Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть первая.
Духовное просвѣщеніе. Учители Церкви Русской.

За переводами книгъ религіознаго содержанія слѣдуютъ сочиненія кіевскихъ митрополитовъ-грековъ, написанныя на греческомъ языкѣ и переводившіяся. Таковы: сочиненія противъ латинянъ объ опрѣснокахъ митр. Леонтія, полемическое посланіе митр. Іоанна II къ папѣ Клименту III и его же церковное правило, два посланія къ русскимъ князьямъ митр. Никифора о латинянахъ, его же посланіе къ Владиміру Мономаху о постѣ и поученіе къ народу въ недѣлю сыропустную. Русскіе писатели въ своихъ сочиненіяхъ старались подражать греческимъ образцамъ и подвергались опасности усвоить тѣ недостатки, какими страдала тогдашняя греческая литература. Въ ней было мало проповѣдниковъ, да и тѣ скудные. Жизнеописатели были многословны, но безъ силы въ мысляхъ. Толкователей писанія не было, отсутствовали и строгіе догматики, исключая полемиковъ съ западомъ. Но русскихъ выручалъ добрый обычай подражать не столько новымъ греческимъ авторамъ, сколько древнимъ отцамъ Церкви — Григоріямъ, Василію, Іоаннамъ. То чего не могли дать русскимъ учителямъ внѣшнія пособія, то —пишетъ архіеп. Филаретъ — дали дарованія, то дало живое русское благочестіе, то дала благодать Божія, которую призывало на себя благочестіе русское. Первое мѣсто по времени занимаетъ поученіе новгородскаго епископа Луки Жидяты или Жиряты (съ 1036 по 1059 г.г.). Оно, весьма необширное, представляетъ собою рядъ краткихъ и общихъ наставленій въ вѣрѣ и добромъ поведеніи христіанскомъ. Преп. Ѳеодосій Печерскій, стремясь уподобиться своему идеалу, Преп. Ѳеодору Студиту, оставилъ нѣсколько поученій инокамъ. Въ нихъ онъ обличаетъ иноковъ за лѣность къ богослуженію, несоблюденіе правилъ воздержанія, собираніе имѣнія въ келліи, недовольство общей одеждой и пищей, ропотъ на игумена за то, что онъ на монастырскія средства содержалъ странныхъ и бѣдныхъ. Два поученія его ко всему народу, одно «о казняхъ Божіихъ» замѣчательно изображеніемъ остатковъ языческихъ пороковъ времени, другое направлено, главнымъ образомъ, противъ пьянства. Въ посланіи къ кн. Изяславу Преп. Ѳеодосій отвѣчаетъ на современные вопросы о постахъ въ среду и въ пятницу; въ другомъ же — о вѣрѣ варяжской или латинской — исчисляетъ отступленія отъ православія и обычаи латинскіе, запрещаетъ всякое общеніе съ ними въ пищѣ, питьѣ и бракахъ. Извѣстно также поученіе Св. Иліи, архіепископа Новгородскаго (ум. 1186; въ схимѣ Іоанна). Обращено оно къ священникамъ. Языкъ его складно-простой и живой, любящій драматическо-діалогическую форму, свидѣтельствуетъ объ его способности къ слаганію настоящихъ поученій.

Особенное вниманіе обращаетъ архіеп. Филаретъ на труды: Преп. Нестора — какъ историка, Св. Кирилла Туровскаго — какъ проповѣдника, Св. Симона, еп. Владимірскаго — какъ назидательнаго повѣствователя и митр. Иларіона — какъ учителя вѣры. Преп. Несторъ Лѣтописецъ — кіевлянинъ, вступилъ въ обитель Печерскую 17 лѣтъ, передъ кончиной Преп. Ѳеодосія (1073), постриженъ Св. Стефаномъ, имъ же признанъ былъ достойнымъ сана діаконскаго. Скорое постриженіе и посвященіе въ санъ діакона (по уставу Преп. Ѳеодосія искусъ продолжался долго) показываютъ (какъ отмѣчаетъ архіепископъ Филаретъ), что онъ до вступленія въ обитель успѣлъ въ духовномъ просвѣщеніи. Образованіемъ своимъ онъ долженъ преимущественно чтенію книгъ, которое продолжалъ онъ, по заповѣди Ѳеодосія, и въ обители. Памятникомъ преуспѣянія его въ духовномъ совершенствѣ служитъ то, что онъ участвовалъ въ молитвахъ, исцѣлившихъ подвижника Никиту отъ бѣсовскаго обольщенія, а въ 1091 г. первый открылъ мощи Преп. Ѳеодосія. Кончина его послѣдовала, вѣроятно, въ 1114 г. Первымъ его трудомъ было сказаніе о мученической кончинѣ Свв. кн. Бориса и Глѣба. Имъ написано житіе Преп. Ѳеодосія, съ полнымъ знаніемъ его жизни, и Временникъ русскій, описывающій историческія событія съ 852 г. по 1100 г. Древнѣйшимъ повѣствователемъ (XI вѣка) былъ Іаковъ мнихъ (повидимому инокъ Печерской обители, цѣнившійся Преп. Ѳеодосіемъ). Имъ написаны сказанія о первоначальникахъ славы Русской Церкви — о Владимірѣ съ Ольгой, ея равноапостольныхъ, и о Борисѣ и Глѣбѣ, ея мученикахъ, а также нравоучительное посланіе къ «Божію слузѣ Димитрію» — вел. кн. Изяславу Ярославичу, носившему это христіанское имя.

Св. епископъ Кириллъ Туровскій (ум. не прежде 1183 г.), сынъ богатыхъ родителей, принялъ монашество въ туровской обители и потомъ заключилъ себя въ столпѣ, по примѣру великихъ столпниковъ Симеоновъ. Святость жизни побудила избрать его передъ 1169 г. епископомъ туровскимъ. Не оставляя подвиговъ благочестія, онъ предлагалъ паствѣ поученія. Въ 1182 г. онъ оставилъ каѳедру, но продолжалъ писать наставленія. Извѣстны до 11 словъ Св. Кирилла на Господскіе праздники. Его именовали русскимъ Златоустомъ. Слова его дышатъ витійствомъ Св. Іоанна, его духомъ, его любовью къ слову Божію и спасенію другихъ. Особенно прекрасно его слово на 5 недѣлѣ по Пасхѣ. «Скажите мнѣ, братія», говорилось въ немъ, «если бы кто при восходѣ солнца зажмурилъ очи, не желая видѣть свѣта сего, и говорилъ: лучше для меня тма, чѣмъ свѣтъ: ужели кто сожалѣть о немъ сталъ бы, и не скорѣе возненавидѣлъ и отвергъ его? Свѣтомъ слово Божіе называется въ писаніи... Спрошу еще разъ, и вы отвѣчайте мнѣ... если бы раздавалъ я вамъ каждый день золото и серебро, медъ или пиво: не стали бы вы сами приходить, и безъ зова предварять другъ друга? Но теперь раздаю вамъ словеса Божія, лучшія, чѣмъ золото и дорогіе каменья, сладчайшія меда и сота, и вы лишаетесь ихъ, не приходя въ церковь. Не изъ своего сердца выношу я слова: въ душѣ грѣшной не родится ни дѣло доброе, ни слово полезно, мы предлагаемъ повѣсть, заимствуя изъ святаго Евангелія». Св. Кириллъ написалъ не малое количество статей нравоучительнаго содержанія, называемыхъ также большею частью словами и обращенныхъ отчасти вообще ко всѣмъ, отчасти къ мірянамъ, а отчасти къ монахамъ. Превосходны его мысли объ иноческой жизни. Кромѣ молитвъ Св. Кирилла извѣстенъ его великій канонъ ко Господу, который — по свидѣтельству архіеп. Филарета — достоинъ имени великаго, не по обширности, которая незначительна, но по обилію и глубинѣ чувствъ; это искренній горькій плачъ души о грѣхахъ предъ Господомъ.

Св. Симонъ, первый съ 1214 г. епископъ суздальскій и владимірскій (ум. 1226 г.) — былъ инокомъ Печерскаго мон., архимандритомъ Рождественскаго мон. во Владимірѣ на Клязьмѣ. Когда вел. кн. Св. Георгій II Всеволодовичъ (убитъ татарами въ 1238 г.) пожелалъ имѣть особаго епископа въ своей столицѣ, до того зависѣвшей отъ ростовскаго епископа, то Св. Симонъ былъ избранъ таковымъ. Исполняя ревностно свои архипастырскія обязанности, онъ всегда всей душей своею стремился въ родную обитель. «Кто не знаетъ меня, грѣшнаго епископа Симона, и соборной церкви красы владимірской и другой суздальской, которую я создалъ самъ. Сколько у нихъ городовъ и селъ, и собираютъ десятину со всей этой земли, и всѣмъ этимъ владѣетъ наша худость! Скажу тебѣ, что всю эту славу и честь я признаю грязью и хотѣлъ бы лучше щепкою торчать за воротами или соромъ валяться въ Печерскомъ монастырѣ и быть попираемымъ людьми, или быть однимъ изъ тѣхъ убогихъ, что просятъ милости передъ вратами честной лавры...» — писалъ онъ о Печерской обители иноку Поликарпу. Въ лѣтописяхъ Св. Симонъ названъ учительнымъ и милостивымъ; по сочиненіямъ же извѣстенъ онъ какъ благочестивый и искусный жизнеописатель. Сказанія о подвижникахъ и чудесахъ Печерскихъ, написанныя Симономъ, имѣютъ форму приложенія къ письму, отосланному имъ къ другу своему Поликарпу, тоже иноку Печерскому. Послѣдній, сознавая себя не худшимъ другихъ, стремился къ власти, чтобы, будучи начальникомъ, приносить болѣе пользы, но получая власть онъ раскаивался и находилъ, что лучше быть подчиненнымъ: дважды ему было доставляемо игуменское мѣсто въ другихъ монастыряхъ, и онъ возвращался съ него въ Печерскій монастырь. Возвратившись въ послѣдній разъ, онъ все-таки не успокоился, сталъ снова все критиковать и, вмѣстѣ съ тѣмъ, воображать себя человѣкомъ не цѣнимымъ, преслѣдуемымъ и обижаемымъ. Свои недовольство и обиды онъ высказалъ въ письмѣ къ Симону. Это письмо Поликарпа въ совокупности со всѣмъ его поведеніемъ заставило Симона написать ему строго обличительное и наставительное письмо. Къ этому то посланію, чтобы показать Поликарпу, какое избранное и исключительно святое мѣсто — Печерскій монастырь, и чтобы убѣдить его пребывать неисходно въ немъ, Симонъ и приложилъ рядъ сказаній о чудотворцахъ Печерскихъ и о чудесахъ, бывшихъ въ самомъ монастырѣ при построеніи его главной церкви. Собраніе сказаній, написанныхъ Симономъ, дополнилъ новымъ собраніемъ тотъ самый Поликарпъ, къ которому писалъ онъ, и который свой трудъ, какъ посланіе адресуетъ тогдашнему архимандриту Печерскому Акиндину. Изъ всего этого и составился Патерикъ Печерскій [1], бывшій любимой книгой въ старой Руси. Въ Патерикъ вошло и повѣствованіе Несторово о Преп. Ѳеодосіи. «Русская Церковь», пишетъ архіепископъ Филаретъ Черниговскій, «какъ дщерь греческой Церкви, приняла христіанское ученіе въ томъ самомъ видѣ, въ какомъ содержала оное православная восточная Церковь, въ томъ видѣ, въ какомъ изображалъ его западу великій патріархъ Фотій, бывшій для всѣхъ славянъ образцомъ лучшаго образа мыслей. Послѣ вѣковыхъ споровъ, стоившихъ жизни и крови тысячамъ, ученіе слова Божія въ X вѣкѣ получило въ общемъ понятіи членовъ Церкви опредѣленный видъ, и Церкви русской оставалось наслаждаться плодами кровавыхъ трудовъ православія. Это уясненное понятіе объ откровенной истинѣ, это проникновеніе освящающею истиною видимъ въ сочиненіяхъ русскаго учителя вѣры — блаж. митр. Иларіона: преимущественно же въ его исповѣданіи вѣры».

Иларіонъ былъ священникомъ села Берестова, гдѣ былъ дворецъ вел. князя и гдѣ, по примѣру отца, любилъ жить Ярославъ, обогащая храмъ и его причтъ дарами своего благочестія. Тогда уже Иларіонъ былъ извѣстенъ какъ «мужъ благій и книжный и постникъ». Не довольствуясь отправленіемъ священническаго служенія, онъ изъ Берестова ходилъ на уединенный холмъ днѣпровскій, покрытый тогда лѣсомъ. Выкопавъ въ горѣ двухсаженную пещерку, онъ удалялся въ нее отъ шума житейскаго. Здѣсь онъ уединенно пѣлъ часы и тайно молился. Такіе подвиги, ставшіе все же извѣстными, расположили къ нему благочестиваго Ярослава и возвысили его въ глазахъ народа. Въ 1051 г. избранный и посвященный въ митрополиты, онъ не оставлялъ строгой жизни. Въ сочиненіи своемъ о законѣ и благодати Иларіонъ объясняетъ взаимное отношеніе закона и благодати типическою исторіей Агари и Сарры, далѣе показываетъ всемірное значеніе христіанства и мѣстное Моисеева закона; затѣмъ излагаетъ основную мысль христіанства — соединеніе Божества съ человѣчествомъ въ Іисусѣ Христѣ.

Похвала Владиміру — одушевленное изображеніе Иларіономъ заслугъ и свойствъ равноапостольнаго вел. князя. «Встань отъ гроба твоего, честная главо!» писалъ онъ въ заключительной части своего слова. «Встань, отряси сонъ! Ты не умеръ, но спишь до общаго всѣмъ возстанія. Встань, ты не умеръ. Не свойственно умирать тебѣ, когда увѣровалъ ты во Христа, жизнь всего міра. Встань, отряси сонъ, возведи очи и посмотри, какъ Господь, сподобивъ тебя почестей небесныхъ, не оставилъ тебя безъ памяти и на землѣ. Встань, посмотри на сына твоего Георгія, посмотри на кровнаго своего, посмотри на возлюбленнаго своего!.. Встань, посмотри на внуковъ и правнуковъ твоихъ, какъ они живутъ, какъ Господь хранитъ ихъ; какъ содержатъ они благовѣріе, тобою преданное, какъ часто посѣщаютъ святые храмы, какъ славятъ Христа, какъ покланяются Его имени. Посмотри и на городъ, сіяющій величіемъ, посмотри на процвѣтающія церкви, посмотри на возрастающее христіанство; посмотри на городъ, освящаемый и блистающій иконами святыхъ, благоухающій ѳиміамомъ и оглашаемый святыми и божественными пѣснопѣніями, и видѣвъ сіе все, возрадуйся, возвеселись и восхвали Благого Бога, строящего все сіе». Въ исповѣданіи вѣры Иларіонъ излагаетъ свое пониманіе догматовъ вѣры. Пространнѣе, чѣмъ другіе, изображаетъ догматы о Святой Троицѣ и о воплощеніи Сына Божія. Вѣру понималъ Иларіонъ ясно, точно и превосходно; его исповѣданіе дѣло не одной мысли, а дѣло всей вѣрующей души (архіеп. Филаретъ).

Къ описываемому времени составлены были также житія: Преп. Антонія Римлянина, написанное преемникомъ его по игуменству Андреемъ, Преп. Авраамія Смоленскаго, написанное ученикомъ его Ефремомъ и Свв. Леонтія и Исаіи Ростовскихъ.

Составлено было также игуменомъ Даніиломъ, черниговскимъ уроженцемъ, описаніе паломничества въ Святую Землю, бывшее самымъ употребительнымъ чтеніемъ благочестивыхъ людей. Онъ былъ въ Іерусалимѣ послѣ перваго крестоваго похода (Іерусалимъ былъ взятъ въ 1099 г.), приблизительно въ 1106-1108 г.г., былъ обласканъ королемъ Балдуиномъ I, видѣлъ тамъ много русскихъ путешественниковъ, въ теченіе 16 мѣсяцевъ осмотрѣлъ всѣ святыя мѣста, видѣлъ на Пасху чудесное схожденіе огня ко гробу Господню, молился о русскихъ князьяхъ, боярахъ и своихъ духовныхъ дѣтяхъ, записалъ имена ихъ при гробѣ Господнемъ и повѣсилъ лампаду — «кандило стклянное» — съ чистымъ «масломъ древянымъ» отъ Русской земли. Спустя около ста лѣтъ послѣ игумена Даніила, архіепископъ новгородскій Антоній (въ мірѣ одинъ изъ знатныхъ новгородцевъ Добрыня Ядрѣйковичъ) написалъ «Паломникъ Константинопольскій или Цареградскій», который содержитъ описаніе христіанскихъ достопримѣчательностей столицы Византіи, которую онъ посѣтилъ. По возвращеніи въ Новгородъ онъ постригся въ монашество въ Хутынскомъ мон. у его основателя и друга своего Преп. Варлаама, изъ котораго и былъ возведенъ въ 1211 г. на архіепископскую каѳедру.

Въ до-монгольскій періодъ писаны были службы и молитвы. Митрополитъ Іоаннъ I написалъ службу Свв. князьямъ Борису и Глѣбу, празднованіе памяти которыхъ было установлено при Ярославѣ. Монахъ Печерскаго мон. Григорій, жившій въ концѣ XI — началѣ XII вѣка и называемый въ Патерикѣ творцомъ каноновъ, написалъ канонъ Преп. Ѳеодосію и, предположительно, канонъ на праздникъ перенесенія мощей Св. Николая Чудотворца. Іоаннъ II епископъ Ростовскій (1190-1214), написалъ канонъ Св. Леонтію Ростовскому, празднованіе памяти котораго самъ установилъ въ 1194 г.

Извѣстны двѣ молитвы, написанныя Пр. Ѳеодосіемъ Печерскимъ. Одна — «За вся христіаны» — предназначалась, повидимому, для ежедневнаго домашняго чтенія на сонъ грядущимъ, содержа краткія моленія за всѣ состоянія живыхъ людей и о упокоеніи всѣхъ усопшихъ. О другой молитвѣ Св. Симонъ такъ разсказываетъ въ Патерикѣ Печерскомъ: къ вел. кн. Ярославу пришелъ на службу изъ Варяжской земли прогнанный изъ отечества тамошній княжичъ Шимонъ, который потомъ былъ первымъ бояриномъ у сына Ярослава Всеволода. Этотъ Шимонъ по переходѣ изъ латинства въ православіе или по превращеніи изъ варяга въ русскаго переименованный въ Симона, вслѣдствіе особенныхъ чудесныхъ, бывшихъ съ нимъ знаменій, имѣлъ великую вѣру и любовь къ преп. Ѳеодосію. Однажды онъ пришелъ къ послѣднему и просилъ его молиться за него и за родъ его такъ же, какъ онъ молится за своихъ чернецовъ. Преп. Ѳеодосій отвѣчалъ, что онъ молится не только о своихъ чернецахъ, но и обо всѣхъ любящихъ его обитель. Тогда Симонъ поклонился до земли и сказалъ: «отецъ мой, не выйду отъ тебя съ пустыми руками, удостовѣрь меня писаніемъ». Ѳеодосій принужденъ былъ сдѣлать это за любовь его и написалъ: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа... и такъ далѣе, говоритъ Симонъ, — ту молитву, которую донынѣ влагаютъ въ руку покойнику». «Это съ тѣхъ поръ — прибавляетъ онъ — утвердился обычай класть такое письмо съ умершими, прежде же никто не дѣлалъ этого въ Руси». Св. Кириллъ Туровскій, кромѣ покаяннаго канона, написалъ цѣлый рядъ молитвъ и нѣсколько каноновъ молебныхъ. Извѣстно 30 молитвъ, которыя, представляя собою одно цѣлое, написаны на дни седмицы, для чтенія каждый день послѣ заутрени, послѣ часовъ и послѣ вечерни. Это моленія горячія тяжкаго грѣшника. Литературно онѣ составлены хорошо и могутъ быть приравнены къ лучшимъ греческимъ молитвамъ (Голубинскій).

Сочиненіемъ, въ которомъ нравоученія христіанскія соединены съ житейскими, является «Поученіе» дѣтямъ вел. кн. Владиміра Мономаха, о которомъ упоминалось выше.

Примѣчаніе:
[1] Патерикъ, по русски отечникъ, отечная книга, т. е. книга отцовъ или объ отцахъ, у грековъ назывались такъ повѣсти о подвижникахъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 26-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.