Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть первая.
Христіанство въ предѣлахъ Россіи до начала Русскаго Государства. Христіанство при первыхъ князьяхъ Рюриковичахъ.

Древнее преданіе, отмѣченное въ русской лѣтописи, гласитъ, что начало христіанства на Руси положено было Св. Апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ. Проходя съ проповѣдью Евангелія Ѳракію, Скиѳію и Сарматію [1], онъ доходилъ до Днѣпровскихъ горъ, гдѣ позднѣе возникъ Кіевъ. Лѣтопись указываетъ, что Св. Апостолъ изъ Синопы, чрезъ Корсунь, Днѣпромъ доходилъ до горъ, гдѣ создался потомъ Кіевъ. Благословивъ горы, Св. Апостолъ предрекъ, что на томъ мѣстѣ создастся великій градъ и будутъ церкви. Послѣ этого очень долго нѣтъ слѣдовъ христіанства въ будущей Россіи. Раньше всего слѣды появляются въ юго-западныхъ предѣлахъ ея — у Угличей и Тиверцевъ, славяно-русскихъ племенъ, жившихъ на нижнемъ Днѣстрѣ и отъ Днѣстра до нижняго Дуная. Они граничили съ греческой провинціей, называвшейся Скиѳіей. Блаж. Ѳеодоритъ сообщаетъ, что Св. Іоаннъ Златоустъ первый попытался обратить въ христіанство, сосѣдей грековъ, скиѳовъ кочевниковъ, жившихъ около Дуная. Самъ Святитель Іоаннъ (сконч. 407), говоря о распространеніи христіанства, упоминаетъ Скиѳовъ съ Сарматами. На это же указываютъ церковные писатели IV вѣка Св. Аѳанасій Александрійскій и Блаж. Іеронимъ. Имѣются свѣдѣнія о существованіи въ устьяхъ Дуная Скиѳской или Томитанской епархіи. Въ слабой степени христіанская проповѣдь могла проникать къ полянамъ, жившимъ южнѣе Кіева. Ихъ далекими сосѣдями къ югу были греческіе колонисты, находившіеся на Днѣпрѣ южнѣе будущаго Екатеринослава. Послѣдніе поддерживали торговыя отношенія съ полянами. Въ Крыму христіане были уже во дни Св. Климента, сосланнаго туда изъ Рима въ 94 г. Тамъ упоминаются нѣсколько епархій. Въ IV вѣкѣ была епархія у готовъ (кочевниковъ, осѣвшихъ на югѣ Россіи), жившихъ между Дономъ и Днѣстромъ. Болѣе благопріятныя условія для евангельской проповѣди наступили со времени поселенія въ предѣлахъ будущей Руси осѣдлыхъ славянскихъ племенъ. Славяне рано познакомились съ Византіей, куда они ѣздили для торговли, службы въ императорскихъ войскахъ. Иногда же производили и набѣги.

Въ житіи Св. Стефана Сурожскаго (Сурожъ-Судакъ на южномъ берегу Крыма), говорится о набѣгѣ русскаго князя Браваллина, пришедшаго въ первой половинѣ IX вѣка изъ Новгорода и опустошившаго крымское побережье. Въ Сурожѣ грабители начали грабить гробъ Святого. Браваллинъ (самъ, видимо, варягъ, т. к. въ Скандинавіи имѣется г. Браваллы) послѣ этого кощунства, въ видѣніи, испыталъ ударъ по лицу отъ Святого и пораженъ былъ страшной болѣзнью. Браваллинъ приказалъ вернуть все награбленное и крестился, послѣ чего получилъ исцѣленіе. Подобный же разсказъ о Россахъ, напавшихъ на Амастриду (городъ въ Малой Азіи, на берегу Средиземнаго моря) и хотѣвшихъ раскопать гробъ Св. Георгія Амастридскаго († 805-806 г.) разсказывается въ его житіи. Происходило это въ началѣ IX вѣка.

Въ тѣже времена христіане были уже въ Кіевѣ. Руссы или Россы сдѣлали 18 іюня 860 г. набѣгъ на Царьградъ и подошли къ его стѣнамъ. Патріархъ Фотій повѣствуетъ о томъ, что положивъ всѣ упованія на помощь Владычицы, онъ обносилъ по городскимъ стѣнамъ чудотворную ризу Богоматери, послѣ чего осаждавшіе отступили. Спустя нѣкоторое время пришло въ Царьградъ отъ Руссовъ, пораженныхъ чудомъ, посольство и просило о крещеніи. Видимо, христіанами въ эти годы были князья варяги, Аскольдъ и Диръ, правившіе въ Кіевѣ съ 862-882 г. На могилѣ Аскольда, въ болѣе позднее время, кіевскіе христіане воздвигли церковь Святителя Николая.

Преемникъ перваго — съ 862 г. — русскаго князя варяга Рюрика, кн. Олегъ, правившій въ малолѣтство Игоря Рюриковича, убилъ Аскольда и Дира, и обосновался въ Кіевѣ. Успѣхи христіанства замедлились. Но именно при немъ усилилась связь съ Византіей и возможность христіанскаго вліянія на русскихъ. Выгодный торговый договоръ заключенный Олегомъ съ Византіей въ 910 г. давалъ права русскимъ пріѣзжавшимъ торговать съ греками. Они могли жить по нѣсколько мѣсяцевъ при монастырѣ Св. Маммы въ Царьградѣ, благодаря чему лучше и ближе знакомились съ Православіемъ. Вліянію подвергались и тѣ, кто поступалъ на службу къ императору.

Въ 946 г. новый князь, Игорь Рюриковичъ, заключилъ опять договоръ съ Византіей. Договаривавшаяся Русь раздѣлялась уже на крещенную и некрещенную. Первая клялась въ соблюденіи договора въ кіевской «Сборной» — общественной — церкви Св. Пророка Иліи. То, что христіане выдѣлялись въ особую группу и, въ особенности, упоминаніе о нихъ на первомъ мѣстѣ, доказываетъ, что, при наличіи государственной языческой вѣры, христіанъ было уже много въ Кіевѣ. Проф. Голубинскій высказываетъ предположеніе, что самъ кн. Игорь былъ «внутреннимъ» христіаниномъ. Онъ не рѣшился открыто исповѣдывать христіанство, т. к. на кіевскомъ престолѣ былъ только вторымъ государемъ въ пониманіи своихъ подданныхъ славянъ и не имѣлъ достаточно власти, чтобы заставить тѣхъ же славянъ язычниковъ перемѣнить привычную вѣру. Св. кн. Владиміръ могъ рѣшиться на это. Народъ считалъ его, внука Игоря, прирожденнымъ государемъ, превратившимся уже изъ варяга въ славянина. Игорь былъ убитъ древлянами въ 945-946 гг.

Внутренней христіанкой была супруга Игоря Св. княгиня Ольга, повидимому, уроженка Псковской земли [2]. Отличаясь исключительнымъ умомъ, она рано отошла отъ грубаго язычества. Чистая и непорочная жизнь кіевскихъ христіанъ и ихъ проповѣдь убѣдили ее въ истинности христіанства. Крестилась она между 954 и 957 гг., получивъ имя Елены. Въ 957 г. она предприняла путешествіе въ Царьградъ, намѣреваясь, очевидно, поклониться тамошнимъ святынямъ. Ея пріѣздъ отмѣтилъ въ своемъ повѣствованіи тогдашній императоръ Константинъ Багрянородный (Порфирогенитъ). Княгиня христіанка до конца жизни отличалась благочестіемъ. Имѣются свѣдѣнія, что она строила церкви въ Кіевѣ и предрекла построеніе во Псковѣ знаменитаго Троицкаго собора. Ей не удалось склонить къ принятію христіанства сына своего Святослава, который опасался насмѣшекъ дружины, крестись онъ одинъ. Св. Ольга, безспорно, оказала вліяніе на воспитывавшихся ею внуковъ. Для кіевлянъ явнымъ проявленіемъ исповѣданія Св. княгиней христіанства была ея кончина въ 969 г. Она запретила справлять по себѣ языческую тризну. Удивленный народъ, вмѣсто привычнаго пышнаго обряда, видѣлъ умилительное христіанское погребеніе любимой престарѣлой княгини. Св. Владиміръ, послѣ крещенія своего, перенесъ мощи святой бабки въ построенную имъ Десятинную церковь. Древній лѣтописецъ именуетъ Св. княгиню Ольгу «звѣздою утреннею, предваряющею солнце, зарею утра, предвѣщающею свѣтъ дневный; она сіяла, какъ полная луна въ ночи, блистала между невѣрными, какъ жемчужина».

Князь Святославъ Игоревичъ (946-972), послѣдній, по натурѣ своей, варягъ на русскомъ престолѣ, не имѣлъ влеченія къ христіанству. Ему, цѣлью своей жизни ставившему войну для войны, странной казалась религія, проповѣдывавшая дѣла милосердія, нищелюбія и всего возвышеннаго, свойственнаго христіанству. Относясь къ нему насмѣшливо, онъ, однако, не воздвигалъ особыхъ гоненій противъ христіанъ. Число ихъ росло. Вслѣдъ за варягами, давно уже принимавшими христіанство, таковыми становились и коренные славяне, больше изъ среды боярства. Внутреннимъ христіаниномъ былъ главный его воевода Свѣнельдъ. Преемникъ Святославовъ, старшій сынъ его Ярополкъ (ум. 978), былъ воспитанъ Св. Ольгой и считался расположеннымъ къ христіанству. Примѣчательно то, что черезъ 40 примѣрно лѣтъ послѣ его смерти, племянникъ Ярополковъ, Ярославъ Мудрый, велѣлъ отпѣть кости дядей Ярополка и Олега по христіанскому обряду.

Ревностнымъ язычникомъ былъ младшій внукъ Св. Ольги, кн. Владиміръ Святославовичъ (980-1015). Побѣдивъ брата Ярополка, онъ, воцарившись въ Кіевѣ, проявлялъ свою приверженность къ язычеству. Исповѣдуя его онъ, по свойству своей натуры, отдающейся тому что признается правильнымъ, старался возвеличивать язычество. Въ Кіевѣ воздвигались новые кумиры. На холмѣ передъ своимъ дворцомъ онъ поставилъ деревяннаго Перуна съ серебряной головой и золотыми усами. По словамъ лѣтописи, никогда еще въ Русской землѣ не было такого «гнуснаго идолослуженія». Въ 983 г., послѣ удачнаго похода противъ ятвяговъ (литовское племя въ будущихъ Гродненской и Минской губ.), рѣшено было принести идоламъ даже человѣческую жертву. Жребій палъ на христіанскаго юношу Іоанна, сына варяга Ѳеодора. Отецъ не пожелалъ выдать сына и открыто обличалъ безуміе язычниковъ. Обозленная толпа убила обоихъ христіанъ. Промысломъ Божіимъ, начинавшаяся воздвигаться, Русская Церковь освящалась кровью мучениковъ.

Твердое исповѣданіе христіанской вѣры Святыми Ѳеодоромъ и Іоанномъ, воспоминанія о мудрой бабкѣ христіанкѣ, воспитывавшей его (до 10 лѣтъ) и братьевъ, ознакомленіе съ положительной жизнью кіевскихъ христіанъ, возможное вліяніе супругъ христіанокъ (ихъ среди законныхъ пяти женъ было четыре) — все это западало въ душу и умъ Владиміра. Общеніе съ иностранцами, въ особенности съ просвѣщенной Византіей, все болѣе оттѣняли въ его глазахъ грубость и пустоту язычества. Князь внимательно ко всему присматривался и прислушивался. Въ Кіевъ вѣдь стекались люди изъ разныхъ странъ, различныхъ исповѣданій. Приближенные его, а также русскіе торговцы, посѣщая другія страны, главнымъ же образомъ православную Византію, съ ея чудными храмами, съ ея церковнымъ благолѣпіемъ, конечно, передавали свои впечатлѣнія пытливому князю. Кн. Владиміръ все болѣе внутренне воспринималъ христіанство и именно восточное. Для развитія и укрѣпленія новой вѣры въ государствѣ ему нужна была помощь грековъ. Для сохраненія своей независимости онъ, въ отличіе отъ Святослава, воевавшій только въ интересахъ Руси, рѣшилъ вступить въ сношенія съ греками въ итогѣ удачной войны.

Примѣчанія:
[1] Зап. половина европейской Россіи по рѣку Донъ на востокѣ извѣстна была у грековъ подъ именемъ Скиѳіи, у римлянъ — Сарматіи.
[2] Голубинскій считаеть ее варяжкой, на что указываеть и ея имя.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 14-19.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.