Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть третья.
Отъ раздѣленія митрополіи до учрежденія патріаршества.

Монашество.

При этихъ недостаткахъ христіанской жизни особое значеніе пріобрѣталъ примѣръ монашества. Возникновеніе обителей шло еще въ бóльшихъ размѣрахъ, чѣмъ прежде. Съ половины XV до XVII вв. насчитывается до 300 вновь устроенныхъ монастырей. Конецъ XV и начало XVI вв. выставили двухъ великихъ подвижниковъ, устроителей и законоположниковъ главныхъ родовъ аскетической жизни — скитскаго и общежительнаго. Это были: преподобные Нилъ Сорскій и Іосифъ Волоцкій или Волоколамскій.

Преп. Нилъ Сорскій родился въ 1433 г., происходилъ изъ рода бояръ Майковыхъ. Рано онъ постригся въ Кирилло-Бѣлозерскомъ мон., извѣстномъ своимъ строгимъ уставомъ. Онъ долго путешествовалъ, съ ученикомъ своимъ Иннокентіемъ, по православному Востоку (былъ и на Аѳонѣ), для изученія высшаго монашескаго совершенства. Научился онъ греческому языку. По возвращеніи въ Россію, Нилъ удалился на р. Сору и поставилъ одинокую келію и часовню, около которой вскорѣ возникла обитель съ новымъ еще въ Россіи скитскимъ направленіемъ, заимствованнымъ имъ съ Аѳона и составлявшимъ какъ бы середину между жизнію монаховъ общежительныхъ монастырей и жизнью одинокихъ отшельниковъ, между киновіей и анахоретствомъ. Преп. Нилъ заповѣдалъ братіи питаться только своими трудами, милостыню принимать въ крайней нуждѣ, не заводить дорогихъ вещей даже въ церкви, женщинъ въ скитъ не пускать, монахамъ изъ него не выходить ни подъ какимъ предлогомъ. Владѣніе вотчинами имъ отрицалось. Въ своихъ посланіяхъ и «Преданіи объ сожительствѣ скитскомъ ученикамъ своимъ» преп. Нилъ выявляетъ себя строгимъ аскетомъ созерцателемъ, глубокимъ знатокомъ внутренней духовной жизни. Творенія преп. Нила, мало касаясь внѣшняго поведенія иноковъ, развиваютъ сущность аскетизма, касаются глубокихъ внутреннихъ явленій духовной жизни, разныхъ степеней «умнаго дѣланія». Жизнь его скита отличалась такою строгостью, что нашлось только 12 человѣкъ, которые были въ состояніи жить въ немъ. Любовь преп. Нила исключала осужденіе. Но, конечно, ересь жидовствующихъ имъ порицалась; не сочувствовалъ онъ казни еретиковъ. Кроткая любовь преп. Нила не препятствовала его крѣпкому стоянію за истину. Онъ говорилъ: «Нѣсть убо добре еже всѣмъ человѣкомъ хотѣти угодни быть. Еже хощеши убо избери: или о истинѣ пещися и умерети ея ради, да живъ будеши во вѣки, или яже суть на сласть человѣкомъ творити и любимъ быти ими, Богомъ же ненавидимымъ быти». Скончался онъ въ 1507 г. Онъ завѣщалъ: «молю васъ, повергнете тѣло мое въ пустыни, — пусть съѣдятъ его звѣри и птицы; понеже согрѣшило есть и погребенія къ Богу недостойно есть. Аще же сице не сотворите, и вы ископавше ровъ на мѣстѣ, идѣже живемъ, со всякимъ безчестіемъ погребите мя». Въ 1569 г. царь Іоаннъ IV, посѣтивъ скитъ, велѣлъ вмѣсто деревянной церкви построить каменную. Но преп. Нилъ въ сонномъ видѣніи запретилъ это. Его обитель и послѣ его кончины оставалась представительницей самаго строгаго созерцательнаго аскетизма. Историкъ Шевыревъ, посѣтившій Нилову пустынь въ серединѣ прошлаго [XIX] вѣка, такъ описываетъ ея природу: «Дико, пустынно и мрачно то мѣсто, гдѣ Ниломъ былъ основанъ скитъ. Почва ровная, но болотистая; кругомъ лѣсъ, болѣе хвойный чѣмъ лиственный... Трудно отыскать мѣсто болѣе уединенное, чѣмъ эта пустыня» (Г. П. Федотовъ. Святые древней Руси).

Для пониманія преп. Іосифа Волоколамскаго надо знать его наставника. Таковымъ былъ преп. Пафнутій Боровскій (ок. 1440 г.) основатель и игуменъ Рождественско-Богородицкаго Боровскаго мон. въ Калужской губерніи. Онъ былъ внукомъ татарскаго баскака, родился въ 1395 г. вблизи гор. Боровска. Въ теченіе семи лѣтъ онъ былъ послушникомъ у настоятеля Высоцкаго монастыря монаха Никиты, ученика преп. Сергія. Въ основанномъ Пафнутіемъ не общежительномъ монастырѣ поддерживался трудовой хозяйственный укладъ жизни. Преп. Пафнутій отличался особой строгостью въ соблюденіи церковнаго устава и одаренъ былъ исключительнымъ даромъ прозорливости. Онъ могъ по лицу приближавшагося къ нему человѣка угадывать дурную страсть, дурное дѣло. Суровъ бывалъ онъ не только съ мірянами, но и съ князьями. Послѣдніе же очень чтили святаго и одаряли его обитель. Онъ любилъ княжескій родъ и московскіе князья считали его своимъ покровителемъ. Преставился преп. Пафнутій въ 1477 г.

Къ преп. Пафнутію пришелъ молодой Иванъ Санинъ, сынъ московскаго служилаго человѣка, потомокъ выходца изъ Зап. Руси, родившійся въ 1440 г. Въ роду его извѣстно 18 монашескихъ именъ. Съ дѣтства Иванъ проявлялъ тяготѣніе къ ученію и монашеству. Достигнувъ 20 лѣтъ, онъ пришелъ въ тверской Саввинъ мон., гдѣ подвизался старецъ Варсонофій. Тамъ напугало его сквернословіе въ трапезной для мірянъ: «Иванъ побѣжалъ изъ трапезной не ѣвши — «ненавидѣлъ онъ сквернословіе и кощунство и смѣхъ безчинный отъ младыхъ ногтей» (Федотовъ). Варсонофій направилъ его къ преп. Пафнутію. Соловьевъ пишетъ: «Пришедши въ Боровскій монастырь, Иванъ засталъ игумена и братію за тяжелой работою: они носили и обтесывали бревна, и потомъ безъ отдыха шли въ церковь на вечернюю службу. Такова была жизнь, ожидавшая молодого человѣка въ монастырѣ; но такая-то именно жизнь уже давно и прельщала его; онъ упалъ къ ногамъ Пафнутія и просилъ принять его въ число братій; Пафнутій узналъ, съ кѣмъ имѣлъ дѣло, и въ тотъ же день постригъ пришлеца, который получилъ имя Іосифа. Строгъ былъ искусъ, которому подвергся Іосифъ въ Пафнутіевомъ монастырѣ; но это былъ одинъ изъ тѣхъ людей, которые не утомляются никакими трудами, никакими лишеніями, не останавливаются никакими препятствіями при достиженіи разъ предназначенной цѣли. Когда, по смерти Пафнутія, Іосифа избрали игуменомъ Боровскаго мон., то онъ уже не довольствовался уставомъ, который былъ въ силѣ во времена Пафнутія, но хотѣлъ ввести уставъ строжайшій. Когда же большинство братіи не согласилось на это, Іосифъ оставилъ Пафнутіевъ мон., посѣтилъ другія обители, присматриваясь къ уставамъ и выбирая, какой бы былъ построже, наконецъ рѣшился основать собственный монастырь въ лѣсахъ волоколамскихъ, съ самымъ строгимъ общежительнымъ уставомъ; какъ Іосифъ не любилъ останавливаться, доказываетъ то, что, запретивъ женщинамъ входъ въ монастырь и всякое сношеніе съ братіею, онъ самъ себѣ не позволилъ видѣться съ престарѣлою матерью». Во время своихъ странствованій, преп. Іосифъ, простымъ послушникомъ, незнаемый никѣмъ, подвизался въ Бѣлозерскомъ Кирилловомъ мон. Онъ основалъ Волоколамскій монастырь съ нѣкоторыми иноками Боровской обители въ 1479 г., и былъ въ немъ 37 лѣтъ игуменомъ.

Преп. Іосифъ, видный по внѣшности, необыкновенно начитанный и краснорѣчивый, имѣлъ сильное вліяніе на иноковъ и мірянъ всѣхъ сословій. Отличался онъ широкой общественною дѣятельностью. На иноковъ онъ возложилъ попеченіе о бѣдныхъ и больныхъ, для которыхъ устроилъ особый домъ. Князей и бояръ онъ убѣждалъ быть милостивыми къ бѣднымъ, снисходительными къ рабамъ и имѣть любовь ко всѣмъ. Онъ считалъ монашество совершеннѣйшимъ классомъ вѣрующихъ, которому надлежитъ стоять во главѣ всей церковной жизни, быть разсадникомъ церковныхъ властей. Поэтому онъ хотѣлъ сосредоточить въ монастыряхъ все церковное образованіе и лучшія силы Церкви. Для этого онъ требовалъ для монастырей соотвѣтствующаго внѣшняго возвышенія, увеличенія ихъ богатствъ. Безъ вотчинъ, говорилъ онъ, не будетъ въ монастыряхъ учительныхъ старцевъ. «И аще не будетъ честныхъ старцевъ, отколѣ взяти на митрополію или архіепископа или епископа и на всякія честныя власти? А коли не будетъ честныхъ старцевъ и благородныхъ, ино вѣрѣ будетъ поколебаніе». Преп. Іосифъ преставился 9 сент. 1515 г.

Ученики и почитатели преп. Іосифа и его общежительнаго устава составили въ монашествѣ особое теченіе, т. н. іосифлянъ. Имъ противостояли почитатели преп. Нила, т. н. заволжскіе старцы (преимущественно старцы небольшихъ бѣлозерскихъ и вологодскихъ безвотчинныхъ монастырей). Объ ихъ спорахъ о владѣніи недвижимыми имуществовами рѣчь будетъ дальше.

Въ это время прославились святые: Постриженникъ Крыпецкаго мон., преп. Нилъ Столбенскій († 1554) на небольшомъ островѣ Столобномъ на Селигамскомъ озерѣ, вблизи Осташкова. Онъ выкопалъ пещеру, устроилъ въ ней келью и часовню. 27 лѣтъ провелъ онъ въ молитвенномъ уединеніи для спасенія своего и тѣхъ, кто прибѣгалъ къ его помощи. Преп. Никандръ Псковскій († 1581), тоже постриженникъ Крыпецкаго мон., подвизался въ пустыни между Псковомъ и Порховомъ, обладая даромъ прозорливости и чудотворенія. Преп. Тихонъ Медынскій или Калужскій († 1492), отличавшійся особымъ аскетизмомъ, въ юности устроившій себѣ около г. Медыни, Калужской губерніи, жилище въ дуплѣ большого дуба, питавшійся нѣкоторое время одной травой, потомъ основавшій Успенскій мон. Преп. Даніилъ Переяславскій († 1540), постриженникъ Пафнутіева мон., впослѣдствіи архимандритъ Горицкаго мон. въ Переяславлѣ. Любимымъ подвигомъ его было принимать и покоить странныхъ, погребать умершихъ бѣдняковъ, которыхъ онъ своими руками переносилъ въ убогій домъ, а потомъ въ могилу. Надъ «скудельницей» созданъ былъ имъ Троицкій мон. Его особенно почиталъ вел. князь Василій III и онъ былъ воспріемникомъ его сыновей Іоанна, будущаго царя, и Георгія. Преп. Александръ Свирскій († 1533), постриженникъ Валаамскаго мон., сначала отшельникъ; основалъ вблизи р. Свири обитель, въ которой воспитались многіе подвижники благочестія. Преп. Макарій Калязинскій († 1483), сынъ тверского боярина Кожи, основалъ обитель около Кашина и установилъ строгое общежитіе. Преп. Корнилій Комельскій († 1537), сынъ ростовскаго боярина, постриженникъ Кириллова мон., основавшій обитель вблизи Грязовца вологодской губерніи. Онъ проявлялъ особую щедрость къ бѣднымъ. Преп. Антоній Сійскій († 1556), основавшій при рѣкѣ Сіи обитель въ Холмогорскомъ уѣздѣ Архангельской губерніи. Онъ оказывалъ огромное духовное вліяніе на весь тамошній край.

Велико число остальныхъ святыхъ, подвизавшихся тогда. Прот. Николай Смирновъ въ книгѣ «Златая цѣпь святости на Руси» приводитъ число датъ кончины святыхъ: въ XIV — 51, въ XVI — 94.

Въ это время достигла полнаго разцвѣта дѣятельность преп. Зосимы Соловецкаго († 1478). Сынъ богатыхъ землевладѣльцевъ, жившихъ на берегу Онежскаго озера, онъ, оставшись въ юномъ возрастѣ сиротой, роздалъ имущество бѣднымъ и предался отшельнической жизни. Онъ встрѣтился съ преп. Германомъ, съ которымъ въ 1439 г. поселился на Соловецкомъ островѣ, на которомъ не рѣшались зимовать даже опытные рыбаки. Черезъ 20 лѣтъ число отшельниковъ настолько увеличилось, что удалось воздвигнуть Преображенскій храмъ. Ставъ игуменомъ, преп. Зосима еще болѣе благоустроилъ обитель. Онъ обладалъ даромъ провидѣнія, особенно выявившемся въ предсказаніи судьбы ожидавшей новгородскихъ бояръ, противниковъ Москвы.

Юродствомъ прославились блаженные Іоаннъ Устюжскій, Лаврентій Калужскій, Василій Московскій, Никола Салосъ, Іоаннъ Московскій и Іоаннъ Ростовскій. Въ Устюгѣ подвизался блаж. Іоаннъ († 1494). Поселившись въ Устюгѣ въ хижинѣ, онъ, отдыхая на навозѣ, юродствовалъ и былъ почитаемъ народомъ. Блаж. Лаврентій († 1515) проходилъ свой подвигъ въ Калугѣ. Круглый годъ онъ ходилъ босымъ, въ рубашкѣ и овчинномъ кожухѣ. Имъ чудесно былъ спасенъ князь калужскій Симеонъ Іоанновичъ, на котораго напали татары. Блаж. Василій († 1552), въ юности, оставивъ домъ родителей, не имѣлъ пристанища до гроба, а жилъ на улицахъ въ Москвѣ. Днемъ ходилъ изъ храма въ храмъ, ночью ложился на паперти церковной. Онъ бѣгалъ людей, но народъ искалъ его для наставленій. Провидѣлъ онъ пожары въ Москвѣ и въ Новгородѣ и многое другое. Царь Іоаннъ IV съ царевичами находились у изголовья святого передъ его кончиной. Необычайная радость озаряла въ моментъ кончины 88-лѣтняго старца. «Исполнися отъ тѣлесѣ святаго весь городъ благоуханія и всѣ граждане течаху великимъ и скорымъ шествіемъ видѣти погребеніе блаженнаго», говорится въ прологѣ и житіи святого. Царь со всѣми князьями несъ его тѣло въ церковь. Никола († 1576), юродивый Псковскій, съ кускомъ сырого мяса обличившій царя Іоанна Грознаго и этимъ спасшій Псковъ. Блаж. Іоаннъ († 1589) московскій, называвшійся «Большой колпакъ и водоносецъ» по веригамъ имъ носившимся и трудамъ на себя возлагаемымъ. Онъ ходилъ въ морозы почти нагой. Онъ говорилъ правду правителю Борису Годунову и предсказывалъ бѣдствія. Блаж. Іоаннъ Власатый († 1580), Ростовскій чудотворецъ, отличавшійся особымъ смиренномудріемъ, терпѣніемъ и непрестанной молитвой.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 247-252.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.