Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть первая.
Другіе монастыри. Святые столпники.

Въ то время, вслѣдъ за кіево-печерскимъ монастыремъ, возникали новыя обители во всѣхъ городахъ, преимущественно съ половины 12 вѣка. Въ одномъ Кіевѣ ихъ было 13; въ Переяславлѣ — 4, въ Черниговѣ — 4, изъ нихъ главные Успенскій-Елецкій и Ильинскій-Троицкій, въ Галицкомъ княжествѣ — 3, въ Полоцкѣ — 3 и Спасскій мон., созданный Пр. Евфросиніей. Въ Тмуторакани — 1. Въ Смоленскѣ было 5.

Пр. Авраамій подвизался въ смоленскомъ монастырѣ. До поступленія туда онъ, раздавъ свое богатство нищимъ, нѣкоторое время юродствовалъ по улицамъ. Пребывая въ обители, Пр. Авраамій, достигшій большой мудрости, сдѣлался любимымъ учителемъ и священникомъ всего Смоленска. Изъ зависти противъ него возстало городское духовенство и обвинило его передъ епископомъ въ ереси. Но святой скоро былъ оправданъ своимъ благочестіемъ и чудесами. Онъ былъ поставленъ игуменомъ Ризположенскаго мон., который своимъ мудрымъ управленіемъ довелъ до высокаго духовнаго совершенства. Въ Галичской области былъ извѣстенъ Полонинскій Григоріевъ мон. Создалъ его въ селеніи Полонина подвижникъ Григорій, о которомъ въ лѣтописи подъ 1268 г. говорится какъ о человѣкѣ старомъ. Повидимому, обитель создана была въ самомъ концѣ домонгольскаго періода. Онъ выдѣлялся между современными ему монахами и славился своею жизнью. Его избралъ своимъ наставникомъ кн. Войшелкъ Литовскій, когда послѣ своихъ неистовствъ рѣшился стать инокомъ. Въ Муромѣ подъ 1096 г. упоминается Спасскій монастырь, воздвигнутый, по всѣмъ вѣроятіямъ, монахами самостоятельно.

Въ одномъ Новгородѣ было до 20 монастырей, а по всему пространству новгородскихъ владѣній болѣе 30. Первое мѣсто между новгородскими обителями занималъ, основанный кн. Ярославомъ Мудрымъ, Юрьевъ мон., настоятель котораго носилъ титулъ архимандрита. За нимъ болѣе другихъ пользовались уваженіемъ Антоніевъ и Хутынскій. Первый основанъ въ началѣ 12 вѣка Пр. Антоніемъ Римляниномъ. Уроженецъ Италіи, онъ, удаляясь съ родины изъ за гоненій латинянъ, въ 1106-08 г. чудесно прибылъ въ Новгородъ. Онъ построилъ въ двухъ верстахъ отъ города, внизъ по теченію р. Волхова, великолѣпный монастырь съ каменною церковью, подвизался въ немъ, ставъ въ 1131 г. игуменомъ. Преставился Пр. Антоній въ 1147 г. Кирикъ, діаконъ и доместикъ Антоніева мон., при жизни святого написавшій сочиненіе о хронологіи и извѣстный своими вопросами новгородскимъ пастырямъ, о чемъ упоминалось раньше, — служитъ живымъ свидѣтелемъ того, что учитель его воспитывалъ въ своихъ дѣтяхъ разумное благочестіе. Писалъ о Пр. Антоніи и основаніи обители также Андрей, ученикъ его и преемникъ по игуменству. «Пр. Антоній», пишетъ Голубинскій, «какъ должно или по крайней мѣрѣ можно подозрѣвать, съ великими усиліями и скорбями вводилъ въ Новгородѣ монашество; но въ продолженіе полустолѣтія послѣ него монашество въ Новгородѣ привилось и въ концѣ 12 вѣка мы встрѣчаемъ весьма любопытное явленіе, что собирается цѣлая небольшая дружина или цѣлое небольшое общество знатныхъ Новгородцевъ, которое желаетъ посвятить себя христіански-философской жизни отшельничества, удаляется за городъ и устрояетъ себѣ пустыньку». Во главѣ ея былъ нѣкто мірскимъ именемъ Алексѣй Михайловичъ, въ монашествѣ Варлаамъ. Пустынь стала монастыремъ, и въ немъ — въ 10 в. отъ Новгорода — подвизался Пр. Варлаамъ Хутынскій, преставившійся въ 1192 г. Одновременно съ Хутынскимъ мон. въ Старой Русѣ создался монастырь Мартиріевъ. Онъ построенъ въ 1192 г. игуменомъ Мартиріемъ, избраннымъ на слѣдующій годъ новгородскимъ архіепископомъ.

Въ Ростовскомъ краѣ были монастыри — въ Ростовѣ два, въ Суздалѣ 4, во Владимірѣ 5, въ Переяславлѣ-Залѣсскомъ, Костромѣ, Нижнемъ-Новгородѣ, Ярославлѣ по одному. Первымъ монастыремъ съ архимандричьимъ настоятельствомъ былъ въ этой землѣ Рождественскій владимірскій, основанный вел. кн. Всеволодомъ III Юрьевичемъ въ 1192 г. Славился своимъ богатствомъ Боголюбовъ мон., основанный въ 1158 г. кн. Андреемъ Боголюбскимъ. Въ началѣ 13 вѣка супруга Всеволода III, Марія, создала владимірскую Успенскую обитель, въ которой и почила вскорѣ послѣ своего постриженія. Въ Ризположенскомъ суздальскомъ мон. спасалась княжна Ѳеодулія, въ иночествѣ Св. Евфросинія, дочь Св. кн. Михаила Черниговскаго, прибывшая въ Суздаль невѣстою тамошняго князя Мины, но не заставшая его въ живыхъ. Она преставилась въ серединѣ 13 вѣка.

Въ Греціи трудный подвигъ столпничества продолжался до 12-го вѣка. Въ домонгольской Руси извѣстны двое столпниковъ: Св. Кириллъ, бывшій потомъ епископомъ Туровскимъ и преставившійся не прежде 1183 года, и Пр. Никита Переяславскій. Послѣдній рожденъ былъ и воспитанъ въ г. Переяславлѣ-Залѣсскомъ. «Когда пришелъ онъ въ совершенный возрастъ, то сталъ другомъ мытарямъ, съ ними вмѣстѣ хлопоталъ около судей и наносилъ много пакостей и смятеній людямъ невиннымъ; собирая неправедную мзду, тѣмъ кормилъ себя и жену». Такъ прожилъ онъ много лѣтъ. Разъ взошелъ Никита въ церковь и услышалъ проповѣдь пророка: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавство отъ душъ вашихъ и пр. Слова сіи поразили его. Цѣлую ночь провелъ онъ безъ сна. Неправды лежали какъ камень на совѣсти его. На утро вышелъ онъ къ пріятелямъ своимъ, и, чтобы развлечь себя, пригласилъ ихъ къ себѣ на вечеръ. Когда жена его начала готовить пищу, то увидѣла сперва кровь поверхъ воды, потомъ то голову, то другую часть человѣческаго тѣла. Въ ужасѣ сказала она о томъ мужу. Тотъ пришелъ и увидѣлъ то же. «Горе мнѣ, много согрѣшившему!» — сказалъ Никита и, не говоря болѣе ни слова, вышелъ изъ дома. Игуменъ буд. Никитскаго мон., куда пришелъ Никита, назначилъ ему стоять три дня у воротъ обители. Никита сдѣлалъ болѣе: онъ пошелъ и сѣлъ нагой въ топкое мѣсто. Рои комаровъ и мошекъ осыпали его и покрыли кровью его тѣло. Принятый въ обитель, Никита наложилъ на себя весьма тяжелыя вериги и затворился въ столпѣ. Тамъ молился онъ о грѣхахъ своихъ, открытый морозу и зною. Длилось это нѣсколько лѣтъ, и душа его, исполнившись благодати, была удостоена дара исцѣленій. Св. кн. Михаилъ Черниговскій, тогда еще совсѣмъ молодой, былъ тяжко боленъ и въ 1186 г. исцѣленъ былъ святымъ. Вскорѣ послѣ сего, воры, принявъ желѣзныя вериги подвижника — обтершіяся и получившія блескъ — за серебряныя, убили въ 1186 г. Пр. Никиту.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 68-70.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.