Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть третья.
Отъ раздѣленія митрополіи до учрежденія патріаршества.

Отношеніе къ протестантству и католичеству.

Русскій человѣкъ того времени отрицательно относился ко всему умственному, проникавшему съ запада, и у него появлялся естественный инстинктъ самосохраненія отъ вредныхъ православію вліяній. Въ Москвѣ терпимѣе относились къ протестантамъ, чѣмъ къ католикамъ. Объясняется это тѣмъ, что лютеране и кальвинисты не соединяли съ вѣрой политическихъ видовъ и не занимались опредѣленной пропагандой.

Максимъ Грекъ все же выступалъ съ обличеніемъ Лютера. Имѣется его сочиненіе «на люторы», въ которомъ онъ защищаетъ иконопочитаніе. Сей ревнитель православія составилъ также «слово на Армянское злорѣчіе» и писалъ полемическія сочиненія противъ іудейства, въ связи съ ересью жидовствующихъ.

Іоаннъ IV самъ вызывалъ нѣмцевъ въ Москву, цѣня ихъ какъ хорошихъ ремесленниковъ и солдатъ. Въ Москвѣ они очень рано заселили особую слободу на р. Яузѣ. Царь разрѣшилъ племянницѣ своей Маріи, дочери кн. Владиміра Андреевича, выйти замужъ за протестанта принца датскаго Магнуса, нареченнаго короля лифляндскаго. Свадьба состоялась въ 1573 г. въ Новгородѣ. Государь указалъ: «Вѣнчаться королю на Пробойной улицѣ, на Славновѣ, у Димитрія Святаго, а съ королемъ ѣхать Римскому попу; а княжну обручать и вѣнчать Дмитровскому попу; пріѣхавъ къ вѣнчанью, княжнѣ идти въ церковь, а королю стать на паперти, и вѣнчать короля по его закону, а княжну по христіанскому закону». Въ 1575 г. по просьбѣ Магнуса разрѣшено было построить кирху въ Москвѣ. Въ 1579 г. царь велѣлъ ее разрушить, но черезъ пять лѣтъ, снова разрѣшилъ возобновить ее. Нѣмцамъ (такъ называли тогда лютеранъ и кальвинистовъ) строго запрещено было распространять свои мнѣнія между русскими.

Царь Іоаннъ Грозный знакомъ былъ съ сущностью реформаціи. Это вытекаетъ изъ разговора его въ 1570 г. съ Яномъ Рокитой, пасторомъ общины богемскихъ братьевъ [1]. «Вы хвалитесь», говорилъ царь, «вашею евангелическою вѣрою, но такъ враждуете и несогласны между собою, что новымъ ученіемъ испепелили почти всю Европу... Вы приписываете оправданіе одной вѣрѣ, но Господь будетъ судить живыхъ и мертвыхъ по дѣламъ каждаго. Если одна вѣра доставляетъ спасеніе, для чего же судъ? Для чего въ новомъ завѣтѣ такъ часто одобряется важность добрыхъ дѣлъ». Рѣзко осуждалъ онъ ихъ за несоблюденіе постовъ, непризнаніе святыхъ. Царь слушалъ и отвѣты Рокиты, велѣлъ записать ихъ на славянскомъ языкѣ, отвѣчалъ и на возраженія. Въ разговорѣ съ пасторомъ Бакгорномъ, Іоаннъ IV отличалъ доброе отъ дурного въ Лютерѣ. Онъ говорилъ, что можно было бы терпѣть его ученіе, если бы тотъ, нападая съ неумѣстнымъ жаромъ на папу, не нарушилъ древняго церковнаго порядка, — и своего знанія св. Писанія не очернилъ низкимъ отступничествомъ, сверженіемъ монашеской одежды и женитьбою на бѣглой монашенкѣ. Спустя шесть лѣтъ послѣ разговора съ Рокитою, лифляндскій пасторъ, въ бесѣдѣ съ царемъ, сравнилъ Лютера съ ап. Павломъ. Царь ударилъ пастора хлыстомъ по головѣ и сказалъ: «ступай къ чорту съ своимъ Лютеромъ». Во время ливонской войны при Грозномъ много плѣнныхъ нѣмцевъ было поселено во Владимірѣ, Костромѣ, Угличѣ и Нижнемъ-Новгородѣ. При взятіи Полоцка Іоаннъ IV обнаруживъ тамъ пастора Ѳому, настоятеля социніанской общины, велѣлъ его за пропаганду пустить подъ ледъ въ Двину. Въ царствованіе Ѳеодора Іоанновича наплывъ нѣмцевъ протестантовъ еще увеличился; имъ строго запрещена была всякая пропаганда.

Безуспѣшны были попытки католичества привлечь русскихъ къ уніи. Рѣшительность вел. кн. Василія II Темнаго пресѣкла это начинаніе въ корнѣ. Въ московской Руси нигдѣ не дозволялось строить латинскихъ божницъ. Послѣ провала миссіи митр. Исидора, не удался замыселъ папы использовать въ католическихъ цѣляхъ бракъ Іоанна III съ княжной Софіей Палеологъ, воспитывавшейся въ Италіи въ уніатскомъ духѣ кардиналомъ Виссаріономъ. Западные писатели — Кранцъ, Райналди — указывали, что «первосвященникъ Сикстъ питался надеждой, что дѣвица склонитъ супруга принять римскіе обряды (унію), въ которыхъ она была воспитана при каѳедрѣ апостольской». Вел. кн. Софія оказалась подлинно православной. Сопровождавшій ее легатъ Антоній обратился къ митрополиту Филиппу съ предложеніемъ о соединеніи церквей. Но скоро, говоритъ лѣтописецъ, онъ испугался, потому что митрополитъ выставилъ противъ него книжника Никиту Поповича; иное, спросивши у Никиты, самъ митрополитъ говорилъ легату, о другомъ заставлялъ спорить Никиту; кардиналъ не нашелся, что отвѣчать, и кончилъ споръ, сказавши: «Нѣтъ книгъ со мною».

Іоаннъ III, какъ его предки и потомки являвшійся вѣрнымъ ревнителемъ Православія, ярко проявилъ это въ своихъ наставленіяхъ и письмахъ къ дочери своей Еленѣ, выданной имъ замужъ за католика литовскаго вел. кн. Александра Казиміровича (1492-1506). Александру было поставлено условіе, что онъ не будетъ нудить жену къ римскому закону, что онъ построитъ для нея церковь при государевомъ дворѣ въ Вильнѣ со священникомъ при ней, позволитъ ей имѣть при себѣ православныхъ боярынь. Въ наставительной записи Іоаннъ писалъ: «Память вел. кн. Еленѣ». «Въ божницу латинскую не ходить, а ходить въ греческую церковь; изъ любопытства можешь видѣть первую или монастырь латинскій, но только однажды или два раза. Если свекровь твоя будетъ въ Вильнѣ и прикажетъ тебѣ идти съ собою въ божницу, то проведи ее до дверей и скажи учтиво, что идешь въ свою церковь».

Когда Александромъ условія не были выполнены, то Іоаннъ въ 1500 г. объявилъ войну. Въ мартѣ 1503 г., при заключеніи въ Москвѣ перемирія съ литовскими послами, Іоаннъ снова потребовалъ у пословъ, чтобы вел. кн. Александръ не принуждалъ Елену къ римскому закону, поставилъ у нея въ сѣняхъ греческую церковь, приставилъ слугъ и служанокъ православныхъ: «А начнетъ братъ нашъ дочь нашу принуждать къ римскому закону, то пусть знаетъ: мы этого ему не спустимъ, будемъ за это стоять, сколько Богъ намъ пособитъ». Тогда же онъ писалъ Еленѣ: «Дочка! Памятуй Бога, да наше родство, да нашъ наказъ, держи свой греческій законъ во всемъ крѣпко, а къ римскому закону не приступай никоторымъ дѣломъ; церкви римской и папѣ ни въ чемъ послушна не будь, въ церковь римскую не ходи, душою никому не норови, мнѣ и всему нашему роду безчестья не учини; а только по грѣхамъ что станется, то намъ, и тебѣ, и всему нашему роду будетъ великое безчестіе, и закону нашему греческому укоризна. И хотя бы тебѣ пришлось за вѣру и до крови пострадать, и ты бъ пострадала. А только дочка поползнешься приступить къ римскому закону волею ли, неволею, то ты отъ Бога душою погибнешь, и отъ насъ будешь въ неблагословеньи; я тебя за это не благословлю и мать не благословитъ; а зятю своему мы того не спустимъ: будетъ у насъ съ нимъ за то безпрестанно рать».

Реформація заставила папу заботиться о связи съ Россіею; онъ уже искалъ опоры себѣ въ Москвѣ. Папа присылалъ къ Василію III посла за посломъ. Въ 1518 г. папа Левъ X убѣждалъ государя искать Константинополя, какъ наслѣдства своего по матери, вел. кн. Софіи, обѣщалъ ему санъ царя, а митрополиту санъ патріарха, увѣрялъ, что не намѣренъ отмѣнять добрыхъ обычаевъ и правилъ русскихъ. Это посланіе не имѣло успѣха, какъ и посольство въ 1519 г. гордіенскаго епископа Захаріи. Папа Климентъ VII два раза (въ 1524 и 1526) присылалъ пословъ. Надежды папы основывались особенно на Шомбергѣ, который работалъ съ 1519 г. въ Москвѣ неутомимо и ловко. Онъ тайно пускалъ въ ходъ сочиненія объ единствѣ вѣры римской съ русской, о судьбѣ, унизившей Константинополь и его патріарха. Въ нѣкоторыхъ кругахъ онъ имѣлъ успѣхъ. Но противъ него рѣшительно выступилъ преп. Максимъ Грекъ и, написавъ до 15 сочиненій, пресѣкъ его пропаганду.

Въ 1547 г. царь Іоаннъ IV вызвалъ въ Россію ученыхъ и художниковъ. На Западѣ присоединили къ этому (1550) заботы о дѣлѣ папы въ Россіи. Папа выражалъ готовность принять государя и народъ съ «отверстыми объятіями» (Архіеп. Филаретъ).

Въ 1561 г. папа Пій IV ожидалъ, но тщетно, русскихъ пословъ на Тридентскій соборъ. Послѣ многихъ неудачъ во время войны ливонской, когда русскимъ пришлось столкнуться съ крупнымъ полководцемъ польскимъ королемъ Стефаномъ Баторіемъ, больной царь Іоаннъ Грозный самъ искалъ помощи у папы противъ этого своего противника. Папа Григорій XIII отправилъ въ 1581 г. въ Москву виднаго іезуита Антонія Поссевина. Послѣдній встрѣченъ былъ ласково и пожелалъ бесѣдовать съ царемъ о вѣрѣ. Онъ говорилъ царю, что папа не нудитъ государя оставить свою вѣру, желаетъ только мира церкви и древняго уваженія къ папѣ — главѣ христіанства, иначе — желаетъ принятаго греками на Флорентійскомъ соборѣ. Царь не желалъ говорить по этому вопросу, указывая, что объ этомъ надлежитъ разсуждать митрополиту. При этомъ царь добавилъ: «греки для насъ — не евангеліе; мы вѣримъ Христу, а не грекамъ». Въ знакъ же дружбы съ папой царь обѣщалъ свободу и покровительство католическимъ священникамъ въ Россіи. Антоній все же началъ спорить, говоря, что русскіе новоуки въ вѣрѣ и должны учиться у римлянъ. «Ты хвалишься православіемъ», отвѣчалъ Іоаннъ съ досадою, «а папа вашъ приказываетъ носить себя на престолѣ и цѣловать въ туфель, гдѣ изображено распятіе. Не высокомѣріе ли это въ христіанскомъ пастырѣ? Не поруганіе ли это святыни?» Антоній возразилъ, что достойное воздается достойному: папа — сопрестольникъ Ап. Петра, сопрестольника Христова. «Папамъ и патріархамъ принадлежитъ власть святительская, а не царская», отвѣчалъ царь и продолжалъ: «Были папы учениками апостольскими, каковы: Клименть, Сильвестръ, Агаѳонъ, Левъ, Григорій. Но кто именуется Христовымъ сопрестольникомъ, велитъ носить себя на сѣдалищѣ, какъ бы на облакѣ; кто живетъ и учитъ не по ученію Христову, тотъ папа — волкъ, а не пастырь». Антоній послѣ этого прекратилъ бесѣду. Его отпустили съ дарами. Пріѣздъ купцамъ католикамъ съ ихъ духовенствомъ былъ разрѣшенъ, но съ запрещеніемъ пропаганды и построенія костеловъ. Антоній въ своихъ записяхъ пишетъ, что москвитяне такъ любятъ русскую вѣру, что желая кому бѣды, говорятъ: «о! когда бы увидалъ я тебя латиняномъ» (Архіеп. Филаретъ).

«На границахъ Лифляндіи», пишетъ архіеп. Филаретъ, «преп. Корнилій, съ 1529 г. игуменъ Псково-Печерскаго монастыря, былъ благодѣтелемъ и просвѣтителемъ бѣдной окрестной чуди: помогая имъ въ нуждахъ жизни, онъ помогалъ имъ въ нуждахъ души наставленіями; присоединивъ къ св. чистой вѣрѣ, создалъ для нихъ нѣсколько храмовъ, — между прочимъ въ Нейгаузенѣ, снабдилъ книгами и иконами, а клиры содержаніемъ отъ обители. Такъ свободно, безъ насилія и происковъ, насаждалось православіе. Не такъ продолжалъ дѣйствовать папа».

Примѣчаніе:
[1] Послѣ сожженія на кострѣ въ Констанцѣ въ 1415 г. Іоанна Гусса и смертей его послѣдователей Жижки и Прокопа, остатки гусситовъ ок. 1450 г. образовали общину, подъ именемъ богемскихъ и моравскихъ братьевъ. Рокита былъ сеньйоромъ (пасторомъ) общины въ Голуховѣ, Калишской г. Въ Москву прибылъ съ послами польскаго короля Сигизмунда II Августа.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 273-278.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.