Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть вторая.
Отъ нашествія монголовъ до раздѣленія Русской митрополіи.

Православіе и католичество въ Литвѣ.

Литовцы, особый народъ въ индоевропейскомъ семействѣ народовъ, ближайшій между другими народами семейства къ нашему славянскому, жилъ по южному и восточному берегамъ Балтійскаго моря въ нынѣшней сѣверо-восточной Пруссіи (начиная на западѣ отъ рѣки Вислы) и въ будущихъ русскихъ губерніяхъ курляндской, частію лифляндской, а потомъ внутрь отъ моря — въ губерніяхъ ковенской и частію виленской, сувалкской, минской и гродненской. (Голубинскій). Главными племенами были: собственно Литва, Жмудь, Пруссы, Ятвяги [1]. Литовцы отстали отъ славянъ въ ростѣ своего общественнаго быта и государственности. Еще болѣе отстали они на пути къ вѣрѣ христіанской. Литовцы обожествляли солнце, луну, звѣзды; главнымъ богомъ почитали Перкуна, бога грома. Были у нихъ священныя рощи, въ которыхъ горѣлъ огонь или «Зничь», почитаемый и въ домахъ. Почитали нѣкоторыхъ птицъ, особенно аистовъ, даже ужей. Были у нихъ идолы и капища, жрецы-гадатели, называвшіеся «вайделотами». Происходили у литовцевъ столкновенія съ русскими. Св. Владиміръ и Ярославъ ходили войной на ятвяговъ (въ б. Гродненской губ.). На границѣ Литвы Ярославъ построилъ Новгородъ (Новгородокъ), впосл. названный Новогрудкомъ. Особенную силу въ Литвѣ пріобрѣли князья Романъ Мстиславичъ и сыновья его, Даніилъ и Василько.

Начало Литовскому государству положилъ около 1238 г. кн. Миндовгъ, современникъ Св. Александра Невскаго и Даніила Галицкаго. Онъ захватилъ большую часть т. н. Черной Руси, племянники его утвердились съ 1262 г. въ Полоцкѣ. Стольнымъ городомъ его сталъ, выше упомянутый, Новгородокъ Литовскій. Миндовгу пришлось вести упорную борьбу съ рыцарскими орденами: ливонскимъ (меченосцами) и тевтонскимъ, обосновавшимся въ землѣ пруссовъ. Папа, намѣреваясь крестить язычниковъ литовцевъ, благословилъ эти ордена соединиться для борьбы съ Литвой (ок. 1237 г.). Миндовгъ — хитрый, коварный и умный — постарался задобрить главу ордена меченосцевъ (магистра) и обѣщалъ креститься. Это онъ и выполнилъ въ 1252 г. въ Новгородкѣ, а затѣмъ папа прислалъ ему и королевскую корону, какъ христіанскому государю. Но по настоящему онъ продолжалъ быть язычникомъ. Когда нѣмецкіе рыцари довели угнетеніе Литвы и Жмуди до поголовнаго возстанія народа въ 1260 году, то Миндовгъ открыто отрекся отъ христіанства, сталъ во главѣ возставшихъ и нанесъ рыцарямъ жестокое пораженіе. Одного изъ рыцарей онъ принесъ въ жертву богамъ, сжегши его на кострѣ вмѣстѣ съ конемъ. Видя возрастающую силу Даніила Галицкаго, Миндовгъ отправилъ къ нему сына своего Войшелка, княжившаго въ Новгородкѣ. Переговоры заключились тѣмъ, что дочь Миндовга, сестра Войшелка, послѣ крещенія ея, была выдана замужъ за сына Даніила, Шварна, а другому сыну Даніила, Роману, Войшелкъ уступилъ княжество Новоградское, съ оставленіемъ его подъ верховной властью Миндовга. Вслѣдъ за этимъ произошла назидательная перемѣна съ Войшелкомъ. Русскій лѣтописецъ такъ повѣствовалъ о немъ до этого: «Войшелкъ каждый день убивалъ по три и по четыре человѣка, въ который день не убивалъ никого, то бывалъ печаленъ и смутенъ, а какъ убьетъ кого, такъ и развеселится». Теперь этотъ язычникъ, проѣхавъ къ кн. Даніилу въ Холмъ, зажился тамъ, полюбилъ русскихъ, ихъ вѣру, и принялъ крещеніе. Учителемъ его въ святой вѣрѣ былъ праведный игуменъ Полонинскаго монастыря Григорій. Внимая ему, Войшелкъ такъ сокрушался, что принялъ монашество, жилъ три года въ Полонинскомъ мон., пытался проѣхать на Аѳонъ, но вернулся, встрѣтивъ препятствія въ пути. Онъ основалъ монастырь въ Лаврашевѣ на Нѣманѣ, вблизи Новгородка. Миндовгъ гнѣвался за все это на сына, самъ же, гордый своими успѣхами, сталъ самоуправствовать надъ удѣльными князьями Литвы и Жмуди. Овдовѣвъ, онъ отобралъ отъ князя Нальщанскаго Довмонта жену, сестру своей покойной супруги. Тогда Довмонтъ составилъ заговоръ съ ближайшими родственниками Миндовга, и въ 1263 г. послѣдній былъ убитъ. Сынъ его, Войшелкъ, сбросивъ монашескую рясу, началъ жестокую расправу съ врагами отца. Триста семействъ литовскихъ бѣжало въ Псковъ. Въ числѣ ихъ былъ и Довмонтъ. Войшелкъ, воздавъ дань языческому обычаю мести, черезъ три года снова облекся въ рясу, и замаливалъ свои грѣхи въ Угровецкомъ Даниловскомъ монастырѣ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, защищая Литву, Войшелкъ заботился о просвѣщеніи ея христіанствомъ. Для этого онъ вызвалъ священниковъ изъ Пскова и Новгорода, знакомыхъ съ литовскимъ языкомъ. Позднѣе онъ вмѣшался въ смуты русскихъ князей и былъ убитъ въ 1269 году.

Въ Литвѣ воцарился Тройденъ, послѣ кн. Шварна Даниловича правившаго ею одно время. Жестокій язычникъ, онъ былъ врагомъ православной Руси и преслѣдовалъ христіанъ. Три же брата его были православными и, по волынской лѣтописи: «жили въ любви, кротости и смиреніи, храня правую вѣру христіанскую, пламенно любя вѣру и нищихъ». Сынъ Тройдена, Римонтъ, во крещеніи Лавръ или Лаврентій, умеръ инокомъ Елисеемъ, въ новоградскомъ Лаврашевскомъ мон. Язычниками были возстановители литовскаго государства, при нихъ начавшаго быть литовско-русскимъ, Витенсъ (1293-1316) и Гедиминъ (1316-1339). Послѣдній подчинилъ себѣ всѣ русскія княжества отъ Полоцка до Кіева и подготовилъ присоединеніе Волыни. Границами его земель съ востока были Смоленская и Черниговская, съ юга Волынская губерніи. Онъ управлялъ изъ города Трокъ, потомъ изъ Вильны, построенной имъ на р. Виліи, притокѣ Нѣмана (Платоновъ).

Гедиминъ, будучи язычникомъ, съ уваженіемъ относился къ Православію. Двѣ послѣднія его жены были православными. Изъ семи его сыновей четыре — Коріатъ-Михаилъ, Любартъ-Димитрій, князь Волынскіи, Явнутъ-Іоаннъ, князь заславскій, Наримундъ-Глѣбъ — были православными. Дочь его, Анастасія, была женою вел. кн. московскаго Симеона Іоанновича, другая, Марія — тверскаго кн. Дмитрія Михайловича. Двѣ другія были тоже православными.

Способнѣйшій изъ сыновей Гедимина, Ольгердъ (1341-1377), утвердился въ Вильнѣ и сталъ великимъ княземъ. Какъ онъ, такъ и дружественный ему братъ, Кейстутъ, были язычниками. Ольгердъ еще болѣе увеличилъ государство за счетъ русскихъ земель. Онъ присоединилъ Смоленскую и Сѣверскую землю съ Черниговомъ. Кіевъ и Волынь были ему окончательно подчинены. На княженіе въ Кіевѣ онъ поставилъ сына своего Владиміра. Собственная коренная Литва къ этому времени составляла меньшую часть Литовско-Русскаго государства. Въ главной части его — коренныхъ русскихъ земляхъ, — въ которыхъ искони жилъ русскій народъ, господствовали русскій языкъ, грамота, образованность, православная вѣра и Церковь съ храмами, епископами, прочимъ духовенствомъ, подъ общею властью одного митрополита. Русское вліяніе было очень сильно въ государствѣ. Въ Вильнѣ сооружены были православные храмы, изъ которыхъ древнѣйшимъ былъ имени Св. Николая.

Первой супругой Ольгерда была княжна Марія Витебская, православная; ей приписывается построеніе въ Вильнѣ древней церкви Св. Параскевы. «Ради жены», еще при жизни отца, Ольгердъ крестился и дозволилъ построить въ Витебскѣ двѣ православныя церкви. Дѣти ихъ были православные. Но, вступивъ на престолъ, онъ рѣшилъ опереться на язычниковъ и самъ сталъ таковымъ.

Духовникомъ Маріи былъ священникъ Несторъ. Онъ обратилъ въ Православіе, въ числѣ другихъ литовцевъ, двухъ знатныхъ придворныхъ, любимцевъ Ольгерда Кумеца и Нежило, родныхъ братьевъ. Христіанскія ихъ имена были Іоаннъ и Антоній. Они перестали приносить жертвы огню «Зничу» въ капищѣ Перкуна. Это озлобило языческихъ жрецовъ. Не было уже въ живыхъ кн. Маріи. Ольгердъ, считаясь со значеніемъ жрецовъ, велѣлъ бросить братьевъ въ темницу. Годъ томились они тамъ, но оставались твердыми въ исповѣданіи вѣры. Затѣмъ старшій братъ, Іоаннъ, поколебался и отрекся отъ христіанства. Ольгердъ освободилъ обоихъ братьевъ. Антоній продолжалъ утверждать вѣрность христіанству. Его вновь заточили и жестоко мучили. Смиренное спокойствіе, съ какимъ онъ переносилъ страданія, сила вѣры его возбудили такое удивленіе въ народѣ, что толпы спѣшили къ темницѣ повидать подвижника. Вернулась совѣсть къ Іоанну. Онъ заявилъ Ольгерду: «Государь! Открыто сознаюсь, что я опять христіанинъ — дѣлай со мною, что хочешь, но болѣе не измѣню я святой вѣрѣ». Его вернули въ темницу. Къ ихъ тюрьмѣ началось еще большее паломничество, многіе тайно принимали христіанство. Испуганные жрецы рѣшили покончить съ ними. Послѣ сильныхъ пытокъ братья были повѣшены на дубѣ, стоявшемъ на горѣ въ концѣ города. 14 апр. 1347 г. умерщвленъ былъ Антоній, 24 апр. Іоаннъ. Разсчитывая поколебать его, страдальца, мучили дольше. Ихъ родственникъ, Круглецъ, тоже придворный, пораженный вѣрой мучениковъ, крестился съ именемъ Евстаѳія, и мужественно исповѣдывалъ христіанство. Онъ былъ подвергнутъ страшнымъ мукамъ. Въ концѣ концовъ ему переломали ноги, отрѣзали носъ и уши, содрали съ головы кожу. 13 дек. его повѣсили. На крови Св. муч. Іоанна, Антонія и Евстаѳія созидалась православная церковь въ Литвѣ.

Въ 1350 г. Ольгердъ женился на княжнѣ Іуліаніи Александровнѣ Тверской. Благочестивая княгиня стала привлекать мужа къ христіанству. Ольгердъ подарилъ христіанамъ землю, на которой пострадали Святые и самъ построилъ церковь Пресвятой Богородицы (Пречистенскую) въ Вильнѣ; тамъ уже существовали храмы свят. Николая и Св. Троицы (у послѣдней были погребены Святые), гдѣ потомъ создался извѣстный монастырь. Онъ не препятствовалъ тому, что всѣ 12 сыновей отъ Іуліаніи были православными. При концѣ жизни и онъ крестился. Передъ самой кончиной духовникъ Іуліаніи, архим. Кіево-Печерской обители Давидъ, постригъ Ольгерда-Александра въ схиму съ именемъ Алексія. Погребенъ онъ былъ въ Пречистенской церкви, воздвигнутой незадолго передъ этимъ. Католическое вліяніе, хотя и проникало въ Литву, но не могло осилить православнаго. Оно, къ тому же, имѣло скверныхъ представителей въ лицѣ рыцарей тевтонскаго и ливонскаго орденовъ, которые были ненавидимы въ Литвѣ за ихъ жестокость. Половина жителей Вильны ко времени воцаренія Ягайлы была православная.

Положеніе въ Литовско-Русскомъ государствѣ существенно измѣнилось при преемникѣ Ольгерда, его сынѣ Ягайло-Іаковѣ (1377-1434), не мужественномъ, коварномъ, достигавшимъ власти всѣми способами. Онъ велѣлъ удавить дядю своего, Кейстута, заключеннаго имъ въ тюрьму; готовилъ ту же участь сыну послѣдняго, Витовту, спасенному супругой Анной Святославной, дочерью князя Смоленскаго, сумѣвшей переодѣтымъ вывести его изъ заключенія. Ягайло принялъ планъ польскихъ пановъ и епископовъ о супружествѣ съ молодой польской королевой Ядвигой, внучатой племянницей Казиміра Великаго. Прекратилась мужеская линія древняго королевскаго дома Пястовъ. Паны разсчитывали соединеніемъ коронъ Польши и Литвы въ лицѣ Ягайло усилить Польшу. Латинское же духовенство надѣялось окатоличить Литву, а затѣмъ и западную Россію. Ягайло легко согласился не только промѣнять Православіе на латинство, но перевести въ католичество литовцевъ. Ядвига долго не соглашалась на этотъ бракъ, будучи обвѣнчанной съ Вильгельмомъ, герцогомъ австрійскимъ. Но ее убѣдили совершить богоугодное дѣло, ибо Ягайло тогда приметъ латинство и окатоличитъ Литву. Въ 1386 г. бракъ этотъ состоялся. Ягайло отрекся отъ православія и принялъ католичество съ именемъ Владислава. Онъ, исполняя обѣщанное, прежде всего крестилъ въ католическую вѣру язычниковъ. Новые христіане получали отъ Ягайлы бѣлые, суконные кафтаны. Въ Жмуди самоуправство ксендзовъ вызвало возстаніе народа, которое было жестоко подавлено. Затѣмъ начались стѣсненія православныхъ. Литовцамъ католикамъ разрѣшалось вступать въ бракъ только съ тѣми русскими, которые переходили бы въ латинство. Казнены были два литовца, занимавшіе видныя мѣста, за отказъ отречься отъ Православія. Изданъ былъ законъ о предоставленіи правъ чиновной службы только католикамъ. Наибольшія насилія производились въ Галиціи. Унижались православные епископы и возвышались католическіе. Въ Перемышлѣ переданъ былъ католикамъ православный соборъ. Но повсюду русскій народъ оставался вѣренъ Православію. Не отреклись отъ него братья и другіе родственники Ягайло. Оставались православными: князья Андрей Кейстутовичъ Полоцкій, Димитрій-Корыбутъ Ольгердовичъ Брянскій (оба участвовали въ Куликовской битвѣ), другіе Ольгердовичи — Владиміръ Кіевскій, Скиригайло Трокскій, двоюродный братъ Ягайлы — Ѳеодоръ Любартовичъ Волынскій.

Сынъ Кейстута, Витовтъ, ставъ почти самостоятельнымъ вел. княземъ литовскимъ (1392-1430), хотя, изъ политическихъ видовъ, и сталъ католикомъ, отличался терпимостью въ отношеніи православныхъ. Дочь его, Софія, была супругой сына Дмитрія Донского, вел. кн. Василія I. Большое число подданныхъ Витовта были православные. Желая побольше оторвать ихъ отъ Москвы, гдѣ пребывалъ православный митрополитъ, онъ старался добиться поставленія константинопольскимъ патріархомъ самостоятельнаго главы православной Церкви въ Литвѣ, что, какъ мы увидимъ ниже, ему и удавалось. Держаться католичества заставляло Витовта желаніе получить королевскую корону отъ папы или отъ католическаго германскаго императора. Послѣдній на это согласился, но дѣло это сорвали польскіе паны, опасавшіеся независимости Литвы. Преемникъ Витовта, Свидригайло († 1452), сынъ Ольгерда, былъ ревнителемъ Православія и выгналъ многихъ католическихъ духовныхъ лицъ изъ княжества. Въ это время католичество вырабатывало унію на Флорентійскомъ соборѣ 1439 г.

Примѣчаніе:
[1] Ятвяги, согласно Соловьеву, особый народъ неяснаго происхожденія, языкомъ, религіей и нравами схожій съ Литвой, Пруссіей, самогитами.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 108-114.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.