Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть четвертая.
Патріаршество.

Служеніе Церкви и Родинѣ духовенства въ смутное время.

Примѣръ Святителя Гермогена вдохновилъ архипастырей и пастырей. Большое мужество проявилъ тогдашній митр. Филаретъ (Романовъ) въ Ростовѣ и, въ качествѣ посла, подъ Смоленскомъ. Митр. Исидоръ удерживалъ отъ измѣны новгородцевъ и много пострадалъ отъ шведовъ, захватившихъ Новгородъ. Софійскій протопопъ Амосъ отбивался въ своемъ дворѣ и былъ убитъ. Архіепископъ Ѳеоктистъ тверской удерживалъ свою паству въ вѣрности Василію Шуйскому и затѣмъ былъ замученъ поляками, взявшими его въ плѣнъ. Владыку Іосифа коломенскаго Лисовскій приковалъ къ пушкѣ. Исключительную стойкость въ осажденномъ Смоленскѣ проявилъ архіеп. Сергій. Когда въ началѣ іюня Смоленскъ палъ, то Сигизмундъ подвергнулъ пыткѣ доблестнаго защитника его, Шеина, а затѣмъ его и владыку Сергія въ узахъ отправилъ въ Польшу. Еп. суздальскій Галактіонъ скончался въ изгнаніи, не желая молиться за самозванца. Владыка Геннадій псковскій посылалъ крестьянъ своихъ и монастырскихъ остановить мятежъ и не пережилъ измѣны своего города. Владыка Ѳеодосій астраханскій, выступавшій противъ Лжедимитрія, едва не былъ убитъ астраханцами; позднѣе, онъ, привезенный въ Москву, въ лицо обличалъ самозванца. Митрополитъ Ефремъ Казанскій благословлялъ патріотическое дѣланіе кн. Димитрія Пожарскаго и Космы Минина, создавшихъ второе народное ополченіе въ Нижнемъ-Новгородѣ, обосновавшееся потомъ въ Ярославлѣ. Ближайшимъ помощникомъ Минина въ его починѣ былъ нижегородскій протопопъ Савва. Дѣло это горячо поддерживалъ и архимандритъ тамошняго Печерскаго мон. Ѳеодосій. Митрополитъ Кириллъ Ростовскій былъ духовнымъ руководителемъ и миротворцемъ ополченія. Митрополиты Ефремъ, Кириллъ, Іона сарскій и Ѳеодоритъ рязанскій принимали большое участіе въ Земскомъ Соборѣ, который, послѣ трехдневнаго поста, 21 февраля 1613 г., въ Недѣлю Православія, избралъ на царство Михаила Ѳеодоровича Романова, сына митрополита Филарета, томившагося въ польскомъ плѣну. Архіеп. Ѳеодоритъ возглавлялъ посольство, отправленное въ Ипатьевскій мон., и пламенное слово владыки убѣдило инокиню Марѳу благословить на царство своего сына.

Преп. Галактіонъ Вологодскій, сынъ боярина Бѣльскаго, приковавшій себя цѣпью къ стѣнѣ въ своемъ затворѣ. Онъ предсказалъ, что Вологда будетъ разорена поляками. Послѣдніе нанесли ему увѣчія, отъ которыхъ онъ умеръ черезъ три дня. Убитъ былъ поляками и преп. Евфросинъ, прозорливецъ Синоозерскій, предсказавшій жителямъ Устюжны приходъ поляковъ и убѣждавшій ихъ держаться твердо. Въ келлію преп. Иринарха, затворника Ростовскаго ворвались поляки и русскіе измѣнники. «Я въ русской Землѣ родился и крестился, за русскаго царя Василія и молюсь» — безбоязненно заявилъ имъ святой. Даже поляки относились къ подвигамъ Иринарха съ уваженіемъ. Янъ Сапѣга, которому онъ совѣтовалъ воротиться въ свою землю и не воевать Россію, не велѣлъ трогать Борисоглѣбскаго монастыря. По пророчеству преп. Иринарха, кн. Скопинъ-Шуйскій отбилъ того же Сапѣгу отъ Калязина. И весь побѣдоносный походъ Скопина къ Москвѣ совершался съ благословенія преподобнаго, посылавшаго князю освященную просфору и святыя слова: «Дерзай, не бойся, Богъ тебѣ поможетъ». Укрѣпилъ вѣру Скопина крестъ, полученный имъ отъ затворника въ Переяславлѣ. Этимъ своимъ родительскимъ «поклоннымъ» мѣднымъ крестомъ преп. Иринархъ благословилъ позднѣе и кн. Пожарскаго. Во Псковѣ обличалъ измѣнниковъ во время осады города дивный затворникъ Іоаннъ.

Большія заслуги государству въ смутное время оказали и видные монастыри. Кирилловъ мон. пять лѣтъ отбивался отъ нападенія враговъ. Спасо-Прилуцкій мон. отдалъ отечеству всю свою казну. Отбивался отъ поляковъ въ Боровскомъ мон. воевода кн. Михаилъ Волконскій, по прозванію Хромой, и палъ у раки преп. Пафнутія. Крупную сумму прислала Соловецкая обитель. Настоятель послѣдней такъ заканчивалъ свое письмо шведскому королю, предлагавшему на московское царство королевича Филиппа: «А у насъ въ Соловецкомъ мон. и сумскомъ острогѣ и по всей Поморской области тотъ же совѣтъ единомышленный: не хотимъ никого иновѣрцевъ на Московское государство царемъ и великимъ княземъ, опричь своихъ прирожденныхъ бояръ Московскаго государства». На стражѣ Соловецкой обители стояли твердо игуменъ Антоній и его преемникъ Иринархъ.

Болѣе же всѣхъ прославила себя Троицко-Сергіева обитель. Ею пожертвовано было государству 65000 руб. и множество цѣнныхъ вещей. Часть денегъ послана была въ Москву въ то время, когда сама обитель терпѣла осаду отъ поляковъ, осадившихъ ее 23 сентября 1608 г. подъ начальствомъ Сапѣги и Лисовскаго. Вначалѣ у нихъ было 30000 человѣкъ войска, потомъ сокращавшагося для разсылки отрядовъ въ другія мѣста. Обитель защищали ратные люди въ числѣ 1300 человѣкъ и двѣсти иноковъ. Архимандритомъ монастыря былъ доблестный старецъ Іоасафъ. Защищали обитель воеводы кн. Григорій Роща-Долгорукій и дворянинъ Алексѣй Голохвастовъ. Архимандритъ привелъ воеводъ и всѣхъ ратныхъ людей къ присягѣ у гроба преп. Сергія, что они будутъ биться крѣпко и «безъ измѣны» противъ враговъ Православія и Отечества, и затѣмъ повелѣлъ непрестанно совершать богослуженіе и пѣть молебны преподобному. Въ отвѣтъ на грамату поляковъ послѣдовала грамата изъ обители: «Да вѣдаетъ ваше темное державство, что напрасно прельщаете Христово стадо, православныхъ христіанъ. Какая польза человѣку возлюбить тьму больше свѣта и преложить ложь на истину: какъ же намъ оставить вѣчную Святую истинную свою православную христіанскую вѣру Греческаго закона, и покориться новымъ еретическимъ законамъ, которые прокляты четырьмя вселенскими патріархами? Или какое пріобрѣтеніе оставить намъ своего Православнаго Государя Царя и покориться ложному врагу, и вамъ Латынѣ иноземной, уподобиться Жидамъ или быть еще хуже ихъ?» Еще до полученія отвѣта, Сапѣга, отбитый смѣлой вылазкой изъ монастыря, съ негодованіемъ писалъ въ Тушино вору про иноковъ, что эти «сѣдатые» «граворонове, возгнѣздишася во гробъ каменный»... «паковствуютъ намъ повсюду». Соловьевъ, отмѣчая тщетность увѣщаній и угрозъ поляковъ, пишетъ: «Монахи и ратные люди видѣли предъ стѣнами своими не того, кто называлъ себя сыномъ царя Ивана Васильевича, — они видѣли предъ стѣнами обители Св. Сергія толпы иновѣрцевъ, Поляковъ и Литву, пришедшихъ поругать и расхитить церковь и сокровища священныя. Здѣсь дѣло шло не о томъ, передаться ли царю Тушинскому отъ царя Московскаго, но о томъ, — предать ли гробъ великаго чудотворца на поруганіе врагамъ православной вѣры. Троицкіе сидѣльцы защищали не престолъ Шуйскаго только, но гробъ Св. Сергія, и потому здѣсь измѣна не могла пересилить вѣрности».

Осада загнала въ стѣны обители множество народа съ женами и дѣтьми изъ окрестностей, такъ что для нихъ не доставало ни помѣщеній, ни съѣстныхъ припасовъ. Настала страшная зима безъ дровъ, съ голодовкой и цынгой. Но осажденные все это выдержали, подкрѣпляемые сильной вѣрой въ помощь преп. Сергія. Святой являлся пономарю Иринарху и предупредилъ его, что «приступъ будетъ зѣло тяжелъ», но чтобы защитники не ослабѣвали. Дѣйствительно поляки и «воры» 25 октября ночью пошли на приступъ, но ничего не достигли и понесли большой уронъ. Когда же взошло солнце, то непріятель увидѣлъ на крѣпостныхъ стѣнахъ духовенство въ полномъ облаченіи, иконы и развѣвающіяся хоругви. Враги отступили со страхомъ въ свой станъ. Являлся преп. Сергій позднѣе архим. Іоасафу. Онъ предрекъ, что Господь не оставитъ осажденныхъ помощью. Въ опасное время Св. Архангелъ Михаилъ явился Іоасафу и, грозя врагамъ, возвѣщалъ имъ: «Вскорѣ Всесильный Богъ воздастъ вамъ отмщеніе». Вслѣдствіе сильной смертности, къ веснѣ 1609 г. осталось менѣе трети защитниковъ. Подходили къ концу и огнестрѣльные запасы. Изъ Москвы смогли прислать порохъ (20 пудовъ), а также царь Василій 60 человѣкъ и, пребывавшій во время осады въ столицѣ, келарь Аврамій Палицынъ — 20, изъ которыхъ 4 попали въ руки Лисовскаго и были убиты передъ монастырской стѣной. Только 12 января 1610 г. Сапѣга долженъ былъ снять осаду обители, вынужденный къ этому, подходившимъ къ столицѣ, кн. Скопинъ-Шуйскимъ. Осада длилась 16 мѣсяцевъ. Когда потомъ тушинцы осадили Москву, Троицкій монастырь открывалъ свои житницы и пускалъ въ продажу хлѣбъ по обыкновенной цѣнѣ, подрывая этимъ своекорыстныхъ торговцевъ, подымавшихъ цѣны.

Архим. Іоасафъ, изнуренный трудами, удалился въ Пафнутіевъ мон., гдѣ былъ, въ числѣ другихъ, убитъ врагами, завладѣвшими обителью. Преемникомъ его сталъ Діонисій, архим. Старицкаго Богородицкаго мон. Уроженецъ г. Ржева, вдовый священникъ, онъ принялъ постригъ въ Старицкомъ мон. Позднѣе, будучи въ немъ архимандритомъ, пользовался особой любовью патріарха Гермогена. Появляясь на народныхъ сборищахъ бурлившей Москвы, онъ безстрашно увѣщевалъ толпу стоять за Православіе. Не смущали его и оскорбленія, иногда выпадавшія на его долю. Когда онъ сталъ настоятелемъ Троицкой обители, Москва и ея окрестности были разоряемы поляками и казаками. Всѣ дороги были переполнены ранеными, голодными и разоренными людьми. Кто имѣлъ силы, тотъ спѣшилъ найти себѣ пріютъ въ обители. Множество изувѣченныхъ валялось на пути или въ окрестныхъ рощахъ и умирало. Памятуя завѣты преп. Сергія, Діонисій обратилъ его обитель въ страннопріимный домъ и больницу для ратныхъ людей. «Домъ Святой Троицы не запустѣетъ», говорилъ онъ со слезами братіи, «если станемъ молиться Богу, чтобы далъ намъ разумъ: только положимъ на томъ, чтобы всякій промышлялъ, чѣмъ можетъ». Началась кипучая работа: въ обители и ея селахъ стали строить дома и избы для раненыхъ и странниковъ; больныхъ лечили, а умирающимъ давали послѣднее напутствіе; монастырскіе работники ѣздили по окрестностямъ, подбирая раненыхъ и умирающихъ; женщины, пріютившіяся въ обители, неустанно шили и мыли бѣлье живымъ и саваны для покойниковъ. Въ то же время въ келліи Діонисія сидѣли опытные писцы, которые писали увѣщательныя граматы городамъ и селамъ, призывая всѣхъ подняться съ силами для очищенія Русской Земли отъ литовскихъ и польскихъ людей, а также собственныхъ воровъ. Обитель сумѣла наладить добрыя отношенія съ казацкимъ отрядомъ, — остаткомъ перваго ополченія, — подъ начальствомъ кн. Димитрія Трубецкого, стоявшимъ подъ Москвой угрозою занимавшимъ ее полякамъ.

Одна изъ граматъ Троицкой обители, пришедшая въ октябрѣ 1611 г. въ Нижній-Новгородъ, вдохновила на подвигъ Козьму Минина-Сухорука, «говядаря» — торговца мясомъ, правившаго должность земскаго старосты. Онъ подготовленъ былъ уже граматой патріарха Гермогена, пребывавшаго въ заточеніи, и чудеснымъ явленіемъ ему преп. Сергія. Созданное имъ и кн. Димитріемъ Мих. Пожарскимъ народное ополченіе, совершенно отдѣлившееся отъ казаковъ, которымъ не довѣряло послѣ убійства Ляпунова, обосновалось въ Ярославлѣ. Духовнымъ вождемъ его былъ митр. Кириллъ Ростовскій. Пожарскій находился въ тѣсной связи съ преп. Діонисіемъ. Получивъ свѣдѣнія, что литовскій гетманъ Янъ Ходкѣвичъ двинулся на помощь полякамъ, осажденнымъ въ Москвѣ казаками, кн. Пожарскій выступилъ изъ Ярославля къ столицѣ. По пути онъ, по русскому обычаю, посѣтилъ Спасо-Евфиміевскій мон. въ Суздали и помолился у гробовъ своихъ родителей. 14 авг. 1612 г. рать его съ великой честью была встрѣчена у стѣнъ Троицкаго мон. Послѣ молебна у мощей преп. Сергія и Никона, архимандритъ Діонисій благословилъ иконой Живоначальныя Троицы ратныхъ людей. «И обѣщевахуся всѣ, что помереть за домъ Пречистыя Богородицы и за православную христіанскую вѣру». 18 авг. ополченіе двинулось. Сложенъ былъ вопросъ о совмѣстныхъ дѣйствіяхъ ополченія и казаковъ, начальствуемыхъ кн. Трубецкимъ (Заруцкій, подсылавшій въ Ярославль къ кн. Пожарскому убійцъ, съ приближеніемъ ополченія ушелъ со своими приспѣшниками въ Рязанскую землю, взявъ и Марину съ сыномъ). Близкую связь съ казаками поддерживалъ келарь Аврамій Палицынъ, умный, хорошо владѣвшій словомъ и перомъ, но политически мало устойчивый во время смутнаго времени, чѣмъ отличался отъ твердаго въ своихъ убѣжденіяхъ преп. Діонисія. Но въ данный моментъ пригодилась его связь съ казаками. Когда особенно нужна была помощь ихъ ополченію, то онъ убѣдилъ казаковъ поддержать Пожарскаго, обѣщая за это дать имъ въ закладъ сокровища церковныя, ризы, стихари, епитрахили. Казаки устыдилисъ и рѣшили помогать ополченію. Настало согласіе, и общими усиліями Москва была взята 22 октября 1612, въ память чего установленъ былъ праздникъ Казанской Божіей Матери и сооруженъ, по обѣту Пожарскаго, въ Москвѣ Казанскій храмъ.

27 ноября Нижегородское ополченіе, пополненное за годъ коломничанами, рязанцами, изъ «украинскихъ» (пограничныхъ съ Рѣчью Посполитой) городовъ, костромичами, ярославцами, казанцами и др., отъ церкви Іоанна Милостиваго на Арбатѣ, и казаки, отъ храма Казанской Богородицы за Покровскими воротами, двинулись двумя крестными ходами въ Китай-городъ въ сопровожденіи всѣхъ московскихъ людей. Оба крестныхъ хода сошлись на Красной площади у Лобнаго мѣста, гдѣ архимандритъ Діонисій началъ служить молебенъ. Въ это время изъ Кремля показался третій крестный ходъ, выходившій черезъ Спасскія ворота. Архіепископъ архангельскій Арсеній (грекъ, пребывавшій при полякахъ въ заточеніи въ Кремлѣ, которому преп. Сергій являлся передъ освобожденіемъ Москвы, утѣшивъ вѣстью объ избавленіи) съ кремлевскимъ духовенствомъ вынесли икону Владимірской Божіей Матери. При видѣ Ея чудотворнаго лика многіе не удержались отъ радостныхъ слезъ: вѣдь потеряна была надежда Ее увидѣть. Въ Кремлѣ храмы найдены были поруганными поляками. Вездѣ нечистота, образа разсѣчены, глаза вывернуты, престолы ободраны, въ чанахъ приготовлена страшная пища — человѣческіе трупы. Въ послѣднее время осады поляки поѣли собакъ, кошекъ и доходили до людоѣдства.

Келарь Аврамій Палицынъ, находясь среди представителей чернаго духовенства, принималъ большое участіе въ засѣдавшемъ въ Москвѣ Земскомъ Соборѣ, избравшемъ 21 февраля 1613 г. царемъ Михаила Ѳеодоровича Романова, сына митр. Филарета, приходившагося двоюроднымъ братомъ царю Ѳеодору Іоанновичу. Въ посольствѣ, отправленномъ Земскимъ Соборомъ къ Михаилу, изъ духовныхъ лицъ, участвовали архіеп. рязанскій Ѳеодоритъ, архимандриты — чудовскій, новоспасскій и симоновскій, келарь троицкій Аврамій Палицынъ и три протопопа. Юный царь проживалъ съ матерью въ костромскомъ Ипатьевскомъ мон. Инокиня Марѳа долго не соглашалась благословить сына на царство. Только пламенное слово владыки Ѳеодорита, произнесенное передъ Святыми иконами, привезенными изъ Москвы, убѣдило 14 марта «великую старицу» дать благословеніе Михаилу.

Вѣнчаніе на царство Михаила Ѳеодоровича совершено было 11 іюля, въ канунъ дня преп. Михаила Малеина, въ Успенскомъ соборѣ по древнему чину. Священнодѣйствовали митрополиты: Ефремъ Казанскій, Іона Крутицкій и Кириллъ Ростовскій. Князь Димитрій Пожарскій, пожалованный бояриномъ, по внушенному іерархами царскому повелѣнію, при перенесеніи въ соборъ царскихъ регалій, несъ скипетръ, его подвигомъ вновь поднятый въ распавшемся, было, Русскомъ Царствѣ. Онъ же, во время самого коронованія, держалъ, тоже знаменательно, державу, «яблоко владомое», великодержавное. Козьма Мининъ пожалованъ былъ въ думные дворяне. Омрачало торжество сознаніе царя, что отецъ его, какъ и кн. Василій Голицынъ, находились съ апрѣля 1611 г. въ польскомъ плѣну. Объ освобожденіи отца молился царь по пути вь Москву въ Макарьевскомъ Желтоводскомъ мон.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 319-325.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.