Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть третья.
Отъ раздѣленія митрополіи до учрежденія патріаршества.

Кіевская митрополія.

Въ 1458 г. константинопольскій патріархъ уніатъ, Григорій Мамма, прозваніемъ Мелиссинъ или Стратигопулъ, проживавшій въ Римѣ, поставилъ митрополитомъ литовско-галицкимъ бывшаго протодіакона б. митр. Исидора, Григорія, болгарина, числившагося тогда игуменомъ константинопольскаго мон. св. Димитрія. Съ этого времени начинается отдѣльное бытіе русской Церкви на западѣ Россіи и въ тогдашнихъ литовскомъ и польскомъ государствахъ.

Григорій пытался утвердить въ своей митрополіи унію и воздвигъ гоненіе на православное духовенство, но король Казиміръ не поддержалъ его. Въ 1469 г. самъ Григорій почелъ за лучшее присоединиться къ православію. Но, какъ католики, Ягеллоны не желали покровительствовать Православію и, гдѣ это было возможно, охотно урѣзывали его права и ослабляли матеріальныя средства. Духовенство православное держалось въ черномъ тѣлѣ. Для ослабленія православныхъ пановъ нѣсколько разъ подтверждалось королями постановленіе Городельскаго сейма 1413 о недопущеніи православныхъ къ высшимъ должностямъ въ государствѣ. Политика королей въ отношеніи къ православной Церкви имѣла двусмысленный характеръ. Смотря по обстоятельствамъ внѣшней и внутренней политики, они то относительно покровительствовали ей, то относились враждебно, никогда не упуская изъ виду завѣтной мечты скрѣпить политическую унію Литвы и Польши уніей церковной.

При общемъ произволѣ, усиливавшемся въ тогдашнемъ польскомъ государствѣ, нѣкоторые епископы, обходя митрополитовъ, обращались къ покровительству свѣтскихъ властей. Поставивъ себя въ такое положеніе, они, въ свою очередь, не могли быть требовательными въ отношеніи къ подчиненнымъ имъ чинамъ іерархіи. Остальное духовенство, въ части своей, ища прибыльныхъ мѣстъ, стремилось найти поддержку у свѣтскихъ властей. На этой почвѣ развился т. н. патронатъ.

И. Чистовичъ пишетъ: «По своему происхожденію и первоначальному характеру, патронатъ былъ дѣломъ усердія благочестивыхъ ревнителей церкви, которые, строя на собственной своей землѣ церкви и монастыри, снабжали ихъ всѣмъ необходимымъ для ихъ содержанія и благолѣпія, заботились объ обезпеченіи своихъ церквей священниками и монастырей настоятелями, и въ тоже время получали право высшаго управленія въ патронатскихъ церквахъ и монастыряхъ, какъ по имущественнымъ дѣламъ, такъ и по дѣламъ суда. Юридическимъ основаніемъ патронатскаго права было общее феодальное право владѣльцевъ располагать и распоряжаться своими имѣніями и состоящими въ нихъ учрежденіями. Границами этого права были, съ одной стороны, общее государственное право, которому было подчинено мѣстное и частное владѣльческое (напримѣръ, король не могъ раздавать недвижимыхъ имѣній иностранцамъ и нешляхтичамъ; всѣ другіе патроны могли подавать свои имѣнія, и бывшія въ нихъ учрежденія и должности, только съ утвержденія короля); съ другой — общецерковное право, которое сохраняло свою силу и при правѣ патронатскомъ» («Очеркъ исторіи Западно-Русской Церкви»).

Формами патронатскаго права были: 1) право покровительства, 2) право подаванья, или отдачи монастырей и церквей извѣстнымъ лицамъ, 3) право презенты, представленія, или рекомендаціи извѣстныхъ лицъ на должности священниковъ и настоятелей монастырей и 4) право управленія и суда, связанное подсудностью церквей и монастырей государству и духовной власти.

Чистовичъ отмѣчаетъ: «Такъ какъ учрежденіе патроната развилось въ странѣ, гдѣ правительство было не православное и православная церковь не была господствующею, и такъ какъ, съ переходомъ патронатскихъ учрежденій во владѣніе неправославныхъ владѣльцевъ, послѣдніе смотрѣли на нихъ только какъ на доходные предметы имѣній, то патронатъ, естественно, скоро принялъ такія формы, при которыхъ это учрежденіе обезобразилось страшными злоупотребленіями и сдѣлалось источникомъ многихъ бѣдствій для западно-русской церкви. Предметомъ подаванья были церкви, владѣвшія имѣніями, и монастыри; но впослѣдствіи времени такими же статьями подаванья сдѣлались даже епископскія каѳедры. Патроны и ихъ кліенты одинаково называли эти статьи «хлѣбомъ духовнымъ». Это было русское «кормленье», обращенное на церковныя мѣста и отчины».

Монастыри и церкви, со стороны подаванья, раздѣлялись на три разряда: на принадлежавшіе 1) митрополиту и епископамъ, 2) панамъ и 3) королю. Монастыри подаваемы были духовнымъ и свѣтскимъ лицамъ. Свѣтскіе настоятели монастырей жили въ нихъ съ семьями, къ общему соблазну народа. Свѣтскіе лица, для духовной справы, обязаны были имѣть въ монастырѣ викарія, духовное лицо.

Соловьевъ описываетъ такой случай: «Въ 1496 г. какой-то Григорій Поповичъ билъ челомъ великому князю Александру, просилъ у него Кіевскаго Михайловскаго монастыря, объявляя, что этотъ монастырь издавна великокняжеское подаванье; справившись, что объявленіе Григорія справедливо, Александръ велѣлъ отдать монастырь просителю съ тѣмъ, чтобъ онъ немедленно постригся въ монахи».

Знаменскій, въ свою очередь, такъ освѣщаетъ вопросъ объ участіи мірянъ въ церковныхъ дѣлахъ: «Важнѣйшею особенностью въ этомъ управленіи было весьма близкое участіе въ церковныхъ дѣлахъ мірянъ, — народа и православныхъ пановъ, въ которыхъ православная церковь, при указанномъ отношеніи къ ней правительства и ослабленіи своей собственной іерархіи, находила для себя единственную поддержку. Они слѣдили за употребленіемъ и цѣлостью церковныхъ имуществъ и за самымъ церковнымъ управленіемъ, протестовали противъ злоупотребленій владыкъ и другихъ духовныхъ лицъ и защищали церковные интересы предъ правительствомъ. Въ своихъ обширныхъ имѣніяхъ православные паны имѣли такое же право патроната надъ всѣми церквами и монастырями, какъ король въ имѣніяхъ королевскихъ и коронныхъ, и поддерживали ихъ противъ всякихъ покушеній со сторопы католиковъ. Такой же патронатъ имѣли свободныя городскія общины надъ своими приходскими церквами и надъ монастырями своей постройки. Это участіе мірянъ въ церковныхъ дѣлахъ замѣняло здѣсь такое же отношеніе къ церковнымъ дѣламъ правительства въ Московской Руси. Іерархія впрочемъ сильно имъ тяготилась и была всегда противъ него. Нельзя сказать, чтобы у нея не было въ этомъ случаѣ достаточныхъ резоновъ: и общинный и панскій патронаты могли приносить церкви большую пользу, давая ей сильную опору въ борьбѣ съ ея врагами, но могли быть и очень для нея вредными, потому что съ одной стороны патронами были не одни православные, но и католическіе паны, да и православные часто слишкомъ злоупотребляли правомъ патроната, съ другой стороны вліяніе мірянъ на церковныя дѣла стѣсняло власть не однихъ дурныхъ іерарховъ, которыхъ слѣдовало ограничивать въ ихъ дѣйствіяхъ, а одинаково съ ними и вполнѣ благонадежныхъ. Но, занявшись исключительно развитіемъ своей власти, выпрашивая у королей граматы о независимости своего суда и управленія отъ мірского вмѣшательства, іерархія не разбирала при этомъ полезнаго участія мірянъ въ церковныхъ дѣлахъ отъ вреднаго, хотѣла одинаково устранить отъ этихъ дѣлъ и католическихъ и православныхъ патроновъ, и городскія братства, отъ того обособлялась отъ мірянъ, дѣлалась одинокой и безсильной. Короли охотно давали просимыя граматы, потому что такое отдѣленіе іерархіи отъ народа развивало надъ нею ихъ собственную королевскую власть».

Епископы сначала избирались духовною властію и народомъ и утверждались королемъ. Но потомъ Сигизмундъ Старый, Сигизмундъ-Августъ и особенно Баторій, не довольствуясь этимъ, присвоили себѣ право назначенія епископовъ. Мало-по-малу короли награждали епископскими каѳедрами за военныя и гражданскія заслуги. Короли должны были содержать войско и свой придворный штатъ. Денегъ у нихъ на это не хватало. Монастыри и епископскія каѳедры дѣлались для нихъ хорошими доходными статьями. Вопреки постановленіямъ церковнаго собора 1509 г., короли назначали епископовъ и на епархіи, имѣвшія епископовъ. Иногда назначались ими митрополиты и епископы изъ свѣтскихъ лицъ, еще при жизни правящихъ епископовъ, съ правомъ наслѣдовать имъ по смерти. Такъ получили митрополію Сильвестръ (въ мірѣ Степанъ) Бельковичъ и Илья Куча. Нѣкоторые недостойные епископы отличались корыстолюбіемъ и алчностью, даже зазорною жизнью. Получивъ отъ королей епископства, они выпрашивали себѣ у нихъ первокласные монастыри и жизнью не отличались отъ пановъ. Горько жаловалось на такихъ епископовъ въ 1592 г. львовское братство константинопольскому патріарху Іереміи.

Кіевская митрополія старалась найти внѣшнюю опору въ константинопольскомъ патріархѣ и вошла съ нимъ въ тѣснѣйшее общеніе. Кіевскихъ митрополитовъ принято было ставить не иначе, какъ съ благословенія патріарха. Патріархъ принималъ близкое участіе и въ административныхъ дѣлахъ кіевской митрополіи, особенно касавшихся ея отношеній съ иновѣрнымъ государствомъ и защиты Православія отъ покушеній на него латинства. Но въ общемъ своемъ ходѣ внутреннее управленіе митрополіи въ Литвѣ, какъ и въ Москвѣ, велось независимо отъ патріарха, по порядкамъ и законамъ, принятымъ издревле при прежнихъ русскихъ князьяхъ. Изъ константинопольскихъ патріарховъ въ это время только Іеремія II посѣтилъ въ 1589 г. Западную Русь на обратномъ пути изъ Москвы.

Митрополиты жили обыкновенно въ Новогородкѣ литовскомъ, по временамъ ѣздили въ другіе города, особенно въ Вильну, какъ столицу, но Кіева не посѣщали болѣе 150 лѣтъ (до конца XVI в.). Только одинъ Св. Макарій въ 1497 г. отправился въ Кіевъ, чтобы разобраться въ тамошнихъ дѣлахъ. Въ Мозырскомъ уѣздѣ Минской губерніи онъ былъ убитъ крымскими татарами. Св. мощи его почиваютъ въ Кіево-Софійскомъ соборѣ.

Кіевъ считался удѣльнымъ княжествомъ. Правилъ тамъ съ 1362 по 1392 г. православный князь Владиміръ Бѣльскій, сынъ вел. кн. литовскаго Ольгерда и Іуліаніи, дочери тверскаго князя Александра Михайловича. Онъ поддерживалъ митр. Кипріана, когда святитель жительствовалъ въ Кіевѣ. Сынъ его Александръ (Олелько), женатый на Анастасіи, дочери вел. кн. Василія I, правилъ послѣ Ивана Ольгимантовича (Борисовича) Ольшанскаго (Гольшанскаго) съ 1443 по 1445 г. Защищалъ онъ свои владѣнія отъ татаръ. Отъ него пошли Олельки или Олельковичи, князья Слуцкіе и Копыльскіе. Послѣ смерти отца правилъ въ Кіевѣ кн. Симеонъ. Онъ отличался благочестіемъ и усердіемъ къ Церкви. Имъ обновлена была великая Лаврская церковь, разрушенная во время татарскаго разгрома Кіева. Симеонъ Олельковичъ былъ послѣднимъ православнымъ княземъ въ Кіевѣ. Послѣ его смерти въ 1471 г. Казиміръ Ягайловичъ, вел. князь литовскій (съ 1434), ставшій съ 1446 г. и королемъ польскимъ (ум. 1492), уничтожилъ княжеское достоинство въ Кіевѣ, обративъ его въ воеводскій городъ, и назначилъ воеводой тестя кн. Симеона литовскаго боярина Гастольда, не православнаго. Вскорѣ присланъ былъ въ Кіевъ латинскій епископъ и началась работа по насажденію католичества въ этомъ православномъ краѣ. Въ 1480 г. Казиміромъ запрещено было строить въ Вильнѣ новыя церкви и поновлять старые православные храмы.

Положеніе православныхъ ухудшилось при сынѣ Казиміра, вел. кн. литовскомъ Александрѣ, правившемъ съ 1492 по 1506 г. Въ 1495 г. соборъ русскихъ епископовъ избралъ и поставилъ митрополита Макарія, до этого архимандрита Троицкаго мон. въ Вильнѣ; послѣ чего отправилъ пословъ къ патріарху за благословеніемъ для митрополита. Патріархъ, одобривъ избраніе, указалъ впередъ безъ его вѣдѣнія не поставлять митрополитовъ. Св. Макарій въ 1497 г. былъ убитъ татарами въ с. Стриголовѣ, Минской губ. вблизи с. Мозыря. Его преемникомъ съ 1498 г. сталъ смоленскій епископъ Іосифъ Болгариновичъ.

Изъ Вильны писали въ 1499 г. объ Іосифѣ: «Въ нашего владыку дьяволъ вселился, и вмѣстѣ съ Сапѣгой отметникомъ они возстали на православную вѣру. Великій князь неволилъ государыню нашу, великую княгиню Елену, на проклятую латинскую вѣру. Да и все наше православное христіанство хотятъ окрестить; оттого наша Русь съ Литвой въ самой враждѣ». Въ это именно время Іоаннъ III обличалъ литовскихъ пословъ въ попыткахъ Іосифа совратить Елену въ унію и изъ-за этого и притѣсненій православныхъ воевалъ съ зятемъ, вел. кн. Александромъ. Изъ-за стѣсненій въ вѣрѣ перешли въ подданство Іоанна III князь Симеонъ Бѣльскій и другіе знатные православные литовцы русскаго происхожденія. Митр. Іосифъ вошелъ въ сношенія съ папой Александромъ VI, изъявляя желаніе принять унію. Но вскорѣ — въ 1501 г. — умеръ: «Посла на него Богъ вдругъ разслабу и едино лѣто пребысть въ томъ сану, и измѣнися живота».

На его мѣсто поставленъ былъ, избранный Еленой, ея бывшій духовникъ, затѣмъ архим. минскаго Вознесенскаго мон., Іона II (1503-07). Простой, но строгій, честный и ревностный архипастырь, онъ ободрилъ и укрѣпилъ паству въ вѣрѣ.

Въ послѣдніе годы своего правленія Александръ прекратилъ давленіе на супругу. Онъ ограждалъ имущественныя права православныхъ церквей, возвращалъ нѣкоторыя земли. Онъ одаривалъ ее имѣніями, а она изъ этихъ источниковъ и своихъ домовыхъ средствъ дѣлала пожертвованія на православныя церкви и монастыри въ Вильнѣ, Минскѣ и др. мѣстахъ.

Православные проявляли твердость. Каноникъ Сокранъ, свидѣтельствуя объ этомъ времени, въ книгѣ своей «Истолкователь заблужденій Русскихъ», пишетъ, что русскіе непоколебимы «въ схизматическихъ заблужденіяхъ своихъ. По упорству въ своей схизмѣ они не вѣрятъ никакой предлагаемой имъ истинѣ, не принимаютъ никакихъ убѣжденій, убѣгаютъ отъ ученыхъ католиковъ, даже мужей своего обряда, себя только считаютъ истинными послѣдователями апостольской и первобытной Церкви; и всѣ анаѳемы противъ себя изъ Рима считаютъ вѣчнымъ для себя благословеніемъ» (А. Н. Бахметева. Разсказы изъ Русской церковной исторіи, ч. II).

Братъ Александра, Сигизмундъ I Старый (1506-1548), бывшій вел. кн. литовскимъ и королемъ польскимъ, умный государь, старался хорошо относиться къ православнымъ. Но и онъ долженъ былъ все время считаться съ давленіемъ на него католиковъ. Онъ не препятствовалъ вел. кн. Еленѣ помогать православнымъ въ зап. Руси. Послѣ кончины въ 1513 г. она была погребена митр. Іосифомъ Солтаномъ въ Виленскомъ Пречистенскомъ соборѣ. Православное населеніе помогло королю въ трудной войнѣ, которую ему пришлось вести съ Россіей. Знаменитый полководецъ и твердый сынъ православной Церкви князь Константинъ Ивановичъ Острожскій, упрошенный королемъ стать во главѣ литовско-русскихъ отрядовъ, своею побѣдой надъ московскими войсками Василія III подъ Оршей (1514) остановилъ успѣхи послѣдняго. Все же по мирному договору Литва должна была вернуть Россіи древній Смоленскъ.

Смоленскій каштелянъ Мелешко говорилъ въ 1589 г. на варшавскомъ сеймѣ въ присутствіи короля Сигизмунда III: «Дорогá намъ память Сигизмунда I-го: онъ нѣмцевъ, какъ собакъ какихъ, не кормилъ, ляховъ съ ихъ хитростями весьма не жаловалъ, а Литву и нашу Русь страстно любилъ, и при немъ намъ было хорошо» (И. Чистовичъ. Очеркъ исторіи Западно-Русской Церкви, ч. I). Но, конечно, и для него интересы католической церкви стояли на первомъ мѣстѣ.

Тогдашній митрополитъ Іосифъ Солтанъ (1509-1521) увѣщевалъ свою паству вѣрно служить литовскому своему государю и многихъ самъ приводилъ къ присягѣ. Митр. Іосифъ III, ранѣе епископъ Смоленскій, одинъ изъ лучшихъ митрополитовъ зап.-рус. Церкви. Онъ происходилъ изъ знатнаго литовско-рус. рода, что давало ему возможность тверже держать себя. Съ благочестіемъ соединялось у него просвѣщеніе. Онъ хорошо былъ извѣстенъ королю Сигизмунду и патріарху. Будучи еще архимандритомъ Слуцкимъ, онъ побывалъ на Востокѣ и съ любовью изучалъ обыкновенія восточной Церкви. Все это дало ему возможность навести порядокъ въ зап.-русской Церкви, долгое время страдавшей отъ ряда нестроеній. Для этого въ 1509 г. онъ созвалъ большой соборъ въ Вильнѣ для исправленія дѣлъ церковныхъ. Соборъ строго осудилъ всякіе подкупы и искательства мѣстъ священнаго служенія и постановилъ, чтобы впредь избирать на это служеніе людей достойныхъ, послѣ должнаго испытанія и по установленному на то законному порядку. Епископамъ предписано было быть послушными митрополиту, не увлекаясь въ мірскія дѣла, а занимаясь церковными. Соборъ, строго осуждая злоупотребленія ктиторовъ и патроновъ своими правами, твердо опредѣлилъ имъ знать и соблюдать мѣру своихъ правъ и обязанностей. Священниковъ, служащихъ при церкви безъ благословенія архіерея, по волѣ одного пана, рѣшено было лишать сана.

Постановленіями собора духовенство хотѣло противодѣйствовать вредному вліянію иновѣрныхъ властей и пановъ. Митрополитъ, поддержаный кн. К. И. Острожскимъ, съ которымъ былъ особенно близокъ, просилъ Сигизмунда подтвердить королевской граматой всѣ права православной Церкви. Это было послѣднимъ исполнено въ 1511 г. Митр. Іосифъ приглашался королемъ создать церковную унію. Онъ въ отвѣтъ, по совѣту константинопольскаго патріарха, сослался на свою зависимость отъ него, не позволяющую ему самостоятельно предпринимать такое рѣшеніе.

Владыка Іосифъ, съ согласія короля, первый изъ кіевскихъ митрополитовъ присоединилъ къ титулу «и Галицкій». Въ эти двадцать съ лишнимъ лѣтъ православные въ литовской Руси пользовались миромъ и спокойствіемъ. Возобновлялись древнія обители, въ числѣ ихъ въ 1529 г. одна изъ древнѣйшихъ, Межигорская-Преображенская, съ 1240 г. лежавшая въ развалинахъ.

Митрополитъ Іосифъ былъ особенно близокъ съ кн. К. И. Острожскимъ и съ Александромъ Ходкѣвичемъ. Родъ князей Острожскихъ, потомковъ русскихъ князей, туровскихъ-пинскихъ или черниговскихъ, получилъ особое значеніе съ XIV в. Въ 1340-1349 гг. кн. Даніилъ Острожскій вооруженно защищалъ Галицко-Владимірское княжество отъ польскаго короля Казиміра. Сынъ его, умный, мужественный и отважный кн. Ѳеодоръ, держа сторону Свидригайла противъ короля, защищалъ Подолію и Волынь. Позднѣе онъ удалился въ Кіево-Печерскій мон. и преставился въ 1441-1442 г. инокомъ Ѳеодосіемъ, будучи затѣмъ причисленъ къ лику святыхъ. Сынъ его Василій соорудилъ, при дворцѣ своемъ, Богоявленскую церковь и основалъ Дерманскій мон. Внукомъ его былъ кн. Константинъ Ивановичъ Острожскій (1460-1530).

Занимая крупное положеніе въ литовско-русскомъ государствѣ, имѣя званіе «наивысшаго гетмана», обладая огромными средствами, онъ всѣмъ значеніемъ этимъ пользовался для покровительства и помощи Церкви. Чтобы упразднить запрещеніе сооружать православные храмы въ Вильнѣ, онъ, въ присутствіи знатныхъ русскихъ и литовцевъ, далъ передъ сраженіемъ при Оршѣ обѣтъ выстроить въ Вильнѣ двѣ каменныя церкви Св. Троицы и Св. Николая, если выиграетъ сраженіе. Побѣдивъ, онъ получилъ отъ короля право на это, чѣмъ нарушалось распоряженіе короля Казиміра. Сверхъ того, онъ обновилъ каѳедральный Пречистенскій соборъ. Строилъ онъ монастыри и храмы въ другихъ частяхъ государства. Приближаясь къ кончинѣ, владыка Іосифъ поручилъ князю митрополичью каѳедру и все достояніе ея. Онъ исполнялъ это завѣщаніе до самой кончины.

Происходя изъ стариннаго литовско-русскаго рода, Александръ Ивановичъ Ходкѣвичъ былъ Новогродскимъ воеводой и маршалкомъ вел. княжества Литовскаго. Вѣрный Православію, какъ и его предки, онъ отличался особымъ благочестіемъ и усердіемъ къ Церкви. Онъ былъ ктиторомъ Супрасльскаго мон. Митр. Іосифъ былъ его соктиторомъ. Они оба богато одаряли и устрояли обитель, получившую уставъ, основанный на древнихъ правилахъ монастырскаго общежитія. Супрасльскій мон. сталъ для всей православной Литвы примѣромъ. Тогда еще были и другіе знатные и богатые православные ктиторы и патроны, заботившіеся о монастыряхъ и церквахъ на своихъ земляхъ. Лишь небольшая часть пановъ и бояръ, и то, главнымъ образомъ въ Литвѣ, были въ тѣ времена католиками.

Извѣстна покровительствомъ христіанскому просвѣщенію въ половинѣ XVI в. княгиня Анастасія Ольшанская, супруга князя Заславскаго. Благочестивая сестра ея, Іуліанія, скончалась 16-ти лѣтъ, не позднѣе 1540 г. Погребена она была въ придѣлѣ великой Печерской церкви. Въ началѣ XVII в. мощи ея обрѣтены были нетлѣнными, и при нихъ совершались чудеса. Отецъ обѣихъ сестеръ, князь Георгій Дубровицкій-Ольшанскій, былъ однимъ изъ благотворителей Печерской Лавры.

Въ первой половинѣ XVI в. виднѣе прежняго стали проявлять дѣятельность на пользу родной Церкви особыя общества изъ среднихъ классовъ, называвшіяся братствами. Зародышъ братствъ коренится въ древнемъ и общемъ всей Россіи обычаѣ братчинъ, о которыхъ говорилось раньше. На западѣ Руси и въ Литвѣ братства стали устраиваться сначала лицами, занимавшимися одинаковымъ промысломъ и ремесломъ, при чемъ союзы эти освящались молитвой. Сперва въ него входили какъ православные, такъ и католики. Древнѣйшимъ братствомъ въ Вильнѣ было кушнерское. Составили его кушнеры-мѣховщики, скорняки. Съ 1538 года оно имѣло свой письменный чинъ или уставъ, утвержденный Сигизмундомъ I. Настоящее православное братство создалось въ Вильнѣ при каѳедральномъ соборѣ, почему называлось братствомъ дома Пречистыя Богородицы. Братство это получило благословеніе отъ митр. Іосифа и патріарха.

Въ описываемое время положеніе православныхъ въ Червонной Руси или Галиціи было несравненно тяжелѣе, чѣмъ на Руси литовской. Во второй части (стр. 108) отмѣчалось закрѣпленіе въ этой, захваченной поляками, русской землѣ, католичества установленіемъ латинскихъ епископскихъ каѳедръ. Польскіе короли раздавали на Руси, какъ они именовали Галицію, земли польскимъ панамъ. Количество православныхъ землевладѣльцевъ слабѣло. Поляки, чувствуя себя господами положенія, нерѣдко нападали на помѣстья русскихъ и захватывали ихъ. Король Владиславъ Ягайловичъ, старшій братъ Казиміра, особенно много земель роздалъ полякамъ. Почти всю Червонную Русь отдалъ онъ знатному и богатому семейству Одровонжей. Чтобы откупиться отъ нихъ православные позднѣе согласились уплатить Казиміру особую дань. Многіе жители бѣжали изъ Галиціи и уходили на востокъ, гдѣ приставали къ вольнымъ казакамъ.

Церковью въ Галиціи въ это время управлялъ митрополитъ Кіевскій чрезъ намѣстниковъ, именовавшихся справцами. Справецъ вѣдалъ, собственно, округомъ Галича. Проживалъ онъ въ имѣніи за городомъ. При существовавшей тамъ церкви жило высшее духовенство (крылосъ). Соборная церковь именовалась крылошанскою, а село — Крылосомъ.

Въ 1509 году король Сигизмундъ I далъ латинскому львовскому архіепископу право назначать этого справца, желая, какъ онъ выразился въ граматѣ: «по долгу христіанскому, чтобы схизматики въ Галиціи удобнѣе могли бы быть привлекаемы къ истинной вѣрѣ». Произошло же это тогда, когда кіевскіе митрополиты стали именоваться и галицкими. Права православныхъ стѣснены были до крайности. Ихъ свидѣтельства не признавались магистратомъ, они вносили десятину въ пользу латинскихъ приходовъ, магистратъ назначалъ православныхъ священниковъ, вносилась поголовная подать «за схизму». Помощи православнымъ ожидать было не откуда. Московскій государь былъ далеко и не могъ заступаться, какъ это дѣлалъ за единовѣрцевъ въ сосѣдней къ нему Литвѣ. Пришлось и тамъ сплотиться съ помощью братствъ. Въ 1544 г. было основано во Львовѣ, столицѣ Галиціи, первое — Св. Николаевское — братство.

Въ двадцатыхъ годахъ XVI в. за православныхъ галичанъ заступился кн. К. И. Острожскій. Король смягчилъ нѣсколько ихъ положеніе. Съ вѣдома латинскаго архіепископа королемъ былъ назначенъ митрополичій намѣстникъ, православный дворянинъ Гдашицкій, согласно граматѣ имѣющій наблюденіе надъ «попами и синагогами Русскаго обряда». Синагогами король называлъ православные храмы. Намѣстникъ, возведенный въ санъ львовскаго архимандрита, проявилъ большое усердіе въ пользу православія. Униженное и притѣсненное духовенство ободрилось. Начали возвращаться въ истинную Церковь отпавшіе отъ нея изъ страха. Архіепископъ всѣми способами добивался отъ короля удаленія ревностнаго намѣстника. Послѣдній былъ удаленъ. Намѣстникомъ архіепископъ назначилъ католика Сикора. Тщетны были жалобы галичанъ королю. Митр. Іосифъ III, съ своей стороны, назначилъ имъ намѣстника, но тотъ оказался неудачнымъ. Тогда православные всѣхъ сословій, съ участіемъ духовенства, выступая отъ «земли Русской и Подольской», выбрали намѣстникомъ львовскаго гражданина Макарія Тучапскаго. Митрополитъ, возведя его въ духовный санъ, утвердилъ въ этомъ званіи. Удалось получить на это согласіе короля. Архіепископъ заявилъ королю, что намѣстникъ поставленъ незаконно, безъ его согласія. Дѣло разсматривалось въ сеймѣ, который, конечно, принялъ сторону архіепископа. Галичане нашли, черезъ двухъ пановъ, доступъ къ корыстолюбивой королевѣ Бонѣ (урожд. Сфорца). Получивъ 200 воловъ, она добилась отмѣны королемъ привилегіи, заготовленной архіепископу, и предоставленія ея Тучапскому. Потомъ убѣдили короля отказаться отъ этого рѣшенія; галичане дважды дарили воловъ. Архіепископъ, опираясь на сеймъ, настаивалъ на своемъ. Тогда король посовѣтовалъ галичанамъ просить митрополита поставить имъ Тучапскаго въ епископа. Когда это было исполнено, король утвердилъ его. Возстановлена была древняя Галицкая епархія, независимая отъ львовскаго католическаго епископа.

Преемникъ Сигизмунда I, послѣдній изъ Ягеллоновъ, Сигизмундъ II Августъ (1548-1572), находясь подъ вліяніемъ усилившагося въ Польшѣ и Литвѣ протестантизма, относился къ вѣроисповѣднымъ разногласіямъ между своими подданными терпимо. Онъ предоставилъ христіанскимъ вѣроисповѣданіямъ полную свободу. Въ 1563 г. на Виленскомъ сеймѣ послѣдовало уравненіе православнаго шляхетства съ католиками. Тѣмъ самымъ отпадало постановленіе Городельскаго сейма. Но при томъ же либеральномъ въ вѣроисповѣдномъ вопросѣ королѣ появились и печальныя предвѣстія новыхъ бѣдствій для православной Церкви. Такими предвѣстіями были Люблинская унія и призваніе въ Польшу и Литву іезуитовъ.

Король былъ бездѣтнымъ и съ нимъ прекращалась династія Ягеллоновъ и тѣмъ самымъ та личная унія, которая существовала между Литвой и Польшей. Поляки желали еще до смерти Сигизмунда-Августа замѣнить личную унію уніей реальной — создать общее государство. Въ 1569 г. на сеймѣ въ Люблинѣ выдвинутъ былъ этотъ вопросъ. Литовцы сначала сильно противились этому, но принуждены были согласиться. Создалась Рѣчь Посполитая. Литва сохраняла извѣстную автономію, но, конечно, полякамъ принадлежала главная роль въ общемъ государствѣ и естественно усилилось значеніе католичества, хотя сеймомъ и было обѣщано православнымъ свободное вѣроисповѣданіе, употребленіе русскаго языка въ оффиціальныхъ документахъ и другія вольности. Печально было то, что вся Малороссія попадала въ непосредственное управленіе Польши. Поляки католики стали свободно проникать во всѣ литовскія и русскія земли, завладѣвать должностями, имѣніями, представительствомъ на сеймахъ и развивать свое вліяніе въ явный ущербъ интересамъ мѣстной народности и народной православной вѣры, къ которой они относились враждебно. Черезъ три года послѣ Люблинской уніи Сигизмундъ II Августъ умеръ. Польскій престолъ сталъ избирательнымъ и занимался королями, чуждыми Литвѣ и, тѣмъ болѣе, русскимъ областямъ. Недолго правилъ Бурбонъ Генрихъ, занявшій потомъ престолъ Франціи, а затѣмъ кн. Семиградіи или Трансильваніи Стефанъ Баторій (1575-1587), способный король, отличный полководецъ, побѣдившій Россію въ Ливонской войнѣ. Онъ былъ убѣжденнымъ католикомъ и очень покровительствовалъ іезуитамъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 278-289.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.