Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть вторая.
Отъ нашествія монголовъ до раздѣленія Русской митрополіи.

Христіанство на сѣверѣ и сѣверо-востокѣ.

Въ половинѣ XIII в. на Каменномъ островѣ Кубенскаго озера подвизались 23 отшельника, незнаемые міромъ. Послѣ молитвы они обращались съ евангельскимъ словомъ къ дикимъ племенамъ чуди и кареламъ, кочевавшимъ особенно по сѣв.-вост. берегу озера. Пустынники терпѣли отъ грубыхъ идолопоклонниковъ оскорбленія и побои, но продолжали свою проповѣдь. Отъ притѣсненій и своей бѣдности они не могли построить храма, нужнаго и для нихъ и для успѣха вѣры.

Господь послалъ имъ помощь. Князь бѣлозерскій Глѣбъ, сынъ Св. Василько ростовскаго († 1278), отправился ок. 1260 г. изъ Бѣла-озера въ Устюгъ воднымъ путемъ. На Кубенскомъ озерѣ захватила его сильнѣйшая гроза съ бурей. Князь, находясь въ крайней опасности, искалъ спасеніе въ молитвѣ. Онъ далъ обѣтъ построить храмъ тамъ, гдѣ найдетъ пристанище. Суда его принесло 6 августа къ Каменному острову, гдѣ подвизались пустынники-проповѣдники. Благочестивый князь Глѣбъ построилъ деревянный храмъ во имя Преображенія Господня и кельи. Послѣ этого проповѣдь значительно усилилась. Вскорѣ создался Спасо-Каменный монастырь. Въ Бѣлозерской странѣ самымъ древнимъ монастыремъ былъ Устьшехонскій Троицкій, основанный первоначально въ 17 в. отъ Бѣлозера на устьѣ р. Шексны кн. Глѣбомъ Васильковичемъ, въ память чудеснаго исцѣленія сына Михаила отъ слѣпоты. (Архіепископъ Филаретъ).

Мѣстные карелы, въ значительной своей части, были крещены новгородскими священниками въ 1227 г. Въ самомъ концѣ XIII в. на горѣ Челмѣ въ 57 верстахъ отъ Каргополя поселился Пр. Кириллъ Челмскій или Челмогорскій († 1368) и основалъ тамъ монастырь Челмогорскій. Въ теченіе свыше полувѣковой своей подвижнической жизни онъ просвѣтилъ христіанствомъ всю окрестную Чудь.

Въ 1329 г. Пр. Сергій пришелъ на островъ Валаамъ на Ладожскомъ озерѣ. Къ нему прибылъ потомъ Пр. Германъ. Трудами ихъ создался знаменитый монастырь. Тамошніе карелы обращены были къ св. вѣрѣ. Позже — въ концѣ 14 в. — на сосѣднемъ Коневскомъ островѣ поселился Пр. Арсеній. Жители этого острова — чудскіе язычники — каждый годъ оставляли на утесѣ Конь-камень коня въ жертву идолу. Пр. Арсеній, новгородскій инокъ († 1447), совершилъ у камня молитву, окропилъ его святою водой и, окрестивъ бѣдныхъ жителей, освободилъ ихъ отъ страха духовъ. Тамъ создался въ 1398 г. Коневскій Рождественскій мон. Въ половинѣ 14 в. новгородскій инокъ Лазарь, подвизавшійся раньше въ Кесарійскомъ мон. въ Константинополѣ, отправился на Онежское озеро. Тамъ на островѣ Мучи или Мурманѣ онъ построилъ храмъ Успенія Божіей Матери на мѣстѣ, гдѣ узрѣлъ онъ «Жену свѣтоносну, златомъ сіяющу». Онъ терпѣлъ сначала много скорбей и гоненій отъ дикихъ окрестныхъ лопарей, но затѣмъ они увидѣли крайнее незлобіе святого и стали относиться къ нему съ довѣріемъ и уваженіемъ. Оно особенно укрѣпилось, когда Пр. Лазарь исцѣлилъ чудесно сына одного изъ старшинъ. Многіе начали креститься. Къ нему стали приходить иноки. Пр. Лазарь, преставившійся въ 1391 г. на 105-мъ году жизни, основалъ Успенскій Муромскій мон., въ 31 в. отъ г. Пудожа Олонецкой губ. Ученики его съ ревностью проповѣдывали слово спасенія по обоимъ берегамъ Онеги, и христіанство тамъ укрѣпилось. Въ концѣ описываемаго времени на Соловецкомъ островѣ Бѣлаго моря возникла знаменитая обитель. Первымъ подвижникомъ на Соловецкомъ островѣ былъ Пр. Германъ († 1484). Первоначально онъ жилъ въ уединеніи на берегу р. Выги. Ища уединенія, пришелъ къ нему изъ Кирилло-Бѣлозерскаго мон. Пр. Савватій († 1435), инокъ этой обители. Германъ указалъ Савватію на Соловецкій островъ, и самъ отправился туда съ нимъ. Переплывъ, съ помощью Божіей, на ладьѣ Бѣлое море, подвижники вышли на островъ, построили келліи и подвизались шесть лѣтъ. Пр. Савватій умеръ, и тогда Пр. Германъ нашелъ себѣ сподвижника въ лицѣ Пр. Зосимы († 1478). Послѣдній сталъ созидать Соловецкую обитель. Пр. Германъ много помогалъ ему. Онъ не разъ отправлялся въ Новгородъ по нуждамъ обители, несмотря на опасности плаванія по бурному морю и на свои преклонныя лѣта. Принималъ онъ тамъ приношенія для обители и собиралъ книги для ея библіотеки. Въ Новгородѣ онъ и скончался въ 1479 г. въ обители Пр. Антонія, прибывъ по дѣламъ обители.

Въ половинѣ 14 в. въ молодомъ причетникѣ устюжскаго собора возгорѣлось желаніе посвятить жизнь свою просвѣщенію зырянъ — дикихъ сыновъ сѣверныхъ лѣсовъ. Родился онъ около 1345 г. Надѣленный отъ природы блестящими умственными способностями, онъ, научившись грамотѣ, былъ допущенъ канонархомъ и чтецомъ въ соборѣ г. Устюга Вологодскаго. Тогда уже зародилось въ немъ желаніе стать просвѣтителемъ язычниковъ, въ немаломъ количествѣ жившихъ по сосѣдству съ Устюгомъ и въ самомъ городѣ. Онъ началъ учиться ихъ языку. Послѣ 10-12 лѣтъ дьячества въ соборѣ, Стефанъ постригся въ монастырѣ св. Григорія Богослова въ Ростовѣ, находившемся подлѣ епископіи и называвшемся Затворомъ. Это былъ монастырекъ особенно строгихъ затворниковъ (онъ былъ пригороженъ глухой стѣной къ стѣнѣ архіерейскаго мон. и не имѣлъ собственныхъ воротъ) и обладалъ хорошей библіотекой. Въ монастырѣ онъ занялся довершеніемъ своего самообразованія, предавшись деннонощному чтенію книгъ, какъ о томъ говоритъ его жизнеописатель инокъ Епифаній премудрый, его современникъ, инокъ Троицкаго Сергіева мон. Для лучшаго уразумѣнія читаемаго онъ искалъ собесѣдованія со старшими книжными и разумными людьми. Выучился онъ также греческому языку, чтобы имѣть возможность читать книги, которыя не были переведены на славянскій языкъ. Епископомъ Ростовскимъ былъ грекъ Парѳеній. Для окончанія изученія зырянскаго языка, Стефанъ, тогда уже подходившій къ тридцатилѣтнему возрасту, прожилъ нѣкоторое время въ Устюгѣ.

Послѣдуя примѣру Св. Константина, первоучителя славянъ, онъ рѣшилъ дать язычникамъ богослуженіе на ихъ зырянскомъ языкѣ и для этого, прежде всего, составилъ зырянскую азбуку. На это онъ, надо полагать, получилъ благословеніе отъ Святителя митр. Алексія передъ его кончиной. Въ отличіе отъ Св. Константина, приспособившаго къ славянскому языку греческую азбуку, Стефанъ сочинилъ свою особую азбуку. Составивъ азбуку и переведя богослужебныя книги, онъ получилъ благословеніе пойти на проповѣдь Евангелія зырянамъ отъ правившаго митрополіей архимандрита Михаила-Митяя. Вполнѣ одобрилъ намѣреніе Стефана благочестивый вел. кн. Димитрій Ивановичъ Донской. Архим. Михаилъ щедро снабдилъ его всѣмъ нужнымъ для поставленія церквей и для введенія богослуженія у будущихъ христіанъ. Помогли ему и московскіе бояре. Поставленный въ Москвѣ еп. коломенскимъ въ іеромонахи, Стефанъ вернулся въ Устюгъ и оттуда началъ свою просвѣтительную работу.

Языческій народъ, поселенія котораго прилегали къ Устюгу, составляли, принадлежавшіе къ финскому семейству народовъ, вычегодскіе Пермяне или Пермяки, получившіе потомъ у насъ особое имя Зырянъ (отъ одного изъ племенъ, которое у Епифанія называется Сырьянами). Этотъ народъ составлялъ половину Пермяковъ. Другую половину составляли Пермяки камскіе, область которыхъ называлась Великая Пермь. Главнымъ городомъ зырянъ было позднѣйшее селеніе Усть-Вымь, при впаденіи Выми въ Вычегду (около 350 вер. отъ Устюга). Туда направился Стефанъ и началъ тамъ проповѣдь. На первыхъ порахъ ей вняли немногіе. Большинство же старалось выпроводить проповѣдника. Дѣйствовать рѣшительно язычники все же опасались, зная, что за Стефаномъ стоитъ сильная Москва, данниками которой они тогда состояли (раньше были подъ Новгородомъ). Они старались выжить его своими страхованіями. Подъ предводительствомъ волхвовъ собирались они вокругъ его жилища, вооруженные кольями, и грозили убить его. Или обкладывали домикъ его хворостомъ и соломой, грозя сжечь святаго. Готовый потерпѣть за Христа и смерть, Стефанъ отвѣчалъ на страхованія усиленіемъ проповѣди и продолжалъ переводъ богослужебныхъ книгъ.

Въ Усть-Выми на холмѣ стояла невзрачная кумирня. Противъ нея на насыпномъ холмѣ Стефанъ воздвигъ великолѣпную деревянную церковь во имя Благовѣщенія Богородицы, освятивъ ее торжественно съ духовенствомъ, вызваннымъ изъ Устюга. Храмъ этотъ, кротость и ласковое обращеніе привлекали къ Стефану зырянъ, но мало кто рѣшался креститься. Надо было наглядно доказать то, о чемъ проповѣдывалъ святой — идолы суть мертвые обрубки дерева и чурбаны и, конечно, защитить себя не могутъ. Улучивъ время, когда въ кумирницѣ никого не было и она не была охраняема, Стефанъ поджогъ ее. Прибѣжавшіе разъяренные волхвы и кудесники бросились на него съ кольями и топорами, но отъ идоловъ остался одинъ пепелъ. Это быстрое обращеніе множества боговъ въ ничто и то, что боги не тронули ни единаго волоса на головѣ дерзновеннаго, поднявшаго на нихъ руку, произвело на народъ потрясающее впечатлѣніе. На пепелищѣ своей кумирни и какъ бы на пепелищѣ своего язычества, жители Усть-Выми собрались на сходъ рѣшать вопросъ: что имъ дѣлать. Горячая проповѣдь святого къ этому сходу убѣдила язычниковъ принять истиннаго Бога. Такимъ образомъ началось крещеніе зырянъ какъ цѣлаго народа. Одержалъ онъ побѣду и надъ главнымъ волхвомъ Памою. Кудесникъ самъ вызвался пройти, вмѣстѣ со Стефаномъ, сквозь огонь и рѣку подъ льдомъ (отъ проруби до проруби), чтобы испытать, чья вѣра сильнѣе. «Я не повелѣваю стихіями, но Богъ христіанскій великъ, — иду съ тобою» — сказалъ Стефанъ. Памъ затрепеталъ, отказался отъ испытанія. Огромная толпа едва не растерзала Пама. Этимъ довершилось торжество вѣры надъ суевѣріемъ. Народъ толпами крестился и бросалъ въ огонь идоловъ. Изъ среды крещеныхъ святой набралъ мужей, юношей и дѣтей, которые могли бы быть поставлены во священники и на прочія церковныя должности. Онъ обучалъ ихъ новоизобрѣтенной зырянской азбукѣ и совершенію службъ по своимъ зырянскимъ книгамъ. Поставилъ еще двѣ церкви. На одномъ холмѣ стояла большая береза, къ которой народъ имѣлъ великое благоговѣніе, какъ къ своего рода божеству (возможно, считая ее обиталищемъ боговъ). Дерево это, къ которому никто не смѣлъ приступиться, Стефанъ срубилъ собственноручно и поставилъ церковь такъ, чтобы пень дерева служилъ основаніемъ для ея престола. Со всѣхъ концовъ зырянской земли стекался въ Усть-Вымь народъ, ища у святого научиться новой вѣрѣ и прося у него крещенія. Требовались и личныя путешествія Стефана, какъ для крещенія, такъ и для уничтоженія мѣстныхъ кумирницъ. Какъ всегда бываетъ при обращеніи язычниковъ, послѣдніе нѣкоторое время не перестаютъ питать страхъ къ своимъ прежнимъ богамъ и не дерзаютъ поднимать на нихъ собственныя руки, опасаясь ихъ мщенія. Приходилось уничтожать кумирницы самому Стефану. Совершая это, святой приказывалъ строить по погостамъ и селеніямъ церкви и опредѣлялъ къ нимъ священниковъ, которыхъ посылалъ въ Москву для поставленія.

Святой отправился на проповѣдь въ 1378 или 1379 г., а къ 1383 г. онъ настолько успѣлъ распространить между язычниками христіанство, что отправился въ Москву просить о дарованіи новокрещеннымъ особаго епископа. Просьба его была принята съ полной благосклонностью митр. Пименомъ и вел. кн. Димитріемъ Донскимъ. Во епископы пермскіе въ началѣ 1383 года былъ поставленъ Св. Стефанъ, который правилъ 13 лѣтъ. Въ 250 вер. отъ Усть-Выми святой основалъ Ульяновскую Спасскую пустынь, а въ 60 верстахъ отъ Усть-Сысольска, на р. Сысолѣ, Стефановскую пустынь. Въ миссіонерской дѣятельности Св. Стефана примѣчательно то, что свою проповѣдь Евангелія онъ совершалъ безъ помощи гражданскихъ властей и не примѣнялъ совершенно принужденія. Бывъ крестителемъ зырянъ и ихъ епископомъ, Св. Стефанъ являлся не только духовнымъ пастыремъ народа, но и его ходатаемъ, печальникомъ, помогая совѣтами и дѣломъ въ его житейскихъ нуждахъ. Онъ просилъ за него великаго князя, ища устраненія злоупотребленій и притѣсненій при взиманіи податей. Онъ старался отвратить грабительскіе набѣги на него новгородскихъ ушкуйниковъ, увѣщевая послѣднихъ. При нападеніи другого инородческаго народа — вогуличей, онъ воодушевлялъ воинскія рати зырянъ и предводительствовалъ ими съ оружіемъ креста въ рукахъ. Когда случался голодъ, онъ старался доставать хлѣбъ изъ пограничныхъ областей Россіи. Кромѣ просвѣтительной дѣятельности, Св. Стефанъ извѣстенъ какъ переводчикъ съ греческаго языка. Имъ переведенъ сборникъ, извѣстный подъ именемъ «Мѣрила праведнаго». Предисловіемъ къ нему является поученіе къ «князю Димитрію». Имъ составлено также послѣ поѣздки въ 1386 г. въ Новгородъ, по просьбѣ тамошняго архіепископа Алексія, обличеніе еретиковъ стригольниковъ. Оно написано очень литературно и съ весьма искусной постановкой полемики. Св. Стефанъ былъ очень близокъ съ Пр. Сергіемъ Радонежскимъ. Святитель Стефанъ Пермскій скончался 26 апрѣля 1396 г., во время пребыванія своего въ Москвѣ, куда онъ прибылъ къ митр. Кипріану по церковнымъ нуждамъ. Погребенъ онъ былъ въ придворномъ монастырѣ Спаса на Бору, что показываетъ, какимъ уваженіемъ пользовался креститель зырянъ у вел. кн. Василія I Димитріевича. На соборѣ 1549 г. онъ былъ причисленъ къ лику Святыхъ. (По Голубинскому).

Трудами Св. Стефана обращена была Малая Пермь съ зырянами по Вычегдѣ и Выми. Но Великая Пермь, съ разными обитателями своими, жившими по Камѣ и Чусовой, оставалась языческой. Вогуличи обнаруживали ненависть къ вѣрѣ и при Св. Стефанѣ, а по смерти его пытались нападать на Усть-Вымь, гдѣ была каѳедра епископа. Преемники Святителя Исаакъ и Герасимъ старались обратить и эти народы ко Христу. Св. Герасимъ претерпѣлъ въ 1442 г. мученическую смерть отъ слуги своего вогулича, который задавилъ его омофоромъ. Это была месть злобныхъ язычниковъ за успѣхи вѣры. Иноки Троицкаго мон., основавшагося въ 1397 г. за 600 вер. отъ Усть-Сысольска, распространяли тогда вѣру на Печорѣ до Пустоозерска. Въ 1455 г. кн. Асыка съ толпами вогуличей напалъ на крещенныхъ пермянъ, опустошилъ берега Вычегды и, захвативъ съ другими плѣнниками Св. еп. Питирима, злодѣйски истерзалъ и умертвилъ его. При преемникѣ его, Св. Іонѣ, вѣра одержала побѣду. Въ 1462 г. Святитель обратилъ ко Христу самого князя Великой Перми, крестилъ пермянъ, устрояя церкви и монастыри.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 95-100.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.