Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Возбудители раскола.

Вселенская Патріархія противъ Русской Патріархіи.

Выяснивъ, на какія силы опирается Митрополитъ Евлогій, необходимо указать, у кого ищетъ онъ защиты въ своихъ противоканоническихъ дѣйствіяхъ.

Близкая къ Митрополиту Евлогію газета «Возрожденіе», 11-го марта 1927 года оповѣстила читателей о заслуживающемъ «величайшаго вниманія» отзывѣ Вселенскаго Патріарха, высказавшаго свое одобреніе Митрополиту Евлогію. Митрополитъ Евлогій со времени начала смуты сталъ искать защиты въ Константинополѣ, что весьма показательно для іерарха, постоянно выставляющаго себя исполителемъ «завѣтовъ» Патріарха Тихона.

Послѣ живоцерковцевъ никто не доставлялъ столько тяжкихъ огорченій почившему Святѣйшему Патріарху, какъ Вселенская Патріархія. Ея распоряженіемъ, въ попраніе священныхъ каноновъ, были отторгнуты отъ Россійской Церкви рядъ епархій. Но Вселенская Патріархія на этомъ не остановилась. Она пожелала подчинить себѣ всѣ русскія православныя церкви заграницей и пыталась низвергнуть Патріарха Тихона.

Въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» (№№ 7 и 8, за 1925 годъ), была напечатана грамота Патріарха Тихона Вселенскому Патріарху, въ которой Святѣйшій твердо возражалъ противъ намѣренія Вселенскаго Патріарха послать въ Россію свою миссію для исправленія дѣлъ Русской Церкви. Вотъ подлинныя слова Патріарха Тихона:

«Въ инструкціи членамъ миссіи однимъ изъ главныхъ пунктовъ является пожеланіе Вашего Святѣйшества, чтобы я, какъ Всероссійскій Патріархъ, "ради единенія расколовшихся и ради паствы, пожертвовалъ собой, немедленно удалившись отъ управленія Церковью, какъ подобаетъ истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасеніи многихъ, и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, Патріаршество, какъ родившееся во всецѣло ненормальныхъ обстоятельствахъ въ началѣ гражданской войны и какъ считающееся значительнымъ препятствіемъ къ возстановленію мира и единенія"... Прочитавъ указанные протоколы, мы не мало смутились и удивились, что Представитель Вселенской Патріархіи, глава Константинопольской Церкви, безъ всякаго предварительнаго сношенія съ нами, какъ съ Законнымъ Представителемъ и Главой всей Русской Автокефальной Церкви, вмѣшивается во внутреннюю жизнь и дѣла Автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2 и 3 Параграфы II Вселенскаго Собора и др.) за епископомъ Константинопольскимъ признавали всегда и признаютъ первенство предъ другими автокефальными Церквами чести, но не власти»...

Глубокимъ возмущеніемъ всѣхъ, не утратившихъ тогда еще національнаго достоинства русскихъ людей встрѣчено было послѣдовавшее въ 1924 году распоряженіе Вселенской Патріархіи, объявленное въ Константинополѣ Архіепископу Анастасію, о прекращеніи возношенія за богослуженіемъ, наряду съ Константинопольскимъ Патріархомъ, имени Патріарха Тихона, о прекращеніи осужденія въ церковной проповѣди совѣтской власти, прекращенія всяческой связи съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ.

Въ тѣ же времена Вселенская Патріархія стремилась подчинить церкви Западно-Европейской епархіи Митрополиту Ѳіатирскому Германосу (проживающему въ Лондонѣ).

«Вселенскій предатель», такъ называлась передовая статья въ газетѣ «Новое Время» (№ 942), отъ 18-го іюня 1924 года. Отмѣтивъ враждебныя дѣйствія Патріарха Григорія VII противъ Влалыки Анастасія, указавъ на закрытіе русскихъ церквей въ Аѳинахъ и Чехо-Словакіи, «Новое Время» писало, что Патріархъ Григорій VII «за мзду, предложенную ему со стороны палачей Христа, отъ волковъ, поѣдающихъ паству его, самъ взялъ въ руки молотъ и сталъ вбивать гвозди въ Тѣло Христово и загонять свою паству въ волчье логовище. Дѣйствительно, въ міръ пришелъ Антихристъ! И эта связь Григорія VII съ большевиками точно установлена. Вся турецкая печать разсказываетъ, что въ Константинополѣ у русскаго адвоката Полянскаго, консультанта по бракоразводнымъ дѣламъ при греческомъ церкокномъ судѣ, при обыскѣ были найдены документы, устанавливающіе самымъ опредѣленнымъ и неопровержимымъ образомъ, что Полянскій былъ агентомъ большевиковъ и посредникомъ между ними и Константинопольскимъ Патріархомъ. Полянскій въ настояшее время арестованъ, а Патріархъ, какъ утверждаютъ турецкія газеты, будетъ высланъ изъ предѣловъ Турціи. Такъ, вліятельная турецкая газета «Вакантъ», какъ передаютъ «Дни», пишетъ по этому поводу слѣдующее: «Теперь установлено, что Патріархъ вступилъ въ контактъ съ большевиками, исполняетъ ихъ директивы и ведетъ кампанію противъ русскаго духовенства».

«Омерзительнѣе этого нравственнаго паденія», продолжало «Новое Время», «какъ пала греческая патріархія, трудно что-либо себѣ представить. Это поступокъ Іуды, но Іуда нравственнѣе подобныхъ предателей уже тѣмъ однимъ, что онъ не вынесъ предательства и повѣсился. А этотъ хочетъ благоденствовать и занять мѣсто Патріарха Тихона. По крайней мѣрѣ о позможности подобнаго исхода сообщаютъ совѣтскія газеты».

«Новое Время» въ томъ же номерѣ приводитъ пространную выдержку изъ «Дэйли Телеграфъ», говорящемъ, что «все это дѣло — афера между такъ наз. «живою церковью» въ Россіи и церковными властями въ Константинополѣ, афера, которая была подготовлена совѣтскимъ «посломъ» въ Константинополѣ Сурицемъ. Русская Церковь была въ теченіе многихъ столѣтій независимою отъ Вселенскаго Патріарха. Теперь Григорій радъ воспользоваться случаемъ, чтобы проявить свой авторитетъ надъ русскими церковными дѣлами, авторитетъ, который не существовалъ, начиная съ 17 столѣтія».

«Послѣднія Новости», нынѣ тоже радующіяся поддержкѣ Вселенской Патріархіи въ борьбѣ Митрополита Евлогія противъ препятствующаго завоевательнымъ стремленіямъ Патріархіи каноническаго Архіерейскаго Собора — 12 іюля 1924 года, въ № 1293, помѣстили статью подъ громкимъ названіемъ «Константинопольскій папизмъ и московское раболѣпіе».

«Мнѣ не разъ приходилось говорить, какъ о Константинопольскихъ, такъ и о Московскихъ церковныхъ событіяхъ, но до сихъ поръ касался я каждой темы въ отдѣльности. Москва являлась какъ бы внутреннимъ міромъ русскаго Православія. Константинополь — тѣмъ зарубежнымъ для Россіи центромъ восточной церкви, откуда можно было ждать помощи и сочувствія, но откуда постепенно выявлялось недоброжелательство и нападки».

«Въ данное время положеніе измѣнилось, карты оказались открытыми, и двѣ стороны слились въ одну, такъ какъ оказалось, что за кулисами, въ тайникахъ чека и въ канцеляріяхъ вселенской патріархіи, онѣ уже давно были связаны крѣпкими узами и условіями взаимнаго перестрахованія. И если, какъ теперь извѣстно, красный синодъ, во главѣ съ митрополитомъ Евдокимомъ, услужливо предлагалъ Константинополю Одессу и Кіевъ или даже Москву въ случаѣ, если турки покончили бы съ патріархатомъ въ Константинополѣ, то въ свою очередь и патріархатъ готовъ покрыть своимъ вселенскимъ авторитетомъ союзъ краснаго синода съ большевицкой «чекой» и его борьбу съ Патріархомъ Тихономъ».

«Создающихъ кучу двое», — говорилось дальше въ «Послѣднихъ Новостяхъ», — «совѣтская власть и Константинопольскій Патріархъ. Валяющихся въ ней — сколько угодно. Имя имъ легіонъ: здѣсь и красный синодъ, во главѣ съ Евдокимомъ и Синодъ Константинопольскаго Патріарха, грекъ — митрополитъ Ѳіатирскій, живущій въ Лондонѣ и тайно ведущій переговоры съ совѣтской властью...» [1].

«Теперешній Патріархъ Григорій VII окруженъ послѣдователями и ставленниками предшествовавшаго Патріарха Мелетія IV, изгнаннаго изъ Константинополя турками за его греческую мегаломанію. Цѣль Мелетія была ясна — онъ шелъ къ восточному папству и претендовалъ не только на «первенство чести» среди всего восточнаго Православія, но и на «первенство власти». Не знаю, простирались ли его честолюбивыя мечты до догмата непогрѣшимости, но что онъ требовалъ себѣ «неограниченности» въ православномъ мірѣ на всемъ земномъ шарѣ [2] и, въ силу этого, ограничивалъ всѣ остальныя автокефальныя церкви предѣлами ихъ національныхъ государствъ, — это Мелетій проповѣдывалъ открыто. Григорій VII послушно идетъ по пути Мелетія IV и на этомъ пути ищетъ себѣ союзниковъ и покровителей».

По поводу неправильныхъ дѣйствій Вселенской Патріархіи обращались съ воззваніями къ паствѣ 7/20 іюня 1924 года временно исполнявшій обязанности Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Ѳеофанъ, Архіепископъ Полтавскій и Митрополитъ Евлогій. Послѣдній въ пространномъ обращеніи, отъ 23-го іюня (6-го іюля) 1924 года, № 903, возражалъ противъ притязаній Вселенской Патріархіи и на основаніи 37 правила Трульскаго (VI Вселенскаго) Собора — нынѣ Митрополитомъ Евлогіемъ не признаваемаго — доказывалъ полноту правъ «епископовъ-бѣженцевъ», указывалъ, что высшей инстанціей Русской Церковной Власти Заграницей является Соборъ Епископовъ.

«Новое Время», въ № 942, отъ 18 іюня 1924 года, въ статьѣ «Походъ на Православіе» сообщало, что въ Парижѣ, подъ предсѣдательствомъ Митрополита Евлогія, состоялся рядъ засѣданій Церковнаго Совѣщанія для обсужденія вопроса о домогательствахъ Вселенской Патріархіи по расширенію предѣловъ своей власти и о связи Патріархіи съ совѣтской властью.



Въ засѣданіяхъ принимали участіе: «Архіепископъ Анастасій, прот. о. Н. Сахаровъ, прот. о. Г. Спасскій, архимандритъ Іоаннъ, кн. Г. Н. Трубецкой, Е. П. Ковалевскій, Н. И. Шидловскій, А. В. Карташевъ, И. П. Демидовъ, І. В. Никаноровъ и Т. А. Аметистовъ».

Въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» за 1924 годъ (№№ 15 и 16, 17 и 18, 21 и 22 и далѣе) по поводу притязаній Вселенской Патріархіи помѣшена была статья извѣстнаго канониста проф. С. Троицкаго подъ назнаніемъ: «Дымное надмѣніе міра и Церковь». Въ статьѣ этой проф. С. Троицкій доказываетъ необоснованность требованій Вселенской Патріархіи. Разбивается имъ и усвоенная нынѣ Митрополитомъ Евлогіемъ теорія о безправности «епископовъ-бѣженцевъ». Проф. С. Троицкій доказываетъ, что по 134 правилу Карѳагенскаго Собора (Пидаліонъ 30, Кормчая 120) епископы «простираютъ свою власть» не на извѣстную территорію, а «на люди». Епископы, переселившіеся со своею паствою, — писалъ проф. Троицкій, — «и въ предѣлахъ другихь Церквей должны сохранить свои іерархическія права и образовать особую автокефальную Церковь» (Аѳинская Синтагма II, 384; III, 154-156, 275).

«Это-то правило и является непоколебимымъ основаніемъ въ пользу существованія независимаго отъ мѣстной Церковной власти Русскаго Архіерейскаго Сѵнода заграницей; и никакая власть, кромѣ Вселенскаго Собора и Русскаго Высшаго Церковнаго Управленія, не можетъ, не нарушая каноновъ, закрывать этотъ Сѵнодъ». Существованіе Сѵнода, по утвержденію проф. Троицкаго, покоится на постановленіи Патріарха Тихона, отъ ноября 1920 года, за № 362, противъ чего нынѣ, какъ извѣстно, пытаются возражать парижскіе «церковники».

Какъ видно изъ изложеннаго, всѣ — и Патріархъ Тихонъ, и Архіерейскій Сѵнодъ, въ лицѣ Архіепископа Ѳеофана, и Митрополитъ Евлогій, и канонистъ проф. Троицкій, и печать — возставали противъ противоканоническихъ требованій Вселенской Патріархіи и попытокъ ея, подъ вліяніемъ большевиковъ, вмѣшаться въ дѣла Русской Церкви.

И теперь Митрополитъ Евлогій пытается опереться на ту же Вселенскую Патріархію, обращается къ ней. Газеты же, вѣрно обличавшія тогда Вселенскую Патріархію, зависимую отъ милостей большевиковъ [3], радуются теперь ея ударамъ, наносимымъ каноническимъ Архіерейскимъ Собору и Сѵноду.

Примѣчанія:
[1] На «авторитетный» отзывъ этого самого митрополита ссылается запрещенный протоіерей Григорій Прозоровъ въ «открытомъ письмѣ» своемъ въ номерѣ 652 «Возрожденія». Митр. Германосъ въ присутствіи двухъ сенаторовъ (вѣроятно бар. Таубе и Бельгарда, участвующихъ въ Берлинской смутѣ противъ законнаго Епископа Тихона) утвердилъ — по свидѣтельству Прозорова, что «Митр. Евлогій стоитъ на твердой канонической почвѣ».
[2] Теперь этой «неограниченности» правъ въ Русской Зарубежной Церкви именно и добивается Митрополитъ Евлогій.
[3] Значеніе большевиковъ въ Константинополѣ, возможность тѣми или иными способами давить на Вселенскую Патріархію — теперь только усилились. Недавно еще по требаванію большевиковъ турецкое правительство рѣшило выслать изъ Турціи русскихъ.

Источникъ: [Н. Д. Тальбергъ.] Возбудители раскола. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 25-29.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.