Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть вторая.
Отъ нашествія монголовъ до раздѣленія Русской митрополіи.

Христіанская жизнь.

Монгольское иго, поставившее Россію подъ огрубляющее вліяніе дикихъ татаръ, унижавшихъ и портившихъ народъ, конечно отразилось на перемѣнѣ къ худшему характера послѣдняго. Отрицательно отражалась на народѣ и смута княжеская. Въ это время происходилъ — естественный и благодѣтельный — переходъ отъ удѣльно-вѣчевого уклада къ единодержавію московскихъ вел. князей, доказавшихъ свое попеченіе о государственныхъ нуждахъ всей русской земли. Но самый переходъ сопровождался часто борьбой, не знавшей нравственныхъ предѣловъ. Насилія сильныхъ, коварство слабыхъ, общее недовѣріе другъ къ другу, разбои, грабежи, убійства нерѣдко имѣли мѣсто. Въ сосѣднихъ христіанскихъ странахъ въ описываемое время было не лучше. Соловьевъ напоминаетъ напр. о разбояхъ въ польскихъ владѣніяхъ въ правленіе Казиміра Ягайловича.

Кромѣ общественныхъ неурядицъ, пороки сильные господствовали и въ частной жизни. Жаловались тогда на пьянство, сквернословіе, чувственность. Женщина окончательно запирается въ теремѣ, который признанъ былъ единственнымъ средствомъ для сохраненія семейной чистоты. Соловьевъ пишетъ: «Женщина спѣшила удалиться, или ее спѣшили удалить отъ общества мужчинъ, чтобы волею или неволею удержать въ чистотѣ нравственность, чистоту семейную; не вслѣдствіе византійскаго, или татарскаго, или какого-нибудь другого вліянія явилось затворничество женщинъ въ высшихъ сословіяхъ, но вслѣдствіе извѣстной нравственной экономіи въ народномъ тѣлѣ; подтвержденіе здѣсь сказанному нами найдемъ мы послѣ въ прямыхъ извѣстіяхъ современниковъ-очевидцевъ. Историкъ не рѣшится отвѣчать на вопросъ: что бы стало съ народомъ въ XIV вѣкѣ безъ церкви, монастыря и терема?».

Чѣмъ дальше на востокъ, тѣмъ нравы были грубѣе, что видно изъ посланія въ Вятку Св. Іоны, архіеп. новгородскаго. Сильны были еще остатки язычества. Господствовала вѣра въ волхвовъ и вѣдьмъ. Во Псковѣ, однажды, по случаю моровой язвы, сожгли въ началѣ XV в. 12 вѣдьмъ. Во Владимірѣ во время бездождія выкапывали изъ земли утопленниковъ. Продолжались въ нѣкоторыхъ мѣстахъ даже жертвы домовымъ, лѣшимъ, водянымъ. Народныя веселія сопровождались языческими обрядами даже при ознаменованіи церковныхъ праздниковъ. (Знаменскій). Нужда заставила добросердечнаго вел. кн. Димитрія Донского ввести смертную казнь, тогда какъ Владиміръ Мономахъ говорилъ: «не убивайте виновнаго, — жизнь христіанина священна». Но прежде денежная пеня удерживала отъ воровства, а въ XIV в. пришлось воровъ вѣшать, за другія же преступленія бить кнутомъ. Естественно было то, что русскіе въ періодъ монгольскихъ насилій утратили часть довѣрчиваго простодушія. Горькая нужда заставила ограждать себя хитростью, когда не въ силахъ были противопоставить насилію отпоръ мужества. Это была — дань тяжкому времени со стороны слабыхъ (Архіеп. Филаретъ).

Но наряду съ этимъ, замѣтны отрадныя проявленія и новые успѣхи христіанскихъ понятій и чувствъ. Тяжкія бѣды — татарское нашествіе и иго, разражавшіеся моръ и голодъ — оказались для разрозненнаго русскаго общества удѣльнаго времени исправительнымъ бичемъ благаго Промысла Божія. Пробудилось чувство покаянія, къ чему все болѣе стали призывать посланія и лѣтописцы. Въ словахъ святыхъ еп. Серапіона владимірскаго и митр. Кипріана приводились назидательные примѣры ниневитянъ, вспоминался Израиль — невольникъ Египта, народъ призывался обратиться отъ земли къ Богу. Постоянною мыслью народа было, что онъ — христіанинъ, а жестокіе владыки его — невѣрные, ненавистные Богу. Основой жизни становилась высокая мысль — вѣра въ превосходство христіанской вѣры. Среди бѣдъ тяжкихъ выковывалась твердость въ характерѣ народа, стойкость въ своихъ правилахъ. Тамъ, гдѣ духъ христіанскій благодатно проникалъ въ душу и давалъ высшее направленіе ея силамъ, любовь къ Богу не боялась самыхъ суровыхъ и тяжкихъ подвиговъ. Благоговѣніе къ вѣрѣ, къ имени Христову было общимъ для всѣхъ состояній. (Архіеп. Филаретъ).

Смягчались и сердца князей, которые все болѣе полагались на волю Божію, а не на свой мечъ. Во время мора — черной смерти — проявлялось человѣколюбіе. Лучшіе люди погребали и чужихъ, служили по нимъ панихиды, молились среди гробовъ умершихъ отъ заразы. Иные въ такія времена спѣшили оставить міръ и уходили въ монастыри, отказывали имущества церквамъ и обителямъ; другіе въ домахъ готовились къ христіанской смерти. Когда моръ впервые возникъ во Псковѣ въ 1352 г., то жители его просили своего владыку, архіеп. новгородскаго св. Василія прибыть для молитвы. Святитель обошелъ весь Псковъ съ иконами и со священниками. Народъ съ воплемъ взывалъ: Господи помилуй! Язва къ зимѣ ослабѣла. Назидательно выразился одинъ современный лѣтописецъ о бѣдствіяхъ: «бысть милость Божія надъ христіаны, посланъ отъ Бога моръ на люди». Показательно, что новгородцы, не видѣвшіе у себя Батыя, рѣдко, по отдаленности отъ Орды, испытывавшіе грабежи и насилія татаръ, меньше отдавались и покаянію. Въ монгольскій періодъ новгородцы пятнали себя звѣрскою необузданностью и злодѣйствами, какихъ не видно было въ другихъ краяхъ Россіи.

Высокими образцами въ вѣрѣ и благочестіи были для паствы святые митрополиты: Петръ, Ѳеогностъ, Алексій, Кипріанъ, Фотій и Іона, а также м. Кириллъ. Великими святителями были владыки ростовскіе: святые Игнатій (1288) [1], Іаковъ (1392) и Ѳеодоръ (1395); епископъ рязанскій Василій (1295); архіепископы новгородскіе святые Ѳеоктистъ (1310), Моисей (1359), Василій (1352); св. Стефанъ, еп. пермскій (1396); св. Діонисій, архіеп. суздальскій (1385); св. Арсеній, еп. тверской (1409); св. Серапіонъ, еп. владимірскій (1275).

Благочестивымъ былъ старшій сынъ вел. кн. Всеволода III, Константинъ ростовскій. Незадолго передъ смертью (1218), сей князь, отличавшійся начитанностью, книголюбіемъ, посылая дѣтей своихъ на удѣлы, такъ поучалъ ихъ: «Любезные сыновья мои! будьте въ любви между собою, всей душою бойтесь Бога, соблюдая Его заповѣди, подражайте моимъ нравамъ и обычаямъ: нищихъ и вдовъ не презирайте, церкви не отлучайтеся, іерейскій и монашескій чинъ любите, книжнаго поученья слушайтесь, слушайтесь и старшихъ, которые васъ добру учатъ, потому что вы оба еще молоды; я чувствую, дѣти, что конецъ мой приближается, и поручаю васъ Богу, Пречистой Его Матери, брату моему и господину Юрію, который будетъ вамъ вмѣсто меня». Имя Константина поминается съ прозваніемъ добрый. Братъ его Юрій — св. вел. кн. Георгій — убитъ татарами въ битвѣ при р. Сити. О немъ лѣтописецъ писалъ: «Онъ старался хранить заповѣди Божіи, всегда имѣя въ сердцѣ страхъ Божій, и любилъ не только друзей, но и враговъ. Милостивъ былъ выше мѣры, не щадя имѣнія своего и раздавая его требующимъ; создалъ многія церкви и монастырь св. Богородицы въ Нижнемъ-Новгородѣ, украшая ихъ безцѣнными иконами и книгами; до крайности любилъ черноризскій и поповскій чинъ, подавая имъ потребное». Ранѣе упоминалось о святыхъ князьяхъ: сынѣ Константина Василькѣ Ростовскомъ, Михаилѣ Черниговскомъ, Михаилѣ Тверскомъ и Романѣ Рязанскомъ, замученныхъ татарами. Постникомъ и молитвенникомъ былъ внукъ Константина, св. кн. Романъ Угличскій (1285). Праправнукъ св. Ростислава смоленскаго и кіевскаго, св. Ѳеодоръ Ярославскій и Смоленскій (1300), съ молодыхъ лѣтъ отличался благочестіемъ, а затѣмъ смиреніемъ и миролюбіемъ. Ему подражали въ этомъ супруга, Анна, дочь хана Менгу-Темира, и ихъ сыновья святые Давидъ и Константинъ.

Святые вел. кн. Александръ Невскій (1263), какъ и братъ его кн. Ѳеодоръ Ярославичи (1233) были воспитаны въ истинно церковномъ духѣ матерью Ѳеодосіею, въ иноч. Евфросиніею. Проникнутый всю жизнь истиннымъ христіанскимъ духомъ, св. Александръ всего себя посвятилъ служенію Православію и Россіи, отражая натиски воинственнаго латинства, облегчая иго татарское. Благочестивымъ былъ его младшій сынъ, св. Даніилъ Московскій (1303). Во Псковѣ благочестіемъ и тоже отраженіемъ латинскаго натиска прославился св. кн. Довмонтъ-Тимоѳей (1299). Лѣтописецъ, сравнивая его съ Владиміромъ Мономахомъ, писалъ, что онъ былъ милостивъ безмѣрно, священниковъ любилъ, церкви украшалъ, нищихъ миловалъ, всѣ праздники честно проводилъ, за сиротъ, вдовъ и всякихъ обиженныхъ заступался. Современники такъ писали о вел. кн. Димитріи Донскомъ (1389): «Димитрій всю жизнь совершилъ во благѣ. Принявъ власть отъ Бога, онъ съ Богомъ возвеличилъ землю русскую, которая во дни его княженія воскипѣла славою... имѣлъ умъ высокій, сердце смиренное; взоръ красивый, душу чистую... благотворя всѣмъ, могъ назваться окомъ слѣпыхъ, ногою хромыхъ, трубою спящихъ въ опасности». Ревностный въ благочестіи, Димитрій, подобно Владиміру Мономаху, ежедневно ходилъ въ церковь, въ великій постъ всякую недѣлю пріобщался и носилъ власяницу на голомъ тѣлѣ. Достойной спутницей его жизни была вел. кн. Евдокія, въ иночествѣ св. Евфросинія (1407), строительница въ Москвѣ Вознесенскаго женскаго монастыря и храмовъ. Послѣ кончины любимаго мужа, она, изнуряя тѣло свое постами, нарочно казалась тучной, для чего носила на себѣ нѣсколько одеждъ, украшалась бисеромъ, являлась вездѣ съ лицомъ веселымъ и радовалась, что злословіе представляетъ сомнительнымъ ея цѣломудріе. Молва эта волновала и ея сыновей. Тогда, призвавъ ихъ, она свергнула съ себя часть одежды. Сыновья ужаснулись, видя худобу ея тѣла и кожу совершенно изсохшую. «Вѣрьте», сказала она имъ, «что мать ваша цѣломудренна, но видѣнное вами да будетъ тайной для міра. Кто любитъ Христа, долженъ сносить клевету и благодарить Бога за оную». Къ лику святыхъ причислены дочь св. Михаила Черниговскаго княжна Ѳеодулія, въ иночествѣ Евфросинія Суздальская, и супруга св. Михаила Тверского Анна Кашинская. Великую ревность въ отстаиваніи Православія проявилъ, какъ указывалось выше, вел. кн. Василій II Темный, когда митр. Исидоръ предалъ его на Флорентійскомъ соборѣ. Святители и бояре такъ прославляли дѣйствія Василія: «Государь! мы дремали: ты единъ за всѣхъ бодрствовалъ, открылъ истину, спасъ вѣру; митрополитъ отдалъ ее на златѣ римскому папѣ и возвратился къ намъ съ ересью».

Изъ южныхъ князей удивительное смиреніе проявилъ кн. Владиміръ-Іоаннъ владиміро-волынскій (1288). Смѣлый на войнѣ, начитанный (назывался философомъ), кроткій, милостивый, строгій къ себѣ, онъ четыре года страдалъ, какъ прав. Іовъ. Нижняя челюсть гнила, болѣзнь распространялась, онъ же безропотно переносилъ боль и занимался дѣлами. Никто изъ южныхъ князей не построилъ столько монастырей, не надѣлилъ храмовъ книгами и утварью, какъ онъ. Передъ кончиной все имущество кн. Владиміръ роздалъ бѣднымъ. Его отецъ, кн. Василько Романовичъ волынскій (1271), храбрый и неутомимый воинъ, жизнь свою закончилъ въ дикой пещерѣ монахомъ Георгіевскаго львовскаго монастыря, оплакивая грѣхи мірскіе.

Шесть вел. князей монгольскаго періода скончались, принявъ передъ смертью иночество — Александръ Невскій, сыновья его Димитрій и Андрей, внукъ его Іоаннъ Калита и сыновья послѣдняго Іоаннъ и Симеонъ. Князь Димитрій Святославовичъ юрьевскій, внукъ Всеволода III, больной и онѣмѣвшій, принявъ въ 1269 г. постриженіе отъ св. Игнатія, еп. ростовскаго, внятно обратился къ святителю: «Святый владыко! да воздастъ тебѣ Богъ за трудъ; ты приготовилъ меня въ дальній путь добрымъ воиномъ Христовымъ; тамъ Царь — Богъ милости, иду къ Нему съ вѣрой и надеждою». Выдѣлявшійся въ то время, кн. Михаилъ Александровичъ тверской, внукъ св. Михаила, правосудный, истребившій разбои и ябеду въ судахъ, отмѣнившій рядъ налоговъ, на 66 году жизни вдругъ жестоко занемогъ. Вставъ съ одра, онъ встрѣтилъ икону Страшнаго Суда, привезенную ему въ даръ изъ Царьграда отъ патріарха. Потомъ онъ пригласилъ на пиръ бояръ и знатнѣйшее духовенство вмѣстѣ съ нищими, слѣпыми и хромыми; братски обѣдалъ съ ними, и самъ каждому поднесъ прощальную чашу вина, прося благословенія. Послѣ трапезы, облобызавъ родныхъ, бояръ и слугъ, Михаилъ, поддерживаемый, пошелъ въ соборную церковь, поклонился предкамъ и указалъ мѣсто для могилы. Народъ стоялъ около церкви; князь на паперти поклонился всѣмъ и сказалъ: «иду отъ людей къ Богу: братья! отпустите меня съ искреннимъ благословеніемъ». Всѣ зарыдали и говорили въ одинъ голосъ: «Господь благословитъ тебя, добрый князь нашъ». Михаилъ велѣлъ вести себя прямо въ лавру св. Аѳанасія, принялъ постриженіе, названный Матѳеемъ, и на седьмой день скончался (въ 1399 г.), съ именемъ князя умнаго, милостиваго и грознаго въ похвальномъ смыслѣ (Карамзинъ).

Примѣчаніе:
[1] Указывается въ этомъ случаѣ и въ дальнѣйшемъ годы смерти.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 165-171.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.