Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Церковный расколъ.

Патріархъ Тихонъ запрещаетъ духовенству борьбу съ большевиками.

Патріархъ Тихонъ 25 сентября 1919 г. обратился къ духовенству, предлагая ему прекратить борьбу съ большевиками, потому что борьба эта безцѣльна и только умножаетъ кровопролитіе. Да кромѣ того, говорилось въ посланіи, всякая власть отъ Бога и бороться съ нею не слѣдуетъ.

Этимъ посланіемъ Патріархъ Тихонъ нарушалъ волю высшей русской церковной власти — Всероссійскаго Церковнаго Собора 1917-1918 г.г. Соборомъ было опубликовано въ январѣ 1918 г. воззваніе къ «Православнымъ Христіанамъ», въ которомъ грозно обличались «люди, ставшіе у власти и назвавшіе себя народными комиссарами», желающіе сдѣлать «поганою» Русь Святую, обратить ее «въ землю антихристову [1], въ пустыню духовную, въ которой смерть лучше жизни». Соборъ звалъ къ борьбѣ. «Лучше кровь свою пролить и удостоиться вѣнца мученическаго, чѣмъ допустить вѣру православную врагамъ на поруганіе», — говорилось въ томъ же воззваніи. Церковнымь Соборомъ установлено было общее правило, что Церковь не признаетъ государственныхъ законовъ, противорѣчащихъ канонамъ.

Въ полномъ соотвѣтствіи со взглядами членовъ Собора, Патріархъ Тихонъ издалъ 19 января 1918 г. обращеніе къ «Архипастырямъ, Пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской». «Да избавитъ насъ Господь отъ настоящаго вѣка лукаваго» (Гал. 1, 4). Такъ начинаетъ Патріархъ свое обращеніе. «Опомнитесь, безумцы», взываетъ онъ, обращаясь къ большевикамъ, «прекратите ваши кровавыя расправы. Вѣдь то, что творите вы, не только жестокое дѣло: это поистинѣ дѣло сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому въ жизни будущей — загробной и страшному проклятію потомства въ жизни настоящей, земной. Властью, данной Намъ отъ Бога, запрещаемъ вамъ приступать къ тайнамъ Христовымъ, анаѳематствуемъ васъ, если только вы носите имена христіанскія. «Измите злого отъ васъ самихъ» (1 Кор. 5, 13)».

Столь же сильно обличаетъ большевиковъ Патріархъ Тихонъ въ посланіи «къ чадамъ Православной Церкви» въ 1918 г. по поводу заключенія Брестъ-Литовскаго мира и 25 октября 1918 г. по случаю годовщины большевистскаго властвованія.

Послѣ указа Патріарха Тихона отъ 25 сентября 1919 г. церковно-политическіе пути русскаго духовенства разошлись. Патріархъ Тихонъ и его преемники все время шли по пути дальнѣйшихъ уступокъ въ отношеніи большевиковъ и, въ лицѣ Митрополита Сергія, дошли нынѣ до заключенія договора съ «сатанинской» властью, превратившей Святую Русь «въ землю антихристову».

Оторванное внѣшними обстоятельствами отъ Москвы духовенство, оказавшееся впослѣдствіи зарубежнымъ и возглавлявшееся Соборомъ Епископовъ, съ Митрополитомъ Антоніемъ во главѣ, — твердо выполнило постановленія Всероссійскаго Церковнаго Собора, звавшаго къ борьбѣ съ сатанинской властью. Постепенно, подъ вліяніемъ темной силы, о чемъ рѣчь будетъ ниже, отъ этого Соборной властью сплоченнаго духовенства, отходитъ Митрополитъ Евлогій, укрѣпившійся за границей, именно, въ силу указа 1919 г. и его дополнявшаго указа 1922 г., и объявившій себя «аполитичнымъ».

Посланіе 1919 г. получено было въ Симферополѣ, существовавшимъ тогда, Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ отвоеванныхъ у большевиковъ частей Россіи. Распоряженіе Патріарха оставлено было безъ исполненія. Входившіе въ составъ Церковнаго Управленія іерархи: Архіепископъ Ѳеофанъ Полтавскій, Епископъ Веніаминъ Севастопольскій и др. правильно разсудили, что они не могутъ прекратить борьбу съ антихристовой властью, поработившей Россію.

Не считало никогда для себя обязательнымъ это распоряженіе Патріарха и Высшее Церковное Управленіе Зарубежной Церкви, находившееся въ Сремскихъ Карловцахъ. Епископы уходили за границу съ частью духовенства, а также паствы именно съ тѣмъ, чтобы не подчиниться злодѣйской власти и, напротивъ, продолжать борьбу съ нею изъ за рубежа. Епископы-«бѣженцы» (какъ прозвали ихъ теперь масоны) стремились поддержать церковно-патріотическій духъ у пасомыхъ, воодушевлять спасенные остатки бойцовъ за Россію къ дальнѣйшимъ подвигамъ для освобожденія Родины.

Партіархъ Тихонъ все это отлично понималъ. Именно въ цѣляхъ узаконенія оторванныхъ отъ него епископовъ Высшимъ Церковнымъ Установленіемъ въ Россіи, съ его благословенія и утвержденія, изданъ былъ въ ноябрѣ 1920 г. новый для Русской Церкви канонъ [2]. Этимъ закономъ-канономъ архіереямъ, оторваннымъ отъ Высшей Церковной Власти, поручаюсь создавать съ другими епископами, находящимися въ такомъ же положеніи, общій органъ управленія. Выполненіе же такого каноническаго объединенія поручалось старѣйшему изъ архіереевъ, оторванныхъ отъ Москвы. Отчетъ о всѣхъ своихъ дѣйствіяхъ этотъ органъ епископскаго управленія долженъ былъ дать Всероссійскому Церковному Собору.

Законъ этотъ и былъ въ точности выполненъ зарубежными іерархами въ 1922 г., когда они оказались совершенно оторваными отъ Патріарха Тихона, лишеннаго большевиками свободы и наканунѣ своего задержанія издавшаго, подъ явнымъ давленіемъ большевиковъ, указъ 22 апрѣля (5 мая) 1922 г., коимъ наносился крупный ударъ зарубежному духовенству.

Примѣчанія:
[1] Курсивъ повсюду нашъ (прим. — автора).
[2] Вопросу объ этомъ канонѣ посвященъ прекрасный трудъ Архіепископа Харбинскаго Меѳодія «По поводу церковныхъ несогласій», выпущенный уже вторымъ изданіемъ въ 1927 г.

Источникъ: Н. Д. Тальбергъ. Церковный расколъ. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 3-4.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.