Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Эразма Печерскаго (1967)
2017-10-19 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Ареѳы Печерскаго (1967)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 16-я (1939)
2017-10-18 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 15-я (1939)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 2-я (1991)
2017-10-18 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 1-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
МУЖЪ ВѢРНОСТИ И РАЗУМА.
Къ 50-лѣтію кончины К. П. Побѣдоносцева.

Широкое сердце К. П. Побѣдоносцева.
(Къ 50-лѣтію со дня его кончины).

«Вы были человѣкъ сердца добраго и снисходящаго...» Еп. Антоній (Храповицкій).

«Полный Православный Богословскій Энциклопедическій Словарь», оцѣнивая дѣятельность Побѣдоносцева, какъ оберъ-прокурора, пишетъ, что все сдѣланное при немъ въ церковной области, «обязано его вліянію, таланту и иниціативѣ». Далѣе говорится: «Особенное вниманіе онъ обратилъ на образованіе народа въ духѣ преданности Царю и Церкви. Церковно-приходская школа въ полномъ смыслѣ слова была обязана своимъ появленіемъ и развитіемъ К. П. По его стараніямъ въ распоряженіе духовнаго вѣдомства были отпущены большія средства для развитія церковно-приходскихъ школъ и церковнаго просвѣщенія народа. Не менѣе былъ озабоченъ К. П. вопросомъ объ улучшеніи матеріальнаго быта духовенства. И въ этомъ отношеніи имъ было сдѣлано очень много. Благодаря ему изъ государственнаго казначейства былъ значительно увеличенъ отпускъ суммъ на жалованье духовенству, а въ 1902 г. былъ изданъ уставъ о пенсіяхъ духовенству. Его желаніемъ было, чтобы духовенство, окрѣпнувъ матеріально и освободившись отъ принижающаго гнета нужды, заняло въ общественномъ и государственномъ строѣ то мѣсто, которое отвѣчаетъ его дѣйствительному значенію». Отмѣчается учрежденіе новыхъ епархій, приходовъ и устройство при возникавшихъ женскихъ обителяхъ школъ и благотворительныхъ учрежденій для окрестнаго населенія. Пересмотрѣны были уставы и штаты духовно-учебныхъ заведеній. Стараніями Побѣдоносцева особенно развилось церковно-книжное издательство.

Большую цѣнность представляетъ оцѣнка Побѣдоносцева владыкой Антоніемъ (Храповицкимъ), тогда епископомъ волынскимъ, изложенная въ письмѣ къ нему въ началѣ ноября 1905 г., вскорѣ послѣ оставленія первымъ своего поста. Владыка подчеркиваетъ, при этомъ, свое расхожденіе съ нимъ по нѣкоторымъ вопросамъ и то, что не разъ навлекалъ онъ на себя неудовольствіе оберъ-прокурора. Приводимъ выдержки изъ письма, начинающагося такъ: «Я откладывалъ со дня на день сіе начертаніе вамъ русскаго слова прощайте и спасибо, сомнѣваясь въ томъ, доставляю ли Вамъ удовольствіе или напротивъ — непріятное чувство. Однако, наглыя выходки газетъ, которыя хотятъ свести на ничто Вашу высоко-цѣнимую патріоти/с. 79/ческую и народную дѣятельность, побуждаютъ меня все-таки исполнить требованія своего сердца и высказать Вамъ свое высокое уваженіе и благодарность... Я чтилъ въ Васъ христіанина, чтилъ патріота, чтилъ ученаго, чтилъ труженика. Я сознавалъ всегда, что просвѣщеніе народа въ единеніи съ церковью, начатое въ 1884 г. исключительно благодаря Вамъ и Вами усиленно поддерживавшееся до послѣдняго дня Вашей службы, есть дѣло великое, святое, вѣчное, тѣмъ болѣе возвышающее Вашу заслугу Церкви, престолу и отечеству, что въ этомъ дѣлѣ Вы были нравственно почти одинокимъ. Вы не были продолжателемъ административной рутины, какъ желаютъ представить Ваши жалкіе, бездарные критики. Напротивъ, Вы подымали цѣлину жизни и быта, брались за дѣла, нужныя Россіи, но до Васъ администраціи невѣдомыя. Первое — дѣло церковно-приходскихъ школъ Вы такимъ образомъ подняли и вынесли на своихъ плечахъ. Второе — приближеніе духовной школы къ духовнымъ нуждамъ народа, къ жизни Церкви, — Вы старались выполнить, но здѣсь наткнулись на слишкомъ неодолимую двухвѣковую косность самоувѣренной и схоластической сословной громады... Вы подняли надъ грамотной Россіей свѣтъ Божественной Библіи, распространили слово Божіе по дешевой цѣнѣ, на всѣхъ нарѣчіяхъ православныхъ племенъ Россіи и иныхъ отдаленныхъ странъ...».

Яркимъ подтвержденіемъ справедливости сказаннаго является письмо Побѣдоносцева императору Александру III отъ 21 января 1887 г.: «Въ особенныхъ случаяхъ я позволяю себѣ утруждать Ваше Величество просьбами о поощреніи школьныхъ учрежденій присылкою иконъ отъ имени Вашего. Этотъ знакъ Высочайшаго вниманія къ усердію мѣстныхъ дѣятелей въ такомъ важномъ дѣлѣ имѣетъ великое значеніе и благодѣтельную силу, особливо въ такихъ мѣстахъ, гдѣ русскому и церковному элементу приходится бороться съ иновѣрными и инородческими вліяніями. А гдѣ находятся усердные и энергическіе дѣятели, тамъ учрежденіе приходскихъ школъ производитъ поразительное дѣйствіе. Въ самое короткое время преобразуется бытъ и настроеніе крестьянъ, и въ самые дикіе углы проникаетъ свѣтъ и осмысленность. Я считаю великимъ дѣломъ — отыскивать такія явленія (большею частью въ глухихъ мѣстахъ) и тотчасъ же обращать на нихъ вниманіе. Видя это, мѣстные дѣятели получаютъ нравственную опору, и примѣръ ихъ вызываетъ другихъ на подражаніе».

«Съ этой цѣлью я посылаю отъ времени до времени для объѣздовъ по селамъ состоящаго при мнѣ толковаго человѣка обозрѣвать начинающееся школьное дѣло. Такъ объѣхалъ онъ лѣтомъ Сѣв.-Зап. край, а осенью — Кіевскую, Волынскую и Подольскую губерніи. Этимъ путемъ добываются драгоцѣнныя свѣдѣнія и завязыва/с. 80/ются живыя связи. Такъ, напримѣръ, недавно въ глуши Таращанскаго у. Кіевской губ., посреди тьмы невѣжества, пьянства, въ средѣ зараженною штундою, отыскались 3 молодыхъ священника, невѣдомые своему начальству, въ нуждѣ и униженіи работающіе съ утра до ночи надъ просвѣщеніемъ темной массы, — одинъ изъ нихъ, напримѣръ, успѣлъ въ 2 года искоренить штунду въ своемъ приходѣ, — и эти люди, имѣя по 5-6 человѣкъ дѣтей, да еще бѣдныхъ родныхъ на рукахъ, должны существовать съ семьей на какіе-нибудь 200 рублей въ годъ и истощаются въ голодѣ и холодѣ. Если человѣкъ такой не корыстенъ, то положеніе его ужасно. Такъ, священникъ, о коемъ идетъ рѣчь, за требы не беретъ. Доходовъ въ церкви бываетъ отъ 3 до 13 копѣекъ въ большіе праздники. Были три свадьбы, — за двѣ ничего не дали, за третью дали 55 копѣекъ (эта тамъ, гдѣ есть сектанты, въ обыкновенныхъ же условіяхъ даютъ за свадьбу отъ 10 до 15 руб.)».

«Можно себѣ представить, какъ важно для такого труженника получить пособіе во-время, а никто не даетъ ему. Узнавая такіе случаи, я посылаю имъ, что можно, — къ счастью, имѣются для того кое-какія средства изъ денегъ, пожертвованныхъ Кенигомъ и другими благодѣтелями. Такъ напримѣръ, этимъ тремъ священникамъ послано къ празднику 250 рублей, и они ожили духомъ».

«Прошу прощеніе за это предисловіе къ моей просьбѣ. Она состоитъ въ слѣдующемъ. Въ Могилевской губ., въ Климовецкомъ у., есть молодой помѣщикъ Мещерскій. Живя въ деревнѣ безвыѣздно, оно со всѣмъ жаромъ принялся за школьное дѣло и въ короткое время достигъ замѣчательныхъ успѣховъ (прилагается краткая о семъ записка). Узнавъ о семъ случайно, я посылалъ къ нему людей, старался доставлять ему пособія. Теперь дѣло его растетъ. Дѣтей узнать нельзя, — изъ нихъ составились цѣлые хоры пѣвцовъ, вслѣдъ за дѣтьми преобразуются родители. Дѣйствіе школы распространяется дальше и дальше по уѣзду».

«Дѣло это вполнѣ заслуживаетъ милостиваго вниманія Вашего Величества. Не благоволите ли и на этотъ разъ пожаловать икону отъ имени Вашего въ центральную школу Милославичей. Это придастъ новую силу всему движенію».



Заботливость Побѣдоносцева распространяется на все. Узнаетъ онъ, что, по докладу министра Императорскаго Двора, гр. А. В. Аддерберга, Высочайшимъ повелѣніемъ прекращены пособія, выдававшіяся покойной императрицей Маріей Александровной. Осуждая эту міру, онъ 16 ноября 1880 г., въ видѣ примѣра, указываетъ Цесаревичу Александру Александровичу на сельскую больницу, содержимую Бакуниной, старѣйшей сестрой милосердія въ Россіи, /с. 81/ проживающей въ Севастополѣ. Прилагаетъ ея письмо, въ которомъ она проситъ Цесаревну о пособіи въ размѣрѣ 100 р. «Когда изволите прочесть его, увидите, что на эту небольшую сумму можно сдѣлать много добра посреди сельскаго населенія...».



Весной 1881 г. Побѣдоносцевъ получилъ слѣдующее письмо: «Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь Константинъ Петровичъ. Позвольте въ трудномъ случаѣ жизни обратиться къ Вашему благосклонному содѣйствію. Хотя дѣло, сущность котораго Вы изволите узнать изъ нижеслѣдующаго, ничего не имѣетъ общаго съ подчиненнымъ Вамъ вѣдомствомъ, но я потому именно Васъ рѣшился просить быть моимъ ходатаемъ предъ Его Императорскимъ Величествомъ, что во 1-хъ, Вы единственный изъ приближенныхъ къ Государю чиновниковъ, которому я имѣю честь быть лично извѣстнымъ, а во 2-хъ — я знаю, какъ Вы добры, снисходительны, и потому надѣюсь, что Вы извините смѣлость, съ которой своимъ личнымъ маленькимъ дѣломъ я дерзаю хотя и на нѣсколько минутъ отклонить Ваше вниманіе отъ государственныхъ занятій Вашихъ.

Просьба моя состоитъ въ нижеслѣдующемъ. Дабы выйти изъ самыхъ сложныхъ, затруднительныхъ обстоятельствъ, отравляющихъ мою жизнь до того, что я не въ состояніи отдаваться дѣлу, которому посвятилъ всю свою жизнь, мнѣ нужна очень крупная сумма въ три тысячи рублей сер. Сумма эта освободила бы меня отъ долговъ (сдѣланныхъ по необходимости какъ моей собственной, такъ и нѣкоторыхъ моихъ близкихъ) и возвратила бы мнѣ тотъ душевный миръ, котораго жаждетъ душа моя.

Между тѣмъ, какъ небезизвѣстно Вашему Высокопревосходительству, въ прошедшемъ сезонѣ на двухъ императорскихъ сценахъ были поставлены двѣ мои оперы («Евгеній Онѣгинъ» въ Москвѣ и «Орлеанская Дѣва» въ Петербургѣ), обѣ съ значительнымъ успѣхомъ, дающимъ мнѣ основанія надѣяться, что онѣ, по возобновленіи театральной дѣятельности, останутся въ текущемъ репертуарѣ. Какъ авторъ, я получаю установленную закономъ поспектакельную плату. Но мнѣ придется еще долго ждать, пока накопится потребная сумма, а именно ждать-то мнѣ и трудно. И вотъ меня осѣнила мысль дерзнуть просить Государя, чтобы онъ повелѣлъ изъ казенныхъ суммъ выдать мнѣ три тысячи рублей серебромъ заимообразно, т. е. чтобы долгъ мой казнѣ постепенно погашался причитающейся мнѣ изъ дирекціи императорскихъ театровъ поспектакельной платой. Если бы я зналъ хотя одно частное лицо, могшее бы снабдить меня нужными мнѣ дентгами на тѣхъ же условіяхъ, то не осмѣлился бы обратиться къ нашему всемилостивѣйшему Государю, но такого лица /с. 82/ среди знакомыхъ моихъ нѣтъ. Кромѣ того я выскажу Вамъ откровенно, почему у меня хватило смѣлости рѣшиться на этотъ шагъ. Мнѣ передавали, что будто бы Государь изволилъ однажды въ самыхъ милостивыхъ выраженіяхъ отозваться о моихъ музыкальныхъ трудахъ. Я не имѣю основанія не вѣрить этому састливому для меня обстоятельству, и вотъ, ободренный безконечно лестнымъ вниманіемъ Его Величества къ моей музыкѣ, я рѣшился просить Его оказать мнѣ милость. Послать мою просьбу непосредственно къ Государю по почтѣ я не смѣю, ибо не знаю даже, прилично ли въ письмѣ на имя Царя, всецѣло преданнаго заботамъ о государствѣ, излагать во всей подробности столь ничтожное личное дѣло. Да можетъ быть и самая просьба моя неумѣстна и неприлична. Я осмѣлюсь просить Васъ, многоуважаемый Константинъ Петровичъ, предварителыю разрѣшить этотъ послѣдній вопросъ, или дать моему ходатайству соотвѣтственный ходъ, или же откровенно посовѣтовать мнѣ воздержаться отъ попытки безпокоить своею просьбою Государя. Прилагаю при семъ вкратцѣ изложенную сущность моего ходатайства передъ Его Императорскимъ Величествомъ. Убѣдительно прошу Ваше Высокопревосходительство простить мнѣ смѣлость, съ которой я позволилъ себѣ утруждать Васъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ прошу принять увѣреніе въ глубочайшемъ уваженіи, съ коимъ имѣю честь быть Вашъ покорнѣйшій слуга Петръ Чайковскій. Мая 19 дня 1881 г. Каменка».

26 мая Побѣдоносцевъ писалъ Государю: «До сихъ поръ я ни разу не бралъ на себя доводить до свѣдѣнія Вашего многочисленныя просьбы о милостяхъ разнаго рода, которыя и въ прежніе годы многіе пытались направить черезъ мое посредство. Теперь въ первый разъ рѣшаюсь представить вниманію Вашего Императорскаго Величества прилагаемое при семь письмо Петра Чайковскаго. Смѣю доложить притомъ, что, по моему мнѣнію, стоило бы поддержать его въ настоящей его нуждѣ. Имя и талантъ его извѣстны не только въ Россіи, но и за границей: пособить ему теперь значить дать ему возможность работать спокойно для искусства. Зная его лично, могу засвидѣтельствовать, что денежное его затрудненіе происходитъ не отъ безпорядковъ жизни. Онъ не игрокъ и не мотъ, и не мастеръ наживать деньги. Онъ ведетъ жизнь вполнѣ скромную и порядочную. Кажется мнѣ, что Высочайшая милость въ настоящемъ случаѣ была бы у мѣста. Предлагаемый имъ заимообразный способъ едва ли былъ бы удобенъ: вмѣсто погашенія ссуды изъ поспектакльной платы можно было бы предложить возвратить деньги, когда будетъ въ состояніи, или оказать ему пособіе безусловно». Отвѣтъ Царя: «Просьбу Чайковскаго, я надѣюсь, можно будетъ исполнить и пришлю Вамъ сказать о результатахъ. A.».

Побѣдоносцевъ тотчасъ извѣстилъ Чайковскаго о милостивой /с. 83/ резолюціи императора Александра III. Тотъ отвѣтилъ ему 1 іюня: «Я получилъ сегодня письмо Ваше. Оно очень обрадовало, облегчило и утѣшило меня. Съ тѣхъ поръ какъ я послалъ Вамъ мою просьбу мнѣ все казалось, что я совершилъ какой-то неделикатный по своей несвоевременности поступокъ. Ваши ободряющія слова совершенно успокоили меня. Теперь буду надѣяться не только, что мое ходатайство удовлетворится, но, что и въ случаѣ отказа, мнѣ не будетъ вмѣнена въ вину рѣшимость, съ которой въ критическую минуту жизни я обратился чрезъ Ваше благосклонное посредничество прямо къ Государю». Рѣшеніе Его послѣдовало вскорѣ. Записка Царя гласила: «Посылаю Вамъ для передачи Чайковскому — 3.000 р. Передайте ему, что деньги эти онъ можетъ мнѣ не возвращать. А. 2 іюня 1881 г.».

Побѣдоносцевъ телеграфировалъ Чайковскому о послѣдовавшей монаршей милости. Послѣдній тотчасъ отвѣтилъ ему, выражая «чувство безконечной благодарности»; 7-го же іюня написалъ вторично: «Еще тотчасъ по полученіи Вашей телеграммы я хотѣлъ написать Государю благодарственное письмо, но не посмѣлъ этаго сдѣлать, боясь слишкомъ часто напоминать о себѣ, т. е. не зная еще хорошенько, насколько приличествуетъ мнѣ вообще обращаться непосредственно къ Государю. Теперь получивъ Ваше дорогое письмо, спѣшу исполнить совѣтъ Вашъ, столь согласный съ побужденіемъ моей души. Я глубоко тронутъ той формою, въ которой выразилось вниманіе Государя къ моей просьбѣ. Боюсь, что письмо мое недостаточно сильно выражаетъ то, что въ сердцѣ моемъ чувствую. Но словами такъ трудно выразить то чувство умиленія и любви, которое возбуждаетъ во мнѣ Государь. И Вамъ, многоуважаемый Константинъ Петровичъ, я не умѣю достаточно высказать, какъ меня трогаетъ Ваша доброта. Вашъ благодарный Вамъ и глубоко Васъ уважающій П. Чайковскій».

Въ письмѣ отъ 6 іюня Побѣдоносцевъ писалъ: «...Несказанно благодарю Ваше Величество за сердечное вниманіе къ нуждамъ Чайковскаго. Деньги уже отосланы, и онъ пишетъ мнѣ горячее письмо, преисполненное благодарныхъ чувствъ къ Вашему Величеству...».



Въ 1883 г., мальчикъ Солнышкинъ, мечтая о музыкальномъ образованіи, оставилъ тайно родителей, и отправился изъ Владикавказа въ Петербургъ. Въ письмѣ написанномъ имъ отцу на ст. Каменской, онъ писалъ: «Слезно молю Васъ, простите мнѣ мой поступокъ, приведшій васъ въ такое горестное состояніе... Какъ ни горько мнѣ было оставлять тѣхъ, которыхъ я люблю всей душой какъ ни горько было мнѣ разставаться съ милой моей сестричкой, /с. 84/ но любовь къ музыкѣ взяла верхъ надъ всѣмъ, и я рѣшился оставить все и идти къ ногамъ Его Императорскаго Величества, чтобы повѣдать ему цѣль своего бѣгства и просить его помощи. И вотъ иду, сегодня уже 24 день, терпя и голодъ, и холодъ, всѣ другія лишенія, но утѣшаю себя мыслью, что достигну желаемаго...». Побѣдоносцевъ пригрѣлъ мальчика и написалъ о немъ Государю, который сообщилъ ему: «Я съ удовольствіемъ готовъ принять этого мальчика въ инструментальный классъ при пѣвческой капеллѣ. — Напишите объ этомъ гр. Шереметеву. Согласны ли родители, чтобы ихъ сынъ оставался въ Петербургѣ, и что они отвѣчали на его увѣдомленіе?».

Въ связи съ этимъ, Побѣдоносцевъ получилъ письмо: «13-лѣтній мальчикъ, пробѣжавшій болѣе 2.000 верстъ, прячась отъ жандармовъ, живя дорóгой милостыней, ночуя подъ шпалами, — все это, дабы попасть въ петербургскую консерваторію, — фактъ, конечно, замѣчательный, возбуждающій по меньшей мѣрѣ любопытство людское; хотя съ другой стороны, 27 дней ходьбы его отъ Москвы до Петербурга, въ то время, когда многіе ѣздятъ въ 1-мъ классѣ даромъ, по особой любезности къ нимъ попутнаго начальства, — фактъ крайне прискорбный, изобличающій современный уровень сердецъ вообще, и желѣзнодорожныхъ въ особенности, не пріютившихъ талантливаго отрока-странника. Заболѣвшаго, какъ видно, отъ непосильной ходьбы и волненія мальчика Вы пріютили. Плакалъ я и благословлялъ Васъ, милостивый государь, читая опубликованное сегодня въ «Новомъ Времени», и не могу не сказать Вамъ, что поступокъ Вашъ примиряетъ меня нѣсколько съ судьбой жить съ людьми нашего времени, освѣщая мнѣ теплотой дѣянія Вашего во имя любви. Да сохранитъ Васъ Господь Богъ на честь и славу Родины нашей, на многія, многія лѣта и даруетъ выздоровленіе малюткѣ страннику, пріютившемуся подъ могучее крыло ангела земнаго. Мнѣ отъ Васъ ничего не нужно, а потому примите мое письмо такъ же просто, какъ оно написано, по требованію моего духа, отнынѣ Вамъ навсегда преданнаго. Съ совершеннымъ почтеніемъ имѣю честь быть милостивый государь, Вашимъ покорнѣйшимъ слугою Петромъ Суходольскимъ (академикъ-живописецъ). 9 дек. 1883 г. Петербургъ».

Пояснимъ, что Петръ Александровичъ Суходольскій, род. въ 1836 г., былъ живописцемъ-пейзажистомъ: сталъ онъ академикомъ въ 1878 г. за картину «Весенній разливъ Оки».



10 мая 1884 г. Побѣдоносцевъ писалъ Государю: «Съ мѣсяцъ тому назадъ я имѣлъ честь лично представить Вашему Императорскому Величеству всеподданнѣйшее письмо несчастной 17-ти лѣтней дѣвочки Ольги Ушаковой, которая съ десятилѣтняго возраста лежитъ безъ ногъ и не можетъ поправиться. Она дочь классной дамы Смольнаго института и, бывъ лично извѣстна Принцу Пет/с. 85/ру Георгіевичу Ольденбургскому [1], пользовалась его благодѣяніями, т. к. мать ея, получая всего 30 р. въ мѣсяцъ, другихъ средствъ не имѣетъ. Принцъ давалъ отъ себя средства для лѣтняго леченія и помѣстилъ ее въ дѣтскую больницу, откуда наконецъ въ прошломъ году ее выписали, т. к. хроническихъ больныхъ тамъ держатъ лишь до извѣстнаго возраста. Теперь она находится въ институтѣ у матери, которая едва въ состояніи и себя прокармливать. Съ наступленіемъ лѣта необходимо вывезти ее на чистый воздухъ, но средствъ для этого нѣтъ. Дѣвочка такая хорошая, и такая жалкая, что нельзя не принять въ ней участіе. Не имѣя иного способа, она обратилась съ письмомъ на имя Государыни о пособіи. Я докладывалъ о семъ Вашему Величеству, что пособіе рублей въ 400-500 было бы великимъ благодѣяніемъ для бѣдной, и Вы изволили изъявить согласіе». Отвѣтъ Царя гласилъ: «Я очень хорошо помню все это и просьбу тогда же передалъ женѣ, но она навѣрно забыла. Посылаю при этомъ 500 рублей, которое прошу переслать ей. А.».



Каждое несчастье, доходившее до Побѣдоносцева, связаннаго тысячами нитей съ русской провинціей, находило отзывъ въ его доброй душѣ. 24 февраля 1886 г. онъ пишетъ Государю: «Въ ночь съ 16 на 17 февраля въ городѣ Бѣломъ, Смоленской губ., случилось ужасное происшествіе. Въ городъ ворвался бѣшеный волкъ и искусалъ 18 человѣкъ, въ томъ числѣ священника Василія Ершова, когда онъ шелъ въ церковь къ утрени. Ершовъ человѣкъ со средствами и, обмѣнявшись телеграммами съ Пастеромъ, собирается уже ѣхать въ Парижъ. Остальные все народъ бѣдный и темный. Толкуютъ на мѣстѣ, нельзя-ли отправить и ихъ въ Парижъ, но это потребовало бы издержекъ непосильныхъ, но помощь имъ во всякомъ случаѣ нужна. Больница въ городѣ переполнена и могла принять только осьмерыхъ изъ числа пострадавшихъ. Нужно нанять особое помѣщеніе и устроить особый надзоръ за этими несчастными; при правильномъ и человѣколюбивомъ уходѣ была бы возможность спасти хотя нѣкоторыхъ. Я получилъ объ этомъ извѣстіе съ мѣста, и спѣшу представить этотъ случай благоволительному вниманію Вашего Императорскаго Величества. Не благоволите ли пожаловать на это доброе дѣло нѣкоторую сумму (напр. 600-700 р.) — деньги можно отправить къ предсѣдателю мѣстной земской управы, который заботится о больныхъ. Я попытаюсь еще запросить пособія у двухъ-трехъ богатыхъ людей». Отвѣтъ Царя: «Получите отъ Танѣева 700 р. Очень желательно хотя самыхъ опасныхъ послать въ Парижъ къ Пастеру, который очень интересуется, именно, укушеніемъ бѣшенаго волка, т. к. не имѣлъ /с. 86/ у себя подобнаго больного. Братъ Владиміръ былъ теперь проѣздомъ черезъ Парижъ у Пастера и видѣлъ нѣкоторыхъ русскихъ у него». Въ томъ же году онъ просилъ Государя помочь погорѣльцамъ того же г. Бѣлова. Отвѣтъ Царя: «По Вашей просьбѣ, любезный Константинъ Петровичъ, я послалъ черезъ гр. Толстого (Мин. вн. дѣлъ Н. Т.) 5.000 р. въ пользу погорѣвшихъ Бѣлаго. А. 1 мая 1886. Ливадія».



Какъ далеко и въ какую среду распространялась забота «сухого бюрократа», какъ старались изобразить К. П. Побѣдоносцева отечественные либералы, показываетъ письмо отъ 1 февраля 1887 г. Анны Степановны Мальцевой, сестры Юрія Степ. Нечаева-Мальцева, тогда крупнѣйшаго владѣльца промышленнаго района Гуся во Владимірской губ., строителя художественнаго музея на Колымажной площади въ Москвѣ и вообще щедраго благотворителя.

Въ письмѣ 1887 г. говорится объ Юріи Нечаевѣ-Мальцевѣ, ѣздившемъ въ свое техническое училище и на фабрики, гдѣ онъ открылъ пятую школу и пустилъ въ ходъ новую ткацкую фабрику со всѣми усовершенствованіями. «Онъ самъ выбралъ, изъ первыхъ вышедшихъ кусковъ, нѣсколько кипъ для Вашихъ бѣдныхъ сахалинцевъ, которые обновятъ забѣгавшіе стройно и плавно станки. Будьте увѣрены, что онъ всегда съ удовольствіемъ готовъ помочь Вамъ во всякомъ благомъ дѣлѣ. Онъ считаетъ себя первымъ работникомъ на своихъ фабрикахъ и, перекрестясь, всегда говоритъ: «что Богъ даетъ намъ деньги для того, чтобы мы дѣлали добро, а батюшка Царь нашъ русскій даетъ всѣмъ примѣръ великодушія и сердоболія — идемъ за Нимъ».

Нами приведены только единичные случаи благотворительной дѣятельности Побѣдоносцева. Понятны слова, написанныя въ 1883 г. Ольгой Алексѣевной Новиковой, урожд. Кирѣевой, жившей долгіе годы въ Лондонѣ и въ широкихъ кругахъ, ее уважавшихъ, вѣщавшей правду о Россіи. «Какой Вы добрый на дѣлѣ Константинъ Петровичъ. Вчера узнала о васъ — нѣчто, что меня глубоко тронуло. Дай Вамъ Богъ многая, многая лѣта».



Григорій Павл. Галаганъ, потомокъ Игнатія Галагана, полк. Чигиринскаго и Прилуцкаго полковъ († 1748), былъ виднымъ общественнымъ дѣятелемъ Малороссіи, которую горячо любилъ, враждебно относясь къ «сепаратизму», придуманному въ зап. Галиціи австрійцами и поляками. Состоялъ съ 1882 г. членомъ Гос. Совѣта. Онъ очень много жертвовалъ на народное просвѣщеніе. Благодаря ему, создалась гимназія въ Прилукахъ; свою усадьбу въ с. Дегтярахъ онъ отдалъ подъ ремесленное училище. Въ 1871 г., послѣ смерти 16-лѣтняго сына Павла, онъ основалъ въ Кіевѣ извѣстную гимназію съ интернатомъ — Коллегію Павла Галагана, — въ которой половина учениковъ были /с. 87/ его стипендіатами. Насколько близокъ былъ этотъ независимый общественный дѣятель съ консервативнымъ сановникомъ, облыжно считавшимся верхомъ сухости, показываетъ его письмо изъ полтавскаго имѣнія Сокиренцы отъ 3 августа 1888 г. Отвѣчая Побѣдоносцеву на письмо изъ Маріенбада и благодаря за то, что онъ вспомнилъ его на торжествахъ въ Кіевѣ по случаю 900-лѣтія Крещенія Руси, Галаганъ пишетъ о серьезной и мучительной болѣзни, заставляющей ожидать скорую смерть. «...Что же дѣлать, такова воля Провидѣнія; мнѣ 69 лѣтъ, и, оглядываясь теперь на свою жизнь, я остаюсь хотя далеко не доволенъ всѣми моими дѣяніями, но могу по совѣсти сказать, что я сдѣлалъ въ посильномъ трудѣ все, что могъ, для общей пользы, всегда готовый непрестанно трудиться на пользу дорогого отечества. Во многихъ мысляхъ и стремленіяхъ я находилъ Ваше сочувствіе, и это меня много поддерживало на дѣятельномъ поприщѣ. Если суждено теперь мнѣ покончить жизнь, то оставьте у себя память о человѣкѣ, глубоко Васъ уважавшемъ, и какъ русскій, много Вамъ благодарнымъ за то, что Вы сдѣлали видимаго, а еще болѣе невидимаго для нашей милой земли...». Черезъ полтора мѣсяца Галаганъ скончался.



Онъ упоминалъ о кіевскихъ торжествахъ. Побѣдоносцевъ произнесъ тамъ рѣчь, оставившую глубокое впечатлѣніе на всѣхъ ея слушателей. Отмѣчалъ онъ въ ней и подвигъ, совершаемый нашими священниками. Трогательно письмо, присланное ему, въ связи съ этимъ, 31 августа 1888 г. Начинается оно указаніемъ объ обычномъ отношеши къ рядовому духовенству. «...А нынѣ тѣхъ же затрапезныхъ страдниковъ называютъ труженниками, молитвенниками за насъ передъ Богомъ, держащими на своихъ костяхъ Христовы церкви. И кто же называетъ? Высокій царскій сановникъ, именуемый «око Царево». Вѣдомы, стали быть, слова сіи и самому Царю и угодны Ему... 15 іюля 1888 г. и Ваши слова наше духовенство запишетъ въ намять потомству на всѣхъ углахъ своихъ и даже храмовъ Божіихъ, и этотъ день будетъ новой эрой въ исторіи русской православной Церкви. Да благословитъ Васъ Господь и укрѣпитъ на многія, многія лѣта на стражѣ дѣла, къ которому Онъ призвалъ Васъ, а я почитаю себя благословеннымъ, что Господь благоизволилъ дожить мнѣ до такихъ дней, и если еще Вы не отринете моихъ задушевныхъ словъ. Вашего Высокопревосходительства имѣю честь быть благоговѣйнымъ почитателемъ и покорнымъ слугой коллежскій совѣтникъ и кавалеръ ордена св. Владиміра Феодоръ Герасимовъ Постниковъ, сынъ сельскаго діакона. 31 августа 1888. Москва, Плющиха, свой домъ № 27».

Высказался о той же рѣчи въ Кіевѣ извѣстный журналистъ, /с. 88/ не праваго направленія, Б. В. Глинскій. «Полный Прав. Бог. Энцикл. Сл.» приводитъ написанное имъ о Побѣдоносцевѣ: «Самъ вышедшій изъ духовной среды, не порвавшій съ ней ни внѣшней, ни внутренней связи, человѣкъ горячо вѣрующій и страстно и убѣжденно исповѣдующій православіе, человѣкъ обширнаго ума и громадной эрудиціи, лицо, приближенное ко двору и имѣющее непосредственный доступъ къ Престолу и Царской Семьѣ... онъ авторитетно и властно заявилъ и правительству и обществу: встаньте предъ православнымъ священникомъ, поклонитесь съ почтеніемъ и любовью передъ саномъ и отнеситесь благоговѣйно къ той трудовой и полной сокровеннаго и высшаго значенія крестной ношѣ, которую онъ несетъ».



Широкое сердце свое отдалъ Побѣдоносцевъ и церковному дѣлу, къ которому такъ близокъ сталъ, будучи назначенъ оберъ-прокуроромъ Святѣйшаго Сѵнода. Посѣтивъ вскорѣ послѣ назначенія Мать городовъ русскихъ, поклонившись Святымъ Печерскимъ, онъ 31 окт. 1880 г. писалъ Наслѣднику Цесаревичу Александру Александровичу: «...Думаю, что поѣздка моя осталась не безплодна ни для меня, ни для тѣхъ, съ кѣмъ я вступалъ въ сношенія. Въ той области, которая выпала мнѣ на долю, много есть недостатковъ, но много и хорошаго; думаю даже, что въ ней главные ключи всякаго добра и правды для нашей земли; въ ней лежитъ еще запасъ той простоты душевной и вѣры, которая составляетъ суть народнаго характера и который надобно намъ оберегать превыше всего...».

«Православная Русь». 8 (625) 15/28 апрѣля 1957 г.

Примѣчаніе:
[1] Скончался 2 мая 1881 г., тяжело переживъ убійство 1 марта своего двоюроднаго брата, императора Александра II.

Источникъ: Н. Д. Тальбергъ. Мужъ вѣрности и разума. Къ 50-лѣтію кончины К. П. Побѣдоносцева. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1958. — С. 78-88.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.