Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Церковный расколъ.

Борьба лѣвыхъ и митрополита Евлогія противъ Архіерейскихъ Собора и Сѵнода.

Либераламъ, учитывавшимъ религіозныя настроенія Россіи и Зарубежья, при выполненіи ихъ «церковнаго» плана прежде всего нуженъ былъ православный іерархъ, послушный ихъ велѣніямъ. Такового они и нашли въ лицѣ Митрополита Евлогія.

Своимъ удачнымъ продвиженіемъ епископъ Евлогій въ дореволюціонное время обязанъ былъ исключительно своему кричащему націонализму, умѣренной правизнѣ и умѣнію политиканствовать. Этими способностями онъ отличался и въ Холмщинѣ, и въ Государственной Думѣ и, наконецъ, въ Галиціи, гдѣ его дѣйствія принесли много вреда русскому дѣлу. Заграницей онъ законоучительствовалъ въ русскомъ институтѣ въ Югославіи, откуда въ 1921 г., съ согласія Митр. Антонія, былъ вывезенъ, по просьбѣ монархистовъ и на ихъ средства, въ Берлинъ, гдѣ требовалось упорядоченіе церковной жизни. Въ это же время въ Рейхенгаллѣ состоялся первый монархическій съѣздъ, на коемъ — тогда Архіепископъ — Преосвященный Евлогій участвовалъ въ качествѣ представителя группы конституціоналистовъ въ Бѣлградѣ.

Монархическій съѣздъ открытъ былъ Архіепискокомъ Евлогіемъ, который теперь въ письмѣ къ Митрополиту Сергію отъ 30 авг. пр. ст. увѣряетъ, что заботою его являлось: «сосредоточеніе церковно-общественной дѣятельности исключительно на религіозно-нравственномъ воспитаніи паствы, съ невмѣшательствомъ Церкви въ политическую жизнь, при чемъ это послѣднее достигнуто было мною путемъ долгой и тяжелой борьбы и цѣной тяжкихъ страданій». Перенесшій, якобы, столько страданій Архіепископъ Евлогій, открывая съѣздъ говорилъ, что «Православная вѣра всегда играла огромную роль въ русской исторіи. Многіе святители Православной Русской Церкви были великими русскими патріотами. Православіе есть одна изъ великихъ основъ, на которыхъ зиждилась Россійская Монархія. Съѣзду надлежитъ громко провозгласить своимъ лозунгомъ великія слова: «За Вѣру, Царя и Отечество», за которыми пойдетъ по пути спасенія изстрадавшійся русскій народъ». (Засѣданіе 16/29 мая) [1].

По избраніи съѣздомъ Высшаго Монархическаго Совѣта, въ составѣ Н. Е. Маркова, кн. А. А. Ширинскаго-Шихматова и А. М. Масленникова, Архіепископъ Евлогій вмѣстѣ съ другими подписалъ письменное обязательство полнаго подчиненія Высшему Совѣту слѣдующаго содержанія: «Постановили и торжественно о семъ объявляемъ: Обѣщая сохранять въ совершенной тайнѣ все то, что признано Съѣздомъ не подлежащимъ оглашенію, принять на себя обязанность не токмо за страхъ, но и за совѣсть исполнять, по мѣрѣ силъ своихъ и разумѣнія, всѣ распоряженія и указанія учрежденнаго нынѣ Высшаго Совѣта, направленныя къ великой цѣли возсозданія Монархической Россіи. Обѣщаніе это хранить свято и нерушимо по нашей вѣрности долгу и принесенной нами присягѣ Царствующему Дому, что каждый изъ насъ и подтверждаетъ собственноручною подписью». Архіепископъ Евлогій вторымъ подписалъ это обѣщаніе. Архіепископъ Евлогій тогда не боялся открыто заниматься «политикой» и зналъ, что только монархисты честно и незаинтересованно поддерживаютъ Православную Церковь. Въ засѣданіи 3 іюня 1921 г. послѣ доклада А. П. Роговича, Архіепископъ Евлогій говоритъ слѣдующее, занесенное въ журналъ, подписанный указанными ранѣе, Предсѣдателемъ, Тов. Предсѣдателя и Секретаремъ Съѣзда. «Архіепископъ Евлогій заявляетъ, что Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ ему поручено управленіе всѣми Русскими Православными Церквами въ Западной Европѣ. Наши заграничныя Церкви находятся въ тяжеломъ положеніи. Многія изъ нихъ закрыты, нѣкоторыя остаются безъ священниковъ. Бѣженцамъ грозитъ духовное одичаніе. Причина этого — отсутствіе матеріальныхъ средствъ, отчасти также затрудненія, чинимыя нѣкоторыми странами при выдачѣ визъ православному духовенству. Русскіе дипломатическіе представители не оказываютъ содѣйствія. Нѣкоторые изъ нихъ въ отвѣтъ на просьбу о помощи указывали, что управленіе заграничными русскими Церквами лежитъ на Петроградскомъ Митрополитѣ, съ которымъ со времени захвата власти большевиками нѣтъ возможности сноситься. Архіепископъ проситъ о моральной и матеріальной поддержкѣ со стороны монархическихъ организацій» [2].

По постановленію Съѣзда, Архіеп. Евлогій замѣнялъ Митр. Антонія въ засѣданіяхъ Высшаго совѣта. Передо мною лежатъ журналы Высшаго Монархическаго Совѣта за 1921 г., подписанные участвовавшимъ въ засѣданіяхъ Архіепископомъ Евлогіемъ. Въ засѣданіяхъ этихъ разсматривались вопросы внѣшней и внутренней политики. Архіепископъ Евлогій дѣлалъ и доклады Высшему Совѣту.

Вотъ, напримѣръ, запись въ журналѣ засѣданія отъ 25 октября 1921 г. «Архіепископъ Евлогій докладываетъ о своей поѣздкѣ во Францію, о своихъ бесѣдахъ съ Великими Князьями: Николаемъ Николаевичемъ, Дмитріемъ Павловичемъ, Кирилломъ Владиміровичемъ, а также о работѣ мѣстныхъ монархическихъ организацій».

На Всезаграничномъ Церковномъ Соборѣ 1921 г. въ Сремскихъ Карловцахъ, Митрополитъ Евлогій, вопреки распространяемымъ нынѣ свѣдѣніямъ, участвовалъ въ вынесеніи всѣхъ политическихъ постановленій. Высказался онъ и за осужденное Патріархомъ Тихономъ, подъ давленіемъ большевиковъ, моленіе о возстановленіи монархіи, возражавъ только про упоминаніе о династіи Романовыхъ. «На первой мысли (о монархіи) мы всѣ согласны, ибо она была представлена въ церковномъ освѣщеніи, вторая мысль (о династіи) — чисто политическая — встрѣчаетъ наше разногласіе» [3].

Въ февралѣ 1922 г. Митрополитъ Евлогій участвовалъ на происходившемъ въ Берлинѣ съѣздѣ конституціонныхъ монархистовъ и читалъ тамъ свой докладъ.

Но въ дальнѣйшемъ Митрополитъ Евлогій сталъ все больше сближаться съ либеральными группами, которыя были особенно по душѣ его чисто интеллигентскимъ вкусамъ. Окончательный союзъ между ними былъ заключенъ по переѣздѣ его въ Парижъ. Берлинъ былъ оставленъ Митрополитомъ изъ опасенія надвигавшихся коммунистическихъ безпорядковъ и передъ отдачей посольскаго храма большевикамъ. Потерянъ былъ храмъ вслѣдствіе неправильныхъ дѣйствій Митрополита Евлогія.

Въ Парижѣ либералы окружили Митрополита Евлогія плотною стѣной. Побуждая Митрополита провозглашать всюду начала «аполитичности», они приставили къ нему — въ качествѣ членовъ Епархіальнаго Совѣта — двухъ своихъ яркихъ единомышленниковъ: Е. П. Ковалевскаго, б. комиссара революціоннаго Временнаго Правительства и А. В. Карташева, «министра» исповѣданій въ кабинетѣ Керенскаго, нынѣ предсѣдателя такъ называемаго Національнаго Комитета. Отъ группъ Милюкова прикомандированы были къ Митрополиту докторъ Манухинъ и г. Демидовъ. По масонскимъ ложамъ данъ былъ приказъ «интересоваться» церковными дѣлами и проникать во всѣ церковныя учрежденія, что успѣшно и выполнялось. Масонами отданъ былъ приказъ принять всѣ мѣры къ уничтоженію Архіерейскаго Собора и побуждаютъ Митрополита Евлогія къ полному разрыву съ законною церковною властью за рубежемъ.

До смерти Патріарха Тихона планъ лѣвыхъ былъ таковъ: добиться отъ Патріарха упраздненія Архіерейскаго Собора и предоставленія единоличнаго управленія Зарубежной церковью Митрополиту Евлогію. Работали они по своимъ линіямъ, Митрополитъ же Евлогій тайно входилъ со своими предположеніями къ Патріарху, продолжая для видимости признавать власть Архіерейскихъ: Собора и Сѵнода.

Имѣются данныя, что постоянныя домогательства Митрополита Евлогія и его политическихъ друзей очень раздражали покойнаго Патріарха. Вынужденный все болѣе признавать большевицкую власть, Патріархъ именно радовался создавшемуся отдѣленію отъ него не признающей большевиковъ Зарубежной Церкви, за которую онъ и не отвѣчалъ. За нее же онъ былъ спокоенъ, отлично зная, что она управляется соборно, въ силу общихъ каноновъ и постановленія 1920 года. Всѣ домогательства Митрополита Евлогія оставлялись имъ безъ отвѣта.

Закулисная работа Митрополита Евлогія, дѣйствовавшаго противъ созданнаго при его участіи управленія Зарубежной Церкви, стала извѣстна прочимъ епископамъ. На Архіерейскомъ Соборѣ 1924 г. Митрополитъ Евлогій былъ запрошенъ по поводу своихъ сношеній съ Патріархомъ Тихономъ, направленныхъ противъ Архіерейскаго Собора. Митрополитъ Евлогій упорно отрицалъ наличіе подобныхъ сношеній. Потребовалось оглашеніе его же представленій Патріарху для того, чтобы Митрополитъ Евлогій вынужденъ былъ умолкнуть.

Послѣ смерти въ мартѣ 1925 г. Патріарха Тихона, Митрополитъ Евлогій пытался добиться исключительнаго для себя положенія черезъ Митрополита Петра, своего бывшаго сотоварища по ученію. Но и тутъ потерпѣлъ неудачу. Митрополитъ же Петръ вскорѣ заточенъ былъ въ тюрьму, при чемъ обвиненъ былъ въ сношеніяхъ съ заграницей.

Съ конца 1925 г. тактика лѣваго окруженія Митрополита Евлогія мѣняется. Правящая іерархія въ Россіи къ тому времени изничтожалась большевиками все сильнѣе. Невозможно было разсчитывать на полученіе отъ нее какихъ-либо распоряженій. Поэтому, съ истинной масонской ловкостью, въ поддерживающей Митрополита Евлогія печати стали развиваться положенія, что только послѣдній тѣсно связанъ съ истинно-церковной Россіей, является хранителемъ особыхъ завѣтовъ Патріарха Тихона, отчего и расходится идейно съ прочими епископами, старающимися, якобы, совершенно отдѣлиться отъ Русской Церкви.

Къ этому же времени упрочился и таинственный орденъ «Братство св. Софіи», о которомъ много разъ упоминалось въ правой печати [4]. Во главѣ его стоятъ: тотъ же «аполитичный» политикъ А. В. Карташевъ и прот. Сергѣй Булгаковъ. Основное ядро его составляютъ «богословы» послѣреволюціоннаго появленія, отосланные большевиками заграницу: Н. Бердяевъ, С. Франкъ, Б. Вышеславцевъ и другіе. Эта организація создала въ Парижѣ «Богословскій Институтъ» и окончательно полонила Митрополита Евлогія, будучи черезъ Карташева и др. тѣсно связанной съ политическими либеральными группами.

Постоянныя заявленія Митрополита Евлогія и направлявшихъ его политиковъ о томъ, что Зарубежная Церковь подчинена только Церковной Власти въ Россіи — сильно ухудшало положеніе этой власти. Все труднѣе становилось для нея отбивать домогательства большевиковъ о принятіи мѣръ противъ зарубежнаго духовенства ссылкой на неподчиненность послѣдняго. Темная сила постановленіями, проводившимися ею заграницей, помогала чекистамъ-вымогателямъ.

Монархисты, всегда ставившіе въ основу своей дѣятельности охраненіе Православной Церкви, сразу обнаружили преступные замыслы злой силы, игравшей на благородныхъ чувствахъ зарубежниковъ, связанныхъ тысячами нитей съ Родиной, съ гонимой сатанистами Церковью.

Отвѣтомъ на «работу» масоновъ и ихъ приспѣшниковъ, разрушавшихъ церковное единство за рубежемъ и подставлявшее подъ удары большевиковъ высшее духовенство въ Россіи, явилась статья Н. Е. Маркова въ № 141 «Еженедѣльника» Высшаго Монархическаго Совѣта отъ 5 (18) октября 1925 г.

«Какъ для главнокомандующаго, попавшаго въ плѣнъ къ непріятелю», писалъ Предсѣдатель Высшаго Совѣта, «невозможно продолжатъ командованіе борющимися съ непріятелемъ частями своей арміи, такъ и для православнаго іерарха, находящагося въ плѣну и порабощеніи у богоборческой власти, невозможно управлять оставшейся на свободѣ отъ сатанинскаго ига Православной Церковью. Не о созданіи какой-то независимой Заграничной Церкви идетъ рѣчь, а о сохраненіи все той же единой Святой Русской Православной Церкви. Тутъ нѣтъ никакой автокефаліи, а лишь тревожная забота о неугашеніи свѣтильника Вѣры, явно задуваемаго тамъ въ Триэсэріи злобными порывами духа нечистаго».

«Заявленіе о нашей подчиненности и послушаніи плѣненному Митрополиту Петру или иному іерарху въ Москвѣ есть прямое возложеніе на него отвѣтственности передъ богоборческой властью за все, что мы здѣсь учинимъ. И если послѣ такого заявленія мы не пожелаемъ предать Мѣстоблюстителя каторгѣ, пыткамъ или убійству, то должны будемъ здѣсь на свободѣ творить только то, что не будетъ вредитъ богоборцамъ».

Этому предупрежденію парижскіе лже-церковники не внимали. Развѣ волновала ихъ судьба гонимаго духовенства въ Россіи. Имъ нужно было сокрушить Архіерейскій Соборъ. Для этого же всѣ средства были хороши.

Примѣчанія:
[1] Протоколъ засѣданія отъ 29 мая 1921 г. подписанъ: предсѣдателемъ А. Н. Крупенскимъ, Тов. Пред. А. А. Римскимъ-Корсаковымъ, кн. В. М. Волконскимъ, А. М. Масленниковымъ, гр. М. Н. Граббе и Секретаремъ А. С. Римскимъ-Корсаковымъ.
[2] Заявленіе это имѣетъ особо важное значеніе теперь. Въ заявленіи Преосвященный Евлогій признаётъ, отъ кого онъ получилъ въ управленіе заграничныя церкви. «Высшее Церковное Управленіе» и есть поносимые теперь имъ и масонами «Карловцы». Онъ не считаетъ себя подчиненнымъ Петроградскому Митрополиту и съ неудовольствіемъ говоритъ, что на это подчиненіе указываютъ ему дипломаты. Послѣдніе, видимо, были недовольны имъ тогда за его монархизмъ и онъ у монархистовъ ищетъ помощи. Теперь же, ставъ «аполитичнымъ», т. е. либераломъ, онъ пользуется покровительствомъ г. Гирса и др.
[3] Дѣянія Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора. 1922 года, стр. 51.
[4] «Возбудители раскола». Издательство «Долой зло!», стр. 12-25.

Источникъ: Н. Д. Тальбергъ. Церковный расколъ. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 7-11.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.