Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть третья.
Отъ раздѣленія митрополіи до учрежденія патріаршества.

Призваніе іезуитовъ въ польско-литовское государство.

Король Сигизмундъ II Августъ не былъ ревностнымъ католикомъ и даже охотно прислушивался къ ученію протестантовъ, пустившихъ корни въ его государствѣ. Лютеръ почтилъ его посвященіемъ своей Библіи, а Кальвинъ — своего толкованія посланія св. ап. Павла къ Евреямъ. Силенъ былъ протестантизмъ въ Литвѣ, гдѣ рьянымъ исповѣдникомъ его былъ кн. Николай Черный Радзивилъ. Онъ владѣлъ почти половиной Литвы и могъ вліять на короля черезъ свою двоюродную сестру Варвару Радзивилъ, любимую супругу короля. Всюду въ Польшѣ и Литвѣ раздавались протестантскія проповѣди, строились кирхи, заводились школы и типографіи. Правда, въ самомъ протестантствѣ не было единства. Съ приверженцами Лютера враждовали кальвинисты; появились аріане и социніане. Новыя ученія захватывали цѣлые приходы, даже часть католическаго духовенства. Въ особенности, поддавались пропагандѣ знатныя семьи, въ числѣ ихъ и православныя. Между католическими епископами не было единства. Враждовали главные епископы, Яковъ Уханскій, архіеп. Гнѣзненскій, и Филиппъ Падневскій, еп. Краковскій, при чемъ первый проявлялъ явную склонность къ протестантизму, надѣясь стать независимымъ главой польскаго духовенства. Обезпокоенный папа Пій V отправилъ къ королю своего посла Коммендоне, который сумѣлъ мягкими внушеніями доказать Сигизмунду опасность, которая можетъ проистечь для государства отъ религіозныхъ войнъ. Въ 1565 г. умеръ Черный Радзивилъ. Ставшій послѣ него главой протестантовъ Николай Рыжій Радзивилъ по своему значенію у послѣднихъ не могъ сравниться съ покойнымъ двоюроднымъ братомъ. Въ то же время епископъ Виленскій, Валеріанъ Проташевичъ, помышляя о борьбѣ съ протестантами, обратился за совѣтомъ къ кардиналу Гозіушу, епископу Варминскому въ Пруссіи. Предсѣдательствовавъ на Тридентскомъ соборѣ, онъ считался столпомъ католицизма. Тотъ посовѣтовалъ ему прибѣгнуть къ помощи іезуитовъ.

Іезуитскій монашескій орденъ былъ учрежденъ въ 1534 г. Игнатіемъ Лойолой, называвшимъ его обществомъ Іисуса (Іезуса), поставивъ ему задачей бороться противъ: «адскихъ чудовищъ и порожденій сатаны». Къ обычнымъ монашескимъ обѣтамъ присоединенъ былъ въ этомъ орденѣ обѣтъ безпрекословнаго повиновенія папѣ. Въ 1540 г. папа Павелъ III утвердилъ орденъ, папа Юлій III расширилъ его привиллегіи. Генералъ ордена, зависимый только отъ папы, пользовался неограниченными полномочіями. Въ орденѣ установлена была желѣзная дисциплина. Іезуиты для достиженія понимаемой ими благой цѣли могли примѣнять всѣ средства. Источниками ихъ могущества были исповѣдь, миссіонерство, воспитаніе юношества.

Во исполненіе совѣта кардинала Гозіуша епископъ Проташевичъ основалъ въ Вильнѣ іезуитскій коллегіумъ подъ управленіемъ Станислава Варшевицкаго. Въ 1571 г. устроена была іезуитская коллегія въ Ярославлѣ, сдѣлавшаяся центромъ католической пропаганды въ Галиціи. Итоги дѣятельности іезуитовъ оказались успѣшными. Вскорѣ и Радзивилы стали ревностными католиками; ихъ примѣру слѣдовали другія протестантскія семьи.

Особенно помогалъ іезуитамъ Стефанъ Баторій (Обатура), князь Семиградскій, избранный королемъ въ 1573 г. (ум. 1587). Онъ далъ въ 1579 г. права академіи виленской коллегіи. Ректоромъ ея орденъ назначилъ Петра Скаргу, одного изъ ученѣйшихъ и хитрѣйшихъ іезуитовъ, блестящаго оратора. Онъ поднялъ значеніе академіи, въ которую русское и литовское дворянство отдавало своихъ дѣтей. Изъ нихъ вырабатывались отступники отъ православія. Въ 1586 г. въ ней было до 700 учениковъ и болѣе 50 учительскаго персонала. Скарга написалъ сочиненіе: «О единствѣ церкви Божіей и о греческомъ отъ сего единства отступленіи» (1577 г.). Король Стефанъ стремился насаждать іезуитовъ въ русскихъ земляхъ, цѣня ихъ какъ проводниковъ ополяченія и окатоличенія. Баторій, взявъ въ 1579 г. Полоцкъ, основалъ тамъ іезуитскую коллегію, отдавъ въ ея распоряженіе мѣстныя православныя церкви и обители, кромѣ владычнихъ. Іезуиты сразу открыли въ Полоцкѣ семинарію для воспитанія юношества. Кромѣ Скарги большую дѣятельность развивалъ въ Литвѣ іезуитъ Антоній Поссевинъ, оставшійся здѣсь послѣ своей неудачи въ Москвѣ. Онъ занялся изданіемъ сочиненій, направленныхъ къ совращенію православныхъ.

Соловьевъ такъ опредѣляетъ положеніе въ тогдашнихъ польскихъ владѣніяхъ: «Ученіе Лютера и его развѣтвленія, какъ мы видѣли, быстро распространилось въ польскихъ владѣніяхъ; какъ вездѣ, такъ и здѣсь, католицизмъ, обнаруживая сильное противодѣйствіе врагу, выставилъ свое знаменитое ополченіе — іезуитовъ. Іезуиты, благодаря своимъ ловкимъ пріемамъ, осилили протестантизмъ, больной и слабый раздѣленіемъ. Но осиливъ протестантизмъ, іезуиты немедленно обратили вниманіе на болѣе опаснаго врага — на старинное, пустившее въ народѣ глубокіе корни, исповѣданіе Восточное, или Русское: противъ него направлены были теперь усилія іезуитовъ; противъ него возбужденъ ими фанатизмъ католическаго народонаселенія; противъ него, по ихъ внушеніямъ, дѣйствуетъ правительство, отуманенное фанатизмомъ, неумѣющее разобрать собственнаго интереса, думающее, или по крайней мѣрѣ, желающее другихъ заставить думать, что унія церковная скрѣпитъ унію государственную, — надежда основательная только въ томъ случаѣ, если бы эта унія совершилась спокойно, безъ насилія. Противъ Русской вѣры направлены іезуитами безпокойныя силы школьной молодежи; противъ нея говорятъ они проповѣди и пишутъ ученыя разсужденія; противъ нея дѣйствуютъ они въ домахъ и школахъ, отрывая русскую молодежь отъ вѣры отцовской».

Все напряженнѣе велась въ Западной Руси подготовка къ церковной уніи, исторія которой будетъ изложена въ части четвертой.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 297-299.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.