Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Церковный расколъ.

Приложенія:
Объясненія большевиковъ.

Печатаемъ во всеобщее свѣдѣніе статью большевицкихъ «Извѣстій» подъ заглавіемъ «Среди церковниковъ». Статья эта была помѣщена въ томъ же номерѣ «Извѣстій», гдѣ было напечатано «Обращеніе Временнаго Патріаршаго Сѵнода» (т. е. Посланіе Митрополита Сергія). Изъ этого наглаго объясненія іудо-совѣтской власти ясно видно, что враги рода Христіанскаго ни мало не умѣрили своей злобы и ненависти къ Христу и Его Святой Церкви и что всѣ утвержденія несвободнаго посланія Митрополита Сергія о какомъ-то мирномъ соглашеніи Русской Церкви Православной съ сатанинской властью — есть сущая небылица. Вотъ, чтó гласитъ большевицкая статья:



«Ниже мы печатаемъ обращеніе къ вѣрующимъ. Церковно-организаціонная и религіозная сторона этого обращенія насъ мало интересуетъ. Мы обращаемъ вниманіе только на политическую сторону документа, которая явнымъ образомъ является важнѣйшей въ глазахъ его авторовъ.

Съ политической стороны дѣло очень ясное. Рабочій классъ и крестьянство выгнали бѣлогвардейщину изъ рабочаго государства. Съ бѣлогвардейцами эмигрировало или было прямо выгнано и черносотенное духовенство, — всѣ эти Евлогіи, Платоны, Антоніи и какъ они еще тамъ называются. Православіе для нихъ, какъ было, такъ и осталось, прежде всего однимъ изъ орудій борьбы противъ власти крестьянъ и рабочихъ. Они, организовавшіе при Романовыхъ кровавые погромы въ цѣляхъ спасенія гибнущей монархіи, помѣщиковъ и капиталистовъ, хотѣли бы и теперь пролить море крови, чтобы раздавить крестьянъ и рабочихъ. Ихъ рука благословляла черныя банды Анненковыхъ, Колчаковъ, Деникиныхъ, Врангелей, Петлюръ и Булакъ-Булаховичей. Ихъ крестъ и теперь напередъ осѣняетъ тѣ иностранныя и бѣлогвардейскія арміи, отправки которыхъ на Совѣтскій Союзъ они домогаются отъ англійскаго и другихъ буржуазныхъ правительствъ. Они напередъ именемъ Христа освящаютъ всѣ грабежи, всѣ избіенія дѣтей, всѣ насилія надъ женщинами, всѣ пытки и массовыя казни, которыя арміи Капитала обрушатъ на крестьянъ и рабочихъ. Православіе для нихъ — только орудіе для того, чтобы возвратить власть помѣщикамъ и капиталистамъ, чтобы вмѣстѣ съ тѣмъ возвратить архипастырямъ церкви ихъ золотыя митры, ихъ блестящія ризы, ихъ многотысячные доходы. Православіе — только орудіе въ ихъ подлой, своекорыстной борьбѣ. И потому они уже готовы склонить знамя многовѣковой борьбы православія съ римской и англиканской церковью и признать римскаго Папу и Кентерберійскаго архіепископа. Если они лижутъ сапогъ какого-нибудь Черчиля, почему же имъ съ упованіемъ и надеждой не приложиться къ туфлѣ римскаго Папы?

Такова церковь, таково православіе, таковы пастыри бѣлогвардейской эмиграціи. Между бѣлогвардейской паствой и пастырями здѣсь полное единодушіе.

Таковыми же захотѣли остаться и пастыри, и церковь, и православіе нашего рабоче-крестьянскаго государства. Кто не помнитъ изступленныхъ проклятій, съ которыми обрушивался Патріархъ Тихонъ на совѣтскую власть въ то время, когда она вела съ капиталистическимъ міромъ борьбу, и въ то время, когда она рѣшила использовать часть награбленныхъ церковью богатствъ для спасенія голодающихъ?

Однако, дальновидная часть духовенства въ 1921 г. открыла, что такая политика, такой открытый союзъ съ эксплоататорами хоронитъ православную церковь въ глазахъ рабочихъ и крестьянъ, вбиваетъ въ нее осиновый колъ, угрожаетъ лишить духовенство всѣхъ доходныхъ статей, сдѣлаетъ его профессію ненужной для всѣхъ трудящихся. Часть духовенства сдѣлала искуссный маневръ, отреклась отъ Патріарха Тихона и заявила о своемъ признаніи совѣтской власти властью, приходящей отъ Бога.

Тихоновцы долго упорствовали. Они не прервали своихъ связей съ черносотеннымъ духовенствомъ бѣлогвардейской эмигрантщины, они старались содѣйствовать агентамъ Николая Николаевича, этого опереточнаго претендента на разбитую корону Романовыхъ. Но результатомъ была ихъ нескончаемая борьба съ паствой, съ еще удержавшимися въ церкви крестьянами и рабочими. Все бодрое, жизненное поворачивалось противъ церкви. Антисовѣтская политика церкви била не сов. власть, а самую церковь.

И тихоновцамъ пришлось перекрашиваться въ совѣтскіе цвѣта.

Въ послѣднее время передъ смертью даже для Тихона становилось яснымъ, что онъ можетъ потерять свою паству, если какимъ-нибудь способомъ не построитъ крестъ такъ, чтобы рабочему въ немъ померещился молотъ, крестьянину — серпъ.

Мало интереса представляетъ та борьба и грызня, которая послѣ смерти Тихона разразилась между различными группировками духовенства вообще и тихоновцевъ въ частности.

Только наиболѣе тупые и заскорузлые представители духовенства не способны были понять и увидѣть, что политическое равненіе по паствѣ, по трудовому народу — необходимое условіе сохраненія за церковью того, что у нея еще осталось и прежде всего, сохраненія тѣхъ доходовъ, которые простодушная паства имъ еще оставляетъ.

Тотъ взрывъ негодованія, который прокатился по всей странѣ, по городамъ и деревнямъ, когда началась наглая подготовка войны со стороны англійскаго правительства твердолобыхъ, когда начались террористическіе акты противъ передовыхъ борцовъ пролетаріата и крестьянства — этотъ взрывъ негодованія показалъ и самымъ твердолобымъ тихоновцамъ, что медлить дальше нельзя, медлить дальше пагубно для духовенства.

Въ своихъ собственныхъ интересахъ имъ необходимо поспѣшно и начисто отмежеваться отъ всѣхъ этихъ Евлогіевъ, Чемберленовъ, Ліанозовыхъ и ихъ наемныхъ поджигателей и убійцъ.

Политическое равненіе по паствѣ, вынужденное настроеніями крестьянъ и рабочихъ, усвоеніе совѣтскихъ цвѣтовъ, попытка замедлить полный разрывъ между народомъ и церковью — въ этомъ основной смыслъ печатаемаго ниже обращенія церковниковъ».

Источникъ: Н. Д. Тальбергъ. Церковный расколъ. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 34-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.