Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть вторая.
Отъ нашествія монголовъ до раздѣленія Русской митрополіи.

Дѣятельность католичества на юго-западѣ Россіи.

Монахъ Плано-Карпини, отправленный папой Иннокентіемъ IV къ великому хану съ дружелюбными письмами, будучи въ 1246 г. во Владимірѣ-Волынскомъ, убѣждалъ кн. Василько Романовича, отъ имени папы, перейти въ латинство. Василько съ епископами отвѣчали, что они безъ кн. Даніила Романовича, бывшаго въ Ордѣ, этого рѣшить не могутъ. Даніилъ тяжело пережилъ свое пребываніе въ Ордѣ. Не могъ онъ забыть «злой чести татарской» — всѣхъ униженій, вытерпѣнныхъ имъ тамъ. Онъ рѣшилъ искать сближенія съ Западомъ, чтобы имѣть союзниковъ въ борьбѣ съ монголами. Помышляя о крестовомъ походѣ противъ татаръ, Даніилъ вступилъ въ сношенія съ папой. Возникъ вопросъ о переходѣ земли его въ католичество. Даніилъ настаивалъ на созывѣ Вселенскаго Собора для примиренія Православія и латинства. Папа писалъ къ Даніилу, что принимаетъ его и царство подъ покровительство Св. Ап. Петра и свое. Тогда же онъ послалъ къ нему проповѣдниковъ доминиканцевъ. Спустя три мѣсяца, папа дозволилъ Даніилу отнимать земли у королей, не исповѣдающихъ римской вѣры. Въ тотъ же день, отдѣльной буллой на имя Даніила, папа разрѣшалъ совершать литургію на квасномъ хлѣбѣ и соблюдать обычаи, непринятые латинской церковью. Новою буллою онъ уполномачивалъ прусскаго архіепископа привести въ соединеніе съ римской церковью «возлюбленнаго сына — русскаго короля». Но изъ этой же буллы видно было, что папа не вѣрилъ искренности Даніила. Въ этомъ онъ не ошибался. Въ 1253 г. Даніилъ убѣдился въ томъ, что на Западѣ прошло увлеченіе крестовыми походами и что никто не отзовется на призывъ папы сражаться съ татарами. Уступки папы онъ понималъ какъ стремленіе переманить его съ подданными въ латинство. Иннокентій IV, убѣдившись въ колебаніяхъ Даніила, рѣшилъ прельстить его королевскимъ вѣнцомъ. Но тотъ отвѣтилъ ему: «Рать татарская не перестаетъ; какъ я могу принять вѣнецъ, прежде чѣмъ ты подашь мнѣ помощь?» Посредничество короля венгерскаго утишило эту ссору.

Въ 1254 г. папа прислалъ Даніилу вѣнецъ съ другими царскими украшеніями. Даніилъ и тогда колебался, но былъ убѣжденъ матерью и князьями польскими. Послѣдніе говорили ему: «Прими только вѣнецъ, а мы уже будемъ помогать тебѣ на поганыхъ». Даніилъ потребовалъ тогда, чтобы Иннокентій принялъ дѣйствительныя мѣры для обороны христіанъ отъ татаръ и до всеобщаго собора не осуждалъ догматовъ греческой Церкви. Папа проклялъ тѣхъ, которые хулили православную греческую вѣру и обѣщалъ созвать соборъ для разсужденія о соединеніи церквей. Даніилъ призналъ папу своимъ отцомъ и намѣстникомъ Св. Петра, коего властью посолъ Иннокентіевъ, аббатъ мессинскій, въ присутствіи народа и бояръ возложилъ въ 1255 г. вѣнецъ на его главу. Этотъ обрядъ совершенъ былъ въ Дрогичинѣ, и князь Галицкій съ того времени именовался королемъ. Папа написалъ грамоты къ христіанамъ богемскимъ, моравскимъ, польскимъ, сербскимъ и др., чтобы они вмѣстѣ съ галичанами, подъ знаменемъ креста, ударили на монголовъ. Ничего изъ этого ополченія не вышло по общему равнодушію и изъ-за междоусобій христіанскихъ государей. Тогда Даніилъ снялъ съ себя личину, отрекся отъ связи съ Римомъ и презрѣлъ гнѣвъ новаго папы Александра IV, который въ 1257 г. писалъ къ нему, что «онъ забылъ духовныя и временныя благодѣянія церкви, вѣнчавшей и помазавшей его на царство; не исполнилъ своихъ обѣтовъ и погибнетъ, если съ новымъ раскаяніемъ не обратится на путь истинный; что клятва церковная и булатъ мірскій готовы наказать неблагодарнаго». Даніилъ строгимъ соблюденіемъ уставовъ православной Церкви доказалъ, что присоединеніе его къ латинству было одной государственной хитростью. Король Даніилъ Романовичъ строилъ и украшалъ православныя церкви, чтилъ православныя святыни. Скончался кн. Даніилъ Галицкій, какъ отмѣчаетъ Соловьевъ, между 1264-66 годами, и былъ погребенъ въ, выстроенной имъ въ Холмѣ, церкви Пресвятой Богородицы.

Вѣрными Православію оставались князья дѣти и внуки Даніила и брата его Василько. Но около 1336 г. угасъ въ мужской линіи родъ Галицко-Волынскихъ князей, потомковъ Мстислава II Изяславича. Двѣ галицкихъ княжны были замужемъ — одна за литовскимъ княземъ Любартомъ Гедиминовичемъ, сыномъ русской княжны Еввы, другая за мазовецкимъ княземъ Тройденомъ. Любартъ, по женѣ получилъ Волынь, сынъ Тройдена, Юрій, Галичъ. Любартъ былъ вѣренъ Православію. Юрій былъ воспитанъ матерью въ Православіи. Но потомъ, по наущенію польскаго короля, онъ отпалъ въ католичество. Сдѣлавшись галицкимъ княземъ, Юрій II — Болеславъ, по наущенію папы и поляковъ, тѣснилъ православныхъ и вообще все русское. Въ 1340 г. онъ былъ отравленъ галицкими боярами. Мстителемъ за Юрія выступилъ своякъ его, ярый латинянинъ, король польскій Казиміръ Великій. Папа, усердно помогая ему, уступилъ на карательный походъ часть десятины, которая собиралась въ Польшѣ въ пользу папъ. Въ 1340 г. Казиміръ вторгся въ Галицію, замышляя подчинить всю страну римской церкви. Имъ заняты были Львовъ, Перемышль и др. города. На время Любарту удалось вытѣснить поляковъ. Но затѣмъ Казиміръ уже прочно завладѣлъ Галиціей. Любартъ отстоялъ Волынь, какъ ни силился папа помочь полякамъ, призывая къ крестовому походу на русскихъ, обѣщая участникамъ его отпущеніе грѣховъ. Одно время Галиціей правилъ потомокъ Пяста, польскій князь Владиславъ Опольскій. Покидая позднѣе Галицію, онъ увезъ древнюю чудотворную икону Божіей Матери, которая по преданію принесена была изъ Византіи еще при Св. кн. Владимірѣ. Эту икону онъ поставилъ въ Ченстоховѣ, гдѣ ее до сихъ поръ, какъ свою, особенно почитаютъ католики. Папа учредилъ въ 1375 г. для Галиціи, входившей въ составъ Польши и юга Россіи, латинскія епископства, съ тѣмъ чтобы православные, именовавшіеся «схизматиками», обращались въ латинство. Кромѣ галичскаго, епископы были только титулярными. Особымъ рвеніемъ отличались монахи доминиканцы. Въ 1381 г. учреждена была тамъ, подъ завѣдываніемъ доминиканъ, инквизиція.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 105-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.