Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Церковный расколъ.

Митрополитъ Евлогій выполняетъ въ 1926 году заданіе по взрыву Архіерейскаго Собора.

Время засѣданій Архіерейскаго Собора 1926 г. признано было темной силой подходящимъ моментомъ для окончательнаго разрыва Митрополита Евлогія съ собратіями епископами. Считалосъ это необходимымъ и оттого, что темной силѣ извѣстно было, что Соборъ собирается всесторонне освѣтить дѣятельность т. н. Богословскаго Института, гдѣ современные «богословы» безъ ученаго образованія, готовили нужные имъ кадры будущихъ пастырей Церкви. Надо было отражать ударъ Собора, наносимый по ея главной крѣпости. Существовавшія въ то время расхожденія по отдѣльнымъ вопросамъ у нѣкоторыхъ іерарховъ должны были облегчить взрывъ, задуманный темной силой. Вызывавшемуся изъ Америки Митрополиту Платону прямо писалось изъ Парижа, что никогда не будетъ столь благопріятнаго времени для разгрома Архіерейскаго Собора. Обезпечена была поддержка всей либеральной печати, прочно захваченной масонами. Правыхъ органовъ печати тогда не было. «Отечество» только что появилось, его не боялись, разсчитывая даже на его нейтралитетъ въ церковномъ вопросѣ.

Митрополитъ Евлогій, подбодряемый телеграммами софіанъ изъ Парижа, въ точности выполнилъ данныя ему порученія. Придравшись къ пустяшному вопросу объ измѣненіи повѣстки занятій Собора, онъ покинулъ Соборъ и объявилъ его неканоничнымъ, хотя самъ участвовалъ въ его учрежденіи и къ помощи его неоднократно прибѣгалъ.

Смута началась. Либералы ликовали. Изъ подъ законной власти Архіерейскаго Собора ушли они сами и увели двухъ митрополитовъ (ушелъ и митрополитъ Платонъ, давно тяготившійся надзоромъ Собора и Сѵнода). Главное же, въ совершенно независимое положеніе попадалъ «Богословскій институтъ». Въ Россіи почти всѣ іерархи были заточены и безгласны. Значитъ, и оттуда нельзя было ожидать распоряженій. Какъ извѣстно, главными стремленіями либераловъ всегда является — разрушеніе существующаго, крики о произволѣ законной власти и полный произволъ и безконтрольность въ отношеніи самихъ себя.

Послѣ Собора начались дикія неистовства всей либеральной печати. Струве, въ полномъ единеніи съ Милюковымъ, Гессеномъ и Керенскимъ («Дни» тогда еще существовали), сталъ неприлично травить Архіерейскій Соборъ. По истеченіи пяти лѣтъ существованія Архіерейскаго Собора, газеты, вслѣдъ за Митрополитомъ Евлогіемъ, стали отрицать каноничность Собора. И одновременно та же печать всячески прославляла Митрополита Евлогія. Онъ возглашалъ, газеты же не уставали повторять за нимъ, что онъ является блюстителемъ «завѣтовъ Патріарха Тихона», противъ которыхъ возстаютъ Соборъ и монархисты.

Какіе «завѣты» оставилъ покойный Патріархъ, никто объяснить не могъ. Но толпа также требовала исполненія «завѣтовъ», не понимая въ чемъ дѣло, какъ передъ революціей настаивала на «отвѣтственномъ министерствѣ», совершенно не уясняя себѣ, что это означаетъ установленіе безпринципнаго, продажнаго парламентскаго строя.

Можно было подозрѣватъ, что подъ «завѣтами» разумѣлось запрещеніе Патріарха въ 1919 году духовенству бороться противъ большевиковъ. Такъ, то, что именуется «завѣтами», объясняется въ теперешнемъ посланіи Митрополита Сергія.

Затуманенное лживой, масонской печатью, русское общество и, что поразительнѣе всего, бѣлое воинство, съ неистовствомъ отстаивало «завѣты» о прекращеніи борьбы съ большевиками, и поносило Архіерейскій Соборъ «Карловцы» (по жидо-масонскому наименованію), — именно распоряженіямъ 1919 и 1922 г. о прекращеніи борьбы съ богоборцами и убійцами Россіи не подчинившійся!

Тою же печатью и Митрополитомъ Евлогіемъ подчеркивалось полное, ислючительное подчиненіе послѣдняго «Патріаршей Церкви», въ лицѣ Мѣстоблюстителя и его Замѣстителя, каковымъ являлся Митрополитъ Сергій.

«Главнѣйшій и даже единcтвенный якорь нашего спасенія отъ всякихъ бѣдъ церковнаго безпорядка — это стойкая, непоколебимая, самоотверженная вѣрность нашей законной церковной власти. Органами этой власти въ Русской Церкви являются — Помѣстный Соборъ, Патріархъ, или его законный Мѣстоблюститель съ Священнымъ Сѵнодомъ и Высшимъ Церковнымъ Совѣтомъ и епархіальные законопослушные епископы» — писалъ 6 (19) августа Митрополитъ Евлогій «своей паствѣ». Призывая далѣе паству къ «твердому и неуклонному слѣдованію волѣ нашего Св. Патріарха Тихона» по вопросу объ устроеніи Заграничной Церкви въ его, Митрополита Евлогія, пониманіи, онъ писалъ: «Конечно, если бы мы могли получить какое-либо разрѣшеніе нашихъ разногласій отъ высшей Всероссійской церковной власти, это положило бы конецъ всякому нашему раздѣленію. Я немедленно ему подчинился бы».

Начало полной подчиненности распоряженіямъ изъ Россіи было ясно, опредѣленно выдвинуто, правда, въ увѣренности, что распоряженія не послѣдуетъ. Но — наивно и преступно было не пониматъ, что большевики не упустятъ этой возможности подчинить себѣ зарубежное духовенство.

Конечно, для большевиковъ Митрополитъ Евлогій съ его «аполитичностью» былъ пріемлемѣе Архіерейскаго Собора, дѣйственно поддерживавшаго всѣ противобольшевическія начинанія. Но все же и Митрополитъ Евлогій, опирающійся на торгово-промышленные круги, «Совѣтъ Пословъ», Національный Комитетъ и всѣ подобныя, изъ тѣхъ же лицъ состоящія «центральныя» организаціи, — то же признавался ими ненадежнымъ. Его заявленія о «подчиненности», и столь рѣшительной, давали чекистамъ прекрасный поводъ вымогать отъ Митрополита Сергія нужныя имъ распоряженія. Митрополитъ Сергій заявлялъ не разъ, по примѣру Патріарха Тихона и Митрополита Петра, — о своей лойяльности въ отношеніи совѣтской власти. Большевики могли требовать теперь «лойяльности» и отъ заявлявшаго о своей подчиненности Митрополиту Сергію Митрополита Евлогія и оставшагося съ нимъ духовенства.

Монархисты, сознававшіе, какое непреодолимое препятствіе для большевиковъ въ этихъ ихъ планахъ представляетъ Архіерейскій Соборъ, ясно опредѣлившій степень подчиненности своей только свободной волѣ Патріаршей Церкви, — конечно, встали на защиту Архіерейскаго Собора. Не менѣе волновало ихъ и положеніе Высшей іерархіи въ Россіи, подставляемой парижскими лже-церковниками подъ удары большевиковъ.

Въ среду 8 (21) іюля, дѣйствуя по уполномочію Высшаго Монархическаго Совѣта, А. Н. Крупенскій и я посѣтили Митрополита Евлогія. Съ полной откровенностью указали мы Митрополиту на всѣ опасности для Церкви въ Россіи и заграницей, проистекшія отъ образа его дѣйствій. Митрополитъ все время повторялъ, что онъ считаетъ себя подчиненнымъ исключительно Митрополиту Сергію и подчинится всякому его распоряженію. Мы возражали, говоря, что Митрополитъ Сергій держится большевиками плѣнникомъ въ Нижнемъ и они могутъ заставить его издать вредныя для Зарубежной Церкви распоряженія. Митрополитъ Евлогій настаивалъ на своей подчиненности ему.

«Но Владыко», сказалъ тогда я. «Вѣдь можетъ случиться, что Митрополитъ Сергій, подъ давленіемъ большевиковъ, Васъ уволитъ и пришлетъ на Ваше мѣсто, съ разрѣшенія большевиковъ, другого епископа». «И я подчинюсь», заявилъ Митрополитъ Евлогій. «Но Вы не имѣете права такъ поступать!», воскликнулъ я. «Я такъ поступлю», рѣшительно заявилъ Митрополитъ.

Подавленные ушли мы тогда и вечеромъ на собраніи монархической партіи А. Н. Крупенскій передалъ эту часть бесѣды съ Митрополитомъ Евлогіемъ.

Надъ Зарубежной Церковью — изъ-за политиканства лѣвыхъ и потворства имъ Митр. Евлогія — нависала страшная опасность.

Источникъ: Н. Д. Тальбергъ. Церковный расколъ. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 12-14.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.