Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы.
Объ особенномъ заступленіи Пречистой Божіей Матери въ нашихъ великихъ бѣдствіяхъ
[1].

Но въ особенности Божія Матерь являетъ Свой молитвенный покровъ во время великаго божественнаго гнѣва, когда Господь за грѣхи страшно наказываетъ людей. Нѣкогда св. Іоаннъ Богословъ въ откровеніи созерцалъ это страшное наказаніе Божіе, когда быша блистанія и гласи, и громи и трусъ, и градъ великъ (Апок. 11, 19). Но тутъ же онъ увидѣлъ великое знаменіе на небѣ, Жену, облеченную въ солнце (Апок. 12, 1), подъ которою св. отцы Церкви разумѣютъ Пречистую Божію Матерь. Господь показалъ Своему возлюбленному ученику то міровое потрясеніе, которое разразится передъ самымъ вторымъ Его пришествіемъ. Но вмѣстѣ съ тѣмъ ему показано было и то великое утѣшеніе, которое даруетъ тогда Господь въ тяжкихъ страданіяхъ людямъ въ лицѣ Пречистой Божіей Матери. Чтó можетъ быть утѣшительнѣе и отраднѣе для людей, когда среди нихъ появится Небесная Царица, Которая только одна и можетъ Своимъ всесильнымъ покровомъ спасти страждущихъ отъ всѣхъ бѣдъ и отвратить отъ нихъ праведный и страшный гнѣвъ Своего Сына.

Имѣя въ виду такое дивное заступленіе Пречистой Божіей Матери, св. Церковь всегда молится, чтобы Матерь Божія явилась намъ въ самый страшный часъ нашей жизни — въ часъ нашей кончины. Церковь вѣруетъ, что Матерь Божія являетъ намъ Свой покровъ и въ то страшное для насъ время, когда душа наша, по разлученіи съ тѣломъ, проходитъ воздушныя мытарства. Св. Церковь свидѣтельствуетъ, что Божія Матерь не оставитъ насъ внѣ Своего покрова и на страшномъ судѣ Христовомъ. А въ большихъ Четьи-Минеяхъ Митрополита Макарія повѣствуется, что Божія Матерь въ послѣдній разъ явитъ Свой покровъ и заступленіе даже послѣ страшнаго суда Христова многимъ грѣшникамъ, уже осужденнымъ праведнымъ судомъ Божіимъ. Хотя они и не будутъ водворены въ райскія обители, но ходатайствомъ Богоматери будутъ избавлены отъ вѣчныхъ адскихъ мученій ради той любви, которую они оказывали ближнимъ во время земной своей жизни.

Такъ, Пречистая Божія Матерь всегда являетъ Свой особенный покровъ людямъ, когда они находятся на краю гибели.

Богъ судилъ намъ съ вами, возлюбленные, жить въ страшныя времена. Состояніе міра въ данный моментъ подобно тому, которое созерцалъ Іоаннъ Богословъ, когда появилась Божія Матерь, облеченная въ солнце. И сейчасъ мы переживаемъ міровое потрясеніе, ибо весь міръ участвуетъ въ войнѣ и, какъ никогда, тяжко страдаетъ, обливаясь кровью. Поэтому и сейчасъ особенный покровъ Пречистой Божіей Матери простертъ надъ нами. И можетъ ли Она оставить насъ безъ Своего материнскаго заступленія, когда мы находимся въ скорбяхъ и бѣдствіхъ? Вѣдь Она есть наша истинная Мать.

Замѣчательно, что св. Андрей, Христа ради юродивый, видѣлъ Божію Матерь, осѣняющую людей Своимъ омофоромъ, всю въ слезахъ. Такъ Она за насъ молится и умоляетъ Своего Божественнаго Сына о дарованіи намъ помощи и утѣшенія. Несомнѣнно, какъ никогда, Она теперь съ нами Своимъ покровомъ и заступленіемъ.

Да, мы недостойны этого покрова по своимъ грѣхамъ. За грѣхи свои и страдаемъ сейчасъ. Но будемъ съ покаяніемъ молиться Божіей Матери, ибо Ей весьма любезно наше покаяніе и ради него Она изливаетъ на кающихся всю Свою любовь. Ради покаянной молитвы къ Ней Маріи Египетской, Божія Матерь помогла ей оставить свою нечистую жизнь, и преп. Марія достигла еще на землѣ изумительной благодатной славы, а нынѣ, какъ солнце, сіяетъ въ небесномъ Царствѣ Христовомъ (см. житіе преп. Маріи Египетской). Ради такой покаянной молитвы къ Божіей Матери блаженнаго Ѳеофила, Она умолила Сына Своего простить Ѳеофилу самый ужасный грѣхъ — грѣхъ его отреченія отъ Христа, и даровала ему прежнюю благодать (см. повѣсть о покаяніи Ѳеофила).

Будемъ, возлюбленные, дѣлать въ своей жизни только то, чтó угодно Божіей Матери. А Ей угодно, чтобы мы имѣли вмѣстѣ съ покаяніемъ истинную вѣру, чуждую всякихъ ересей. Ей угодно, чтобы мы имѣли вѣру, любовію къ Богу и ближнимъ поспѣшествуемую. Она ищетъ отъ насъ вѣры съ непреклонной увѣренностью, что Господь никогда не оставитъ насъ въ скорбяхъ одинокими, но всегда готовъ даровать намъ Свою дивную помощь.

Поэтому Пречистая Божія Матерь еще болѣе проявляетъ Свой покровъ въ жизни тѣхъ, которые при покаяніи соблюдаютъ сію истинную вѣру и сообразно съ нею провождаютъ свою жизнь. Отсюда понятно, почему Она была такою дивною покровительницею преп. Серафима Саровскаго, много разъ являлась ему въ Своей божественной славѣ и даровала ему дивную кончину.

Будемъ и мы съ вами, возлюбленныя о Христѣ чада мои, всегда съ покаяніемъ прибѣгать въ своихъ молитвахъ къ Божіей Матери. Будемъ и мы съ вами хранить истинную вѣру. Тогда дивный покровъ Божіей Матери будетъ проявляться и въ нашей жизни. Этотъ покровъ избавитъ насъ отъ всѣхъ бѣдъ и напастей и даруетъ намъ христіанскую кончину, а послѣ нашей смерти введетъ насъ въ небесное Царство Христово для вѣчнаго неизреченнаго блаженства, чего да сподобитъ насъ Господь молитвами Пречистой Дѣвы Маріи, нашей великой Покровительницы и Заступницы и въ сей, и въ будущей жизни. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русской Инвалидной церкви св. Великомученика Пантелеимона въ с. Княжево 1 октября 1944 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 182-184.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.