Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть первая.
Иноческая жизнь. Кіево-Печерская обитель.

Какъ въ Греціи, такъ и въ Россіи, лучшими училищами благочестія были монастыри. Они явились на Руси очень рано. Пр. Антоній ходилъ уже по монастырямъ, когда возвратился съ Аѳона. Надо полагать, что монахи были у насъ и до крещенія Руси. «Христіанство», пишетъ проф. Голубинскій, «существовало у насъ до Владиміра между Варягами въ продолженіе цѣлаго полустолѣтія, и весьма трудно допустить, чтобы, при тогдашней рѣшительной наклонности къ монашеству, это полувѣковое христіанство все время оставалось безъ монаховъ. Варяги были ремесломъ и духомъ воители, и съ перваго взгляда какъ будто мало вѣроятности предполагать, что между ними могли быть охотники идти въ монахи. Но между воителями естественно находиться людямъ, которые бы, послѣ бурно проведенной жизни, желали тихой, отрѣшенной отъ суеты мірской и посвященной Богу, старости; притомъ же между этими воителями, нарочито имѣвшими дѣло со смертью, не могло обходиться безъ тѣхъ случаевъ, чтобы люди, поставленные въ страшныя положенія, искали искупать жизнь обѣщаніемъ посвятить ее Богу». Вѣроятно, монахи по-христіанскаго времени на Руси примкнули къ этимъ прежнимъ. Были, конечно, монахи и среди тѣхъ грековъ, которые прибыли съ самаго начала изъ Корсуни и изъ Константинополя. На Руси имѣлись съ древняго времени два класса монастырей — монастыри собственные и настоящіе, наряду же съ ними — монастыри несобственные, монастырьки или монашескія слободки при приходскихъ церквахъ.

Собственные или настоящіе монастыри впервые явились у насъ во второй половинѣ правленія Ярославова. Таковыми были построенные имъ послѣ 1037 г. мужской мон. Св. Георгія и женскій — Св. Ирины (оба въ Кіевѣ). У грековъ былъ обычай, чтобы цари, бояре и вообще люди богатые строили ктиторскіе или вотчинные монастыри. Таковыя обители появляются и у насъ по почину Ярослава. Наряду съ ними строятся монастыри и самими монахами. Въ отношеніи первыхъ монастырей въ до-монгольской Руси примѣчательно то, что они создавались почти исключителъно князьями. Исключенія видимъ лишь въ Новгородѣ.

Монастыри, построенные самими монахами, по способу своего построенія, раздѣляются на два класса. Или человѣкъ богатый въ міру постригался въ монахи и строилъ монастырь на готовыя деньги. Или основаніе обители полагалъ отшельникъ «безъ злата и сребра» и затѣмъ постепенно онъ созидался «слезами, пощеньемъ, молитвою, бдѣньемъ», — трудами монаховъ и по вѣрѣ ихъ доброхотными подаяніями и приношеніями усердствующихъ мірянъ. Послѣднимъ способомъ построенъ въ до-монгольскій періодъ только одинъ Кіевскій Печерскій монастырь. Всѣ же другіе построены первымъ способомъ. При этомъ всѣ наши монастыри этого періода построены въ городахъ или по близости ихъ. Нѣкоторымъ исключеніемъ является Хутынскій мон. Пр. Варлаама — въ пустыни въ 10 вер. отъ Новгорода.

Великими князьями были построены въ Кіевѣ монастыри: Изяславомъ-Димитріемъ — Димитріевскій, Святополкомъ-Михаиломъ Изяславичемъ — Златоверхій Михайловскій, Всеволодомъ Ярославичемъ — Выдубицкій-Всеволожій, основанный на мѣстѣ, гдѣ выплывалъ — выдыбалъ — Перунъ, ввергнутый въ Днѣпръ, Межигорскій и женскій Андреевскій, Св. Мстиславомъ Владиміровичемъ — Ѳеодоровскій, названный его сыновьями въ память отца Вотчимъ. Первый изъ князей, добровольно посвятившій себя иночеству и прославившійся своими подвигами, былъ Святославъ Давидовичъ черниговскій, въ иночествѣ Преподобный Никола Печерскій. Инокиней была супруга Св. кн. Владиміра — когда онъ былъ еще язычникомъ — Рогнѣда Рогволодовна, княжна полоцкая, въ монашествѣ Анастасія. Отъ сына ея, Изяслава, произошли князья полоцкіе. Инокиней была сестра Владиміра Мономаха, Анна Всеволодовна, въ мірѣ Янка, подвизавшаяся въ Андреевскомъ или Янчиномъ мон., основанномъ ея отцомъ. Принять постриженіе желалъ Св. вел. кн. Ростиславъ Мстиславичъ (ум. 1168), говорившій Пр. Поликарпу, архимандриту печерскому: «Отче, хотѣлъ бы я избавиться отъ суетнаго мимотекущаго и мятежнаго житья сего». Святой архимандритъ отвѣтствовалъ ему: «вамъ Богъ тако велѣлъ быти: правду дѣяти на семъ свѣтѣ, въ правду судъ судити и въ крестномъ цѣлованіи стояти». Онъ отказалъ ему въ постригѣ. Упоминалось выше объ инокинѣ Пр. Евфросиніи Полоцкой.

Основателемъ Кіево-Печерскаго мон. былъ Пр. Антоній, а его настоящимъ создателемъ и устроителемъ Пр. Ѳеодосій. Пр. Антоній, въ крещеніи Антипа, былъ родомъ изъ г. Любеча въ Черниговской области и былъ, видимо, мѣщанско-крестьянскаго происхожденія. Онъ возымѣлъ желаніе отправиться въ Грецію на поклоненіе тамошнимъ святымъ мѣстамъ. На Аѳонѣ, ознакомившись близко съ монастырской жизнью, онъ принялъ тамъ постриженіе. Нареченъ онъ былъ Антоніемъ, чтобы быть для Руси тѣмъ же, чѣмъ для Египта Св. Антоній Великій. По наученіи его монашеской жизни, онъ старцемъ своимъ былъ отправленъ въ Россію. Пр. Антоній не вернулся въ Любечъ, а остался въ Кіевѣ. Это было въ 1051 г. Обойдя монастыри, онъ не пожелалъ ни въ одномъ изъ нихъ остаться и началъ искать уединенное мѣсто. Таковое онъ обрѣлъ на землѣ подгороднаго великокняжескаго села Берестова (нынѣшній Печерскъ). Тамъ поселился онъ въ пещерѣ небольшой, оставленной послѣ себя митр. Иларіономъ. «И поча жити ту, моля Бога, ядый хлѣбъ сухъ, и тоже черезъ день и воды въ мѣру вкушая, копая печеру, и не да себѣ упокоя день и нощь, въ трудѣхъ пребывая, въ бдѣньи и въ молитвахъ». Вскорѣ узнали про Антонія добрые люди и начали приходить къ нему, принося потребное и прося благословенія. Ко времени смерти Ярослава — въ 1054 г. — онъ уже прославился, какъ подвижникъ. Преемникъ Ярославовъ, Изяславъ, приходилъ къ нему съ дружиной просить у него благословенія и молитвы. Начала образовываться монастырская братія. Постриженія совершалъ пресвитеръ Никонъ. Самъ Пр. Антоній не имѣлъ сана священства. Въ числѣ перваго братства изъ 12 иноковъ были Великій Никонъ, духовникъ братства, второй преемникъ Пр. Ѳеодосія на игуменствѣ въ монастырѣ, прич. къ лику святыхъ, Пр. Ѳеодосій, Пр. Варлаамъ, сынъ знатнаго боярина Іоанна Творимича, который тщетно пытался отговорить сына отъ постриженія. Онъ былъ первымъ игуменомъ монастыря. Св. Ефремъ, бояринъ и главный домоправитель Изяслава.

Постриженіе этихъ двухъ любимцевъ кн. Изяслава вызвало настолько большой гнѣвъ послѣдняго, что Пр. Антоній собрался съ учениками удалиться изъ пещеры. Изяславъ одумался и упросилъ Святого не оставлять Кіева. Вскорѣ послѣ этихъ событій въ пещерной общинѣ произошли важныя перемѣны. Пр. Никонъ удалился въ Тмуторакань, гдѣ основалъ новую обитель. Св. Ефремъ уѣхалъ въ Константинополь, гдѣ занимался списываніемъ книгъ для Россіи. Пр. Антоній, «яко же бѣ обыклъ единъ жити и не терпя всякаго мятежа и молвы», затворился въ пещерной келліи, поставивъ игуменомъ Пр. Варлаама. Вскорѣ, чтобы быть еще въ меньшемъ общеніи съ кѣмъ-либо, онъ переселился на другой холмъ, и, выкопавъ пещеру, затворился въ ней. Изнуреніе тѣла постомъ, очищеніе духа молитвой и богомысліемъ, прославлены были въ Пр. Антоніи даромъ прозрѣнія и чудесъ. Больные получали исцѣленіе, принимая простую пищу святого. Князья братья, Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ, въ 1067 г. выступили въ походъ противъ вторгнувшихся половцевъ и рѣшили дать сраженіе на Альтѣ. Когда они пришли за благословеніемъ къ Пр. Антонію, онъ со слезами предсказалъ имъ пораженіе, а полководцу Шимону-Симону невредимость въ бою и обстоятельства, имѣвшія послѣдовать долго послѣ битвы. Въ 1068 году мирное уединеніе святого было снова возмущено житейской бурею. Изяславъ, изгнанный изъ Кіева кн. Всеславомъ Брячиславовичемъ полоцкимъ, возвратился въ Кіевъ и началъ гнѣваться на Антонія, думая, что тотъ благопріятствовалъ Всеславу. Тогда кн. Святославъ черниговскій прислалъ ночью за преподобнымъ и взялъ его въ Черниговъ. Тамъ Пр. Антонію понравились Болдины горы; онъ выкопалъ пещеру и пребывалъ въ уединеніи. Точно неизвѣстно время его возвращенія въ Печерскую обитель. Скончался онъ въ ней въ 1073 г. въ той пещерѣ, въ которую удалился до отбытія въ Черниговъ.

Уединенной затворнической жизни Пр. Антонія слѣдовали при немъ и послѣ него многіе. Лѣтописи показываютъ такихъ подвижниковъ даже въ 1154 и въ 1174 годахъ. Извѣстны прославленные подвижники уединенія: Исаакій, Никита, Лаврентій, Іоаннъ и Пименъ, многострадальные: Іоаннъ и Аѳанасій. Два первые показали своимъ примѣромъ трудности подвижничества уединенія, и какъ благодать Божія укрѣпляетъ немощь человѣческую. Пр. Исаакій провелъ семь лѣтъ въ пещерѣ въ подвигѣ и борьбѣ съ бѣсами и однажды подвергся такому сильному бѣсовскому искушенію — бѣсы, принявшіе видъ ангеловъ, побудили его поклониться имъ и потомъ обрушились на него. Онъ дошелъ до потери сознанія и тѣлесныхъ силъ. Потребовались многіе годы, чтобы святой оправился отъ болѣзни. Выздоровѣвъ, онъ потомъ ушелъ опять въ затворъ, гдѣ и подвизался до кончины въ 1090 г.

«Былъ», пишетъ Поликарпъ, «во дни Пр. Никона одинъ братъ, именемъ Никита, пожелавшій быть славимымъ отъ людей; избравъ дѣло великое не Бога ради, онъ просилъ у старца дозволенія взойти въ затворъ. Игуменъ возбранялъ ему и говорилъ: чадо! ты молодъ, а посему не полезно для тебя сидѣть празднымъ: лучше тебѣ среди братіи трудиться, и не потеряешь мзды своей; ты самовидецъ брата нашего св. Исаакія печерскаго, какъ прельщенъ онъ былъ, если бы не великая благодать Божія спасла его, — того Исаакія, который и нынѣ творитъ многія чудеса. Никита отвѣчалъ: никогда не соблазнюсь я такою вещію; а прошу у Господа Бога, дабы далъ мнѣ дары чудотворенія. Никонъ отвѣчалъ: выше силъ твое прошеніе; остерегайся, братъ, чтобы вознесшись не пасть; смиреніе наше велитъ тебѣ служить братіи». Никита настоялъ на своемъ. И тайная гордость привлекла къ нему отца гордости. Явившись въ видѣ ангела, бѣсъ далъ ему совѣтъ оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принялъ молиться за него и молился въ виду его. Никита сталъ пророкомъ и учителемъ. Такъ онъ послалъ сказать Изяславу: «нынѣ убитъ Глѣбъ Святославичъ на заволочьи — пошли скорѣе сына своего Святополка на престолъ новгородскій». Глѣбъ точно былъ убитъ въ 1078 г. Съ удивленіемъ приходили слушать Никиту. Одна странность замѣчена въ новомъ учителѣ: онъ зналъ на память ветхій завѣтъ, но не хотѣлъ и слышать о новомъ. Опытные старцы поняли состояніе Никиты, а любовь ихъ не могла быть равнодушной къ несчастію брата. «Преподобные мужи: игуменъ Никонъ, Іоаннъ, бывшій послѣ него игуменомъ, постникъ Пименъ, Матѳей прозорливый, св. Исаакій печерникъ, Агапитъ врачъ, Григорій чудотворецъ, Николай, бывшій послѣ епископомъ Тмуторакани, Несторъ, написавшій лѣтопись, Григорій, творецъ каноновъ, Ѳеоктистъ, бывшій послѣ епископомъ Чернигова, Онисифоръ прозорливый — всѣ сіи богоносные пришли къ прельщенному и, помолившись, отгнали отъ него бѣса, и тотъ болѣе не видѣлъ его. Они вывели его и спрашивали о ветхомъ завѣтѣ, желая что-нибудь слышать отъ него. И онъ съ клятвою увѣрялъ, что никогда не читалъ книгъ. Но тотъ, который прежде на память зналъ ветхозавѣтныя книги, теперь не зналъ ни слова. Преподобные отцы едва научили его граматѣ. Съ того времени онъ предалъ себя воздержанію и чистому, смиренному и послушливому житію, такъ что превзошелъ многихъ добродѣтелями. За добродѣтель поставленъ былъ епископомъ Новгороду и сотворилъ много чудесъ: молитвою низвелъ дождь, погасилъ пожаръ. И нынѣ чтутъ со святыми преподобнаго и блаженнаго Никиту». Новгородскимъ епископомъ Св. Никита былъ поставленъ въ 1096 г. и преставился въ 1108 г. «Послѣ сего», пишетъ Поликарпъ, «другой изъ братій, нѣкто Лаврентій, восхотѣлъ въ затворъ. Святые иноки никакъ не дозволили ему этого. Лаврентій пошелъ къ игумену св. Димитрія, въ монастырь Изяславовъ, и тамъ затворился. Ради крѣпкаго житія его Богъ даровалъ ему благодать исцѣленій». Повидимому, онъ замѣстилъ Св. Кирилла на каѳедрѣ Туровской съ 1182 г. Нетлѣнныя мощи Св. Лаврентія, еп. Туровскаго, покоятся въ Печерской обители. Особенно изумительны подвиги Пр. Іоанна Многострадальнаго. «Истинно блаженъ посвятившій себя», пишетъ Поликарпъ, «волѣ Божіей и сохранившій заповѣди Его непорочныя, соблюдшій тѣло и душу безъ оскверненія плотскаго и душевнаго; я говорю объ Іоаннѣ преподобномъ, затворившемъ себя въ узкомъ мѣстѣ пещерномъ. Тридцать лѣтъ пребылъ онъ въ великомъ воздержаніи, удручая тѣло свое крѣпкимъ постомъ, нося желѣзы на всемъ тѣлѣ». Весь великій постъ пробылъ онъ въ ямѣ, засыпавъ себя землею по перси.

Пр. Ѳеодосій родился въ Кіевскомъ Василевѣ, отъ одного служилаго великокняжескаго человѣка, до извѣстной степени родовитаго. Дѣтство и юность провелъ онъ въ черниговскомъ Курскѣ. Тамъ онъ, настоявъ на отдачѣ его въ училище, очень успѣшно учился. Во время ученія онъ узналъ о великихъ подвижникахъ и въ своемъ дѣтскомъ сердцѣ принялъ твердое намѣреніе стать ихъ подражателемъ. Онъ отказался отъ участія въ играхъ сверстниковъ, и, вмѣсто свѣтлыхъ одеждъ, свойственныхъ общественному положенію его родителей, къ огорченію ихъ, старался одѣваться въ заплатанныя рубища, чтобы казаться однимъ «изъ убогихъ». Когда исполнилось Ѳеодосію 13 лѣтъ, умеръ его отецъ. Оставшись съ матерью домохозяиномъ, Ѳеодосій присоединился къ рабамъ своимъ, какъ одинъ изъ нихъ. Онъ началъ, наравнѣ съ ними, «со всякимъ смиреніемъ» работать на селѣ или на полѣ. Пришлось ему пройти и школу смиренія. Мать возставала противъ такого его поведенія и, когда всѣ ея увѣщанія остались тщетными, не остановилась и передъ жестокими побоями. Разъ случилось ему встрѣтиться со странниками. Охваченный мыслію объ ихъ подвигѣ, онъ тайно ушелъ съ ними въ св. землю. Мать догнала его, избила и дома на нѣсколько дней заключила въ оковы. Продолжая усердно посѣщать церковь и убѣдившись, что иногда не бываетъ богослуженія изъ за отсутствія просфоръ,онъ два года печетъ ихъ. Мать преслѣдуетъ его за это, но онъ и дальше продолжаетъ печь просфоры. На время онъ тайно уходитъ къ одному священнику въ сосѣдній городъ и помогаетъ ему въ качествѣ дьячка. Длится это «многи дни». Мать снова находитъ его и, подвергая побоямъ, водворяетъ домой. Видя его смиреніе и благочестіе, посадникъ Курска беретъ его къ себѣ въ качествѣ крестоваго дьяка въ домовой церкви. Ѳеодосій носитъ тайно вериги. Обнаруживъ это, мать увѣщаніями, бранью и побоями старалась заставить его вернуться на путь обыкновенной жизни. Въ отсутствіе матери онъ удаляется въ Кіевъ и приходитъ къ Пр. Антонію, о подвигахъ котораго узналъ, обходя монастыри. Подвижникъ сначала не хотѣлъ принять его, указывая на то, что «мѣсто скорбно и тѣснѣйше паче инѣхъ мѣстъ», а онъ юнъ и не можетъ «терпѣти на мѣстѣ семъ скорби». Но потомъ преклонился усердными мольбами и твердымъ желаніемъ пришедшаго и повелѣлъ пресвитеру Никону постричь его. Точный годъ постриженія неизвѣстенъ и оно было не раньше 1051 г. (архіеп. Филаретъ указываетъ 1052 г.).

Тогдашнее братство, вскорѣ по приходѣ Пр. Ѳеодосія, состоя изъ 12 чел., ископало «печеру велику и церковь и кельи» (устроило ихъ). Тогда Пр. Антоніемъ и былъ поставленъ игуменомъ Пр. Варлаамъ, а самъ онъ удалился на другой надрѣчный холмъ, отдѣленный отъ прежняго глубокимъ оврагомъ, гдѣ и ископалъ новую пещеру. Число братіи продолжало увеличиваться, и Варлаамъ, съ благословенія Пр. Антонія, выселился изъ пещеры и поставилъ надъ нею малую церковцу во имя Успенія Божіей Матери, а потомъ рѣшили построить близъ нея и настоящій монастырь. Для этого испросили у в. к. Изяслава гору, въ которой находилась пещера, построили небольшую деревянную церковь и многія келліи и огородили тыномъ — «столпьемъ». Такъ начался Печерскій мон. около 1062 г. Вслѣдъ за построеніемъ монастыря, Изяславъ взялъ Пр. Варлаама игуменомъ въ построенный имъ монастырь Св. Димитрія. Братія просили Пр. Антонія поставить новаго игумена. Святой отвѣчалъ: «кто болій въ васъ, якъ же Ѳеодосій, послушливый, кроткій, смиренный, да сь (сей) будетъ вамъ игуменъ». Пр. Ѳеодосій, уже прежде того посвященный во пресвитеры или іеромонахи на мѣсто Пр. Никона, сталъ игуменомъ. Ему было тогда не болѣе 30 лѣтъ.

Въ то время жизнь братіи была строгая. Пищею были: ржаной хлѣбъ, и только въ субботу и воскресенье — сочиво, а за недостаткомъ его — травяная снѣдь. Чтобы имѣть хлѣбъ, занимались простыми рукодѣліями, продавали ихъ и, купивъ зерна, мололи сами. По окончаніи утрени шли въ огородъ и копали; послѣ литургіи опять трудъ. Ѳеодосій съ самаго начала бралъ на себя часть трудовъ у другихъ, носилъ другимъ воду, рубилъ дрова, мололъ рожь и относилъ каждому муку. Много лѣтъ пекъ онъ просфоры. Иногда въ знойную ночь, нагой, отдавалъ онъ свое тѣло въ пищу комарамъ и мошкамъ, — кровь текла по немъ, а онъ спокойно прялъ волну. Ставъ въ 1062 г. игуменомъ, Пр. Ѳеодосій присоединилъ къ прежнимъ подвигамъ своимъ бдительность настоятеля. Ночью обходилъ онъ келліи иноковъ, чтобы видѣть житіе ихъ. Кого заставалъ на молитвѣ, благодарилъ Господа, а если слышалъ бесѣду двухъ или трехъ, ударялъ въ двери и на утро давалъ краткое наставленіе о вниманіи къ своей душѣ. И словомъ и личнымъ примѣромъ одушевлялъ паству на подвиги. Многое онъ дѣлалъ своими руками, приходилъ въ пекарню и весело трудился съ хлѣбопекарями, мѣсилъ тѣсто, пекъ хлѣбы; всѣхъ немощныхъ училъ, укрѣплялъ и утѣшалъ. На трапезѣ онъ довольствовался сухимъ хлѣбомъ и щами безъ масла, но никогда не видѣли его дряхлымъ или невеселымъ на трапезѣ. Засыпалъ онъ обыкновенно сидя, и проснувшись становился на молитву. Одежда его была шерстяная, и та весьма худая, которую часто покрывалъ онъ заплатами, чтобы не видно было власяницы на его тѣлѣ. Полный любви къ бѣднымъ и страждущимъ, для которыхъ построенъ былъ имъ и домъ, онъ отдавалъ послѣднее требующимъ помощи, и награждаемъ былъ сторицею. Труды и горячія молитвы очистили и возвысили духъ его, и онъ получилъ даръ исцѣленія и прозрѣнія, творя знаменія по вѣрѣ своей. Князья и бояре приходили исповѣдывать ему грѣхи свои и выслушивать наставленія. Онъ говорилъ каждому правду съ любовію, а иногда и со строгостію. Онъ часто ходилъ съ наставленіями въ домы мірянъ, своихъ духовныхъ чадъ. Бѣдные, угнетенные въ судахъ, находили въ немъ заступника, и судьи перерѣшали дѣла по его просьбѣ.

Пр. Ѳеодосій имѣлъ большой вѣсъ у в. к. Изяслава. Когда Святославъ отнялъ престолъ у брата, одинъ Печерскій мон. остался вѣренъ Изяславу. Святославъ, однако, терпѣливо выслушивалъ обличенія въ неправдѣ отъ преподобнаго и не смѣлъ гнѣваться на него. Однажды святой, придя къ Святославу, засталъ у него музыку, пѣсни и пляски скомороховъ. Пр. Ѳеодосій сѣлъ поодаль и со слезами замѣтилъ князю: «будетъ ли такъ на томъ свѣтѣ?» Святославъ велѣлъ прекратить игры, и съ тѣхъ поръ онѣ всегда умолкали, когда докладывалось о приходѣ святого. Число братіи при немъ увеличилось съ 20 на 100. Онъ пожелалъ ввести въ монастырѣ хорошій уставъ — чернеческое правило. Получилъ онъ его отъ Пр. Ефрема и отъ одного грека, пришедшаго съ митр. Георгіемъ и бывшаго инокомъ Студійскаго мон. «Устави въ монастыри своемъ, какъ пѣнья пѣти монастырьская и поклонъ какъ держати и чтенья почитати и стоянье въ церкви и весь рядъ церковный и на трапезѣ сѣданье и что ясти въ кія дни, все со уставленьемъ». Это первое введеніе полнаго и притомъ строгаго устава Студійскаго мон. составило знаменитое дѣло, навсегда доставившее Печерскому мон. старѣйшинство между всѣми монастырями русскими, самому же Пр. Ѳеодосію наименованіе начальника общаго житія монашескаго въ Россіи.

Пр. Ѳеодосій, принявъ Студійскій уставъ, не ограничивался предѣлами буквы его, но, имѣя въ виду духъ его, вводилъ нѣкоторыя свои правила. Такъ, онъ не отвергалъ никого изъ приходившихъ къ нему, но и не спѣшилъ облекать въ иноческую одежду; сперва повелѣвалъ ходить въ мірской одеждѣ; когда же пришедшій привыкалъ къ монастырскому порядку, давалъ ему черную одежду и опредѣлялъ къ послушаніямъ; потомъ уже постригалъ и облекалъ въ мантію. Если тотъ житіемъ чистымъ достигалъ того, что становился искуснымъ инокомъ, то удостаивался великой схимы. Также полагалъ послѣ вечерни не ходить изъ келліи въ келлію братій, а въ своей келліи каждый день заниматься послѣ молитвы рукодѣліемъ, какимъ кто можетъ, имѣя въ устахъ псалмы Давида. Послѣ трапезы врата монастырскія были запираемы, и никто не могъ ни взойти, ни выйти. (Архіеп. Филаретъ).

Черезъ 11 или 12 лѣтъ послѣ строенія монастыря надъ пещерой, Пр. Ѳеодосій рѣшился построить новый, обширнѣйшій монастырь на новомъ мѣстѣ. Оно было выбрано близъ второй пещеры Пр. Антонія. Къ 1068 г. относится слѣдующее повѣствованіе. Приходитъ къ Пр. Антонію варяжскій князь Шимонъ, тогда еще католикъ, и повѣствуетъ: «Отецъ мой Африканъ сдѣлалъ крестъ величиною въ десятъ локтей, съ изображеніемъ распятаго на немъ Спасителя, и, въ знакъ особаго почитанія святыни, возложилъ на бедра Распятаго поясъ съ пятьюдесятью гривнами золота, а на главу Его — золотой вѣнецъ. Изгнанный родными съ родины, я взялъ поясъ и вѣнецъ и при этомъ слышалъ голосъ: «Не возлагай, человѣкъ, этого вѣнца на главу Мою, но неси на приготовленное мѣсто, гдѣ преподобнымъ создается церковь Матери Моей, дай ему въ руки, чтобы онъ повѣсилъ надъ жертвенникомъ Моимъ». И позднѣе, на морѣ во время бури, получилъ Шимонъ указаніе о размѣрахъ этой церкви. Въ 1073 г. Пр. Ѳеодосій приступилъ къ осуществленію своего намѣренія. Небесная роса — по молитвамъ святого игумена — указала мѣсто для храма. Сама Богоматерь направила греческихъ зодчихъ изъ Царьграда и, заплативъ имъ впередъ, дала имъ для будущаго храма Свою икону Успенія и мощи семи мучениковъ. Пр. Ѳеодосій совершилъ лишь закладку храма. 3 мая 1074 года онъ преставился и былъ погребенъ въ первоначальной пещерѣ Преп. Антонія, наслѣдованной имъ отъ Иларіона. Новый монастырь достраивали его преемники: Пр. Стефанъ, потомъ епископъ Владиміро-Волынскій, Пр. Никонъ, вернувшійся изъ Тмуторакани, соорудившій тамъ монастырь (игуменъ Печерскій съ 1078 по 1088 г.) и Іоаннъ. Каменная церковь новаго монастыря освящена была въ 1089 г. Ученики Пр. Ѳеодосія, одушевленные его подвигами, были крѣпки духомъ для слѣдованія по его пути. «Господь», говоритъ Пр. Несторъ, «собралъ такихъ черноризцевъ въ обители Матери нашей, что они сіяли добродѣтелями, какъ звѣзды, въ землѣ русской. Одни крѣпки были въ постѣ, другіе въ бдѣніи или колѣнопреклоненіи; иные постились черезъ день или чрезъ два дня, другіе вкушали только хлѣбъ съ водою, иные вареную зелень, а другіе невареную. Всѣ же пребывали въ любви. Младшіе покорялись старшимъ, не смѣя говорить съ ними иначе, какъ съ покорностью и послушаніемъ великимъ. А старшіе имѣли любовь къ младшимъ, наставляя ихъ, какъ дѣтей любезныхъ. Если кто падалъ въ нѣкое согрѣшеніе, утѣшали его; и трое или четверо по любви дѣлили эпитимію одного. Если братъ выходилъ изъ монастыря, вся братія скорбѣла о томъ, посылали за нимъ и просили возвратиться въ монастырь. И когда приходилъ, всѣ шли къ игумену, кланялись и умоляли игумена. И потомъ съ радостью принимали брата. Такова была божественная любовь, таковы смиреніе и воздержаніе въ святой братіи. Они и по смерти сіяютъ, какъ неугасающая свѣща, различными чудесами и молятъ Бога». Нами приводился любящій сыновній отзывъ о Печерской обители Св. Симона, епископа Владимірскаго.

Ранѣе поминались отдѣльные подвижники Печерскіе. Укажемъ также на: Пр. Даміана, постника и молитвенника. Когда въ обитель приходили больные, то Пр. Ѳеодосій повелѣвалъ Даміану сотворить молитву надъ ними, тотъ совершалъ молитву, помазывалъ елеемъ, и приходившіе получали исцѣленіе. Пр. Маркъ, живя въ пещерѣ, своими руками выкопалъ много пещеръ; на своихъ плечахъ носилъ онъ землю, день и ночь трудясь для дѣла Божія. Прпп. Спиридонъ и Никодимъ занимались 30 лѣтъ печеніемъ просфоръ, и угодили Господу. Первый въ немолодыхъ годахъ научился грамотѣ и поставилъ себѣ за правило — всякій день прочитывать всю псалтирь. Пр. Прохоръ лебедникъ, питавшійся просфорой и хлѣбомъ изъ лебеды. Во время голода онъ кормилъ народъ такимъ хлѣбомъ и солью изъ золы. Пр. Пименъ Многоболѣзненный, никогда не роптавшій и передъ самой смертью освобожденный отъ страданій. Пр. Ѳеофилъ, не видавшій 12 лѣтъ солнца въ пещерѣ, плакавшій день и ночь. Пр. Агапитъ, безмездный врачъ. Пр. Алипій (Алимпій) иконописецъ, отличавшійся смиреніемъ, незлобіемъ, терпѣніемъ, исцѣлявшій помазаніемъ краски. Упоминались выше Преподобные: Несторъ, Исаакій, Никита, Никола Святоша, мученикъ Кукша. Великъ сонмъ святыхъ печерскихъ, почивавшихъ въ Ближней или Антоніевой пещерѣ и въ Дальней или Ѳеодосіевой пещерѣ.

Какъ уже кратко упоминалось, Печерскій мон. сдѣлался образцомъ для всѣхъ другихъ обителей и получилъ огромное вліяніе на всю русскую религіозность. Изъ него аскетическая настроенность распространялась въ обществѣ. Благочестіе понималось въ тѣхъ именно формахъ, въ какихъ оно проявлялось здѣсь. По своей славѣ онъ считался старѣйшимъ между всѣми монастырями. Въ 12 вѣкѣ игуменъ его Поликарпъ получилъ санъ архимандрита. Изъ Печерской обители брали игуменовъ въ другіе монастыри и іерарховъ для епархій. Болѣе 50 изъ ея иноковъ занимали епископскія каѳедры. По мѣрѣ своей славы обитель обогащалась пожертвованіями князей и другихъ благочестивыхъ людей и стала богатѣйшимъ монастыремъ въ Россіи. Это давало ему возможность возводить постройки и совершать дѣла благотворительности въ самыхъ обширныхъ размѣрахъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 57-67.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.