Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 38.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Церковный расколъ.

Попытка большевиковъ въ 1922 году разгромить Зарубежную Церковь. Помощь имъ въ этомъ зарубежныхъ лѣвыхъ.

Указъ Высшей Церковной Власти отъ 22 апрѣля (5 мая) 1922 г. упразднялъ Высшее Церковное Управленіе заграницей, ставя ему въ вину слѣдующее, ясно выраженное въ предложеніи Патріарха Тихона Высшей Власти. «Прилагаю при семъ №№ «Новаго Времени» отъ 3 и 4 декабря и 1 марта 1922 г. Въ нихъ напечатаны посланія Карловацкаго Собора и обращеніе къ міровой Конференціи. Акты эти носятъ характеръ политическихъ и, какъ таковые, они противорѣчатъ моему посланію отъ 25 сентября 1919 г. По сему: 1) Я признаю Карловацкій Соборъ Заграничнаго Духовенства и мірянъ не имѣющимъ каноническаго значенія и посланіе его о возстановленіи Династіи Романовыхъ и обращеніе къ Генуэзской конференціи не выражающимъ оффиціальнаго голоса Русской Православной Церкви...».

Іерархи, участники Церковнаго Собора 1921 года въ Сремскихъ Карловцахъ, дѣйствительно, столь же сознательно, какъ и ранѣе въ Крыму, — не исполнили распоряженія Патріарха отъ 25 сентября 1919 г., запрещавшаго духовенству борьбу съ большевиками. И именно въ цѣляхъ усиленія этой борьбы съ сатанистами, Соборомъ постановлено было 1) призвать Зарубежье къ молитвамъ о возстановленіи въ Россіи Монархіи съ Домомъ Романовыхъ во главѣ; 2) привѣтствовать противобольшевическое воинство — Русскую Армію и 3) обратиться съ посланіемъ къ міровой конференціи, прося не общаться съ большевиками и, напротивъ, помочь бѣлой арміи свергнуть большевиковъ.

Послѣднее постановленіе Собора было выполнено предсѣдателемъ его, Митрополитомъ Антоніемъ, отправившимъ должное посланіе на Генуэзскую конференцію, собиравшуюся весною 1922 г. Посланіе это было напечатано въ «Новомъ Времени». Оно, какъ мы читали выше, и было въ этомъ видѣ предъявлено Патріарху, отъ котораго чекисты потребовали наказанія тѣхъ епископовъ, кои нарушили устраивавшее большевиковъ распоряженіе 1919 г. и какъ разъ въ то время, когда большевики принимались въ среду Западныхъ государствъ. Патріархъ это распоряженіе выполнилъ, на слѣдующій день былъ лишенъ свободы, всѣ же Высшія Церковныя Установленія были разгромлены.

Со времени этого злополучнаго подневольнаго указа 1922 г. и началась нужная большевикамъ смута въ Зарубежной Церкви, успѣшно разжигаемая заграницей масонами. Съ тѣхъ поръ еще яснѣе выявилось различіе отношенія къ задачамъ Русской Церкви заграницей разныхъ группъ духовенства и мірянъ.

Соборъ Зарубежныхъ Архіереевъ, засѣдавшій въ августѣ 1922 г. въ Сремскихъ Карловцахъ, принялъ къ исполненію каноническую часть распоряженія Высшей Церковной Власти, хотя тогда же понималось, что оно дано было подъ давленіемъ большевиковъ. Высшее Церковное Управленіе заграницей, состоявшее изъ выборныхъ епископовъ, клириковъ и мірянъ, было упразднено. Въ виду того, что къ этому времени Патріархъ былъ въ заточеніи, органы Высшаго Управленія разгромлены, связь съ Москвой была нарушена — Архіерейскій Соборъ примѣнилъ общій канонъ 1920 г., о которомъ говорилось выше. Всѣ объединившіеся епископы составили Архіерейскій Соборъ, ежегодно собирающійся. Исполнительнымъ его органомъ былъ Архіерейскій Сѵнодъ, избираемый Соборомъ. Во главѣ Сѵнода поставленъ былъ, въ силу того же канона 1920 года, «старѣйшій»: Преосвященный Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій. Старѣйшимъ онъ былъ и по времени поставленія во епископы и по званію Митрополита Кіевскаго.

Политической же части указа 1922 г. Соборъ не подчинился, какъ не подчинялись епископы и предшествовавшему указу 1919 г.

Архіерейскій Сѵнодъ, сохранившій духовную связь съ все болѣе разгромляемой большевиками Высшею Церковною Властью, въ лицѣ Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола, — считалъ себя совершенно свободнымъ въ выполненіи своего святого долга передъ Церковью и Родиной. Тѣсно идейно связанный съ подчинившимися ему дѣйственными іерархами Китая, Японіи и Дальняго Востока, Архіерейскій Сѵнодъ и его предсѣдатель, Митрополитъ Антоній, всегда благословляли всѣ патріотическія начинанія русскихъ людей, ревновавшихъ о несчастной Родинѣ.

Иначе дѣйствовалъ Митрополитъ Евлогій, который всѣ эти послѣдніе годы старался отмежеваться отъ здоровой государственной работы зарубежья. Имъ была провозглашена «аполитичность» Церкви, столь чуждая русскому православному духовенству, въ теченіе тысячелѣтія бывшаго сугубо политическимъ. Въ своемъ отвѣтѣ Митрополиту Сергію отъ 30 августа (12 сент.) с. г. «невмѣшательство Церкви въ политическую жизнь» онъ ставитъ себѣ въ заслугу. Конечно и «аполитичность» и «невмѣшательство» нужны были Митрополиту Евлогію лишь для отхода отъ всего полезнаго въ Зарубежьи. Самъ онъ — провозглашая эти, соблазнявшія «малыхъ сихъ», начала — былъ орудіемъ въ рукахъ опредѣленныхъ дѣльцовъ лѣваго направленія.

Монархическія объединенія, конечно, сочувствовали и всецѣло поддерживали большинство зарубежныхъ іерарховъ, выполнявшихъ именно то, что на протяженіи многихъ вѣковъ дѣлала всегда Русская Церковь. Церковь, въ лицѣ Преподобнаго Сергія, Святителя Алексѣя, Митрополита Московскаго, Патріарха Гермогена и сонма святыхъ, являла яркій примѣръ церковно-политическаго служенія духовенства Россіи.

Монархистамъ ясны были и замыслы большевиковъ, стремившихся внести смуту въ Зарубежную Церковь, путемъ тонкаго покровительства болѣе пріемлемыхъ для нихъ — на время — іерарховъ, для нанесенія затѣмъ окончательнаго удара всей Зарубежной Церкви.

«Нынѣ (большевикамъ нужно) устранить Митрополита Антонія, оставляя на время призрачное первенство за Митрополитомъ Евлогіемъ, а затѣмъ можно приняться и за него. Кто же можетъ помѣшать московской «живой церкви» и ея іудейскимъ коммунистическимъ покровителямъ и союзникамъ прислать новый анонимный указъ объ упраздненіи Митрополита Евлогія и т. д., пока Заграничная Православная Церковь не будетъ приведена въ такое же хаотическое состояніе, въ какое Церковь уже повергнута въ Россіи? Идя по пути такихъ «указовъ», можно дождаться и здѣсь появленія «лжеепископовъ», вродѣ Антонина и Владиміра Путяты, а съ нимъ запустѣнія храмовъ и распаденія церковной жизни» — писалось въ № 58 «Еженедѣльника» Высшаго Монархическаго Совѣта еще 25 сент. пр. ст. 1922 г.

Высшій Монархическіи Совѣтъ и объединяемыя имъ Организаціи понимали, что для пользы всей Русской Православной Церкви, и значитъ для Россіи, важно, чтобы Высшее Церковное Управленіе заграницей не было бы безпрекословно подчинено Высшей іерархіи въ Россіи, находящейся въ плѣну у большевиковъ.

Инымъ было отношеніе къ Зарубежной Церкви лѣвыхъ круговъ. Архіерейскій Сѵнодъ былъ имъ ненавистенъ за то, что онъ не сходилъ съ вѣковыхъ устоевъ Вселенской Православной Церкви. Сѵнодъ, въ силу самыхъ каноновъ и всей исторіи Православія, былъ идейно монархиченъ, конечно, сочувствуя всякой полезной борьбѣ противъ сатанинской власти большевиковъ.

Лѣвымъ — всѣхъ толковъ, — борющимся съ большевиками лишь относительно, пуще всего боящимся чистаго православнаго монархизма, надо было разрушить Архіерейскій Соборъ и создать свое политическое церковное средоточіе, прикрытое пресловутой «аполитичностью» Церкви.

Источникъ: Н. Д. Тальбергъ. Церковный расколъ. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 5-7.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.