Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть четвертая.
Патріаршество.

Установленіе патріаршества.

Въ правленіе Іоанна IV Грознаго Россія стала царствомъ. Приспѣло время великому государству имѣть вполнѣ самостоятельнаго высшаго главу Церкви — Патріарха.

Царемъ, Помазанникомъ Божіимъ, былъ съ 1584 г. Ѳеодоръ Іоанновичъ. Соловьевъ опредѣляетъ его такъ: «Онъ простъ, слабоуменъ, но очень ласковъ, тихъ, милостивъ и чрезвычайно набоженъ. Обыкновенно встаетъ онъ около четырехъ часовъ утра. Когда одѣнется и умоется, приходитъ къ нему отецъ духовный съ крестомъ, къ которому царь прикладывается. Затѣмъ крестовый дьякъ вноситъ въ комнату икону Святаго, празднуемаго въ тотъ день, передъ которой царь молится около четверти часа. Входитъ опять священникъ со Святою водою, кропитъ ею иконы и царя». Вмѣстѣ съ царицей Ириной Ѳеодоровной царь шелъ къ заутрени. «Возвратясь изъ церкви, царь садится въ большой комнатѣ, куда являются на поклонъ бояре, находящіеся въ особенной милости. Около девяти часовъ царь ѣдетъ къ обѣднѣ, которая продолжается два часа». Послѣ обѣда и сна идетъ къ вечернѣ. «Каждую недѣлю царь отправляется на богомолье въ какой-нибудь изъ ближайшихъ монастырей...». Сему набожному и благочестивому монарху и надлежало проявить починъ въ дѣлѣ установленія патріаршества.

Архіеп. Филаретъ считаетъ естественнымъ, что именно царь Ѳеодоръ желалъ почтить саномъ патріарха митрополита всея Россіи, котораго русское благочестіе еще съ половины XVI в. начинало называть святѣйшимъ. Далѣе онъ пишетъ: «Къ тому же надежда найти въ русскомъ патріархѣ защиту православію, угнетенному на Востокѣ игомъ мусульманства, а съ запада тѣснимаго папизмомъ, также располагала желать сана патріаршаго для русскаго митрополита. Между тѣмъ, Господь творилъ Свое. Онъ готовилъ въ патріархѣ защиту Россіи на близкое время скорбей, которыхъ еще не видѣли люди. И Онъ-то незримо устроялъ обстоятельства такъ, что патріаршество русское явилось какъ бы по внезапному стеченію случаевъ».

Въ 1586 г. прибылъ въ Москву, для полученія милостыни въ пользу своей Церкви, антіохійскій патріархъ Іоакимъ. Это былъ первый случай пріѣзда въ Москву одного изъ патріарховъ. При встрѣчѣ его въ Успенскомъ соборѣ, митрополитъ Діонисій благословилъ его прежде нежели самъ принялъ отъ него благословеніе. Іоакимъ поговорилъ слегка, что пригоже было митрополиту отъ него принять благословеніе напередъ, да и пересталъ. Этимъ со стороны митр. Діонисія подчеркивалась особенность положенія московскихъ первосвятителей, болѣе ста лѣтъ пользовавшихся уже самостоятельностью.

Во время пребыванія Іоакима въ Москвѣ, царь предложилъ Боярской Думѣ и высшему духовенству обсудить вопросъ о патріаршествѣ. «По волѣ Божіей, въ наказаніе наше, восточные патріархи и прочіе святители только имя носятъ, власти же едва ли не всякой лишены; наша же страна благодатію Божіей, во многорасширеніе приходитъ, и потому я хочу, если Богу угодно и писанія божественныя не запрещаютъ, устроить въ Москвѣ высочайшій престолъ патріаршескій; если вамъ угодно, объявите; по моему, тутъ нѣтъ поврежденія благочестію, но еще больше преуспѣянія вѣрѣ Христовой».

Духовенство и бояре похвалили желаніе царя Ѳеодора, но прибавили, что для выполненія его необходимо согласіе всей Церкви Восточной, «да не скажутъ пишущіе на Святую нашу вѣру Латыны и прочіе еретики, что въ Москвѣ патріаршій престолъ устроился одною царскою властію». Патріарха освѣдомили о желаніи царя, и онъ обѣщалъ предложить этотъ вопросъ сужденію другихъ патріарховъ. Вслѣдствіи этого, вслѣдъ отбывшему патріарху, отправлены были нарочные въ Константинополь съ граматами царя.

Лѣтомъ 1587 г. прибылъ въ Москву грекъ Николай, сообщившій, что патріархи константинопольскій и антіохійскій уже созывали соборъ и послали за патріархами александрійскимъ и іерусалимскимъ. Послѣ ихъ общаго совѣщанія присланъ будеть въ Москву патріархъ іерусалимскій съ наказомъ объ учрежденіи патріаршества. Это предположеніе не осуществилось, вслѣдствіе печальныхъ событій, происшедшихъ въ Царьградѣ и заставившихъ константинопольскаго патріарха Іеремію самому предпринять путешествіе въ Москву.

Лѣтомъ 1588 г., вмѣсто ожидавшагося патріарха іерусалимскаго, въ Смоленскъ прибылъ константинопольскій патр. Іеремія. Смоленскіе воеводы получили выговоръ за то, что патріархъ прибылъ къ нимъ «безвѣстно». Епископу смоленскому царь указывалъ торжественно встрѣтить Іеремію и «чтить его честно, точно такъ же, какъ митрополита нашего чтите». Приставу, отправленному сопровождать патріарха наказано было выяснить цѣль его поѣздки и «есть ли съ нимъ отъ всѣхъ патріарховъ съ соборнаго приговора къ государю приказъ». По прибытіи патріарха въ Москву, онъ былъ почтительно принятъ царемъ. Въ послѣдовавшей затѣмъ бесѣдѣ съ Годуновымъ, Іеремія повѣдалъ ему свои скорби.

Одинъ отступникъ грекъ донесъ султану Амурату, что Іеремія очень богатъ и храмъ его владѣетъ огромными сокровищами. Былъ и соискатель патріаршаго престола. Султанъ опредѣлилъ быть патріархомъ Ѳеолипту. Когда Іеремія напомнилъ ему о клятвѣ султана Магомета II за себя и преемниковъ не вмѣшиваться въ христіанскія дѣла, то тотъ сослалъ его на о. Родосъ, гдѣ онъ и пробылъ четыре года. Амуратъ отставилъ и Ѳеолипта, ограбилъ храмъ, превратилъ его въ мечеть, и возвратилъ Іеремію. «Тогда», разсказывалъ патріархъ Іеремія Борису Годунову, «обливаясь слезами, вымолилъ я у Амурата позволеніе ѣхать въ христіанскія земли для милостыни, чтобы построить новый храмъ истинному Богу. Слышавъ о таковомъ благочестивомъ царѣ, пришелъ я сюда, чтобы помогъ намъ царь въ нашихъ скорбяхъ».

Царь Ѳеодоръ, выслушавъ сообщеніе Бориса Годунова о бесѣдѣ съ Іереміей и подумавъ съ царицей Ириной, говорилъ боярамъ: «Велѣлъ намъ Богъ видѣть къ себѣ пришествіе патріарха Цареградскаго, и мы о томъ размыслили, чтобъ въ нашемъ государствѣ учинить патріарха, кого Господь Богъ благоволитъ; если захочетъ быть въ нашемъ государствѣ Цареградскій патріархъ Іеремія, то ему быть патріархомъ въ начальномъ мѣстѣ Владимірѣ, а на Москвѣ быть митрополиту попрежнему; если же не захочетъ Цареградскій патріархъ быть во Владимірѣ, то на Москвѣ поставить патріарха изъ московскаго собора». Переговоры объ этомъ поручено было вести Годунову. Іеремія сказалъ послѣднему: «Будетъ на то воля великаго государя, чтобъ мнѣ быть въ его государствѣ — я не отрекаюсь; только мнѣ во Владимірѣ быть невозможно, потому что патріархи бываютъ всегда при государѣ: а то что за патріаршество, что жить не при государѣ?». Царь снова собралъ бояръ и говорилъ имъ: «Патріархъ Іеремія Вселенскій на Владимірскомъ и всея Руси патріаршествѣ быть не хочетъ; а если мы позволимъ ему быть въ своемъ государствѣ на Москвѣ, на патріаршествѣ, гдѣ теперь отецъ нашъ и богомолецъ Іовъ митрополитъ, то онъ согласенъ. Но это дѣло нестаточное: какъ намъ такого сопрестольника великихъ чудотворцевъ и достохвальнаго житія мужа, святаго и преподобнаго отца нашего и богомольца Іова митрополита отъ Пречистой Богородицы и отъ великихъ чудотворцевъ изгнать, а сдѣлать греческаго закона патріарха, а онъ здѣшняго обычая и русскаго языка не знаетъ, и ни о какихъ дѣлахъ духовныхъ намъ съ нимъ говорить безъ толмача нельзя». Годуновъ съ дьякомъ Щелкаловымъ отправился снова къ Іереміи. Въ бесѣдѣ съ нимъ было рѣшено, что онъ поставитъ патріархомъ митрополита Іова и дастъ благословеніе впредь патріархамъ поставляться въ Россійскомъ царствѣ отъ митрополитовъ, архіепископовъ и епископовъ (Соловьевъ).

Соловьевъ подводитъ итогъ этимъ переговорамъ: «Наши предки въ описываемое время жили тою жизнію, когда свой обычай составляетъ все; отсюда понятно, какъ страшно было имѣть патріархомъ человѣка, незнающаго русскаго обычая, человѣка греческаго закона. Мало того, — нужно было рѣшиться на дѣло страшно тяжелое: отвергнуть человѣка, котораго уже привыкли видѣть на такомъ высокомъ мѣстѣ, каково было митрополичье; для Вселенскаго патріарха Іереміи не могли придумать чести высшей, какъ та, которая воздавалась митрополиту Іову, — и вотъ этого Іова надобно безвинно лишить этой чести, прогнать! Понятно, слѣдовательно, что не по однимъ личнымъ отношеніямъ Годунова къ Іову настаивали, чтобъ Іеремія жилъ во Владимірѣ».

10 января 1589 г. въ Успенскомъ храмѣ, въ придѣлѣ Похвалы Богоматери, многочисленный соборъ архіереевъ избралъ трехъ кандидатовъ: митрополита Іова, архіепископовъ Новгородскаго Александра и ростовскаго Варлаама, предоставивъ царю выборъ. Патріархъ Іеремія представилъ царю списокъ кандидатовъ. Ѳеодоръ избралъ Іова. Новый патріархъ долженъ былъ имѣть въ своемъ вѣдѣніи митрополитовъ. Это званіе дали владыкамъ: новгородскому, казанскому, ростовскому и крутицкому (въ Москвѣ). 23 января происходило поставленіе патріарха. При этомъ царь позаботился о томъ, чтобы ни въ чемъ не нарушались права братскаго равенства между обоими первосвятителями, и чтобы съ первой минуты, полной независимостью отъ Царьграда пользовался патріархъ Московскій и всея Россіи.

Поэтому, было установлено, что при нареченіи онъ долженъ былъ цѣловаться братски въ уста съ Іереміей, и не оставлять своего посоха, если тотъ не оставитъ пастырскаго жезла. Измѣненъ былъ и чинъ нареченія, предложенный константинопольскимъ патріархомъ. Іовъ, со свѣчей въ рукахъ, не произносилъ ему благодарственнаго слова посреди собора, по древнему чину константинопольскому. Они оба только привѣтствовали взаимно другъ друга, на амвонѣ, и разошлись съ равною честью въ разныя врата. Торжество посвященія совершилъ Іеремія соборно, повторивъ опять надъ избраннымъ весь чинъ рукоположенія епископскаго, ибо сугубая благодать нужна была высшему пастырю Церкви. Потомъ оба патріарха сѣли рядомъ на возвышенномъ амвонѣ, и государь вручилъ драгоцѣнный посохъ Іову, вмѣстѣ съ богатой мантіей и бѣлымъ клобукомъ, украшеннымъ каменьями. Царская трапеза ожидала въ палатахъ Первосвятителей, и самъ конюшій бояринъ Борисъ Годуновъ водилъ коня подъ новымъ Патріархомъ, когда тотъ поѣхалъ, по обычаю, благословлять весь городъ вокругъ стѣнъ. Черезъ нѣсколько дней Іовъ, въ присутствіи Іереміи, поставилъ архіепископовъ: Александра новгородскаго и Варлаама ростовскаго въ митрополиты тѣхъ епархій. Поставлены были потомъ митрополитами: епископъ Геласій крутицкій, какъ намѣстникъ патріаршей области, и архимандритъ Преображенскаго монастыря въ Казани, Гермогенъ, казанскимъ. Наряду съ этими четырьмя митрополіями, шесть епископствъ были возвышены въ архіепископіи: вологодское, суздальское, нижегородское, смоленское, рязанское и тверское. По повелѣнію царя всѣ эти событія и поставленія были записаны на пергаментѣ. Грамата была скрѣплена царскою и двухъ патріарховъ печатями и подписями русскихъ и греческихъ архіереевъ. Іеремію сопровождали въ Москву митр. Монемвасійскій (или Мальвазійскій) Іероѳей и архіепископъ Элассонскій Арсеній, оставившіе записки объ этой поѣздкѣ въ Москву. При наступленіи весны отбылъ патріархъ Іеремія съ великими дарами, обѣщавъ вскорѣ прислать утвердительную грамату. Царъ отправилъ съ нимъ грамату султану, въ которой писалъ: «Ты-бъ, братъ нашъ Муратъ салтанъ, патріарха Іеремію держалъ въ своей области и беречь велѣлъ пашамъ своимъ такъ же, какъ ваши прародители патріарховъ держали въ береженьи, по старинѣ во всемъ; ты-бъ это сдѣлалъ для насъ».

Въ іюнѣ 1591 г. прибылъ въ Москву митрополитъ терновскій Діонисій Ралли. Онъ привезъ утвержденную грамату на Московское патріаршество. Іеремія писалъ Іову: «Послали мы твоему святительству соборную совершенную грамату; будешь имѣть пятое мѣсто подъ Іерусалимскимъ патріархомъ». Посланіе его заканчивалось просьбой помочь построенію церкви и патріаршескаго дома. «А мы, кромѣ Бога да святаго царя, надежды ни отъ кого не имѣемъ, патріаршества Цареградскаго не можетъ никто воздвигнуть и устроить попрежнему, кромѣ святаго царя». Посланы были богатые дары государемъ, Іовомъ и Годуновымъ.

Соборъ въ Царьградѣ, вынесшій постановленіе о Московскомъ патріаршествѣ состоялся въ 1590 г. Но на немъ отсутствовалъ, особо почитаемый, Александрійскій патріархъ Мелетій Пигасъ. Въ 1593 г. соборъ въ Константинополѣ, съ участіемъ Мелетія, подтвердилъ установленіе Московскаго патріаршества, поставленіе главы котораго предоставлялось собору русскихъ епископовъ. Не удовлетворена была настойчивая просьба царя о предоставленіи русскому патріарху третьяго мѣста, уступая Александрійскому только по титулу его Судіи Вселенной. Московскій патріархъ слѣдовалъ за Іерусалимскимъ.

Учрежденіе патріаршества не произвело никакихъ существенныхъ перемѣнъ въ правахъ русскаго первосвятителя. Общій іерархическій строй Церкви остался такимъ же, какимъ былъ при митрополитахъ. Вся разница сводилась лишь къ тому, что онъ сравнялся съ другими православными патріархами по своей самостоятельности, и по преимуществамъ его іерархической чести. Прежнія богослужебныя преимущества первосвятителя — бѣлый клобукъ и саккосъ (съ 1675 г.) — перешли ко всѣмъ митрополитамъ новаго патріархата. Патріархъ сталъ отъ нихъ отличаться крестомъ на митрѣ и на клобукѣ, бархатной цвѣтной мантіей съ образами на скрижаляхъ, саккосомъ съ нашивной епитрахилью, преднесеніемъ предъ нимъ креста и въ церковныхъ ходахъ свѣчи. Во время служенія онъ облачался среди церкви, тогда какъ прочіе сослужившіе ему архіереи — в алтарѣ. Одинъ только онъ садился на горнее мѣсто, наконецъ одинъ только причащался самъ, прочіе же архіереи принимали причащеніе изъ его рукъ. Въ своей административной дѣятельности патріархъ окружалъ себя большой пышностью и величіемъ, въ особенности по успокоеніи Россіи отъ смутъ при царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ. Прежде всѣ дѣла по церковному управленію митрополиты поручали вести разнымъ довѣреннымъ лицамъ. Теперь мѣсто этихъ лицъ заступаютъ цѣлыя учрежденія — приказы на подобіе царскихъ. Состояли каждый изъ нихъ изъ боярина, дьяковъ и подъячихъ. Дѣла рѣшались по докладу патріарху. Такихъ приказовъ въ теченіе почти всего XVII вѣка было три: 1) судный, или разрядъ, завѣдовавшій судебной частью. Послѣ 1667 г. въ немъ образовалось отдѣленіе спеціально для духовнаго суда подъ именемъ духовнаго приказа, состоявшее подъ начальствомъ довѣреннаго духовнаго лица или судьи. 2) казенный, вѣдавшій всякіе церковные сборы патріарха. 3) дворцовый, завѣдовавшій вотчинами и домовымъ хозяйствомъ патріаршаго дома. Къ концу XVII в. явился еще четвертый приказъ — церковныхъ дѣлъ — по дѣламъ церковнаго благочинія. По примѣру патріарха стали заводить у себя приказы и другіе архіереи. Но въ епархіяхъ заводились обыкновенно только по два приказа, — духовный для епархіальнаго управленія и суда и казенный, сосредоточивавшійся около личности архіерейскаго казначея.

Отдѣльнаго отъ Новгорода епископа получилъ древній Псковъ (позднѣе архіепископа). Въ 1602 г. открыта была епархія астраханская съ званіемъ архіепископіи, съ 1667 г. получившая званіе митрополіи. Въ 1621 г. учреждена архіепископія сибирская въ Тобольскѣ. Въ 1667 г. открыта была епархія бѣлгородская, въ 1672 г. нижегородская съ званіемъ митрополіи, въ 1682 г. епархіи устюжская и холмогорская съ званіемъ архіепископіи, и тоже названіе тогда получила епархія вятская, открытая въ 1658 г., а суздальская архіепископія наименована митрополіей «ради древняго великаго княженія суздальскаго». Въ 1682 г. посвящены епископы: воронежскій и тамбовскій. Къ концу патріаршества значились: одна патріаршая епархія, 13 митрополій, 7 архіепископій и 2 епископіи.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 300-306.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.