Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть третья.
Отъ раздѣленія митрополіи до учрежденія патріаршества.

Споръ о монастырскихъ вотчинахъ.

Выше упоминалось о спорѣ, возникшемъ по вопросу о монастырскихъ вотчинахъ между препп. Іосифомъ Волоколамскимъ и Ниломъ Сорскимъ. Касаясь этого обострявшагося вопроса, архіепископъ Филаретъ писалъ: «Недвижимыя церковныя имѣнія на сѣверѣ были предметомъ разныхъ сомнѣній, споровъ и рѣшеній. Съ тѣхъ поръ, какъ стали терять свое значеніе жалованныя грамоты хановъ, владѣльцы земель насиліемъ стали отнимать то ту, то другую часть земли церковной; а разныя земскія власти, пріѣзжая въ монастырскія владѣнія, распоряжались въ нихъ не лучше баскаковъ. Такъ было съ обителью преп. Іосифа, которую грабилъ князь волоколамскій съ своими подъячими. Это вынудило испрашивать несудимыя и жалованныя грамоты у князей». Преп. Іосифъ писалъ Челяднину: «Кн. Александръ Ѳеодоров. Ярославскій, егда хотяше пріити въ свой монастырь на каменное, повелѣваше псы въ монастырь приводити, такоже и въ трапезу, и егда самъ ядяше, тогда и псы повелѣваше кормити тою же пищею, юже самъ ядяше». «Но затѣмъ», продолжаетъ архіеп. Филаретъ, «начались жалобы съ другой стороны; стали укорять монаховъ за любостяжаніе, и чѣмъ болѣе умножались владѣнія, тѣмъ чаще и сильнѣе становились укоризны».

Сомнѣнія о томъ надлежитъ ли монастырямъ владѣть селами возникали еще при св. митр. Кипріанѣ, не сочувствовавшемъ тому, чтобы монастыри непосредственно управляли селами. «И преподобный Кириллъ Бѣлозерскій былъ противъ владѣнія селами и отклонялъ земельные вклады, но вынужденъ былъ уступить настояніямъ вкладчиковъ и ропоту братіи, и монастырь уже при немъ началъ пріобрѣтать вотчины» (Ключевскій).

Бывали по мѣстамъ безпорядки въ управленіи селами. Случались выпрашиванія нѣкоторыми монахами имѣній для обители; проявлялось иногда стремленіе полученія возможно бóльшаго дохода съ нихъ; въ судахъ возникали дѣла. Недовольство наростаніемъ монастырскаго недвижимаго имущества вызывало нареканія части землевладѣльцевъ. Чувствовалось недовольство этимъ и со стороны государственной власти.

Въ 1478 г. вел. кн. Іоаннъ III проявилъ починъ въ разрѣшеніи этого вопроса. Онъ, подчинивъ себѣ Новгородъ, отобралъ у него половину церковныхъ имѣній, и роздалъ ихъ боярскимъ дѣтямъ. Въ 1503 г. государь сочувственно отнесся къ обсужденію этого вопроса на соборѣ, гдѣ онъ былъ поднятъ Ниломъ Сорскимъ и его учителемъ Паисіемъ Ярославовымъ, постриженникомъ одного изъ заволжскихъ монастырей. Послѣдній недолго былъ игуменомъ Троицкаго мон. Около 1484 г. онъ оставилъ игуменство, т. к. не могъ, по словамъ Соловьева, превратить чернецовъ на Божій путь, на молитву, постъ, воздержаніе. Паисій поддерживалъ мнѣніе преп. Нила, какъ и бѣлозерскіе пустынники присутствовавшіе на соборѣ. Преп. Нилъ, указывая на то, что представляетъ собою современное монашество и чѣмъ оно должно быть, доказывалъ, что монастырямъ не надо владѣть вотчинами, населенными крестьянами, что монахамъ надлежитъ жить трудами рукъ своихъ, занимаясь рукодѣліемъ или собственной обработкой земли. Въ случаѣ необходимости, онъ допускалъ прибѣгать къ благотворительности усердствующихъ, взимая нужное, но не излишнее.

Преп. Іосифъ, горячій ревнитель истиннаго монашества, признавалъ, конечно, важность нестяжательства иноковъ и желательность содержанія себя трудами рукъ своихъ. Голубинскій такъ понимаетъ его мнѣніе. Монастырь можетъ быть стяжателемъ и можетъ быть обезпеченъ въ средствахъ содержанія недвижимыми, дающими доходъ, имѣніями. Но монахи монастыря должны быть нестяжателями; въ обители должно быть строгое общежитіе, такъ чтобы никакой монахъ не имѣлъ совершенно своего и все получалъ изъ монастырской казны, при полномъ равенствѣ всѣхъ монаховъ. Возражая преп. Нилу, онъ привелъ примѣры святыхъ: Аѳанасія Аѳонскаго, Ѳеодосія Великаго, Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ и др. примѣры, изъ которыхъ видно, что древніе святые отцы владѣли селами. Преп. Іосифъ говорилъ также, что многіе русскіе монастыри основаны въ началѣ христіанства въ Россіи епископами и князьями съ тою цѣлью, чтобы въ нихъ молились по ихъ душамъ, а т. к. на поддержаніе храмовъ, на совершеніе службъ и содержаніе служащихъ потребны средства, то они и обезпечивали монастыри вкладами селъ и прочихъ имѣній. Кромѣ того, ктиторы монастырей, обогащая ихъ этими вкладами, имѣли въ виду и то, чтобы монахи, сами сообразно своимъ обѣтамъ терпя скудость и пріобрѣтая хлѣбъ собственными трудами, употребляли богатства монастырей на благотвореніе мірянъ. Онъ говорилъ, что изъ-за нѣкоторыхъ монаховъ, поддавшихся недугу лихоимства, несправедливо отнимать недвижимыя имѣнія у всѣхъ. Несмотря на то, что взгляды преп. Нила раздѣлялъ вел. кн. Іоаннъ — въ ннтересахъ увеличенія государственныхъ земель — на церковномъ соборѣ восторжествовало мнѣніе преп. Іосифа.

Соловьевъ пишетъ: «Нилъ смотрѣлъ на монастырь какъ на общество людей, отказавшихся отъ міра; это общество, въ глазахъ его, было тѣмъ совершеннѣе, чѣмъ менѣе имѣло столкновеній съ міромъ; Іосифъ же, кромѣ этого значенія монастыря, предполагалъ еще другое: онъ смотрѣлъ на монастырь также, какъ на разсадникъ властей церковныхъ; Нилъ имѣлъ въ виду отшельника, желающаго укрыться отъ міра, отъ всѣхъ его отношеній, въ болотахъ и лѣсахъ бѣлозерскихъ; Іосифъ имѣлъ въ виду также и владыку, епископа, который будетъ взятъ, изъ монастыря: «Если у монастырей селъ не будетъ, — говорилъ Іосифъ, — то какъ честному и благородному человѣку постричься? Если не будетъ честныхъ старцевъ, то откуда взять на митрополію, или архіепископа, или епископа? Если не будетъ честныхъ старцевъ и благородныхъ, то вѣра поколеблется». Вспомнимъ, что въ описываемое время обезпеченное содержаніе могло представляться не иначе, какъ въ видѣ владѣнія земельною собственностью, служилые люди получали содержаніе въ видѣ помѣстій; слѣдовательно вопросъ о содержаніи монашествующихъ могъ представиться только въ такой формѣ: или владѣть имъ селами, или кормиться подаяніемъ и работою рукъ. — Мнѣніе Іосифа Волоцкаго превозмогло на соборѣ, и митрополитъ Симонъ отвѣчалъ великому князю, что духовенство не дерзаетъ и не благоволитъ отдавать церковныхъ земель, причемъ ссылался на давній обычай Греческой и Русской Церкви, на уставы Владиміра и Ярослава, наконецъ даже на примѣръ хановъ татарскихъ, которые никогда не трогали имуществъ церковныхъ. Великій князь оставилъ дѣло; но вопросъ, какъ увидимъ послѣ, не переставалъ раздѣлять русское духовенство».

Въ царствованіе Василія III борьбу противъ «іосифлянъ» повелъ, пользуясь поддержкой государя, инокъ Вассіанъ Косой, въ міру кн. Василій Патрикѣевъ, постриженный при Іоаннѣ III, какъ одинъ изъ вожаковъ придворной партіи сторонниковъ кн. Елены и ея сына Димитрія. Сосланный на Бѣлоозеро, переведенный при Василіи III въ московскій Симоновъ мон., онъ примкнулъ къ партіи заволжскихъ старцевъ, т. к. политически былъ противникомъ іосифлянъ. Полемика противъ монастырскихъ вотчинъ вполнѣ соотвѣтствовала его взглядамъ, какъ недавняго боярина. Боярство съ неудовольствіемъ относилось къ тому, что многіе крестьяне, нужные имъ какъ рабочая сила, оказывались на монастырскихъ земляхъ. Инокъ Вассіанъ написалъ противъ преп. Іосифа три горячихъ сочиненія, въ которыхъ старался изобразить язвы монашества, проистекавшія, по его мнѣнію, отъ вотчиннаго владѣнія. Самого святого онъ называлъ учителемъ беззаконія, законопреступникомъ, даже антихристомъ. Вассіану приписывается также сочиненіе, написанное кѣмъ-нибудь изъ боярской партіи и содержащее въ себѣ апокрифическую бесѣду прпп. Сергія и Германа валаамскихъ противъ духовныхъ властей и монаховъ вотчинниковъ.

На сторонѣ бѣлозерскихъ иноковъ былъ преп. Максимъ Грекъ. Болѣе всего сблизился онъ съ Вассіаномъ. Обличая «монаховъ-стяжателей», онъ изложилъ свои мысли въ «Стязаніи о извѣстномъ иноческомъ жительствѣ». Излагается это въ формѣ спора Актимона съ Филоктимономъ. Въ рѣчахъ Актимона онъ описалъ жалкое положеніе монастырскихъ крестьянъ, ихъ скудость и нищету, платимые ими высокіе росты и тяжкіе оброки, и въ параллель съ этимъ роскошную жизнь самихъ монаховъ. Максимъ тому же вопросу посвятилъ произведенія «Слово душеполезное, зѣло внимающимъ ему» и «Повѣсть страшная о совершенномъ иноческомъ жительствѣ». Въ послѣдней онъ выставляетъ въ примѣръ русскимъ инокамъ картезіанскихъ монаховъ запада. Онъ доходитъ въ ней даже до проклятія монахамъ-вотчинникамъ. Проклятія эти врагами Максима были отнесены къ русскимъ чудотворцамъ, которые владѣли селами (Знаменскій). Всѣ эти выступленія очень повредили Максиму и отразились на его судьбѣ. Какъ упоминалось выше, Зиновій Отенскій, близкій къ Максиму, осудилъ эти его крайности.

Ключевскій, называя сочиненіе Вассіана «обличительными памфлетами», нерѣдко яркими и правдивыми, пишетъ: «Въ немъ говоритъ не одно негодованіе пустынника-нестяжателя, но часто и раздраженіе бывшаго боярина изъ рода князей Патрикѣевыхъ противъ людей и учрежденій, опустошавшихъ боярское землевладѣніе. Вассіанъ клонитъ свою рѣчь къ тѣмъ обвиненіямъ, какія потомъ прямо высказалъ единомышленникъ его князь Курбскій: любостяжательные монахи своимъ сельскимъ хозяйничаньемъ разорили крестьянскія земли, а внушеніями о спасительности вкладовъ по душѣ сдѣлали воинскій чинъ, служилыхъ землевладѣльцевъ хуже каликъ убогихъ. Сочиненія Максима Грека противъ монастырскаго землевладѣнія свободны отъ полемическихъ излишествъ».

Виднымъ сторонникомъ владѣнія монастырями былъ митрополитъ Даніилъ, ученикъ и преемникъ преп. Іосифа по игуменству, краснорѣчивый проповѣдникъ и плодовитый писатель. Онъ оставилъ до 35 словъ и посланій. Бóльшая часть ихъ вошла въ составъ двухъ сборниковъ. Одинъ изъ нихъ содержитъ 16 словъ противъ вольнодумства и нравственныхъ нестроеній общества. Другой — 12 посланій къ частнымъ лицамъ и монастырямъ нравоучительнаго содержанія. Сборники эти представляютъ собою полную и живую картину тогдашнихъ нравовъ и рядъ выразительныхъ обличеній современныхъ митр. Даніилу шатанія умовъ и пороковъ. При немъ вопросъ этотъ разсматривался соборомъ 1531 года. Митр. Даніилу удалось одолѣть сначала преп. Максима, о чемъ упоминалось выше, потомъ — въ 1531 г. — Вассіана, сосланнаго въ Волоколамскій мон. и тамъ умершаго.

Въ царствованіе Іоанна IV тѣ же мысли о церковныхъ имуществахъ развивалъ видный представитель боярскихъ идей кн. Андрей Курбскій, расхваливавшій заволжскихъ нестяжателей и бранившій «прегордыхъ и прелютыхъ» іосифлянъ, соперничавшихъ съ боярами и во владѣніи землей, и во вліяніи на государственныя дѣла.

Въ 1551 г. на соборѣ былъ снова поднятъ вопросъ о церковныхъ недвижимыхъ имуществахъ. Соловьевъ пишетъ: «Въ первый разъ рѣшились постановить нѣкоторые предѣлы увеличенія этихъ имуществъ; соборъ опредѣлилъ: впередъ архіепископамъ, епископамъ и монастырямъ вотчинъ, безъ царскаго вѣдома и доклада, не покупать ни у кого, а князьямъ и дѣтямъ боярскимъ и всякимъ людямъ вотчинъ безъ докладу не продавать; а кто купитъ или продастъ — у купца деньги пропали, а у продавца вотчина: взять вотчину на государя безденежно. Вотчины, данныя или которыя впередъ будутъ даваться монастырямъ по душамъ въ поминокъ, не выкупаются никѣмъ и никакимъ образомъ... Возвратить назадъ села, волости, рыбныя ловли, всякія угодья и оброчныя деревни, отданныя послѣ великаго князя Василія боярами владыкамъ и монастырямъ...». Въ послѣднемъ случаѣ говорится о пожалованіяхъ во время малолѣтства царя Іоанна IV. Въ 1573 г., по государеву приказу, митр. Антоній и весь освященный соборъ и всѣ бояре приговорили: въ большіе монастыри, гдѣ вотчинъ много, впередъ вотчинъ не давать. Но кто дастъ вотчину монастырямъ малымъ, у которыхъ земель мало, то эти вотчины, доложа государю, записывать.

Въ 1580 г. вопросъ этотъ обсуждался соборомъ, на которомъ, съ митр. Антоніемъ и царемъ были 3 архіепископа, 6 епископовъ, 18 архимандритовъ, 14 игуменовъ и нѣсколько старцевъ. Постановлено было существующія вотчины не выкупать, и впередъ съ монастырями о вотчинахъ не тягаться. Далѣе въ томъ же соборномъ приговорѣ, состоявшемся 15 января, постановлялось: «А отъ сего дня, 15 января, на послѣдующее время вотчинникамъ вотчинъ своихъ по душамъ не отдавать, а давать за нихъ въ монастыри деньги, и села брать наслѣдникамъ, хотя бы кто и далеко былъ въ роду. А если у кого не будетъ роду и дальняго, то вотчину брать на государя, а деньги за нихъ платить изъ казны; митрополиту, владыкамъ и монастырямъ земель не покупать и въ закладѣ не держать, а кто послѣ этого уложенія купитъ землю или закладную станетъ за собою держать, то землю брать на государя... Впередъ княженецкихъ вотчинъ не брать; а кто возметъ безъ государскаго вѣдома, тѣ вотчины взять на государя безденежно; кто купилъ княженецкія вотчины, — и тѣ вотчины взять на государя, а въ деньгахъ вѣдаетъ Богъ, да государь, какъ своихъ богомольцевъ пожалуетъ. У котораго монастыря убогаго земли будетъ мало, или вовсе не будетъ, то онъ бьетъ челомъ государю, и государь съ митрополитомъ и боярами, соборно приговоря, устроятъ монастырь землею, какъ будетъ пригоже».

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 265-270.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.