Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть первая.
Первые храмы послѣ крещенія Руси. Святыни. Праздники. Богослужебныя книги и пѣніе.

«Православный храмъ», пишетъ архіеп. Филаретъ, «есть домъ Бога благодати и училище вѣры. Проникнутый этою мыслію о храмѣ, благовѣрный Владиміръ, вслѣдъ за крещеніемъ народа, сталъ воздвигать храмы новой вѣры». На мѣстѣ крещенія народа имъ построенъ былъ храмъ во имя Ап. Петра, твердаго проповѣдника вѣры. На мѣстѣ низвергнутаго Перуна — храмъ Св. Василія Великаго — ангела Владимірова. На мѣстѣ кончины первыхъ мучениковъ кіевскихъ — храмъ Богородицы — Десятинный, съ особенною любовью построенный и обогащенный. Въ Василевѣ, любимомъ загородномъ имѣніи князя, — храмь Спасителя. Сынъ равноапостольнаго отца, Ярославъ, продолжалъ это дѣло. Софійскій во славу Премудрости Божіей соборъ — снимокъ съ цареградскаго Софійскаго въ меньшемъ размѣрѣ, но украшенный щедрою рукою Ярослава «золотомъ, серебромъ, драгоцѣнными камнями, дорогими сосудами и мозаикою, такъ что церковь сія заслужила удивленіе окружныхъ народовъ».

Храмъ былъ памятникомъ вѣры и благодарности за окончательную побѣду, одержанную надъ печенѣгами. «Посемъ», говоритъ лѣтопись, «заложи Ярославъ церковь на Златыхъ воротѣхъ Св. Богородицы Благовѣщеніе, по семъ св. Георгія монастырь и святыя Ирины». Сынъ его, Св. Владиміръ, воздвигъ Софійскій соборъ въ Новгородѣ. Братъ Ярославовъ, Мстиславъ Владиміровичъ, воздвигъ въ Черниговѣ храмъ Спасо-Преображенскій. Владиміръ Мономахъ построилъ соборы въ Ростовѣ и Смоленскѣ. Храмостроителемъ въ Новгородѣ былъ его старшій сынъ, Св. Мстиславъ. Младшій сынъ, Георгій-Юрій Долгорукій, построилъ соборъ въ Суздалѣ, внукъ, Св. Андрей Юрьевичъ, — богатѣйшій соборъ Успенія Божіей Матери во Владимірѣ и монастырь Боголюбовъ. Владимірскій храмъ былъ украшенъ Андреемъ Боголюбскимъ съ изумительною щедростью. Пять куполовъ были вызолочены, трое дверей церковныхъ украшены золотомъ, паникадила серебрянныя вызолоченныя, ризы на иконахъ кованныя изъ золота и осыпанныя жемчугомъ, три сѣни для храненія Даровъ изъ чистаго золота и съ дорогими камнями, священническія ризы, шитыя золотомъ. Братъ его Всеволодъ III воздвигъ во Владимірѣ Дмитріевъ соборъ.

Много церквей построено архипастырями, частными лицами и народными общинами. О числѣ церквей можно судитъ по пожарамъ. Напримѣръ, въ 1124 г. въ Кіевѣ сгорѣло до 600 церквей, во Владимірѣ въ 1185 г. — 32. Въ Новгородѣ въ 1211 г. сгорѣло 15, а въ 1217 г. въ одной части города 15.

Церкви большею частью были деревянныя. Каменныя составляли незначительное исключеніе. Первой каменной была кіевская Десятинная церковь, оконченная постройкой въ 996 г. Обѣтный храмъ (по случаю избавленія отъ смерти въ сраженіи съ печенѣгами) св. Владиміръ «поставилъ» деревяннымъ. Для постройки ихъ обращались къ греческимъ и нѣмецкимъ мастерамъ. Это не считалось грѣхомъ. Говорилось: «приведе Богъ изъ умныхъ земель мастеры». При извѣстіи о возобновленіи суздальскаго собора въ 1193 г. лѣтописецъ, какъ о чудѣ, замѣчаетъ, что епископъ Іоаннъ не искалъ для того мастеровъ отъ «нѣмецъ», а довольствовался своими русскими. По внутреннему и внѣшнему расположенію, храмы въ Россіи были византійскіе. У греко-римлянъ, отъ которыхъ принято все христіанское, установились два архитектурныхъ типа церквей — базилики и купола или церкви купольной. Типъ базилики, первоначально былъ общимъ. Потомъ онъ остался на римскомъ Западѣ. Греческій Востокъ усвоилъ себѣ типъ церкви купольной. Установилъ это Св. импер. Константинъ Великій. Черезъ двѣсти лѣтъ купольная церковь пріобрѣла окончательную форму въ Константинопольскомъ храмѣ Св. Софіи. Императоръ Юстиніанъ — его строитель съ 532 по 537 г.г. — далъ ему форму купола на четырехъ столбахъ надъ центромъ четвероугольника. Послѣ Юстиніана на мѣсто купола сферическаго стали созидать купола тамбурные, которые, какъ болѣе легкіе, начали ставить не только на столбахъ, но и на колоннахъ. Тѣмъ самымъ отпалъ законъ единокуполія, ставили одинъ куполъ или многіе. Русь воспроизводила церкви греческія въ томъ видѣ, который онѣ получили послѣ Юстиніана — куполъ тамбурный, и одновременно — единокуполіе и многокуполіе. Все это относится къ храмамъ каменнымъ. Извѣстны двѣ восьмистолпныя церкви — Софійская въ Кіевѣ и Успенская во Владимірѣ. Шестистолпными были Софійскій соборъ въ Новгородѣ и храмъ Кіево-Печерской обители, въ подражаніе которымъ такія же церкви созидались въ большинствѣ кіевскихъ монастырей. Соборные храмы имѣли галлереи по бокамъ и на западной сторонѣ, въ два или одинъ ярусъ (т. н. полати) (данныя Голубинскаго).

Въ Кіевѣ церкви были кладены изъ кирпича квадратнаго на известковой съ мелкотолченымъ кирпичемъ подмазкѣ, которая клалась между рядами кирпичей слоями вдвое болѣе толстыми, чѣмъ они сами. Въ Новгородѣ церкви были кладены изъ камня и отчасти изъ кирпича. Камень, большею частью, употреблялся въ естественномъ разнообразной формы видѣ. Изъ плитъ, глыбъ и круглышей окладывалась стѣна, промежутки которой какъ бы затыкались кирпичами и потомъ заваливались известью со щебнемъ. Въ Суздальской области наружное и внутреннее лицо (облицовка) выкладывалось изъ камней бѣлой известковой породы обтесанныхъ въ правильную кубическую форму, а внутренность наполнялась булыжникомъ и обломками отъ предыдущихъ камней и заливалась известкой. Кіевскій способъ кладки — греческій. Суздальско-Владимірскій — заимствованъ изъ сосѣдней Камской Болгаріи, имѣвшей такой камень и каменную архитектуру (въ мечетяхъ) съ первой половины X в. Новгородскій способъ — первобытенъ. Отчасти онъ употреблялся на западѣ. Возможно онъ былъ изобрѣтенъ греческими мастерами въ Россіи (Голубинскій).

Зодчество деревянное было на Руси издревле и въ сѣверной ея части — лѣсной и холодной — до принятія христіанства достигло уже высокой степени развитія. Вспомнимъ, что въ 1016 году воевода Святополка Окаяннаго, южанинъ, укорялъ новгородцевъ, пришедшихъ воевать подъ начальствомъ кн. Ярослава (хромого отъ рожденія): «что пришли съ этимъ хромцомъ вы плотники? заставимъ васъ рубить намъ хоромы». Первоначальный деревянный соборъ въ Новгородѣ, построенный епископомъ Іоакимомъ одновременно съ крещеніемъ мѣстныхъ жителей, имѣлъ 13 верховъ и былъ «честно» устроенъ и украшенъ. Вѣроятно, новгородскими мастерами была построена «дивная и великая» церковь въ — тогда еще языческомъ — Ростовѣ первымъ епископомъ Ѳеодоромъ. Въ Южной Руси — малолѣсной или безлѣсной — церкви были бѣднѣе. Хорошіе храмы строили, вѣроятно, мастера, приходившіе съ сѣвера. Первоначальной формой деревянныхъ церквей была форма храмовъ каменныхъ. Вторую форму составлялъ четвероугольникъ значительно продолговатый, раздѣлявшійся внутри поперечною стѣной на двѣ половины, и какъ бы составленный изъ двухъ квадратовъ. Купола, ставимые прямо на стѣны, были устрояемы двоякіе — сферическіе и башнеобразные. Были и деревянныя церкви шатровыя. Крыши на деревянныхъ церквахъ, не имѣвшихъ куполовъ, — были двух- и четырех-скатныя и бочками, вѣрнѣе полубочками. Наши храмы имѣли главы, которыхъ не знало греческое церковное зодчество. Ставились онѣ на церкви, какъ имѣвшія купола, такъ и имѣвшія крыши.

Греческій Востокъ ознакомленъ былъ съ колоколами Западомъ въ половинѣ IX в. По настоящему же они вошли въ употребленіе значительно позднѣе. Употребляли греки била. Русь заимствовала колокола отъ нѣмцевъ (слав. клаколъ, изъ нѣм. глоке). Колокола наши были сначала маленькіе — единицы и десятки пудовъ. Въ до-монгольскій періодъ употреблялся греческій способъ созыва прихожанъ — битье въ била или клепала. Колокольни (древн. колокольницы, но не звонницы — позднѣйшее малороссійское именованіе изъ польскаго дзвонница), если судить по Новгородскому Софійскому собору, представляли собою какъ бы отрѣзокъ стѣны, въ пролетахъ которой повѣшены колокола. Когда появились большіе колокола, то стали сооружаться отдѣльныя колокольни. Надо полагать, что онѣ появились въ по-монгольскій періодъ (Голубинскій).

Первыя иконы пришли къ намъ изъ Царьграда и Корсуни. Позднѣе появились русскіе иконописцы. Извѣстенъ Преп. Алипій Печерскій (ум. 1114). Необходимой принадлежностью русскихъ каменныхъ церквей — по примѣру греческихъ — была стѣнная живопись. Особый родъ ея составляла мусія, или мозаика, въ которой изображенія составлялись изъ маленькихъ цвѣтныхъ квадратиковъ особо приготовленнаго стекла. Мусія, ведущая свое начало изъ глубокой древности, была употребительна у грековъ. Представляя родъ живописи болѣе прочный, чѣмъ живопись красками, она преобладала надъ послѣднею въ украшеніи церквей. Въ древней Руси извѣстны только нѣсколько церквей, имѣвшихъ мозаику — въ Кіевѣ Десятинная, Софійская, храмы Печерскаго и Михайловскаго монастырей, въ Новгородѣ — Софійскій соборъ.

Храмы имѣли большое общественное значеніе. Вокругъ нихъ сосредоточивалась вся общинная жизнь. На погостѣ около него собирались общинные сходы, рѣшались общинныя дѣла, завязывались сдѣлки, торги, тутъ же стояла приходская школа, въ которой учило мѣстное духовенство, и приходская богадѣльня, въ которой чрезъ посредство того же духовенства совершались дѣла общественной благотворительности. Отъ того наша древняя община всегда носила не столько юридическій, договорный характеръ, сколько религіозно-братскій. Лучшимъ выраженіемъ такого религіознаго братства ея членовъ служитъ древняя приходская братчина. Вся приходская община изъ сборнаго солода и крупъ готовила общее братское пиво и кашу, сообща праздновала свой приходскій праздникъ. О важности этихъ праздниковъ для развитія общественности говоритъ старая пословица, замѣчающая о неуживчивомъ человѣкѣ: «съ нимъ пива (каши) не сваришь». Съ теченіемъ времени такія временныя братскія собранія отъ частаго повторенія ихъ обращались въ постоянные союзы, въ братства, которыя принимали на себя заботу о всѣхъ приходскихъ дѣлахъ, о содержаніи церкви и причта, о богадѣльнѣ и приходской школѣ. Чѣмъ былъ приходскій храмъ для общины, тѣмъ же былъ соборъ для города и для цѣлаго удѣла. Около него сосредоточивалась вся городская жизнь, жили владыка и князь, собиралось по звону соборнаго колокола вѣче. Самый городъ считался какъ бы принадлежностью собора. Новгородъ былъ городомъ Св. Софіи, Псковъ — Св. Троицы, Владиміръ — Богородицы и т. д. Всѣ волости и пригороды тоже были волостями и пригородами Софіи, Спаса, Богородицы. Имена этихъ святынь служили военными кликами въ удѣльныхъ битвахъ. Все городское благосостояніе поставлялось подъ покровительство мѣстной святыни (Смирновъ).

Христіане издревле почитали мощи святыхъ. Креститель Руси, неся своимъ подданнымъ вѣсть о новой вѣрѣ, принесъ съ собою изъ Корсуни мощи Св. Климента, папы римскаго, и ученика его Фивы. Царьградъ, тогда хранилище мощей, доставлялъ по усерднымъ мольбамъ русскаго благочестія останки святыхъ. Такъ принесены были мощи Св. Влкм. Варвары — даръ драгоцѣнный для Церкви Русской. Открывались и мощи русскихъ святыхъ: въ 1020 г. — Свв. кн. Бориса и Глѣба, а въ 1091 г. — Преп. Ѳеодосія Печерскаго, въ 1164 г. — Святителей Леонтія и Исаіи Ростовскихъ и нѣсколько позднѣе Преп. Авраамія Ростовскаго, въ 1192 г. — Св. кн. Всеволода Псковскаго. Въ болѣе позднее — до-монгольское время — установлено было празднованіе Св. Ольги и Св. Владиміра, мощи коихъ почивали въ Десятинной церкви.

Усердіе къ св. иконамъ, которымъ одушевлены были всѣ, отъ епископа и князя до простолюдина, награждено было особенными дарами благодати Божіей — явленіемъ чудесъ отъ нѣкоторыхъ св. иконъ. Особенно извѣстны: Икона Богоматери Печерская, въ 1083 г., вслѣдствіе видѣнія принесенная въ обитель греческими мастерами. Икона Богоматери Смоленская (Одигитрія), присланная изъ Царьграда кн. Всеволоду Ярославичу черниговскому, потомъ (въ 1111 г.) перенесенная въ Смоленскъ сыномъ его, Владиміромъ Мономахомъ. Икона Богоматери Владимірская, по преданію писанная Св. Ев. Лукой. Патріархъ Лука Хризовергъ прислалъ ее въ Кіевъ вел. кн. Юрію Долгорукому. Пребывала она сначала въ женскомъ мон. въ Вышгородѣ, подъ Кіевомъ. Св. кн. Андрей Боголюбскій, уходя отъ отца изъ Кіева въ родовую Суздальскую область, взялъ съ собою святыню, которая, чудеснымъ образомъ, пожелала пребывать во Владимірѣ. Князь Андрей великолѣпно украсилъ икону — «вкова въ ню боле тридесятъ гривенъ золота, кромѣ серебра и каменья драгаго и жемчюга» — и соорудилъ для нея чудный храмъ. Онъ бралъ Святыню съ собою въ походы и вѣрилъ, что съ помощью ея побѣдилъ камскихъ болгаръ въ 1164 г. Въ 1237 г. при разграбленіи Владиміра татарами икона лишилась своихъ украшеній. Въ 1395 г., по случаю грознаго нашествія на Россію Тамерлана, Святыня была перенесена въ Москву и, оградивъ ее, осталась тамъ.

Икона Знаменія Божіей Матери Новгородская, явленная въ 1170 г. Вел. кн. Андрей Боголюбскій послалъ противъ новгородцевъ большое войско, которое, опустошивъ область, подошло къ городу. Четыре дня продолжалась осада. Святитель новгородскій Св. Іоаннъ пламенно молился. Небесный голосъ возвѣстилъ Святителю: «иди возьми икону Богоматери на Иліиной улицѣ, и увидишь спасеніе». На утро архипастырь со всѣмъ клиромъ вынесъ икону на наружное укрѣпленіе города. Народъ молился съ воплемъ и слезами. Осаждавшіе осыпали молящихся стрѣлами и «застрѣлиша суздальцы икону Богоматери». Обратилась тогда икона къ городу и напала на суздальцевъ тьма. Ихъ охватилъ страхъ. Новгородцы же вышли на поле и сильно разгромили суздальцевъ. Событіе это произошло 25 февраля. Но такъ какъ это было въ среду на второй недѣлѣ великаго поста, то праздникъ былъ перенесенъ на 27 ноября — день памяти вмч. Іакова Персскаго, небеснаго покровителя тогдашняго воеводы Якуна. Икона Св. Николая Чудотворца (Николы — по народному) Мокраго, находящаяся въ Кіевскомъ Софійскомъ соборѣ. Около 1090-1100 г. двое жителей Кіева, возвращавшихся изъ Вышгорода по Днѣпру на лодкѣ, потеряли сына, свалившагося въ рѣку. Послѣ горячихъ молитвъ ихъ передъ образомъ Св. Николая, младенецъ черезъ нѣсколько дней былъ найденъ у иконы невредимымъ, только мокрымъ. Чудотворная икона и понынѣ находится на лѣвой боковой сторонѣ хоръ (ранѣе полатяхъ). Икона Св. Николая Чудотворца Зарайская, принесенная, вслѣдствіе повелѣнія свыше, въ 1224-1225 г. священникомъ корсунскимъ Евстаѳіемъ изъ Корсуни Крымской въ Зарайскъ рязанскій. Почитались иконы Божіей Матери: Пирогощая или Пирогоща, извѣстная съ 1131 г. по храму, основанному въ Кіевѣ вел. кн. Св. Мстиславомъ Владиміровичемъ и Полоцкая Евфросиньинская, полученная Преп. Евфросиньей отъ византійскаго императора для основаннаго ею въ половинѣ XII в. женскаго мон. въ Полоцкѣ. Въ 1239 г. икона эта была перенесена въ соборную церковь г. Торопца Псковской губ. Русская Церковь приняла праздники греческой Церкви въ тогдашнемъ ихъ видѣ. Съ любовью праздновала она и дни духовной радости современной славянской Церкви, каковы дни: свв. Меѳодія и Кирилла, св. Вячеслава чешскаго и бабы его св. Людмилы. Въ до-монгольскій періодъ было установлено и нѣсколько собственныхъ праздниковъ. Таковы были празднованія, установленныя новоявленнымъ святымъ: мученикамъ князьямъ Борису и Глѣбу, преп. Ѳеодосію Печерскому и св. Леонтію Ростовскому. Князья Борисъ и Глѣбъ, по христіанскимъ именамъ Романъ и Давидъ, были убиты братомъ Святополкомъ въ 1015 г., первый 24 іюля, т. е. черезъ 9 дней послѣ смерти отца, Св. Владиміра, на р. Альтѣ близь Переяславля, а второй 5 сентября на Днѣпрѣ близь Смоленска при впаденіи рѣчки Смядыни. Тѣла ихъ были погребены въ Вышгородѣ при церкви Св. Василія. Скоро на ихъ могилѣ стали совершаться чудеса. При Ярославѣ, съ благословенія митр. Іоанна I, была сооружена въ 1020 г. въ Вышгородѣ въ честь мучениковъ церковь и въ нее перенесены ихъ мощи. Тогда былъ установленъ праздникъ 24 іюля. Въ память двукратнаго перенесенія ихъ мощей изъ старыхъ церквей въ новыя — въ 1072 и въ 1115 годахъ — установленъ былъ праздникъ Свв. Борису и Глѣбу также 2 мая. Въ 1091 г., черезъ 14 лѣтъ послѣ преставленія Преп. Ѳеодосія Печерскаго, мощи его были перенесены въ главную монастырскую церковь. Въ 1108 г. митр. Никифоръ соборно вписалъ его имя въ сѵнодикъ святыхъ. Празднованіе было установлено 3 мая. Перенесеніе мощей празднуется 14 августа. Вблизи Софійскаго храма въ Кіевѣ вел. кн. Ярославъ воздвигъ монастырскій храмъ въ честь своего ангела — влмч. Георгія. По освященіи его митр. Иларіономъ установленъ былъ ежегодный праздникъ 26 ноября. Около 1090 г. митр. Ефремъ установилъ 9 мая празднованіе въ день перенесенія мощей Св. Николая изъ Мѵръ Ликійскихъ въ Баръ въ Апуліи, гдѣ въ южной Италіи жили тогда православные греки. Установлено было празднованіе 1 октября Покрова Божіей Матери въ воспоминаніе чудеснаго видѣнія, о которомъ повѣствуется въ житіи Преп. Андрея константинопольскаго юродиваго, родомъ скифа. Жилъ онъ во времена императора Льва Великаго (457-474). Онъ и его другъ, Епифаній, во время всенощнаго бдѣнія, совершавшагося во Влахернскомъ храмѣ, видѣли Богородицу, распростершую свой омофоръ поверхъ стоящаго въ храмѣ народа. Въ 1164 г., когда въ Ростовѣ стали копать рвы для фундамента новаго, вмѣсто сгорѣвшаго, собора открыли мощи Св. Леонтія и Св. Исаіи. Между 1190-1194 г. установлено было празднованіе 23 мая памяти Св. Леонтія въ день обрѣтенія его мощей. По случаю побѣды въ 1164 г. Св. кн. Андрея Боголюбскаго надъ болгарами-магометанами подтверждено было праздновать Кресту Христову 1 августа. Не установлено было еще празднованіе, но почитались мѣстно уже тогда Преп. Антоній и нѣкоторые другіе печерскіе подвижники, кн. Игорь черниговскій, новгородскій архипастырь Никита, вел. кн. Мстиславъ Владиміровичъ, кн. Всеволодъ-Гавріилъ Псковскій, еп. ростовскій Исаія, Преп. Авраамій Смоленскій, Авраамій мученикъ болгарскій.

Въ большинствѣ бѣдныхъ церквей не доставало сначала даже самыхъ нужныхъ богослужебныхъ книгъ, а о постоянной уставной организаціи трудно было думать. Первый опредѣленный уставъ введенъ былъ ранѣе всѣхъ церквей и монастырей Преп. Ѳеодосіемъ въ Печерскомъ мон. — это былъ уставъ Студійскій. Отсюда онъ распространился повсюду и сдѣлался надолго господствующимъ въ Русской Церкви. Богослужебныя книги употреблялись у насъ сначала въ болгарскомъ переводѣ. Въ самой Россіи ихъ стали переводить со времени Ярослава, который, по отзыву лѣтописца, любилъ церковные уставы. Дошли до насъ слѣдующія богослужебныя книги Русской Церкви XI-XII вѣковъ: Евангеліе, стихирарь, два служебника, октоихъ съ пѣснями Іосифа и Ѳеофана, имп. Льва и Константина, праздничная минея. Употреблялся и требникъ. Въ концѣ XI в. извѣстенъ русскій пѣснопѣвецъ, современникъ Преп. Нестора, Григорій, творецъ каноновъ, написавшій, вѣроятно, службу Преп. Ѳеодосію. Митр. Иларіонъ писалъ «молитвы за князя и за все православіе». Упоминалось о молитвахъ Св. Кирилла Туровскаго.

До Ярослава уставщиками церковнаго пѣнія у насъ были люди «отъ славянъ болгарскихъ». Доселѣ извѣстенъ у насъ болгарскій напѣвъ. Въ 1053 г. прибыли въ Кіевъ изъ Царьграда «тріе пѣвцы гречестіи съ ноты своими». Съ тѣхъ поръ началось въ Русской землѣ, по выраженію Степенной книги, «ангелоподобное пѣніе» «изрядное осмогласіе» — пѣніе по 8 гласамъ октоиха, «наипаче же и трисоставное сладкогласованіе» — пѣніе съ прибавленіемъ верхнихъ и нижнихъ тоновъ, или на три голоса. Установилось тогда въ храмахъ «демественное пѣніе» — мелодіи, составленныя придворными и патріаршими «доместиками» — регентами — пѣніе во славу Богу и Пречистой Его Матери и всѣмъ Святымъ (Архіеп. Филаретъ).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 33-41.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.