Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Возбудители раскола.

Германъ Аавъ — гонитель Православія въ Финляндіи.

Но и Вселенскій и Александрійскій Патріархи, и Митрополитъ Аѳинскій, при всѣхъ ихъ крупнѣйшихъ недостаткахъ и враждебности къ Русской Церкви, — являются все-таки епископами, главами Церквей.

Митрополитъ Евлогій, оторвавшійся отъ своихъ собратьевъ Епископовъ, не ограничился обращеніемъ за помощью только къ этимъ лицамъ.

За защитой обратился онъ даже къ нѣкоему Герману Ааву, завладѣвшему незаконно Финляндской епархіей. Эстонскій священникъ Германъ Аавъ былъ безъ постриженія въ монашество и даже въ рясофоръ поставленъ во епископы въ Финляндіи Вселенскимъ Патріархомъ Григоріемъ VII не только безъ согласія правяшаго Архіепископа Серафима, но и вопреки его возраженій. Этимъ попрано было шестое правило I Вселенскаго Собора, которое говоритъ: «Аще кто безъ соизволенія своего Митрополита поставленъ будетъ Епископомъ, о такомъ Великій Соборъ опредѣлилъ, что не долженъ быть Епископомъ».

Этотъ незаконный «епископъ» Аавъ, получивъ архіерейскій санъ, самозванно возложилъ на себя монашескій клобукъ и явившись въ Финляндію сталъ захватывать епархію и незаконно доселѣ правитъ ею.

Аавъ имѣетъ видъ, непристойный для лица, считающаго себя епископомъ. Онъ весь выбритъ, ходитъ въ свѣтскомъ костюмѣ, на рукахъ носитъ кольца, посѣщаетъ театры и кинематографы, по Сердоболю (Сортавала — его резиденція) ходитъ подъ руку съ лицами женскаго пола. Всѣ тайныя молитвы за литургіей читаетъ вслухъ и вообще стоитъ за реформу богослуженія въ сторону лютеранства.

По его же просьбѣ, Вселенской Патріархіей, въ полное нарушеніе священныхъ каноновъ, было установлено празднованіе православными въ Финляндіи Св. Пасхи по латинскому стилю.

Вообще его типичное «живоцерковство» выражено еще болѣе неприкрыто, чѣмъ у сторонниковъ православной «современности» на Востокѣ, описанъ же онъ достаточно ясно въ «скорбномъ посланіи» Митрополита Антонія Вселенскому Патріарху Константину отъ 4/17 февраля 1925 г. за № 2546 («Цер. Вѣд.» № 11 и 12 (78-79) отъ 1 (14) – 15 (28) іюня 1925 г.).

Германъ Аавъ не признанъ Русскою Церковью. 28 декабря 1923 г. за № 188 послѣдовалъ Указъ Священнаго Сѵнода при Патріархѣ Всероссійскомъ на имя Архіепископа Финляндскаго Серафима, коимъ подтверждается нахожденіе Финляндской церкви въ вѣдѣніи Патріарха Всероссійскаго («Церковныя Вѣдомости» № 3 и 4 отъ 1 (14) – 15 (28) февраля 1924 г.).

Архіерейскій Соборъ Загр. Церкви имѣлъ 10/23 октября 1924 г. сужденіе, при участіи Митрополита Евлогія, о положеніи Русской Православной Церкви въ Финляндіи. Архіерейскій Соборъ, признавъ неканоничнымъ устраненіе Вселенскимъ Патріархомъ Архіепископа Серафима отъ управленія епархіей, постановилъ:

«Не признавать Епископа Германа главою Русской Православной Церкви въ Финляндіи и считать таковымъ Архіепископа Серафима» («Церковныя Вѣдомости» № 19 и 20 отъ 1 (14) – 15 (28) октября 1924 г.).

Въ выпускѣ же «Церковныхъ Вѣдомостей» (№ 23 и 24) отъ 1 (14) – 15 (28) декабря 1926 г. напечатано исчерпывающаго содержанія заключеніе Управлявшаго Петроградской епархіей Преосвященнаго Иннокентія, Епископа Ладожскаго, данное монахамъ Валаамской обители [1].



«1) Считаю, что Первосвятителемъ Финляндской Церкви является и долженъ почитаться Преосвященный Архіепископъ Серафимъ, который можетъ быть уволенъ только Соборомъ епископовъ по ихъ суду.

2) Постановленіе и рукоположеніе хотя бы Константинопольскимъ Патріархомъ эстонскаго священника Германа Аава, безъ согласія и противъ заявленнаго въ свое время несогласія на то со стороны Архіепископа Серафима есть совершенно недопустимое по канонамъ дѣло (I Собора прав. 6). До соборнаго сужденія о немъ, Германъ не можетъ почитаться епископомъ вообще и тѣмъ болѣе епископомъ Финляндскимъ, какъ его именуютъ сейчасъ нѣкоторые.

3) Переходъ на новый стиль и особенно празднованіе Пасхи по новой, западно-римской-католической по происхожденію, пасхаліи, безъ сужденія о семъ Вселенскаго Собора съ одной стороны и при наличіи о томъ опредѣленныхъ каноническихъ постановленій съ другой стороны, есть, конечно, дѣло крайняго безчинія, а въ данномъ случаѣ рѣшительно дѣломъ выводящее дерзнувшихъ на то изъ общенія и единства со всей Церковью Христовой. Дѣломъ самымъ, самыми переживаніями и воспоминаніемъ великихъ событій Рождества Христова, Его страстей и Живоноснаго Воскресенія, Германъ и прочіе съ нимъ отдѣляются отъ Православной Церкви и предпочитаютъ соединиться съ католиками и лютеранами, которые нами могутъ мыслиться только какъ еретики. Каноны о Пасхѣ имѣютъ безспорно вселенское значеніе и могутъ быть измѣнены только вселенскимъ церковнымъ сознаніемъ.

4) Поведеніе большинства Валаамскихъ иноковъ не пожелавшихъ идти на разрывъ со всею Церковью Христовой, заслуживаетъ полнаго одобренія. Твердость въ Православіи есть заслуга православнаго монашества въ прошломъ. Не нужно жалѣть ни стѣнъ, ни зданій, надо болѣе всего хранить истину и благодать, данныя намъ въ пришествіи Христовомъ (Іоан. 1, 17).

5) Полагаю, что давленіе, которое дѣлается сейчасъ на иноковъ со стороны Аава, есть въ сущности гоненіе на Православіе со стороны враговъ Православія, лишь прикрытое флагомъ финскаго націонализма. Думаю, что иноки не должны чуждаться грядущихъ на нихъ скорбей, какъ приключенія страннаго для нихъ, читай о семъ 1 Петр. 4, 12-13, но съ радостью принять ихъ, какъ гоненіе за истину.

6) Постановленія, исходящія отъ Германа Аава и всѣхъ кто съ нимъ, при создавшемся положеніи не слѣдуетъ принимать, какъ дѣйствительныя и канонически обязательныя для себя, а посему иноки не должны придавать значенія и тому, если они будутъ по приговору Германа и сущихъ съ нимъ запрещаемы въ сослуженіи и даже лишаемы сана, но со спокойной совѣстію, продолжаютъ все свое священное служеніе и дѣланіе, прося руководственныхъ указаній и благословенія отъ Преосвященнаго Серафима, Архіепископа Финляндскаго и вознося его имя за богослуженіемъ и въ келейной молитвѣ.

7) О своемъ дѣлѣ и положеніи они необходимо должны подробно извѣстить и впредь извѣщать православныхъ іерарховъ и въ частности прежде всего Патріаршаго Мѣстоблюстителя, Митрополита Крутицкаго Петра, прося ихъ совѣта и, если они могутъ оказать, защиты. Таково мое мнѣніе, пока вкратцѣ изложенное мною. Прошу Вашихъ и вашихъ собратій св. молитвъ о мнѣ недостойномъ.

Иннокентій, Епископъ Ладожскій.       

27 октября (9 ноября) 1925 года».



Въ особомъ письмѣ Митрополитъ Крутицкій Петръ одобрилъ поведеніе Валаамскихъ монаховъ, не признаетъ Германа за епископа и убѣждаетъ иноковъ не смущаться наказаній и лишенія сана еп. Германомъ. Совѣтуетъ обратиться къ Финляндскому Прокурору и хлопотать объ образованіи общины со своимъ Епископомъ.

Монахи, пріѣзжавшіе изъ Россіи и писавшіе изъ Москвы и Петрограда на Валаамъ, много разъ сообщали, что православные іерархи не признаютъ Аава епископомъ, а тѣхъ, кто съ нимъ имѣетъ общеніе и подчиняются ему считаютъ живоцерковниками. На Валаамскомъ подворьѣ въ Москвѣ Митрополитъ Петръ запретилъ поминать имя игумена Павлина, признавшаго Ааву и устраивающаго гоненія на ревнителей православія.

Безчинія же Германа Аавы не имѣютъ предѣловъ.

«Болѣе году», писали изъ Финляндіи въ 1925 г. «какъ Финляндская Церковь, а съ нею и наша обитель находится подъ гнетомъ и насиліемъ новаго стиля. Не имѣя законнаго пастыря, это малое стадо все болѣе укрѣпляется вѣрою въ Бога и борется съ насиліемъ поповъ (Солнцевъ, Окуловъ, растрига Садовниковъ, Казанскій), что со львами. Эти живоцерковники совмѣстно съ епископомъ Германомъ издали указъ о празднованіи Св. Пасхи по новому стилю. Стоны и вопли несутся со всѣхъ сторонъ, въ области броженіе небывалое. Начальники монастырей колѣнопреклоненно просили Епископа Германа праздновать Св. Пасху по старому стилю, но тщетно. Они обратились къ правительству, но тоже получили отказъ, даже приписываютъ Св. Пасху къ политическому дѣлу» («Цер. Вѣд.» № 5 и 6 отъ 1 (14) – 15 (28) марта 1925 г.).

Распоряженіемъ Аавы рядъ священниковъ и монаховъ были преданы церковному суду за твердое соблюденіе священныхъ каноновъ о Пасхѣ и за вѣрность Русской Церкви и ея іерархамъ. Судъ устранялъ ревнителей Православія, запрещалъ въ священнослуженіи. Особенно тяжкимъ карамъ предавались монахи. Ихъ не только удаляли отъ должностей и запрещали въ священнослуженіи, но разсылали и разсылаютъ по отдѣльнымъ скитамъ, лишаютъ возможности совершать богослуженія съ поминовеніемъ Митрополита Петра и Архіепископа Серафима.

Въ 1926 году 17 монаховъ Валаамскаго монастыря по настоянію Аава были высланы изъ монастыря и поселены въ глухомъ мѣстѣ въ бывшемъ домѣ умалишенныхъ, гдѣ они находились на тюремномъ положеніи въ очень тяжелыхъ условіяхъ, пока сербы, по просьбѣ русскихъ іерарховъ, не взяли ихъ въ свои монастыри. Одинъ чтимый іеромонахъ Поликарпъ за сношенія съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ былъ судимъ церконнымъ судомъ, посаженъ въ тюрьму и высланъ въ Совѣтскую Россію. Въ тяжкихъ условіяхъ и нынѣ находятся вѣрные стоятели за каноническую правду въ Валаамскомъ и Коневецкомъ монастыряхъ. Въ Валаамской обители были удалены отъ должностей: намѣстникъ — іеромонахъ Іоасафъ, казначей — іеромонахъ Іеронимъ, ризничій — іеромонахъ Митрофанъ, благочинный — іеромонахъ Іона, духовникъ — іеромонахъ Михаилъ.

Въ Коневецкой обители удалено Аавомъ все монастырское начальство: игуменъ — Амфилохій, казначей — іеромонахъ Дороѳей, ризничій — іеромонахъ Серафимъ; духовникъ — іеромонахъ Валентинъ, благочинный — іеромонахъ Симонъ, экономъ — іеромонахъ Пименъ.

На Валаамѣ большинство монаховъ не посѣщаетъ церкви, т. к. не желаетъ признавать неканонической власти Константинопольской патріархіи и Аава. Они вынуждены молиться въ часовняхъ, въ лѣсу или въ келіяхъ, но и тамъ ихъ притѣсняютъ и преслѣдуютъ.

О всѣхъ гоненіяхъ Аавы на монаховъ и монастыри Митрополитъ Евлогій отлично освѣдомленъ, такъ какъ съ Валаама подробно писали ему, прося помощи и защиты противъ Аава. Какъ Членъ Архіерейскаго Собора и Сѵнода, участникъ ихъ постановленій, Митрополитъ Евлогій прекрасно знаетъ, чтó представляетъ собою гонитель православія Аавъ.

И вотъ къ этому лицу Митрополитъ Евлогій обратился, какъ къ правящему Епископу съ письмомъ, прося совѣта и поддержки.

Въ издающейся въ Сортовалѣ (Сердоболѣ) газетѣ «Утренняя Заря» напечатано слѣдующее:

«Въ качествѣ дополненія къ помѣщенной въ № 4 «Утренней Зари» въ 1927 г. статьѣ подъ заглавіемъ «Расколъ въ Зарубежной Русской Церкви» редакція въ настоящемъ приложеніи помѣщаетъ полученное Высокопреосвященнымъ Архіепископомъ Германомъ письмо Высокопреосвященнаго Евлогія, Митрополита русскихъ церквей въ Западной Европѣ, отъ 5 марта с. г.».

Письмо это, начинающееся обращеніемъ: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь», содержитъ обычное бездоказательное обоснованіе Митрополитомъ Евлогіемъ своихъ особыхъ правъ въ Зарубежной Церкви и отрицаніе правъ у «безправныхъ епископовъ-эмигрантовъ» [2]. Все это Митрополитъ Евлогій излагаетъ Ааву «въ твердомъ упованіи услышать Вашъ справедливый (!!!) голосъ въ защиту истины» и питаетъ «твердую надежду, что на основаніи всего вышеизложенаго и прилагаемыхъ документовъ [3], Ваше Высокопреосвященство не откажете высказать свое безпристрастное (!!!) сужденіе о томъ, что я имѣю всѣ безспорныя права на управленіе православными русскими церквами въ Западной Европѣ» и т. д.

Заканчивается письмо такъ: «Испрашивая Вашего Святительскаго благословенія и молитвъ, съ глубочайшимъ уваженіемъ и братскою о Христѣ преданностью, имѣю честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнѣйшій слуга Митрополитъ Евлогій».

Примѣчанія:
[1] Митр. Евлогій, временно управляя Западно-Европейской Епархіей исполняетъ обязанности Епископа Кронштадтскаго, викарія Петротрадской Епархіи, отчего распоряженія правящаго Петроградской Епархіи — особенно важны для Митр. Евлогія, всегда говорящаго, что только изъ Россіи онъ ждетъ приказаній.
[2] Съ этими «безправными» епископами въ 1924 г. Митр. Евлогій выносилъ постановленіе Архіер. Собора о непризнаніи Аавы.
[3] Въ числѣ документовъ приложено и т. н. «письмо» митр. Сергія, какъ разъ разрушающее всѣ домогательства Митр. Евлогія. Опредѣленный, осуждающій Митрополита Евлогія взглядъ Митрополита Сергія на церковную смуту точно извѣстенъ Митр. Евлогію.

Источникъ: [Н. Д. Тальбергъ.] Возбудители раскола. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 33-38.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.