Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Возбудители раскола.

Большевики — начинатели смуты.

Для пониманія современной церковной смуты, такъ болѣзненно отразившейся на жизни русскаго зарубежья, необходимо установить кому она была нужна, кто поддерживаетъ отколовшагося отъ Собора Епископовъ Митрополита Евлогія и у кого онъ ищетъ поддержки.

Смута была начата большевиками. Изничтожая всѣми мѣрами высшую іерархію въ Россіи, большевики не могли терпѣть существованіе независимой отъ нихъ, сорганизованной на каноническихъ основахъ іерархіи заграницей, могущей свободно отстаивать церковную правду. Твердое же, отвѣчающее всей исторіи Русской Церкви и постановленіямъ Московскаго Собора 1917-1918 г.г., выступленіе Собора Заграничной Церкви въ 1921 году, въ Сремскихъ Карловцахъ, противъ большевицкой власти, заставило совѣтское правительство ускорить нанесеніе ей удара. Нужна была смута.

Главное возмущеніе большевиковъ, пытавшихся тогда наладить свои отношенія съ западными державами, вызвало твердое, патріотическое, вытекавшее изъ идеи бѣлаго противобольшевицкаго движенія обращеніе Собора 1921 года, въ Сремскихъ Карловцахъ, къ державамъ по поводу Генуэзской конференціи, на которую впервые приглашались большевики.

Обращеніе это, принятое Соборомъ единогласно, и подписанное Митрополитомъ Антоніемъ, заканчивалось такъ:

«Народы Европы! Народы Міра! Пожалѣйте нашъ добрый, открытый, благородный по сердцу, народъ русскій, попавшій въ руки міровыхъ злодѣевъ! Не поддерживайте ихъ, не укрѣпляйте ихъ противъ вашихъ дѣтей и внуковъ! А лучше помогите честнымъ русскимъ гражданамъ. Дайте имъ въ руки оружіе, дайте имъ своихъ добровольцевъ и помогите изгнать большевизмъ [1] — этотъ культъ убійства, грабежа и богохульства изъ Россіи и всего міра. Пожалѣйте бѣдныхъ русскихъ бѣженцевъ, которые за свой патріотическій подвигъ обречены среди васъ на голодъ и холодъ, на самыя черныя работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными даже такихъ необходимыхъ удобствъ жизни, которыя доступны послѣднему неграмотному чернорабочему. Они въ лицѣ доброй своей половины офицеровъ, генераловъ и солдатъ готовы взяться за оружіе и итти походомъ въ Россію, чтобы выручить ее изъ цѣпей постыднаго рабства разбойниковъ. Помогите имъ осуществить свой патріотическій долгъ, не дайте погибнуть вашей вѣрной союзницѣ — Россіи, которая никогда не забывала своихъ друзей и отъ души прощала тѣхъ, кто временно былъ ея врагомъ. Если поможете возстановиться исторической Россіи, то скоро исчезнутъ тѣ, пока не разрѣшимыя политическія и экономическія затрудненія, которыя по всему міру сдѣлали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю «желанный для всѣхъ людей миръ» (Ефес. 8, 13)».

Обращеніе это опубликовано было въ издающейся въ Бѣлградѣ газетѣ «Новое Время», 1-го марта 1922 года. Тотчасъ по доставленіи газеты въ Москву агенты чеки потребовали отъ Патріарха Тихона изданія акта, карающаго Заграничную Русскую Церковь. Зная, что на Соборѣ въ Сремскихъ Карловцахъ не было достигнуто единодушія по вопросу о призывѣ Зарубежья къ моленію о возвращеніи на Престолъ Дома Романовыхъ и понимая, что ударъ сразу по всему заграничному духовенству заставитъ послѣднее еще сильнѣе сплотиться, чекисты придумали среднее рѣшеніе.

Въ вынужденной большевиками, повидимому, въ части продиктованной, резолюціи Патріарха Тихона Соборъ въ Карловцахъ осуждался за посланіе о Династіи Романовыхъ и обращеніе къ Генуэзской конференціи, что объявлялось нарушеніемъ указа Патріарха отъ 25 сентября 1919 года, воспрещавшаго духовенству борьбу съ большевиками. Отмѣнялось существовавшее тогда Высшее Заграничное Церковное Управленіе (съ участіемъ клириковъ и мірянъ) и подтверждались, предоставленныя ранѣе тѣмъ же Высшимъ Заграничнымъ Церковнымъ Управленіемъ, права Митрополита Евлогія по управлемію западно-европейской епархіей.

Большевики, зная, что Митрополитъ Евлогій оказался въ меньшинствѣ при голосованіи вопроса о Династіи Романовыхъ, разсчитывали, что онъ несознательно поможетъ имъ, внеся тогда же смуту въ Церковь, а затѣмъ новымъ актомъ принужденія Патріарха будетъ самъ уволенъ (такимъ вторымъ актомъ и явилось приготовленное большевиками, въ развитіе предыдушаго «карательнаго» указа 1922 года, пресловутое «завѣщаніе» Патріарха).

Святѣйшій Патріархъ Тихонъ, уступая давленію большевиковъ, былъ вмѣстѣ съ тѣмъ спокоенъ, зная, что заграничное духовенство имѣетъ исчерпывающее, ясное постановленіе Высшей Церковной Власти въ Россіи отъ ноября 1920 года, предуказывающее соборное управленіе, оторванныхъ отъ Москвы епархій.

Въ то время попытка большевиковъ внести страшную смуту не удалась.

Митрополитъ Евлогій, жившій тогда въ Берлинѣ и не ставшій еще плѣнникомъ тѣхъ вредныхъ силъ, о коихъ рѣчь будетъ ниже, — отлично понялъ все значеніе вынужденнаго акта Патріарха Тихона:

«Указъ этотъ», — писалъ онъ Митрополиту Антонію, — «поразилъ меня своей неожиданностью и прямо ошеломляетъ представленіемъ той страшной смуты, которую онъ можетъ внести въ нашу церковную жизнь. Несомнѣнно, онъ данъ былъ подъ давленіемъ большевиковъ».

На эту же точку зрѣнія о вынужденности акта всталъ и Архіерейскій Соборъ 1922 года, создавшій каноническое управленіе зарубежной церковью на основаніи упоминавшагося только что постановленія Высшей Церковной Власти въ Россіи отъ ноября 1920 года.

И позднѣе Митрополитъ Евлогій считался съ полной возможностью вынужденности постановленій Патріарха Тихона. Когда большевиками опубликовано было, такъ называемое, «завѣщаніе» Патріарха Тихона, признававшаго, якобы, большевицкую власть и въ завершеніе плана 1921 года послѣдней, окончательно разгромлявшаго всю Зарубежную Церковь, — въ томъ числѣ и Митрополитовъ Евлогія и Платона, — то въ газетѣ «Вечернее Время», отъ 11 (24) апрѣля 1925 года, за № 304, было напечатано слѣдующее заявленіе Митрополита Евлогія:

«Возможно, что документъ кѣмъ-то составленъ и, что называется, подсунутъ къ подписи. Сомнительные, двуличные люди могутъ найтись вездѣ и ни передъ чѣмъ не останавливаются. Могло быть использовано болѣзненное состояніе Патріарха. Каково оно могло быть, можемъ судить по слѣдующему отрывку изъ письма, еще отъ 18-го мая 1924 года.

"Несмотря на свои сравнительно молодые годы (59 лѣтъ), Патріархъ производитъ впечатлѣніе старца. Постоянныя тревоги и волненія, а также болѣзнь подтачиваютъ его силы. Въ теченіе года у него трижды повторялся глубокій обморокъ, длившійся 20-30 минутъ. Сначала думали, что это легкіе удары, но консиліумъ лучшихъ врачей открылъ у Патріарха нефритъ, не сильный, но не излѣчимый. Обмороки происходятъ отъ всасыванія мочевины. Непосредственной опасности нѣтъ, но всасываніе мочевины можетъ повести къ неожиданной катастрофѣ".

При этой болѣзни, кромѣ обмороковъ, бываютъ тяжелыя полуобморочныя состоянія съ ослабленнымъ сознаніемъ. Это могло быть использовано. Какъ бы тамъ ни было, я за этимъ документомъ, никакой обязательной силы не признаю́, хотя бы онъ былъ и дѣйствительно написанъ и подписанъ Патріархомъ. Документъ имѣетъ характеръ политическій, а не церковный [2]. Онъ не касается ни догматовъ, ни каноновъ, ни обрядовъ, а говоритъ объ отношеніяхъ къ совѣтской власти въ предѣлахъ совѣтскаго государства. Внѣ его предѣловъ онъ не имѣетъ значенія для православныхъ, какъ не имѣетъ церковнаго значенія и авторитета ни для кого и нигдѣ».

Ближайшій же сотрудникъ Митрополита Евлогія, членъ Епархіальнаго Совѣта по назначенію, А. В. Карташевъ, тогда же, въ № 310 «Русскаго Времени», въ такихъ выраженіяхъ признавалъ вѣроятность вынужденныхъ актовъ.

«Вы спрашиваете меня подлиненъ ли послѣдній документъ, опубликованный коммунистами подъ именемъ: "Завѣщанія Патріарха Тихона"? Вопросъ аналогиченъ по сложности съ другимъ: подлинны ли три прежнихъ документа, одновременно подписанныхъ Патріархомъ Тихономъ о признаніи имъ "совѣтской" власти? Подлинной оказалась подпись подъ ними Патріарха. Но, какъ теперь точно извѣстно, изготовлены были эти гнусные по тону и языку акты въ ГПУ, а Святѣйшій Патріархъ-Мученикъ рѣшилъ ихъ подписать въ жертвенномъ порывѣ, ради спасенія Церкви, жертвуя своей внѣшней мірской репутаціей»...

«Пусть даже», — пишетъ онъ далѣе, — «въ порядкѣ "всякихъ неправдъ", къ злополучному "документу" приложена и рука самого Патріарха. И все-таки, при всемъ сожалѣніи объ этомъ документѣ, для насъ, вѣрныхъ дѣтей Патріарха въ эмиграціи, онъ не имѣетъ никакого практическаго значенія».

И только въ 1926 году большевики могли торжествовать. Ударъ, нанесенный ими въ 1922 году Зарубежной Церкви, далъ результаты. Смута возникла.

Митрополитъ Евлогій, увы, ставшій плѣнникомъ темной силы, превратилъ указъ, данный, по его же словамъ, подъ давленіемъ большевиковъ, въ священный «завѣтъ» почившаго Патріарха Тихона, на этомъ указѣ построилъ свои исключительныя права, тѣмъ самымъ возглавивъ затѣянную большевиками и имъ же въ 1922 году предвидѣвшуюся «страшную смуту».

Примѣчанія:
[1] Курсивъ повсюду нашъ (прим. — автора).
[2] Какъ извѣстно Указъ 1922 г., объявленный нынѣ «Завѣтомъ» Патріарха Тихона, церковныхъ вопросовъ не касался, а затрагивалъ чисто политическій вопросъ о выступленіи Церковнаго Собора въ Ср. Карловцахъ противъ совѣтской власти.

Источникъ: [Н. Д. Тальбергъ.] Возбудители раскола. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 7-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.