Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Возбудители раскола.

Патріархъ Мелетій и митрополитъ Хризостомъ — насадители «догматовъ современности».

Газеты, поддерживающія мятежъ Митрополита Евлогія («Возрожденіе», «Послѣднія Новости» и др.), радостно помѣстили отвѣтныя къ нему письма Александрійскаго Патріарха Мелетія и Аѳинскаго Митрополита Хризостома, полныя выпадовъ противъ Архіерейскаго Сѵнода. Рѣзкій отзывъ «Послѣднихъ Новостей» о Патріархѣ Мелетіи (тогда Вселенскомъ) мы приводили выше. Газета Милюкова тогда справедливо обвинила его въ томъ, въ чемъ теперь привѣтствуетъ. Патріархъ Мелетій хочетъ сокрушить русскую каноническую церковную власть заграницей и, конечно, — добивающійся того же, Митрополитъ Евлогій — его сегодняшній союзникъ.

Много раздора, соблазна внесъ въ Православіе Патріархъ Мелетій, возглавляя раньше Вселенскую Патріархію. Интимный другъ Венизелоса, черезъ него тѣсно связанный съ масонствомъ, ярый проводникъ греческой церковной идеи и поэтому противникъ исторической Россіи изъ-за ея церковнаго вліянія на Востокѣ. Патріархъ Мелетій отличался малоцерковностью и пытался внести особую реформацію въ Православную Церковь. Это имъ въ 1923 году была созвана въ Константинополѣ Междуправославная Комиссія, переименованная затѣмъ Патріархомъ Мелетіемъ во «Всеправославный Конгрессъ». На конгрессъ [1] этотъ — не признанный остальными Патріархами — Патріархъ Мелетій внесъ рядъ радикальнѣйшихъ предложеній. Конгрессъ принялъ новый стиль, установилъ второбрачіе духовенства, внесъ измѣненія въ духовной одеждѣ и т. п.

О настроеніяхъ Патріарха Мелетія и о связи его съ масонствомъ легче всего судить по тому, что чисто каноническій вопросъ объ измѣненіи церковнаго времяисчисленія «конгрессъ», по его предложенію, передалъ на разсмотрѣніе... Лиги Націй!

Архіерейскій Сѵнодъ въ Сремскихъ Карловцахъ постановленіемъ своимъ, отъ 25-го іюля (7-го августа) 1923 года, отрицательно отнесся къ рѣшеніямъ этого «конгресса» («Церковный Вѣстникъ», № 17 и 18, 1923 г.). Не признали его и прочія Православныя Церкви. Крупнѣйшій же, всѣми почитаемый представитель Православія, недавно почившій Патріархъ Александрійскій Фотій, особымъ посланіемъ (отъ 25 іюня 1923 года, за № 211) къ другому твердому стоятелю за Православіе, Святѣйшему Григорію IV, Патріарху Антіохіи и всего Востока, ясно и рѣшительно осудилъ рѣшенія неправославнаго «конгресса», проведенныя Патріархомъ Мелетіемъ, нынѣшнимъ естественнымъ покровителемъ Митрополита Евлогія.

«Наше отношеніе», — писалъ Святѣйшій Фотій, — «отъ начала къ новаторскимъ предпріятіямъ нѣкоторыхъ, постоянно склонныхъ къ дебатамъ и возмущеніямъ, уже знаетъ Ваше Блаженство изъ другихъ прежнихъ сообщеній и изъ нашей телеграммы, въ которой, отвѣчая на братскій Вашъ вопросъ, мы сообщали буквально: "Сообщаемъ, что разсмотрѣніе вопроса о календарѣ и о другихъ подобныхъ, считаемъ въ это время неблаговременнымъ, абсурднымъ, безцѣльнымъ", вслѣдствіе чего мы и не телеграфировали въ Царьградъ».

Говоря далѣе о томъ, что подробный отзывъ онъ хотѣлъ дать на Соборномъ обсужденіи [2] съ Митрополитами возглавляемой имъ Церкви, Патріархъ Фотій сообщаетъ, что вся его во Христѣ братія признаётъ «конгрессъ» неканоничнымъ и считаетъ вреднымъ и безцѣльнымъ постановленіе при такихъ условіяхъ о реформѣ календаря.

«О другихъ же вопросахъ, въ которыхъ названная комиссія («конгрессъ») заблудила, то-есть: а) о второмъ бракѣ священниковъ; б) о бракѣ епископовъ; в) о священныхъ службахъ; г) о постѣ; д) о препятствіяхъ къ браку; е) объ объединеніи англиканъ, католиковъ и старокатоликовъ съ Православной Церковью; ж) о періодическомъ созывѣ всеправославныхъ конгрессовъ; з) о возрастѣ для хиротоніи, о волосахъ и одеждѣ клириковъ, Святѣйшій Сѵнодъ нашей Святѣйшей Церкви:

И вообще, и въ частности отвергаетъ эти измѣненія священныхъ каноновъ, какъ противныя практикѣ, преданію и ученію Святѣйшей Матери Церкви и предложенныя подъ предлогомъ какъ будто легкихъ модификацій, которыя, вѣроятно, вызываются требованіями новаго догмата «современности».

Указывая затѣмъ, что на постановленія «конгресса» оказали вліяніе «свѣтскія общества», что, пахнущія «ересью и схизмою», опредѣленія прикрыты «какъ бы вуалью» (знакомая по Парижу картина!), Патріархъ такъ заканчиваетъ свое замѣчательное посланіе, сообщенное Всеблаженнѣйшему Григорію и «велелѣпному Собору іерарховъ около Васъ».

«То, что, наиблаженнѣйшій во Христѣ братъ, рѣшилъ нашъ Сѵнодъ и мы, имѣетъ въ виду авторитетъ священныхъ каноновъ, преданій и догматовъ, въ отношеніи къ которымъ ни на минуту не должно быть допущено сомнѣнія; а ихъ касается самозванный Всеправославный и Междуправославный Конгрессъ, и чтобы не возмущались совѣсти народовъ и не поколебались въ отеческой вѣрѣ, но да сохранится, съ одной стороны, неприкосновенной и нетронутой ихъ святость, а съ другой, да останется непоколебимой и неизмѣнной религіозность народовъ и въ теоріи, и въ практикѣ, пока Всевышнему Промыслу не угодно будетъ довести до дѣйствительнаго и истиннаго Вселенскаго Собора, который окончательно опредѣлитъ и совершенно обезбѣднитъ нашу святую, неповрежденную вѣру первыхъ Святыхъ Вселенскихъ Соборовъ».

Посланіе это было сообщено Предсѣдателю Архіерейскаго Сѵнода Митрополиту Антонію при грамотѣ Патріарха Григорія IV, отъ 12 (25) іюля 1923 года, за № 952 и напечатано въ № 17 и 18 «Церковныхъ Вѣдомостей», отъ 1 (14) – 15 (28) сентября 1923 года.

«Что касается Константинопольскаго Собранія», — писалъ Святѣйшій Григорій, — «то по поводу его я велъ переговоры со Святѣйшимъ Фотіемъ, Патріархомъ Александрійскимъ, и изъ отвѣтнаго посланія Его Святѣйшества, отъ 25 іюня с. г., за № 211, копію котораго я прилагаю при семъ для Вашего свѣдѣнія, Вы можете имѣть опредѣленное понятіе о мнѣніяхъ трехъ Восточныхъ Патріарховъ [3], касательно затронутыхъ на Константинопольскомъ собраніи вопросовъ».

Патріархъ Мелетій, въ попраніе каноновъ, первый подчинилъ себѣ, безъ разрѣшенія Патріарха Тихона, Православныя Церкви въ Финляндіи и Польшѣ. Патріархъ Мелетій, письмомъ отъ 10 іюля 1923 года, пытался обмануть Архіепископа Финляндскаго Серафима, увѣряя его, что новое времясчисленіе принято въ церковномъ обиходѣ по общему мнѣнію и рѣшенію Православныхъ Церквей («Церковныя Вѣдомости», № 19 и 20, отъ 1 (14) – 15 (28) октября 1923 г.). Какъ извѣстно, этимъ же былъ введенъ въ заблужденіе и Патріархъ Тихонъ, отдавшій распоряженіе о введеніи новаго стиля, вскорѣ имъ — по выясненіи черезъ Архіерейскій Сѵнодъ истины — отмѣненное.

Все это отлично было извѣстно Митрополиту Евлогію, который, зная истинный обликъ Патріарха Мелетія, ставшаго Патріархомъ Александрійскимъ [4], не постѣснялся прибѣгнуть къ его защитѣ и, конечно, получилъ ее, какъ тоже нарушитель каноновъ и попуститель вредныхъ богословскихъ новшествъ — столь близкихъ «догмату современности», о которомъ писалъ хранитель Православія, скоропостижно скончавшійся Святѣйшій Фотій, другъ истинно-церковной и исторической Россіи.

Аѳинскій митрополитъ Хризостомъ, ближайшій другъ и идейный единомышленникъ Патріарха Мелетія, проводящій въ Греціи тѣ новшества, противъ коихъ высказывались Восточные Патріархи. Въ Греціи имѣетъ широкое распространеніе рисунокъ, на которомъ Патріархъ Мелетій и Митрополитъ Хризостомъ изображены старающимися свалить опутанную ими цѣпями Церковь и посылающіе солдатъ противъ духовенства, держащагося исконныхъ устоевъ Церкви.

Митрополитъ Хризостомъ проведенъ республиканскими кругами и, конечно, спѣшитъ заявить о своей «аполитичности» въ письмѣ къ Митрополиту Евлогію, отъ 22-го марта 1927 года («Возрожденіе», № 680).

Въ № 1 и 2 «Церковныхъ Вѣдомостей», отъ 1 (14) – 15 (28) января 1925 года помѣщена скорбная петиція, поданная 12 декабря 1924 года, Обществомъ Православныхъ Учредительному Собранію Греціи, въ которой излагаются бѣдствія, претерпѣваемыя православными — клириками и мірянами, держащимися крѣпко святоотеческаго календаря.

Въ заявленіи этомъ указывается, что когда Папа Григорій ввелъ въ Западной Церкви новый календарь и латиняне принуждали православное населеніе, жившее въ ихъ земляхъ, къ принятію его, то Вселенскій Патріархъ Іеремія II созвалъ въ 1593 году Соборъ въ Цареградѣ, въ которомъ участвовали и Патріархи: Іерусалимскій Софроній, Александрійскій Мелетій Пигасъ, который заступалъ и Антіохійскаго Патріарха, каковой Соборъ отказался отъ какого-либо измѣненія въ Юліанскомъ церковномъ календарѣ, какъ противнаго священнымъ и божественнымъ канонамъ и нарушеніямъ этого опредѣлилъ въ видѣ наказанія отлученіе отъ Церкви и изверженіе изъ сана.

«Такъ какъ», — писалось въ петиціи, — «принятіе и введеніе новаго церковнаго календаря и церковнаго типика является новшествомъ въ Восточной Православной Церкви, а о новшествахъ VI Вселенскій Соборъ говоритъ: «Трижды анаѳема всякое новшество и дѣланіе противъ церковнаго преданія и ученія и правилъ святыхъ и блаженной памяти Отцевъ» [5].

Тотъ же VI Вселенскій Соборъ, на стр. 883 второго тома трудовъ Собора, говоритъ: «Анаѳема, если кто нарушитъ какое-либо записанное или незаписанное преданіе Церкви». А столпъ православія Св. Маркъ Ефесскій говоритъ: «Всякій, кто говоритъ противъ того, чтó заповѣдано, хотя бы былъ достоинъ вѣры, хотя бы и постилъ, хотя бы былъ дѣвственникомъ, хотя бы чудеса творитъ, хотя бы пророчествовалъ, пусть будетъ для тебя, какъ волкъ въ овечьей шкурѣ, который причиняетъ вредъ овцамъ» (изъ его рѣчи противъ Флорентійскаго псевдо-собора)».

Дѣйствія Митрополита Хризостома православные греки прямо именуютъ расколомъ «Церкви извѣки наиправославнѣйшей Греціи».

Со вступленіемъ на митрополичью каѳедру новатора Хризостома начались гоненія на русскую Православную Церковь въ Греціи и борьба съ Архіерейскимъ Заграничнымъ Сѵнодомъ и управлявшимъ приходами въ Греціи Епископомъ Гермогеномъ Екатеринославскимъ. Предшественникомъ Митрополита Хризостома Блаженнѣйшимъ Ѳеоклитомъ (монархистомъ) признавались и Архіерейскій Сѵнодъ и Епископъ Гермогенъ. Удары противъ канонической русской церковной власти за границей начались лѣтомъ 1923 года, со стороны Митрополита Хризостома при полной поддержкѣ и даже по внушенію исп. об. предсѣдателя «Совѣта Пословъ» въ Греціи г. Якушева и главы этого рожденаго революціей учрежденія М. Н. Гирса [6]; какъ извѣстно, и нынѣ дающаго своимъ представителямъ указанія о поддержкѣ Митрополита Евлогія.

Конечно, Митрополитъ Хризостомъ только и могъ оказаться на сторонѣ, близкаго ему по духу и дѣлу, Митрополита Евлогія.

Примѣчанія:
[1] Показательно само наименованіе «конгрессъ», вмѣсто Собора.
[2] Въ письмѣ этомъ обращаетъ вниманіе постоянное — именно православное — упоминаніе о соборности.
[3] Антіохійскаго, Александрійскаго и Іерусалимскаго.
[4] Въ 1926 году онъ былъ избранъ вторымъ кандидатомъ, — первымъ избранъ былъ Нубійскій Митрололитъ Николай — и стараніями таинственныхъ «друзей» утвержденъ египетскими властями.
[5] Правило это полезно сопоставить съ приводившимся выше отзывомъ о святоотеческихъ сказаніяхъ Члена Епархіальнаго Совѣта г. Карташева, преподавателя въ Богословскомъ Институтѣ.
[6] Изложено въ докладѣ Архіерейскому Сѵноду протоіерея Крахмалева и члена Епископскаго Совѣта кн. Н. С. Путятина.

Источникъ: [Н. Д. Тальбергъ.] Возбудители раскола. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 29-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.