Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть третья.
Отъ раздѣленія митрополіи до учрежденія патріаршества.

Составъ западно-русской митрополіи. Духовное просвѣщеніе.

Во время войнъ Россіи съ литовско-польскимъ государствомъ происходило передвиженіе границъ, въ связи съ чѣмъ мѣнялся и составъ епархій Кіевской митрополіи. Въ 1500 г. отдѣлилась отъ послѣдней Черниговская епархія и вскорѣ была закрыта. Съ 1563 по 1579 г. часть Полоцкой епархіи, съ Полоцкомъ, находилась подъ властью московскаго митрополита.

Въ составъ митрополичьей каѳедры входили земли, образовавшія въ XV и XVI вв. воеводства Виленское, Трокское, Новогрудское и Кіевское, Галичину (позднѣе имѣвшую отдѣльнаго епископа) и Подолье. Стольнымъ городомъ митрополитовъ была Вильна, но они жили преимущественно въ Новогрудкѣ (Новгородкѣ). Каѳедральнымъ соборомъ въ Вильнѣ былъ соборъ Пречистыя Богородицы, именовавшійся обыкновенно Пречистенскимъ, основанный Ольгердомъ и освященный въ 1348 г. святителемъ Алексіемъ, тогда епископомъ Владимірскимъ. Въ 1511 г. соборъ былъ полностью перестроенъ на средства кн. К. И. Острожскаго и освященъ во имя Успенія Пресвятыя Богородицы. Въ немъ погребены Ольгердъ и супруга его Іуліанія, въ 1513 г. — вел. кн. Елена Іоанновна. Она завѣщала храму чудотворную икону Божіей Матери Одигитріи.

Въ Вильнѣ тогда существовало 18-20 церквей. Изъ нихъ наиболѣе извѣстныя: Пятницкая, основанная первой супругой Ольгерда Маріей, княжной Витебской, по преданію на мѣстѣ капища языческаго божества литовцевъ Ракутиса. Это былъ первый христіанскій храмъ въ столицѣ Литвы. Николаевская, у которой были погребены свв. мученики Іоаннъ, Антоній и Евстаѳій. Храмъ этотъ существовалъ до 1481 г. Святыя мощи перенесены были сначала въ Троицкій, въ половинѣ XVII в. въ Свято-Духовскій мон. Никольская (Перенесенская) воздвигнута была въ 1514 г. кн. К. И. Острожскимъ въ память побѣды, одержанной имъ надъ московскимъ войскомъ. Въ Вильнѣ были монастыри: Троицкій, Георгіевскій и Благовѣщенскій. Въ Св.-Троицкомъ мон., въ которомъ первую церковь воздвигла княгиня Марія, кн. К. И. Острожскій въ 1514 г. построилъ каменные храмъ и зданія, вмѣсто прежнихъ деревянныхъ. Въ обители сначала пребывала чудотворная икона Божіей Матери Остробрамская, вывезенная Ольгердомъ въ 1363 году изъ занятой имъ Корсуни-Херсонеса. Онъ передалъ ее княгинѣ Іуліаніи. Впослѣдствіи образъ былъ перенесенъ въ находившуюся вблизи монастыря часовню у Остраго или Русскаго конца города. Въ концѣ XV в., когда вокругъ Вильны была воздвигнута каменная стѣна, при остромъ концѣ ея были устроены главныя ворота въ видѣ башни, съ часовней внутри. Туда и была поставлена икона. Прежнее именованіе ея Корсунской стало забываться, и она стала называться Островратской, Островоротной. Когда русское названіе замѣнено было польскимъ «Остра Брама», икона и получила нынѣшнее именованіе. Въ началѣ XVII в. вице-канцлеръ вел. княжества Литовскаго Степанъ Пацъ и виленскіе бургомистры Дубовичи построили при часовнѣ католическій монастырь и отдали его кармелитамъ. Въ 1829 г., когда ликъ иконы былъ прочищенъ и промытъ, обнаружена была славянская хвалебная пѣснь «Честнѣйшую херувимъ».

Въ Трокахъ, столицѣ Кейстута и Витовта, потомъ главномъ городѣ Трокскаго воеводства, были двѣ церкви, составившія т. н. Трокскую архимандрію. Грамата Витовта, данная въ 1384 г., гласила: «Мы вел. кн. Витовтъ, нареченный во св. крещеніи Александръ, по просьбѣ и желанію великой княгини нашей Ульяны, дали трокскому нашему монастырю рождества Пречистой излучину трокскаго озера, чтó у большой дороги... Къ тому прибавили мы пустошь, землю и сѣножать» и пр. Его охраняли впослѣдствіи то намѣстники вел. князя, то разныя дворянскія фамиліи Литвы, тогда православныя. Въ Гроднѣ, древнемъ русскомъ городѣ, подпавшемъ потомъ подъ власть Литвы, уже въ XII в. было много каменныхъ церквей, и основанъ былъ на р. Нѣманѣ Борисоглѣбскій Коложскій мон. Выше упоминался Супрасльскій Благовѣщенскій мон., основанный въ 1498 г. на р. Супрасли, въ м. Гродкѣ. Первыми иноками его, по преданію, были монахи, вызванные съ Аѳона. Въ 1500 г. обитель перенесена была въ болѣе уединенное мѣсто, среди лѣсовъ, въ 20 верстахъ отъ Бѣлостока. Ходкѣвичами основанъ былъ и другой монастырь — въ м. Заблудовѣ, въ 14 в. отъ Бѣлостока. Въ 1568 г. гетманъ Григорій Ходкѣвичъ въ Заблудовскомъ мон. создалъ типографію. Въ 1576 г. типографія была закрыта или перенесена въ Супрасль. Въ Ковнѣ въ началѣ XVI в. упоминается Николаевская церковь. Въ м. Сурдегахъ (б. Ковенской г.) въ 1550 г. Анной Шишанкою-Ставецкою былъ основанъ Свято-Духовскій мон. Въ Новогрудкѣ, второмъ стольномъ городѣ, былъ каѳедральный Борисоглѣбскій соборъ; въ пол. XVI вѣка упоминается Свято-Троицкій мон. Вблизи Новогрудка продолжалъ существовать Лавришевскій мон.

Въ Слуцкомъ княжествѣ, гдѣ правилъ родъ князя Михаила Олельковича, старшаго брата послѣдняго православнаго князя кіевскаго, извѣстны были монастыри Св. Троицкій и Ильинскій. Въ Минскѣ были обители Вознесенская, Св. Троицкая и Николаевская; въ минскомъ уѣздѣ въ м. Соломеречьѣ, Покровскій мон., основанный кн. Соломерецкими въ первой половинѣ XVI в.

Кіевскія обители, подвергшіяся разгрому татарами, начали возобновляться съ XV в. и постепенно благоустрояться. Украшенію Лавры много способствовали князья Олельковичи. Наибольшее усердіе знатныхъ кіевскихъ родовъ привлекалъ Пустынно-Николаевскій мон.

Черниговъ, со всею Сѣверскою страной, подпалъ подъ власть Литвы съ 1320 г. Только въ 1503 г. вел. кн. Іоаннъ III отобралъ у литовцевъ Сѣверскую землю. Черниговскіе епископы, именовавшіеся съ 1215 г. и брянскими, до 1415 г. зависѣли отъ московскаго митрополита, съ 1415 — отъ кіевскаго, съ 1503 г. опять перешли подъ власть московской митрополіи. Когда въ 1515 г. возвращенъ былъ Россіи Смоленскъ, черниговская епархія присоединена была къ Смоленской. Епископы именовались Смоленскими и Брянскими до 1549 г., когда вновь была возстановлена Черниговская епархія. Въ Смоленской епархіи было 11 обителей, изъ которыхъ особенно знамениты Троицкій Болдинскій мон. (съ 1526) и Предтечевъ Вяземскій (съ 1542).

Полоцкая епархія обнимала въ разсматриваемое время воеводства Полоцкое, Витебское и Мстиславское. Полоцкъ, захваченный литовцами, въ 1563 г. былъ отобранъ царемъ Іоанномъ IV, но въ 1579 г. снова завоеванъ королемъ Стефаномъ Баторіемъ. Въ немъ было много монастырей, въ числѣ ихъ древніе: Спасскій въ урочищѣ Сельцѣ, изъ котораго преп. Евфросинія предприняла паломничество въ Іерусалимъ, гдѣ и преставилась; Петровскій, основанный кн. Михаиломъ около 1235 г.; Борисоглѣбскій или Бѣльчицкій, сооруженный кн. Борисомъ Гинвиловичемъ, внукомъ литовско-новогрудскаго кн. Мингайла, овладѣвшаго Полоцкомъ въ 1190 г. Витебское княжество было присоединено къ Литвѣ въ 1320 году по смерти кн. Ярослава Васильевича, выдавшаго дочь свою Марію за Ольгерда. Въ Витебскѣ былъ Пречистенскій жен. мон. Въ Мстиславлѣ, подпавшемъ въ 1359 г. подъ литовское владычество, и вблизи его, были монастыри: Нагорный Николаевскій, Пустынскій, Онуфріевскій. Въ Могилевѣ, входившемъ въ составъ Мстиславскаго воеводства, находился Спасскій мон. Въ Полоцкой землѣ, больше чѣмъ въ другихъ мѣстахъ Россіи, было монастырей. Полоцкому архіепископу подчинено было православное населеніе г. Риги, которое имѣло свою Николаевскую церковь. Каѳедрой полоцкихъ епископовъ былъ Софіевскій соборъ (И. Чистовичъ).

Послѣ татарскаго разгрома епископская каѳедра была перенесена изъ Турова въ Пинскъ. Пинскъ входилъ сначала въ составъ Туровской епархіи. Епископы пинскіе пребывали большею частью въ Лещинскомъ мон., потомъ имѣли свой домъ при Дмитріевской церкви.

Стольнымъ городомъ Владиміро-Брестскихъ епископовъ былъ Владиміръ, въ которомъ находился Спасскій мон. Въ Владимірскомъ повѣтѣ находился монастырь Честный Крестъ; въ Ковельскомъ уѣздѣ — Николаевскій Милецкій. Въ Кобринѣ православными кобринскими князьями основанъ былъ въ XV в. Спасскій мон. Въ Подляшьѣ (страна между рѣками Бугомъ и Наревомъ, къ сѣверу отъ Бреста) существовали въ Дрогичинѣ монастыри Св. Троицкій и Спасскій; въ Бѣльскѣ — Николаевскій; въ Брестѣ — Симеоновскій; Михайловскій въ Гущѣ, Воскресенскій Корецкій, Троицкій Ясногородскій. Владимірская епархія считалась одной изъ самыхъ богатыхъ. Каѳедрой епископовъ былъ Успенскій соборъ во Владимірѣ.

Луцко-Острожская епархія, простиравшаяся на югъ отъ Владимірской, включала въ себя города: Луцкъ, Острогъ, Дубно, Дермань, Заславль и Кременецъ. Епископская каѳедра учреждена была въ Луцкѣ еще въ XIII в. Въ городѣ существовали древніе монастыри Пречистенскій и Васильевскій. Кн. Любартъ Гедиминовичъ, первый правитель Волыни изъ литовскихъ князей, украсилъ соборный храмъ Іоанна Богослова, находившійся въ луцкомъ замкѣ, и надѣлилъ его селеніями. Въ 1384 г. Луцкъ перешелъ подъ власть Гедимина и былъ его столицей на Волыни. Преемникъ его, Свидригайло, жилъ въ немъ съ 1433 г. и умеръ въ 1452 г. Въ это время въ Луцкѣ было до 22 православныхъ храмовъ. Вблизи Луцка были Спасскія обители: Чернчицкая, надъ р. Стырею, и Красносельская, извѣстная къ 1429 г. Въ Луцкомъ уѣздѣ находился Никольскій Жидичинскій мон., основанный въ концѣ XV в. и Богородичный Пересопницкій, о которомъ вѣрныя свѣдѣнія имѣются съ XVI в. Тогда король Александръ отдалъ его «въ поданье» кн. Ѳеодору Мих. Чарторыйскому. Сынъ его былъ еще православнымъ, внукъ совращенъ іезуитами въ католичество.

Съ именемъ Острога связаны воспоминанія о знаменитыхъ князьяхъ Острожскихъ, о которыхъ упоминалось выше. Въ ихъ владѣніяхъ находились с. Дермань съ Св. Троицкимъ мон. и Дубно съ Преображенской и Крестовоздвиженской обителями. Дерманьскій мон. (въ 20 в. отъ Острога) основанъ въ XV в.; во второй половинѣ XVI в. кн. Константинъ Константиновичъ Острожскій учредилъ въ немъ для пользы Церкви типографію. Въ настоятели сей обители кн. Острожскій выпросилъ у Александрійскаго патріарха ученаго мужа Исаакія, б. протосинкелла патріаршаго. Въ Дубненскомъ мон. 20 лѣтъ былъ настоятелемъ преп. Іовъ, потомъ игуменъ Почаевскій. Въ принадлежавшемъ Острожскимъ м. Степани былъ Михайловскій мон. Въ Заславѣ, прежнемъ Изяславѣ, подаренномъ кн. Владиміромъ супругѣ своей Рогнѣдѣ и сыну Изяславу, находился Троицкій дѣвичій мон. Въ Кременцѣ — обитель, основанная Даніиломъ Галицкимъ. Извѣстны овручскіе Богородичный и Іоакимоанновскій монастыри. Существовалъ монастырь въ епископскомъ имѣніи Дутвешцахъ.

Въ древней русской Холмской епархіи, оказавшейся потомъ подъ Польшею, православная церковь существовала еще въ XV в. въ г. Казимірѣ. Монастыри имѣлись: каѳедральный Рождественскій въ Холмѣ, Спасскій въ 10 в. отъ Холма, въ Замостьѣ и въ Люблинѣ, основанный въ 1588 г. Въ 1533 г. король Сигизмундъ I отнялъ отъ православной каѳедры ея владѣнія.

Во Львовской епархіи въ это время существовали монастыри: Даниловъ, Георгіевъ, опустошенный въ 1340 г. и потомъ возобновленный для православія, Верхратскій въ жоховскомъ уѣздѣ, Синеводскій въ стрыйскомъ у., позднѣе головчинскій Преображенскій (прежде 1555 г.), уневскій Успенскій, основанный около 1460 г. и еще прежде того Онуфріевъ. Въ граматѣ 1407 г. Перемышльской каѳедры упоминаются: «монастырь Гручевичъ, Николаевъ, близъ Перемышля, св. Спаса, мон. Сосаннинъ, Смольница, Лавровъ, св. Онуфрія». — И затѣмъ прибавлено, «и всѣ другіе монастыри, находящіеся подъ управленіемъ владыки». Лавровъ мон. находился въ самборскомъ округѣ, а Спасскій — близъ самого Самбора. (Архіеп. Филаретъ).

Въ XV и XVI вв. въ Юго-Западной Руси имѣлись низшія училища при церквахъ и монастыряхъ. Онѣ, однако, мало помогали образованію, о чемъ, какъ отмѣчаетъ Чистяковъ, писалъ южно-русскій авторъ «Перестроги»: «были великіе ревнители между князьями, которые съ великими издержками, церквей и монастырей намуровали, и маетностями ихъ снабдили, золотомъ и серебромъ украсили, но, что было всего потребнѣе, школъ постоянныхъ не фундовали». Большею частью знаніе ограничивалось церковно-книжной начитанностью. Помогали образованію сношенія съ православнымъ Востокомъ, чему способствовали духовныя лица изъ Греціи и съ Аѳона, часто посѣщавшія южную Русь и подолгу тамъ пребывавшія. Высшія училища созданы были во Львовѣ и Острогѣ, снабжая учителями другія училища въ краѣ.

Позднѣе въ 1581 г., іезуитъ Поссевинъ жаловался папѣ, что «нѣкоторые русскіе князья, каковы Острожскій, Слуцкій, имѣютъ свои училища, въ которыхъ питается ихъ расколъ». Сосредоточившіеся въ Острогѣ православные ученые занимались изданіемъ священныхъ и богослужебныхъ книгъ и сочиненій въ защиту православія. Въ одномъ изъ острожскихъ изданій тамошней школѣ или содружеству ученыхъ присваивалось названіе Академіи.

Пріобрѣли значеніе типографіи. Выше упоминалось о таковой въ Заблудовѣ, имѣніи гетмана Ходкѣвича. Устроили ее бѣжавшіе изъ Москвы въ Литву діаконъ Иванъ Ѳедоровъ и Петръ Тимоѳѣевъ Мстиславецъ. Въ 1568-69 г. они напечатали въ ней Евангеліе учительное, въ 1569-70 г. Псалтирь. По смерти Ходкѣвича (1569 г.), Мстиславецъ перешелъ въ Вильну, гдѣ, по порученію братьевъ Мамоничей, завелъ типографію. Въ 1574-75 г. имъ напечатано было служебное Евангеліе. Ѳеодоровъ изъ Заблудова перебрался въ Львовъ; въ созданной имъ типографіи онъ напечаталъ Апостолъ. Вызванный вскорѣ въ Острогъ, онъ и тамъ устроилъ типографію, въ которой напечаталъ въ 1580 г. «Псалтирь и Новый Завѣтъ», а въ 1581 г. полную Славянскую Библію. Вернувшись во Львовъ, онъ умеръ въ 1583 г. въ крайней бѣдности. Какъ отмѣчалось выше, кн. К. К. Острожскій создалъ типографію и въ Дерманьскомъ мон. (Чистовичъ).

До Острожской Библіи извѣстна была въ Западной Руси «Библіа русска» Франциска Скорина, написанная церковно-славянскимъ языкомъ, съ примѣсью малорусскихъ и бѣлорусскихъ словъ. Въ ней много словъ и оборотовъ чешскихъ и польскихъ. Природный русскій, уроженецъ Полоцка, Скорина обучался въ пражскомъ университетѣ, и въ Прагѣ же перевелъ Ветхій Завѣтъ изъ чешской Библіи. Новый Завѣтъ, повидимому, исправлялся имъ по старымъ славянскимъ рукописямъ. Въ «Библіа русска», напечатанную въ 1517-19 гг., вошли 22 книги Ветхаго Завѣта. Она не пользовалась уваженіемъ у православныхъ. (Чистяковъ).

Писарь великаго княжества литовскаго Михаилъ Гарабурда выпросилъ списокъ полной Библіи у царя Іоанна IV и доставилъ его кн. Острожскому. Послѣдній отыскивалъ, кромѣ того, древніе списки священныхъ книгъ на православномъ Востокѣ и въ Италіи. Избранъ былъ такой списокъ греческаго перевода LXX, который былъ наиболѣе согласенъ съ еврейскимъ текстомъ и съ славянской Библіею, присланною царемъ Іоанномъ. Трудъ пересмотра совершили, по свидѣтельству холмскаго епископа Іакова Суши, смотритель острожскихъ школъ Герасимъ Смотрицкій и Иванъ Ѳедоровъ, знавшій греческій языкъ. Евангеліе Острожской Библіи особенно сходно съ Остромировымъ. Московское изданіе Библіи 1663 г. было повтореніемъ острожскаго изданія, лишь съ нѣкоторыми измѣненіями въ орѳографіи. (Чистовичъ).

Духовному просвѣщенію способствовалъ, жившій на Волыни съ 1564 по 1583 г., кн. Андрей Михайловичъ Курбскій, потомокъ старшей линіи Мономаховичей. Онъ проявлялъ большое усердіе къ переводу писаній св. Отцевъ на церковно-славянскій языкъ. Онъ же особенно полезенъ былъ въ этой части Руси, подвергавшейся латинской и протестантской пропагандѣ, своими знаніями и, въ особенности, твердостью въ стояніи за Православіе. Временами Курбскій не останавливался передъ укорами, обращаемыми къ кн. К. К. Острожскому, склонному порою къ соглашательству. Ту же твердость проявлялъ, бѣжавшій въ Литву, б. игуменъ Троицкаго Сергіева мон., старецъ Артемій, о которомъ упоминалось выше.

Большое волненіе среди православныхъ вызвали попытки короля Стефана Баторія заставить православныхъ принять новый грегоріанскій календарь, введенный имъ въ 1582 г. въ Польшѣ и Литвѣ. Въ 1583 г. въ Галиціи латинскій архіепископъ, наканунѣ праздника Рождества Христова, силой запечаталъ православныя церкви. Львовское братство сорвало печати. Епископъ львовскій Гедеонъ внесъ протестъ въ городскія книги. Поддержанъ онъ былъ, при бездѣйствіи митрополита Онисифора, княземъ Острожскимъ и др. православными панами. Въ 1585 г. король издалъ универсалъ, которымъ дозволилъ православнымъ остаться при старомъ юліанскомъ календарѣ. Къ этому времени относятся полемическія книги: «О римскомъ календарѣ» Герасима Смотрицкаго и просвѣщеннаго острожскаго священника Василія «о единой истинной православной вѣрѣ».

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 290-296.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.