Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть первая.
Вѣрность православію. Попытки католичества утвердиться въ Россіи.

Русская Церковь, благодатію Божіею, первые два вѣка своего бытія соблюдала православное ученіе вѣрно, спокойно и безъ потрясеній со стороны замысловъ преступной любознательности. Этотъ покой показываетъ, что христіанское ученіе было принято и соблюдалось съ глубокою благоговѣйною вѣрою. До нашествія монголовъ извѣстны только два лица съ враждой противъ церковнаго ученія. Подъ 1004 г. лѣтопись указываетъ на появленіе въ Кіевѣ еретика Адріана, монаха и скопца. Онъ хулилъ Церковь, ея уставы, епископовъ, пресвитеровъ и иноковъ. Митр. Леонтій отлучилъ Адріана отъ Церкви, заключилъ его въ темницу, и виновный раскаялся. Подъ 1123 г. имѣется въ лѣтописи извѣстіе, что тогда явился «злой еретикъ» Дмитръ, и митр. Никита велѣлъ держать его подъ стражей въ своемъ городѣ Синельцѣ (Синцѣ на Сулѣ). О сущности ереси лѣтопись не говоритъ. Принимая во вниманіе связь болгарской Церкви съ русскою, предостереженія противъ богомиловъ, встрѣчающіяся въ русскихъ рукописяхъ, сильное распространеніе ереси ихъ съ 10 вѣка въ Болгаріи, Греціи и по всему западу, наконецъ сходство Адріанова ученія съ ересью богомиловъ, самымъ вѣроятнымъ можно признать, что Адріанъ и Дмитръ были послѣдователями богомиловъ. (Архіеп. Филаретъ).

Русская Церковь отличалась терпимостью къ иновѣрцамъ. Князья разрѣшали жить въ своихъ владѣніяхъ и евреямъ. Около 1096 г., когда евреи, гонимые крестоносцами, прибѣжали въ Польшу, а оттуда переходили въ Россію, — въ Кіевѣ образовалась цѣлая улица, заселенная евреями. Евреи вели издавна торговлю съ Кіевомъ изъ Крыма. Латиняне, какъ подданные Россіи, такъ и иностранцы купцы, имѣли свои храмы около Кіева, въ Кіевѣ, въ Новгородѣ и въ Ладогѣ.

Папа присылалъ посольство къ кн. Владиміру еще въ Корсунь, когда тотъ велъ переговоры съ греками объ іерархическомъ устройствѣ Церкви. Посольство стремилось, какъ необходимо думать, отклонить Св. Владиміра отъ церковнаго союза съ греками и подчинить папской власти. Посольство успѣха не имѣло. Приходили посольства отъ папы въ Кіевъ къ Владиміру и позднѣе — въ 991 и 1000 гг. Продолжались попытки перезвать его въ Римъ, что поддерживалось и послами дружественныхъ Владиміру католическихъ королей — польскаго и чешскаго. Святой князь принималъ посольства дружелюбно, но отъ грековъ не отходилъ. Въ связи съ этимъ появилось обличительное сочиненіе митр. Кіевскаго Леонтія противъ латинянъ. Но обличенія его кротки. Онъ не употребляетъ ни одного рѣзкаго выраженія, или укоризненнаго отзыва. Спокойнымъ размышленіемъ вводитъ митрополитъ римлянъ въ сознаніе несправедливости ихъ ученія. Онъ пространно разсуждаетъ объ опрѣснокахъ, указываетъ на неправильности субботняго поста, совершенія полной литургіи во весь великій постъ, безженства священниковъ, употребленія удавленины въ пищу и, наконецъ, о несправедливости ученія объ исхожденіи Святаго Духа и отъ Сына. Позднѣе митр. Георгій, упоминаемый подъ 1072 г., написалъ «Стязанье съ латиною».

Во время княженія Св. Владиміра король польскій Болеславъ успѣлъ ввести въ Богеміи на мѣсто греческаго служенія римское. Императоръ Оттонъ облекъ Болеслава властью (которой и самъ не имѣлъ) надъ всѣми славянами, включая Россію. Вскорѣ Болеславъ выдалъ дочь свою за сына Владиміра, Святополка I Окаяннаго. Съ нею прибылъ въ Кіевъ, въ качествѣ ея придворнаго священника, или вѣрнѣе духовника, епископъ Колобрежскій (по нѣмецки Кольбергскій — городъ въ нынѣшней Помераніи) Рейнбергъ. Имѣлъ онъ и политическое заданіе. Святополкъ, тайно подущаемый Болеславомъ, съ помощью Рейнберга, склонялся къ латинству и готовился возстать противъ отца. Заговоръ былъ раскрытъ. Святополкъ съ женою и Рейнбергъ посажены были въ темницу. Послѣдній тамъ и умеръ. Святополкъ съ женой были освобождены по настоянію Болеслава. Святополкъ послѣ этого былъ не въ милости у Св. Владиміра. Во время борьбы Святополка съ братомъ Ярославомъ Мудрымъ, онъ призвалъ къ себѣ на помощь тестя, который занялъ Кіевъ и привелъ съ собою новаго католическаго бискупа. Только окончательная побѣда Ярослава на Альтѣ въ 1019 г. положила конецъ католическимъ замысламъ, проводившимся черезъ Болеслава. Пребываніе поляковъ въ Кіевѣ оставило у населенія скверное воспоминаніе.

Есть не совсѣмъ ясное указаніе, что папа пытался перезвать русскихъ къ себѣ въ самую минуту раздѣленія Церквей. Когда послы папскіе, бывшіе въ 1054 г. въ Константинополѣ, положивъ на алтарь св. Софіи отлучительную грамоту противъ грековъ, удалились изъ города, то имп. Константинъ Мономахъ, не довѣряя вѣрности этой грамоты, которую передалъ ему патр. Михаилъ Керруларій (рѣшительное поведеніе какового противъ папы императоръ не одобрялъ по политическимъ видамъ), вслѣдъ за римскими послами отправилъ своихъ чиновниковъ въ Россію. Оттуда и получилъ онъ вѣрнѣйшую копію отлучительной грамоты. «Вѣроятнѣйшее толкованіе этого не совсѣмъ яснаго извѣстія есть то», пишетъ Голубинскій, «что послы папы держали свой обратный путь чрезъ Россію и что въ ней они были настигнуты чиновниками императора, которымъ и вручили копію. Если такъ, то Россія вовсе не лежала посламъ папы на прямой дорогѣ домой и слѣдовательно они, дѣлая большой крюкъ, заходили въ нее нарочно. Единственной причиной, для чего они это сдѣлали, можетъ быть предполагаемо то, что они хотѣли попытаться вооружить русскихъ противъ грековъ и оторвать ихъ отъ послѣднихъ». Во всякомъ случаѣ, посламъ повліять на русскихъ и на этотъ разъ не удалось.

Слѣдующая связь съ папой имѣла политическій характеръ. Внукъ Св. Владиміра, вел. кн. Изяславъ Ярославичъ, изгнанный вторично изъ Кіева братомъ Святославомъ черниговскимъ, обращался тщетно за помощью къ польскому королю и германскому императору Генриху IV. Изяславъ, въ надеждѣ на духовную власть папы надъ Западомъ, послалъ сына къ знаменитому папѣ Григорію VII Гильдебранду, жалуясь и на обобравшаго его Болеслава и на свои несчастія въ Россіи. «Царь царей», какъ называлъ себя папа Григорій, въ 1075 г. требовалъ отъ Болеслава возвратить все взятое у Изяслава. Можно предполагать, что Изяславъ изъявлялъ папѣ, вѣроятно притворную, готовность признать его власть. Никакой помощи Гильдебрандъ Изяславу не оказалъ и послѣдній, послѣ смерти въ 1076 г. Святослава, вернулся на престолъ, оставаясь православнымъ.

Между 1080-89 гг. присылалъ посольство въ Россію анти-папа Климентъ III, поставленный имп. Генрихомъ противъ Григорія VII, съ которымъ императоръ велъ ожесточенную борьбу. Характерно, что папа не искалъ подчиненія себѣ русской Церкви, а предлагалъ возсоединеніе. Митрополитъ Іоаннъ II, къ которому въ Кіевъ приходилъ католическій епископъ, посолъ папы, написалъ послѣднему отвѣтное посланіе. Вѣжливо и съ соблюденіемъ самаго мягкаго тона, но твердо, по существу, митрополитъ обличалъ «согрѣшенія» римской Церкви и предлагалъ ему обратиться къ константинопольскому патріарху. Свят. Іоаннъ способенъ былъ дать должный отвѣтъ. Лѣтописецъ, именуя его «добрымъ и кроткимъ», называетъ также «хитрымъ въ книгахъ и ученьи». Митр. Никифоръ I, занимавшій престолъ съ 1104 по 1121 годы, писалъ два сочиненія противъ латинянъ.

Покушенія были и при Владимірѣ Мономахѣ. Въ началѣ 12 вѣка одинъ польскій аббатъ посланъ былъ въ Россію съ тѣмъ, чтобы «пріобрѣсть Христу народы чуждые». При митр. Іоаннѣ IV (1164-66) были послы папы въ Кіевѣ, но митрополитъ отвѣчалъ посланіемъ къ папѣ о причинахъ раздѣленія церквей. Митрополиты греки твердо стояли на стражѣ Православія. Надо упомянуть еще о посланіяхъ папъ: Иннокентія III въ 1207 г., Гонорія III отъ 1227 г. и Григорія IX отъ 1231 г. Доводы въ нихъ — единая Церковь имѣетъ единаго пастыря въ Св. Петрѣ, котораго онъ — папа — преемникъ. Въ посланіи папы Григорія имѣются и доводы политическіе, а именно — въ случаѣ присоединенія къ римской Церкви, князь (Св. Георгій-Юрій Всеволодовичъ Владимірскій), какъ государь, будетъ щедро взысканъ милостями и благоволеніемъ его — папы. Интересно, что папы усвояли русскимъ князьямъ титулъ королей, который они признавали только за тѣми государями, которымъ давали его сами.

Одна только галицкая область къ концу домонгольскаго періода испытала зависимость отъ римской власти. Въ концѣ 12 вѣка она находилась въ рукахъ венгровъ, которые всячески оскорбляли Православіе. Мужественный и умный кн. Романъ Мстиславичъ Волынскій, утвердившійся въ Галичѣ, освободилъ въ 1198 г. это древнее русское княжество отъ иноземной власти. Въ 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и посадили тамъ патріархомъ Ѳому Морозини, одного изъ духовныхъ лицъ католической Венеціи. Папа Иннокентій III считалъ, что такимъ образомъ произошло соединеніе греческой и латинской церквей. Но этого не произошло. Духовенство и знатнѣйшіе сановники византійской имперіи переѣхали въ Азію — въ Никею. Императоромъ былъ признанъ Ѳеодоръ Ласкарисъ, зять прежняго императора Алексѣя III. Патріархомъ въ 1206 г. избранъ былъ Михаилъ IV Авторіанъ.

Папа Иннокентій III счелъ это время подходящимъ для обращенія къ князю Роману Мстиславичу. Папскій легатъ увѣрялъ князя, что папа мечемъ св. Петра покоритъ народы и сдѣлаетъ его королемъ. Тогда Романъ, обнаживъ свой мечъ, спросилъ легата: «таковъ ли мечъ Петровъ у папы? Если такой, то онъ можетъ брать имъ города и дарить другимъ. Но это противно Слову Божію: ибо имѣть такой мечъ и сражаться имъ Господь запретилъ Петру. А я имѣю мечъ, отъ Бога мнѣ данный, и пока онъ при бедрѣ моемъ, дотолѣ не имѣю нужды покупать себѣ города иначе, какъ кровію, по примѣру отцевъ и дѣдовъ моихъ, распространившихъ землю русскую». Архіеп. Макарій пишетъ, что это обращеніе папы еще болѣе вооружило противъ него, лишь усиливъ то раздраженіе противъ латинянъ, которое чувствовали русскіе и греки за злодѣйское опустошеніе крестоносцами Константинополя. Въ 1207 г. тотъ же папа прислалъ обращеніе ко всѣмъ русскимъ архипастырямъ, клиру и народу, въ которомъ имѣлись и слѣдующія строки: «вотъ теперь греческая имперія и Церковь почти вся покорилась апостольскому сѣдалищу и униженно пріемлетъ отъ него повелѣнія, — ужели жъ не будетъ несообразнымъ, если часть (т. е. Церковь Русская) не станетъ сообразовываться съ своимъ цѣлымъ и не послѣдуетъ ему?». Обращеніе папы успѣха не имѣло. Въ 1261 г. полководецъ Михаилъ Палеологъ изгналъ латинянъ изъ Константинополя и вскорѣ сталъ императоромъ.

Послѣ смерти Романа Великаго, юные сыновья его, Даніилъ и Василько, не были въ силахъ удержать въ своихъ рукахъ галицкое княжество. Десять лѣтъ происходили тамъ смуты, а затѣмъ княжество было захвачено венгерскимъ королевичемъ Коломаномъ, и вновь тамъ стало дѣйствовать католическое духовенство. Коломанъ былъ коронованъ католическимъ архіепископомъ. Православные епископъ и духовенство были изгнаны, церкви превращались въ костелы, народъ принуждали принимать католичество. Князю Мстиславу Удалому, внуку Св. Ростислава, удалось въ 1220 г. выгнать венгровъ и латинъ изъ Галича и возстановить тамъ права православной Церкви. Съ 1229 г. въ немъ воцарился знаменитый сынъ Романа, кн. Даніилъ Галицкій.

Какъ въ тѣ времена, такъ и нынѣ, католическіе писатели утверждаютъ, будто русскіе обращены въ христіанство латинскими миссіонерами и будто уже послѣ принятія христіанства они перешли или были переманены отъ папы на сторону грековъ. Утверждаютъ они и то, будто, передавшись грекамъ, русскіе не порвали связи съ Римомъ и признали его верховенство и главенство въ Церкви чуть ли не въ продолженіе всего домонгольскаго періода. Вопросу этому проф. Голубинскій посвящаетъ слѣдующія строки.

«Исторія нашихъ отношеній къ папамъ въ продолженіе періода домонгольскаго должна быть раздѣляема на двѣ половины. Мы приняли христіанство до окончательнаго раздѣленія церквей Восточной и Западной, и это раздѣленіе, случившееся въ 1054 г., т. е. черезъ 60 лѣтъ послѣ нашего крещенія, и должно быть полагаемо гранью двухъ половинъ. Ссора патріарха Фотія и папы Николая I въ половинѣ 9 вѣка, ссора весьма сильная и сопровождавшаяся взаимными отлученіями, не была однако началомъ совершеннаго и формальнаго раздѣленія церквей. Послѣ ссоры миръ снова былъ возстановленъ, и хотя онъ былъ очень непроченъ, хотя прерывался вспышками затаенной вражды и хотя греки смотрѣли на латинянъ подозрительно и обличали ихъ въ отступленіяхъ отъ православія и правомыслія: однако до 1054 года, когда совершилось окончательное раздѣленіе, послѣдніе были для первыхъ, хорошими или худыми, православными и сынами единой вселенской церкви. Само собою разумѣется, что какъ смотрѣли на латинянъ до раздѣленія греки, такъ смотрѣли на нихъ и мы. Папа не былъ для грековъ еретикомъ (не бывъ вполнѣ доброкачественнымъ и православнымъ); конечно, прежде грековъ не объявляли его еретикомъ и мы. Если католическіе писатели докажутъ, что греки признавали папу главою церкви, то вмѣстѣ съ этимъ будетъ доказано, что таковымъ признавали его и мы (ибо и мы признавали его тѣмъ, чѣмъ признавали греки). Но было ли когда-нибудь послѣднее и особенно было ли что-нибудь похожее на это послѣднее въ періодъ времени отъ ссоры патр. Фотія съ папою Николаемъ до окончательнаго раздѣленія, къ концу котораго относится наше христіанство?»

«Послѣ окончательнаго раздѣленія церквей, происшедшаго въ 1054 г., папа сталъ для грековъ еретикомъ, отлученнымъ отъ вселенской Церкви (разумѣемъ большинство частныхъ мнѣній, но не голосъ Церкви). Повидимому, совершенно ясно, что тѣмъ же долженъ былъ онъ стать и для насъ, ибо мы остались на сторонѣ грековъ и подъ ихъ властію, чего католическіе писатели не отрицаютъ. Однако, эти писатели говорятъ, что — нѣтъ, что и послѣ сего мы то или другое время признавали власть папы (нѣкоторое, — какъ говорятъ одни; весьма долгое, до самаго конца періода домонгольскаго, — какъ говорятъ другіе). Писатели не берутъ на себя труда объяснить удовлетворительно, какимъ образомъ могло быть, чтобы мы въ одно и то же время признавали двѣ враждебныя и исключающія одна другую власти (ибо того факта, что мы остались и оставались подъ властію грековъ они, повторяемъ, не отрицаютъ); но, какъ кажется, они предполагаютъ, что въ вопросѣ о папѣ мы — русскіе — вели себя независимо отъ грековъ, что послѣ того, какъ греки провозгласили его еретикомъ, для насъ — русскихъ — онъ остался православнымъ и что такимъ образомъ, не отдѣляясь отъ нихъ и не отлагаясь отъ ихъ непосредственной власти, мы продолжали признавать въ то же время, вопреки имъ и его — папы верховную (надъ непосредственною) власть».

«Но если это такъ, то, не говоря о совершенной оригинальности мысли усвоять намъ указанную самостоятельность, т. е. иначе о крайней и смѣшной ея несостоятельности, не говоря о недоказанности, т. е. хотимъ мы сказать — совершенной ложности того, что составляетъ здѣсь сущность, а именно, — будто бы въ продолженіе времени, предшествовавшаго раздѣленію, греки передали намъ ученіе о главенствѣ папы въ церкви, — въ отвѣтъ на сказанное выше мы считаемъ достаточнымъ указать только на то, что послѣ раздѣленія у насъ митрополитами были греки: возможно ли и сообразно ли съ человѣческимъ смысломъ допускать, что одни и тѣ же греки въ Константинополѣ признавали папу еретикомъ, а въ Кіевѣ православнымъ и главою вселенской церкви?»

«Но, говорятъ католическіе писатели, у нихъ есть фактъ, доказывающій то, что они утверждаютъ. Этотъ фактъ — нашъ русскій праздникъ 9 мая въ честь перенесенія мощей Николая чудотворца въ Баръ-градъ. Праздникъ установленъ въ Россіи помимо Греціи, которая его не знаетъ и не признаетъ; событіе, въ память котораго онъ установленъ, вовсе не есть для грековъ предметъ радости и торжества: ясно-де, что онъ установленъ русскими по приказанію папы и слѣдовательно ясно-де, что въ минуту установленія праздника, что было уже послѣ раздѣленія церквей (въ послѣднихъ годахъ XI вѣка), они признавали его власть. Этотъ праздникъ есть собственный и единственный фундаментъ, на которомъ зиждутся всѣ увѣренія римско-католическихъ писателей. Но, увы! судьба, какъ бы избавляя насъ отъ напрасныхъ словопреній, хотѣла, чтобы они имѣли со своимъ толкованіемъ праздника спеціальныя «ad hoc» рѣшительныя противъ себя доказательства. Въ то самое время, какъ былъ установленъ у насъ праздникъ 9 мая, папа обращался къ нашему митрополиту съ предложеніемъ возсоединенія, и митрополитъ отвѣчалъ ему обличеніями его неправомыслія и отказомъ на предложеніе (сношеніе папы Климента III съ нашимъ митрополитомъ Іоанномъ II); ясно, что праздникъ установленъ у насъ не по приказанію папы. Если бы онъ былъ установленъ у насъ по приказанію папы, то былъ бы установленъ и во всей католической Церкви, ибо нельзя же, конечно, утверждать, чтобы папа имѣлъ фантазію установить его въ одной Русской церкви: но католическая церковь этого праздника не имѣетъ и никогда не имѣла; слѣдовательно ясно, что онъ былъ установленъ у насъ не по приказанію папы (не установляя его на наше, такъ сказать, счастье во всей католической церкви, папа установилъ его только какъ мѣстный праздникъ въ Барѣ)».

Добавимъ къ этому указаніе на приводившееся выше письмо папы Иннокентія III, обращенное въ 1207 г. къ русскимъ іерархамъ. Приглашая ихъ соединиться съ Римомъ, онъ, тѣмъ самымъ, показываетъ, что дотолѣ русская Церковь не признавала власти папъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 70-78.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.