Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 43.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть вторая.
Отъ нашествія монголовъ до раздѣленія Русской митрополіи.

Власть митрополита. Епархіи. Бѣлое Духовенство.

Власть митрополита простиралась на всѣ епархіи. Его собственная епархія, очень обширная, раздѣлялась на московскую и кіевскую. Митрополитъ получалъ большіе доходы со своихъ вотчинъ. Отъ поставленія епископовъ ему шли ставленныя пошлины и дары какъ отъ поставленнаго, такъ и отъ его епархіи. Во время поѣздокъ онъ получалъ дары, а духовенство платило ему подъѣздъ на содержаніе его со свитою и ставило подводы. Важную статью доходовъ составляли судныя пошлины съ духовенства и мірянъ. Въ своей собственной епархіи митрополиты, какъ и всѣ архіереи, получали со всѣхъ церквей дань, петровскіе и рождественскіе сборы, подъѣздъ, ставленныя пошлины, сборъ на десятильниковъ и др. служилыхъ и домовыхъ людей. На свои богатыя средства первосвятители строили многіе церкви и монастыри и совершали дѣла благотворительности. Дворъ митрополичій былъ устроенъ, какъ дворъ удѣльнаго князя, имѣлъ своихъ бояръ, отроковъ и др. слугъ. У митрополита былъ свой полкъ съ воеводой. Для управленія митрополичьей областью у него имѣлись особые духовные и свѣтскіе органы власти. Постоянными его помощниками по управленію, по прежнему, были его соборяне, составлявшіе при немъ постоянный совѣтъ — его «клиросъ». Въ Кіевѣ всѣми дѣлами завѣдывалъ намѣстникъ митрополита изъ духовныхъ лицъ. Для суда и сборовъ назначались десятильники, поставлявшіеся надъ округами изъ нѣсколькихъ приходовъ (десятинами), а для управленія вотчинными волостями — волостели.

По тому же образцу было устроено управленіе и въ другихъ епархіяхъ. Въ нихъ были тѣ же клиросы и духовные чины, даже намѣстники у престарѣлыхъ владыкъ, и такіе же доходы, какъ въ епархіи митрополита, только въ меньшихъ размѣрахъ. Всѣхъ богаче былъ владыка новгородскій. У него были большія вотчины; жилъ онъ въ богатыхъ палатахъ, имѣлъ своихъ бояръ, стольниковъ, множество слугъ и особый полкъ. Между другими владыками онъ занималъ первое мѣсто и носилъ титулъ архіепископа, который имѣли только епископы ростовскіе (съ конца XIX вѣка), суздальскіе Діонисій и Евфросинъ и нѣкоторые архіереи другихъ епархій, удостоивавшіеся этого титула только лично. (Знаменскій).

Избраніе епископовъ въ описываемое время происходило сначала какъ и прежде, при участіи удѣльныхъ князей. Такъ, лѣтопись отмѣчаетъ, что въ 1289 г. вел. кн. Михаилъ Ярославичъ Тверской, вмѣстѣ съ матерью своею, послалъ игумена Андрея, сына литовскаго князя, въ Кіевъ къ митрополиту Максиму, и тотъ поставилъ его епископомъ въ Тверь. Въ концѣ же даннаго періода, какъ свидѣтельствуетъ Соловьевъ, извѣстенъ былъ уставъ, какъ должно избирать епископа. «Здѣсь говорится, что по случаю избранія митрополитъ созываетъ всѣхъ епископовъ, ему подчиненныхъ; который изъ нихъ не могъ пріѣхать — присылалъ грамоту, что будетъ согласенъ на рѣшеніе остальныхъ: собравшіеся епископы избираютъ три лица, имена которыхъ въ запечатанномъ свиткѣ отсылаютъ митрополиту, и тотъ изъ троихъ выбираетъ уже одного. Такой порядокъ дѣйствительно могъ быть введенъ въ концѣ описываемаго времени, когда значеніе областныхъ князей поникло. Избранный предъ посвященіемъ давалъ обѣтъ исповѣдывать православіе, повиноваться митрополиту, не препятствовать въ своей епархіи сбору митрополичьихъ пошлинъ, не исполнять обязанностей своего званія въ чужихъ епархіяхъ, пріѣзжать къ митрополиту безпрекословно по первому зову, не позволять въ своей епархіи православнымъ вступать въ браки, кумиться и брататься съ Армянами и Латинами; тутъ же новопоставленный объявлялъ, что не далъ ничего за поставленіе, не обѣщалъ дать и не дастъ; запись эту онъ писалъ собственною рукою и подписывалъ». Архіепископы и епископы не могли называть митрополита братомъ, но только отцомъ; въ противномъ случаѣ подвергались выговору.

Митрополитъ могъ отлучать епископовъ отъ службы. Въ 1280 году митр. Кириллъ отлучилъ отъ службы ростовскаго епископа Игнатія, и простилъ его только по усерднымъ просьбамъ кн. Димитрія Борисовича. Святитель Петръ снялъ санъ съ епископа Сарайскаго Измаила. Святитель Ѳеогностъ отлучилъ и потомъ простилъ Суздальскаго епископа Даніила. Святитель Кипріанъ, по жалобѣ кн. Михаила Александровича, судилъ въ Твери епископа Евѳимія и отослалъ его въ Москву. Въ этотъ періодъ митрополиты созывали соборы епископовъ для разрѣшенія ряда важныхъ вопросовъ.

Послѣ опустошительнаго нашествія монголовъ и перенесенія митрополіи на сѣверъ были упразднены епархіи: черниговская, переяславская, бѣлгородская и юрьевская. Архіепископъ Макарій пишетъ: «Другія епархіи, подвергавшіяся такимъ же опустошеніямъ, можетъ быть, не были закрываемы даже на время, но болѣе или менѣе оставались безъ архипастырей, хотя по имени существовали: о епископѣ владиміро-волынскомъ упоминается только съ 1260 года, о перемышльскомъ — съ 1271 г., о рязанскомъ — съ 1284 г., о галицкомъ — съ 1331 г., о туровскомъ — съ 1345 г. Епархія владимірская на Клязьмѣ не имѣла своего епископа до 1250 года, потомъ въ продолженіи четырнадцати лѣтъ управляема была митрополитомъ, съ 1274 г. имѣла своихъ епископовъ, которые назывались владимірскими, суздальскими и нижегородскими, а съ 1299 г. окончательно перешла въ вѣдѣніе русскихъ митрополитовъ. Между тѣмъ одна за другой возникали новыя епархіи. Около 1250 г. открыта была епархія холмская по волѣ галицкаго князя Даніила, который, украсивъ Холмъ послѣ нашествія Батыева, перемѣстилъ въ него епископскую каѳедру изъ Угровеска. Въ 1261 г. открыта была епархія въ Сараѣ — самой столицѣ татарскихъ хановъ; около 1271 г. — въ Твери; около 1347 г. — въ Суздали; около 1360 г. — въ Брянскѣ, куда собственно перенесена была каѳедра епархіи черниговской; въ 1383 г. — въ Перми. Съ 1288 г. упоминается епархія луцкая, съ 1353 г. — коломенская, съ 1389 г. — звенигородская, которая впрочемъ была открыта только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившіеся подъ властью новгородскаго владыки, желали имѣть у себя особую епархію и въ 1331 г. просили митрополита поставить епископомъ избраннаго ими Арсенія, но получили отказъ. Такимъ образомъ, къ концу XIV и въ началѣ XV вѣка число епархій въ Русской Церкви возрасло до восьмнадцати, если не считать звенигородской. Девять изъ нихъ, со включеніемъ епархіи митрополичей, находились въ Руси сѣверо-восточной: владиміро-московская, заключающая въ себя Владиміръ, Москву, а иногда Нижній-Новгородъ и Городецъ, новгородская, ростовская, суздальская, рязанская, тверская, сарская, коломенская и пермская. А девять — въ Руси юго-западной, кромѣ Кіева, принадлежавшаго съ нѣкоторыми другими городами къ епархіи митрополичей: черниговская или брянская, полоцкая, смоленская, галицкая, перемышльская, владиміро-волынская, холмская, туровская и луцкая».

По мѣрѣ ослабленія власти удѣльныхъ князей, все чаще стали назначать епископовъ прямо изъ Москвы. Избраніе ихъ происходило тамъ на соборѣ всѣхъ епископовъ, которые или лично являлись, или изъявляли согласіе повольными грамотами. Соборъ избиралъ троихъ кандидатовъ на свободное мѣсто, а митрополитъ избиралъ изъ нихъ одного. Въ XV вѣкѣ порядокъ этотъ утвердился окончательно, что и было изложено въ чинѣ поставленія епископа 1423 г. Епископы по прежнему стояли во главѣ удѣльныхъ событій, но стали постепенно терять свои мѣстныя симпатіи и тянулись къ общему центру — Москвѣ.

Примѣры произвольнаго суда надъ іерархами становятся очень рѣдкими и наблюдаются тамъ, гдѣ держался еще вѣчевой укладъ. Въ 1388 г. ростовцы удалили Св. еп. Іакова по ложному подозрѣнію въ нечистой жизни и убѣдились въ его правотѣ проявившейся чудомъ. Святитель былъ снисходителенъ къ грѣшникамъ. Однажды въ Ростовѣ осудили на смерть преступную женщину. Онъ вступился за нее и назначилъ ей мѣсто для пожизненнаго покаянія. Князь и бояре оскорбились такимъ распоряженіемъ Владыки и изгнали его. Святитель подошелъ къ озеру Неро, разостлалъ на водѣ свою мантію и, вставъ на нее, поплылъ, какъ въ лодкѣ. Ростовцы умоляли его вернуться, но онъ поставилъ себѣ хижину на берегу озера, основалъ потомъ обитель, въ которой подвизался до своей кончины въ 1391-1392 г.г. Въ Муромѣ по навѣтамъ духа злобы горожане возстали противъ епископа Св. Василія, обвинили въ предосудительной жизни и постановили изгнать его. Святитель, помолившись въ храмѣ и взявъ образъ Владычицы, ставъ на разложенную на водѣ мантію, поплылъ по Окѣ противъ теченія въ старую Рязань, гдѣ и остался, преставившись въ 1360 г. (по другимъ даннымъ между 1356-78 гг.). Въ 1424 г. новгородцы выгнали владыку Ѳеодосія, единственно за то, что онъ былъ «шестникъ», пришлецъ, а не новгородецъ, хотя сами выбрали его два года назадъ. Законный судъ надъ епископами принадлежалъ власти митрополита и собора. Епископы величали митрополита «отцемъ».

Только Новгородъ и Псковъ продолжали избирать на вѣчѣ владыкъ, независимо отъ митрополита. Изрѣдка встрѣчавшійся обычай избранія по жребію, съ половины XIV вѣка, становится въ Новгородѣ постояннымъ. Три жребія избираемыхъ клали на престолъ св. Софіи и послѣ литургіи соборный протопопъ выносилъ на вѣче одинъ за другимъ два жребія и объявлялъ народу. Третій, остававшійся на престолѣ, знаменовалъ того, «его же оставилъ Себѣ Богъ и святая Софія». Посвящаться избранные владыки ѣздили въ Москву. Но нѣкоторые управляли епархіей и до посвященія по 2-3 года, а владыка Евѳимій II даже болѣе 5 лѣтъ, да и посвященіе онъ принялъ въ Смоленскѣ отъ митр. Герасима, сожженнаго, какъ указывалось выше, Свидригайлой, послѣ чего считалъ себя независимымъ отъ московскаго митрополита. Новгородцы хотѣли пользоваться раздѣленіемъ Русской Церкви, чтобы рѣшать гдѣ ихъ больше устраиваетъ поставленіе своихъ архіепископовъ. Но когда въ Литвѣ митрополитомъ оказался ученикъ уніата бывшаго митр. Исидора, Григорій, то Новгородъ снова сталъ признавать одного московскаго митрополита. Мѣстное значеніе новгородскаго владыки развивалось все больше. Съ его благословенія вѣче начинало войну, заключало миръ, рѣшало свои внутреннія дѣла. Въ граматахъ его имя ставилось на первое мѣсто. Во внутреннихъ дѣлахъ города владыка былъ средоточіемъ, около котораго стягивались и примирялись всѣ разрозненные взаимными распрями «концы» и улицы города. Владыка былъ всегдашнимъ миротворцемъ въ вѣчевыхъ раздорахъ. На богатыя средства владычней казны архіепископъ выставлялъ свой полкъ, несъ городскія повинности — мостилъ мостъ въ кремлѣ, строилъ стѣны въ Новгородѣ, Псковѣ, Орѣшкѣ, въ особенныхъ случаяхъ дѣлалъ крупныя пожертвованія. Особенно почитались въ Новгородѣ въ описываемое время Св. архіепископы: Василій, ум. въ 1352 г., Моисей, ум. въ 1362 г., Евѳимій, ум. въ 1458 г. и Іона, ум. въ 1470 г. Какъ говорилось, новгородскіе владыки, по своему видному положенію, носили титулъ архіепископовъ. Въ 1346 г. св. митр. Ѳеогностъ далъ Святителю Василію новое отличіе — кресчатыя ризы, потомъ патріархъ прислалъ ему бѣлый клобукъ. Въ связи съ этимъ, новгородцы, стремясь къ независимости своихъ владыкъ, придумали слѣдующее: клобукъ этотъ Константинъ Великій далъ св. папѣ Сильвестру; когда папы стали нечестивыми, клобукъ, послѣ ряда чудесъ, былъ отосланъ въ Царьградъ патр. Филоѳею; наконецъ, когда Царьграду суждено было погибнуть, онъ явился въ Богомъ любимую страну — Россію, и именно въ Новгородъ, а не въ Москву. (Знаменскій).

Отношенія новгородскихъ владыкъ съ митрополитами временами обострялись, при чемъ иногда это зависило отъ того, былъ ли Новгородъ въ мирѣ съ вел. княземъ. Дурныя отношенія впервые обнаружились, когда Симеонъ Гордый стѣснилъ новгородцевъ. Святитель Моисей жаловался патріарху на св. митр. Ѳеогноста, не давшаго ему кресчатыхъ ризъ, которыя имѣлъ св. Василій. Патріархъ далъ ему ризу, но увѣщевалъ покоряться митрополиту. Митр. Алексій жаловался патріарху на преемника Моиеея архіеп. Алексія, указывая, что тотъ самовольно надѣлъ кресчатую ризу. Патріархъ велѣлъ архіепископу снять таковую, объяснивъ, что это отличіе принадлежитъ не каѳедрѣ, а есть личное. При св. митр. Кипріанѣ новгородцы не желали признавать митрополичьихъ судебныхъ правъ. Митрополитъ въ 1391 г. прибылъ самъ въ Новгородъ. Его приняли съ почетомъ, но отказались представить спорныя дѣла на судъ, заявивъ: «мы клялись, что не будемъ зависѣть отъ суда митрополитовъ, и написали о семъ грамату». Послѣ долгихъ безплодныхъ убѣжденій митр. Кипріанъ оставилъ Новгородъ, не давъ благословенія непокорнымъ, и извѣстилъ о семъ патріарха. Въ свою очередь новгородцы жаловались патріарху Антонію. Послѣдній отвѣтилъ имъ, что онъ подтверждаетъ отлученіе, произнесенное митрополитомъ, который имѣетъ полную власть надъ ними. Одновременно онъ отправилъ своего уполномоченнаго митрополита виѳлеемскаго разсмотрѣть дѣло на мѣстѣ. Вел. кн. Василій I вступился въ это дѣло, т. к. новгородцы отказывались платить ему «черный боръ» (по полтинѣ съ деревни). Послѣ военныхъ дѣйствій новгородцы въ 1393 г. принуждены были смириться, обѣщали платить дань, отправили грамату митрополиту, который прислалъ имъ свое благословеніе. Въ Троицкой лѣтописи по этому поводу говорится: «не дивись сему, таковъ обычай новгородцевъ... Они люди суровые, непокорные, упрямые, неосновательные (непоставны). Кого изъ князей не оскорбляли они? Кто изъ князей угодилъ на нихъ?» Въ 1398 г., когда вновь вспыхнула война съ вел. княземъ Василіемъ I, изъ-за Двинскихъ областей, владыка Іоаннъ благословилъ новгородцевъ на брань. Послѣ окончанія войны онъ былъ вызванъ въ Москву и болѣе трехъ лѣтъ пробылъ тамъ въ заключеніи. Въ дальнѣйшемъ онъ пріѣзжалъ въ Москву совѣтоваться съ митрополитомъ по духовнымъ дѣламъ, чего раньше не бывало. Преемникъ его Святитель Іона находился въ постоянной связи съ Москвою. Когда онъ былъ тихимъ отрокомъ въ Новгородѣ, блаженный Михаилъ Клопскій пророчески предрекъ ему: «Іоаннъ, учись прилежно, ты имѣешь быть архіепископомъ великому Новгороду». Истинный подвижникъ и опытный архипастырь, Св. Іона былъ связанъ узами дружбы съ Св. митр. Іоной. Когда Василій II Темный угрожалъ свободѣ Новгорода, онъ, тогда уже дряхлый старецъ, ѣздилъ въ Москву просить вел. князя за родной городъ, предрекая за выполненіе просьбы освобожденіе Москвы отъ татарскаго ига.

Какъ Новгородъ пытался обособиться отъ Москвы, такъ его бывшій пригородъ Псковъ стремился отдѣлиться отъ него самого. Въ 1331 г. псковичи просили себѣ особаго епископа, но получили отказъ. Въ 1348 г. имъ обѣщано было въ особомъ договорѣ, что архіепископъ будетъ назначать своего намѣстника въ Псковъ изъ псковичей, а не изъ новгородцевъ. Настаивали псковичи и на соблюденіи обычая о пріѣздѣ къ нимъ новгородскихъ владыкъ для суда черезъ каждые три года и проживаніи тамъ мѣсяцъ. Изъ-за нарушенія этого происходили постоянные споры. Иногда псковичи по своимъ церковнымъ дѣламъ обращались непосредственно къ митрополиту, чтó въ Москвѣ поощрялось. Соборъ духовенства во Псковѣ имѣлъ такое же значеніе, какъ владыка въ Новгородѣ; но самъ городъ усилилъ свою власть надъ духовенствомъ. Вѣче присвоило себѣ право даже судить духовенство и распоряжаться церковными имуществами. Митрополиты Кипріанъ и Фотій посылали во Псковъ грамоты, въ которыхъ обличали такой противоканоническій порядокъ. Подобно городскому строю псковское духовенство раздѣлялось на общины, изъ которыхъ каждая, состоя изъ нѣсколькихъ приходовъ, была приписана къ одному изъ соборовъ и управлялась старостою поповскимъ (благочиннымъ). Сельское духовенство наравнѣ съ паствою своею питалось плодами обрабатываемыхъ имъ участковъ земли. Иногда для вспомоществованія давалась ему часть церковныхъ доходовъ. Сельскіе дьяконы и дьячки, какъ отмѣчаетъ архіеп. Филаретъ, бывали по мѣстамъ земскими дьяками, т. е. писцами, и за то получали отъ селъ опредѣленное жалованіе, священники же участвовали въ сельскомъ судѣ, а слѣдовательно и въ судебныхъ доходахъ.

Въ другихъ мѣстахъ съ XIV в. стали умножать число архимандритовъ и протопоповъ. Послѣднимъ назначалось участіе въ управленіи причтами, а изъ архимандритовъ выбирались исполнители распорядительной и судебной воли архипастырей. Это оказывалось нужнымъ и потому, что, при умноженіи храмовъ и оскудѣніи средствъ къ содержанію причтовъ, нѣкоторые іереи, оставаясь безъ приходовъ, требовали особеннаго надзора. Въ отношеніи архіереевъ бѣлое духовенство было классомъ «тяглымъ», было обложено разными сборами и повинностями и вѣдалось по нимъ архіерейскими десятильниками. Поставленіе въ члены клира по выбору приходской общины было уже повсемѣстное. Приходская же община пеклась и о содержаніи причта, давала ему землю, извѣстное количество руги и сборовъ. Нѣкоторыя, преимущественно соборныя, церкви были подъ покровительствомъ князей, которые давали имъ свои земли и ругу. Только немногія церкви, тоже преимущественно соборныя, имѣли небольшія вотчины. Духовенство, исходя изъ простого народа, плохо обезпеченное, едва грамотное, мало чѣмъ отличалось отъ своей паствы, страдало и ея пороками. Въ поученіяхъ митрополитовъ и въ тогдашней письменности обличались недостатки духовенства и незнаніе богослужебнаго дѣла. Митрополиты Петръ и Фотій запрещали вдовымъ попамъ и дьяконамъ священнослуженіе, если они не постригутся въ монашество.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 148-155.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.