Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Церковный расколъ.

Приложенія:
Окружное посланіе Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви Заграницей.

«Миръ братіямъ и любовь съ вѣрою въ Бога Отца и Господа Іисуса. Благодать со всѣми неизмѣнно любящими Господа нашего Іисуса Христа» (Ефес. VI, 23-24).

Извѣщаемъ васъ, возлюбленныя чада, о послѣднемъ важнѣйшемъ событіи изъ жизни нашей Святой Русской Церкви.

Въ іюлѣ текущаго года Замѣститель Патріаршаго Мѣстоблюстителя Нижегородскій Митрополитъ Сергій и Временный Патріаршій Сѵнодъ обнародовали особое посланіе о положеніи Церкви въ Россіи и объ отношеніи къ Ней и къ заграничной паствѣ совѣтской власти.

Посланіе это весьма знаменательно.

Объявляя о томъ, что съ открытіемъ дѣятельности Патріаршаго Сѵнода, наша Церковь въ Россіи «имѣетъ не только каноническое, но и по гражданскимъ законамъ, вполнѣ законное нейтральное управленіе», оно призываетъ насъ «выразить всенародно нашу благодарность» совѣтской власти «за такое вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія, признавать ее законной, повиноваться ей "не только изъ за страха, но и по совѣсти" (Рим. XIII, 5)», «сознавать совѣтскій союзъ гражданской родиной, радости и успѣхи котораго — наши радости и успѣхи, а неудачи — наши неудачи», а «всякій ударъ, направленный въ Союзъ...» какъ ударъ, направленный «въ представителей Церкви». Посланіе признаетъ нужнымъ и обязательнымъ, чтобы мы всѣ, которымъ «дороги интересы Церкви», кто «желаетъ вывести ее на путь законнаго и мирнаго существованія», чтобы мы «церковные дѣятели» показали, что мы «не съ врагами... совѣтскаго государства и не съ безумными орудіями ихъ интригъ, а съ нашимъ народомъ и съ нашимъ правительствомъ».

Вмѣстѣ съ этимъ, посланіе осуждаетъ наше заграничное духовенство и паству за невѣрность совѣтской власти и за выступленія противъ нея, требуя отъ духовенства дать письменное обязательство въ полной вѣрности совѣтской власти «во всей своей общественной дѣятельности», угрожая, въ случаѣ неисполненія этого требованія, исключить нашихъ духовныхъ лицъ изъ состава клира Московской Патріархіи.

Наконецъ, посланіе напоминаетъ о томъ, что будто-бы Святѣйшій Патріархъ Тихонъ въ 1922 году закрылъ нашъ Архіерейскій Сѵнодъ, отмѣчаетъ, что Сѵнодъ существуетъ «политически не мѣняясь», что будто бы «своими притязаніями на власть онъ даже раскололъ заграничное церковное общество на два лагеря».

Таково послѣднее дѣяніе Замѣстителя Патріаршаго Мѣстоблюстителя и его Временнаго Священнаго Сѵнода.

Что намъ сказать о немъ?

Нашъ священный и отвѣтственный долгъ архипастырей Церкви и наша христіанская совѣсть повелѣваетъ намъ сказать о семъ дѣяніи слѣдующее:

Посланіе Митрополита Сергія и членовъ Священнаго Сѵнода составлено не свободно, а подъ сильнымъ давленіемъ гонителей нашей Святой Церкви и мучителей русскаго народа — большевиковъ, такъ какъ ни одинъ архипастырь, свободный отъ гнета и плѣна этихъ злѣйшихъ враговъ Христовыхъ, не можетъ признать ихъ властью законной, не можетъ вѣрить ихъ мирнымъ отношеніямъ къ Св. Церкви и не можетъ надѣяться установить правильныя отношенія съ нею Церкви. Всему міру извѣстно, сколь великое множество служителей алтаря Господня и вѣрныхъ сыновъ Церкви — мірянъ умерщвлены носителями безбожной совѣтской власти, сколь многія святыни русскаго народа поруганы и осквернены или даже вовсе разрушены, сколь многіе архипастыри, пастыри и міряне и теперь томятся въ тюрьмахъ, ссылкахъ и изгнаніяхъ, поношеніяхъ и страданіяхъ за св. вѣру и за законы отеческіе. Около десяти лѣтъ продолжается антихристово гоненіе на Христа и на Его Св. Церковь въ страждущей Россіи, гоненіе, напоминающее намъ первые вѣка христіанства. Какъ-же можно выражать всенародную благодарность такой власти? Какъ можно говорить о ея вниманіи къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія? Какъ можно радоваться ея радостямъ и печалиться ея неудачамъ? Нѣтъ, не добрая воля нашихъ архипастырей составила это посланіе, а злая воля враговъ Христовыхъ.

Посланіе преслѣдуетъ недостижимую цѣль — установить неслыханный и неестественный союзъ между безбожной властью и Св. Православной Церковью.

Но, скажемъ мы словами Апостола: «Какое общеніе праведности съ беззаконіемъ? Что общаго у свѣта съ тьмой? Какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ? (2 Кор. VI, 14-15)». Радости совѣтской власти — оскудѣніе вѣры и благочестія, умноженіе беззаконія, развращеніе людей, разрушеніе Церкви, страданія вѣрныхъ чадъ Божіихъ, пролитіе крови праведныхъ, насажденіе на землѣ царства діавола. Можетъ-ли это быть радостью для Церкви?

Посланіе Митрополита Сергія не архипастырское и не церковное, а политическое и посему не можетъ имѣть церковно-каноническаго значенія и не обязательно для насъ, свободныхъ отъ гнета и плѣна богоборной и христоненавистной власти. Подъ предлогомъ мирнаго отношенія къ Церкви, давая разрѣшеніе Митрополиту Сергію организовать Священный Сѵнодъ, большевики принудили его и другихъ іерарховъ заявить, что совѣтская власть законная, что ей нужно повиноваться, какъ богоустановленной, что ея интересы совпадаютъ съ интересами Св. Церкви и что всякое противленіе ей преступно и должно быть наказуемо церковными карами. Такимъ образомъ, посланіе іерарховъ Церкви стало однимъ изъ средствъ пропаганды совѣтской власти и внѣдренія ея безбожной политики въ церковную жизнь. Іерархи благословляютъ противохристіанскую политику враговъ всякой религіи. Положеніе дѣла совершенно чуждое Церкви, вредное и опасное, способное создать новую тяжкую смуту въ Церкви и дать поводъ опасаться за чистоту Православія въ Россіи. Церковь не можетъ благословлять противохристіанскую, а тѣмъ болѣе безбожную политику. Утверждая это, мы не хотимъ сказать того, что Церковь должна быть совершенно чужда политики государствъ. Церковь должна быть выше политическихъ страстей и партійности, однако она должна не только благословлять христіанскую политику государства, но и борьбу его съ противохристіанскими, а тѣмъ болѣе съ безбожными началами.

Что скажемъ еще? Можемъ ли признать совѣтскую власть законною?

Можемъ ли дать письменное обязательство въ вѣрности этой власти? Нѣтъ, мы не можемъ и не должны этого дѣлать. Мы почитаемъ совѣтскую власть не законною и не богоустановленною, а существующую по попущенію Божію, ради нашихъ грѣховъ и для вразумленія нашего. Мы называемъ совѣтскую власть христоненавистною и безбожною, разрушающею и Церковь и Россію. Мы молимъ Господа, чтобы Онъ избавилъ нашу Церковь и Россію отъ гнета и плѣна этой власти.

Можно-ли почитать законнымъ постановленіе Временнаго Патріаршаго Сѵнода объ увольненіи отъ должностей и исключенія изъ клира Московской Патріархіи архипастырей и прочихъ священнослужителей, если они откажутся дать письменное обязательство о вѣрности совѣтской власти? Такое постановленіе Сѵнода не можетъ быть признано законнымъ и каноническимъ. Оно должно почитаться превышеніемъ власти и противорѣчитъ не только священнымъ канонамъ Церкви и посланію архипастырей — соловецкихъ узниковъ къ совѣтской власти, но и посланію самого Митрополита Сергія отъ 10 іюня 1926 года, не признавшему возможнымъ примѣнять церковныя наказанія къ заграничному духовенству «за его невѣрность Совѣтскому Союзу».

Не можемъ не отмѣтить того, что рука враговъ Церкви оказала свое вліяніе на то мѣсто посланія, гдѣ оно говоритъ о нашемъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ. Совершенно неправильно отмѣчаетъ посланіе, будто Святѣйшій Патріархъ нашъ въ 1922 году закрылъ нашъ Священный Сѵнодъ. Мы должны заявить, что въ указанное время былъ закрытъ не настоящій нашъ Архіерейскій Сѵнодъ, а Временное Высшее Церковное Управленіе заграницей. Настоящій нашъ Сѵнодъ не закрывался ни Свят. Тихономъ, ни его преемниками по управленію Церкви, хотя всѣмъ имъ хорошо было извѣстно о его существованіи, что подтверждаетъ теперь и самъ Митрополитъ Сергій и его Сѵнодъ, не рѣшаясь однако объявить о закрытіи его. Этимъ смѣшеніемъ двухъ различныхъ учрежденій — Временнаго Высшаго Церковнаго Управленія заграницей и Архіерейскаго Сѵнода враги Церкви постарались смутить вѣрныхъ чадъ ея и углубить церковную смуту заграницей. Несправедливо посланіе упрекаетъ нашъ Сѵнодъ въ раздѣленіи церковнаго общества на два лагеря. Нашъ Сѵнодъ не раздѣлялъ церковнаго общества на два лагеря. Наоборотъ, онъ всегда стремился къ тому, чтобы объединить всѣ епархіи и духовныя миссіи заграницей въ одно цѣлое. Раздѣлили наше церковное общество два Митрополита — Платонъ и Евлогій, ранѣе сами подчинявшіеся нашему Сѵноду, пользовавшіеся его помощью и поддержкой, но въ 1926 году самочинно и незаконно отколовшіеся отъ него и пожелавшіе управлять своими епархіями единолично, безотвѣтственно, не имѣя надъ собой никакой высшей власти и поставивъ себя выше автокефальныхъ іерарховъ.

Тщательно разсмотрѣвъ посланіе Замѣстителя Патріаршаго Мѣстоблюстителя и Временнаго Патріаршаго Сѵнода и принявъ во вниманіе, что высшая церковная власть въ Россіи находится въ тяжкомъ плѣненіи у враговъ Церкви, несвободна въ своихъ дѣяніяхъ, а также и то, что у насъ нѣтъ возможности имѣть съ нею нормальныя сношенія, Священный Соборъ Архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей опредѣлилъ:

1) Заграничная часть Всероссійской Церкви должна прекратить административныя сношенія съ Московской церковной властью въ виду невозможности нормальныхъ сношеній съ нею и въ виду порабощенія ея безбожной совѣтской властію, лишающей ее свободы въ своихъ волеизъявленіяхъ и каноническаго управленія Церковью.

2) Чтобы освободить нашу іерархію въ Россіи отъ отвѣтственности за непризнаніе совѣтской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до возстановленія нормальныхъ сношеній съ Россіей и до освобожденія нашей Церкви отъ гоненій безбожной совѣтской власти, Заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священнымъ канонамъ, опредѣленіямъ Священнаго Собора Всероссійской Помѣстной Православной Церкви 1917-1918 г.г. и Постановленіямъ Святѣйшаго Патріарха Тихона, Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта отъ 7/20 ноября 1920  года, при помощи Архіерейскаго Сѵнода и Собора Епископовъ, подъ предсѣдательствомъ Кіевскаго Митрополита Антонія.

3) Заграничная часть Русской Церкви почитаетъ себя неразрывною, духовно-единою, вѣтвью Великой Русской Церкви. Она не отдѣляетъ себя отъ своей Матери-Церкви и не считаетъ себя автокефальною. Она попрежнему считаетъ своею главою Патріаршаго Мѣстоблюстителя Митрополита Петра и возноситъ его имя за богослуженіями.

4) Если послѣдуетъ постановленіе Митрополита Сергія и его Сѵнода объ исключеніи заграничныхъ Епископовъ и клириковъ, не пожелающихъ дать подписку о вѣрности совѣтскому правительству изъ состава клира Московскаго Патріархата, то такое постановленіе будетъ неканоническимъ.

5) Рѣшительно отвергнуть предложеніе Митрополита Сергія и его Сѵнода дать подписку о вѣрности совѣтскому правительству, какъ неканоническое и весьма вредное для Святой Церкви, какъ въ Россіи, такъ и заграницей.

Объявляя о такомъ нашемъ постановленіи всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Святой Церкви, мы уповаемъ, что нашъ Великій Пастыреначальникъ, Господь Іисусъ Христосъ приведетъ Ее къ благу, миру и радости и посрамитъ всѣхъ ея враговъ.

«Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его» (67 Псал., 2 ст.). Аминь.

Митрополитъ Антоній, Архіепископъ Ѳеофанъ, Архіепископъ Серафимъ, Епископъ Сергій, Епископъ Гавріилъ, Епископъ Гермогенъ, Епископъ Ѳеофанъ, Епископъ Даміанъ, Епископъ Серафимъ, Епископъ Тихонъ.

27 августа (9 сентября) 1927 г.

Сремски Карловцы.

Источникъ: Н. Д. Тальбергъ. Церковный расколъ. — Парижъ: Издательство свѣтлѣйшаго князя М. К. Горчакова «Долой зло», 1927. — С. 42-45.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.