ попраніе бѣсовъ, умерщвленіе страстей, утѣшеніе въ скорбяхъ, какъ цѣленіе недуговъ и воскрешеніе мертвыхъ. Крестъ есть хранитель всей вселенной, слава Ангеловъ и святыхъ, слава и красота нашей Православной Церкви. И такъ какъ черезъ Крестное Древо Господь возвратилъ намъ блаженство рая, то Крестъ есть райское Древо Жизни.

Невозможно изобразить словами человѣческаго языка всю ту спасительную силу, которая источается на насъ отъ Креста. Силою Креста совершали безчисленныя и дивныя знаменія и чудеса Апостолы и всѣ святые. Этою силою Константинъ Великій, будучи еще язычникомъ, побѣдилъ вражеское воинство, увидѣвъ передъ тѣмъ на небѣ Крестъ въ ослѣпительномъ сіяніи съ надписью: «Симъ побѣдиши». Сила Креста сломила язычество. Крестъ еще разъ, какъ никогда, ярко озаритъ весь міръ черезъ Россію, которая всегда и неизмѣнно была, есть и будетъ съ Крестомъ, не только какъ съ священнымъ сѵмволомъ, но и какъ съ основою своей жизни. Крестъ, какъ знаменіе Сына Человѣческаго и орудіе нашего спасенія, въ послѣдній разъ увидятъ всѣ племена земныя при второмъ пришествіи Господа, къ великой радости истинныхъ Его послѣдователей и на великое и безысходное горе всѣхъ, которые въ земной своей жизни не слѣдовали за Христомъ.

Зная спасителыюе значеніе Креста Господня, потщимся, возлюбленные, поклониться Кресту съ истинною вѣрою въ его спасительную для насъ силу, во всѣ блага, которыя отъ него проистекли и будутъ проистекать въ нашей жизни до скончанія вѣка. Зная его спасительную силу, будемъ ежедневно прибѣгать къ нему, какъ къ живому, съ такими словами церковной молитвы: «Радуйся, пречестный и животворящій Кресте Господень, прогоняяй бѣсы силою на тебѣ пропятаго Господа нашего Іисуса Христа... даровавшаго намъ тебе, Крестъ Свой Честный, на прогнаніе всякаго супостата. О, пречестный и Животворящій Кресте Господень! помогай ми со Святою Госпожею Дѣвою Богородицею и всѣми святыми во вѣки. Аминь».

Конечно, мы хорошо узна́емъ всю спасительную силу Креста только тогда, когда ее испытаемъ въ своей собственной жизни, когда станемъ на путь дѣйствительной и мученической борьбы съ своими страстями. Постоянно прибѣгая въ этой борьбѣ къ Животворящему Кресту Господню, мы будемъ ощущать дивную его для себя помощь. Тогда мы не только будемъ поклоняться Кресту своею истинною вѣрою въ его спасительную силу, во всѣ, дарованныя намъ отъ него блага, но будемъ прославлять Крестъ своею истинною христіанскою жизнью.

Черезъ такое прославленіе Креста мы будемъ славить и воскресеніе Христово. Вѣдь послѣднее есть ничто иное, какъ побѣда, которую совершилъ Господь надъ тлѣніемъ, или смертью. А это тлѣніе, эта смерть были вызваны грѣхомъ, человѣческими страстями. Поэтому мы будемъ славить Воскресеніе Христа, когда будемъ побѣждать въ себѣ плотскую страсть, когда не будемъ допускать никакихъ блудныхъ дѣяній, когда будемъ подавлять въ себѣ блудные помыслы, блудныя чувства и желанія и достигать ангельской чистоты и цѣломудрія. Мы будемъ славить Воскресеніе Христово, когда не будемъ мстить за обиды, но будемъ прощать все злое, что сдѣлали намъ ближніе. Мы будемъ славить Воскресеніе Христово, когда будемъ побѣждать въ себѣ гордость и смиряться передъ Богомъ и людьми, памятуя, что нѣтъ намъ иного пути ко спасенію, какъ только черезъ смиреніе, и что смиреніемъ Господь совершилъ наше спасеніе. Вотъ почему Ап. Павелъ объ Іисусѣ Христѣ сказалъ: смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2, 8-9). Такъ уничтожая и всякую другую страсть, мы будемъ славить Воскресеніе Христа.

Черезъ такую борьбу со грѣхомъ, черезъ такое освобожденіе нашего сердца отъ страстей мы узримъ еще на землѣ, если не Самого Бога, то Его неизреченныя милости, Его дивный покровъ и заступленіе во всѣхъ нашихъ скорбяхъ, бѣдахъ и напастяхъ. Послѣ же нашей смерти Господь удостоитъ насъ блаженства въ Своемъ небесномъ Царствѣ, гдѣ вмѣстѣ съ Ангелами мы будемъ славить и Крестъ и Воскресеніе Христа уже безъ всякихъ печалей и скорбей, ибо будемъ испытывать одну только нескончаемую и божественную радость своего Господа, чего да сподобимся достигнуть силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня, молитвами Богородицы и всѣхъ святыхъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Княжевскомъ кладбищенскомъ храмѣ Русскаго Софійскаго прихода 14 сентября 1944 г.
[2] Ирмосъ 1-й пѣсни канона въ честь праздника Воздвиженія.
[3] Второй тропарь 1-й пѣсни канона.
[4] Первый тропарь 1-й пѣсни канона.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 178-181.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.