Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть четвертая.
Патріаршество.

Патріархъ Филаретъ.

Смутное время кончилось, но тяжелые слѣды его долго не изглаживались въ русской жизни. Въ первые годы царствованія Михаила шайки воровскихъ казаковъ и литовцевъ Лисовскаго ходили по всѣмъ областямъ, производя опустошенія. Монастыри и церкви подвергались разграбленію и разоренію. Церковный порядокъ за время смуты пришелъ повсюду въ разстройство. Послѣ смерти митр. Ефрема казанскаго, съ конца 1613 г. церковными дѣлами управлялъ митр. Іона крутицкій, мало образованный и обладавшій мелочнымъ, упрямымъ и мстительнымъ характеромъ. Главный кандидатъ на патріаршество, митр. Филаретъ, былъ въ плѣну и давалъ знать оттуда, чтобы ради него не уступали Польшѣ ни клочка земли. Много затрудненій было съ внѣшними врагами. Въ 1617 г. удалось заключить Столбовскій миръ со шведами, удержавшими берега Балтійскаго моря, но вернувшими Новгородъ. Сигизмундъ не признавалъ Михаила царемъ, считая таковымъ сына своего Владислава. Послѣдній двинулся въ походъ противъ Россіи, имѣя подъ своей командой и малороссійскихъ казаковъ гетмана Сагайдачнаго. Осенью 1618 г. онъ подошелъ къ Москвѣ, но былъ отраженъ. Тогда онъ двинулся къ Троицко-Сергіеву мон. Архимандритъ Діонисій велѣлъ выжечь посады и приготовился къ новой осадѣ. Но вскорѣ, въ виду ея стѣнъ, въ сосѣднемъ с. Деулинѣ, заключено было перемиріе на 14 съ половиной лѣтъ. Польшѣ временно уступались Смоленскъ и Сѣверскіе города. Поляки обязались вернуть митр. Филарета и произвести обмѣнъ плѣнныхъ. Василій Шуйскій въ это время уже умеръ. Владиславъ все же не отказался отъ правъ на московскій престолъ.

До освобожденія митр. Филарета, въ Москву прибылъ патріархъ іерусалимскій Ѳеофанъ, сопровождаемый экзархомъ константинопольскаго патріарха, архимандритомъ Арсеніемъ. Онъ нашелъ русскую Церковь въ волненіи, по случаю нѣкоторыхъ исправленій въ Требникѣ. Самъ государь замѣтилъ погрѣшности, издавна вкравшіяся не только въ рукописныя служебныя книги, но и въ тѣ, которыя были напечатаны при патріархахъ Іовѣ и Гермогенѣ. Царь поручилъ заняться исправленіями Діонисію съ братіею Троицкой. Вопросъ этотъ будетъ освѣщенъ въ дальнѣйшемъ. Нынѣ же укажемъ, что исправленіями остался очень недоволенъ митр. Іона и подвергъ Діонисія гоненіямъ. Въ теченіе цѣлаго года старецъ святый терпѣлъ душную темницу, побои, пытки и даже поруганія отъ невѣжественнаго народа, перенося все это съ кротостью. Патріархъ Ѳеофанъ, ознакомившись съ его дѣломъ, принялъ мѣры къ облегченію участи страдальца.

Митр. Филаретъ вернулся изъ плѣна въ 1619 г. и въ іюнѣ былъ поставленъ патріархомъ. Уставной грамотой патр. Ѳеофанъ утвердилъ на будущія времена права, данныя патр. константинопольскимъ Іову при его поставленіи. Сынъ и отецъ изъ новаго царствующаго Дома Романовыхъ были — первый царемъ, второй — патріархомъ. Патр. Ѳеофанъ поспѣшилъ оправдать передъ новымъ первоіерархомъ русской Церкви Діонисія, въ засвидѣтельствованіе правоты его обѣщавъ прислать объяснительныя граматы, по совѣщаніи съ прочими патріархами, что затѣмъ и исполнилъ. Освобожденный Діонисій имѣлъ утѣшеніе принять торжественно въ Троицкомъ мон. патр. Ѳеофана, смиренно молившагося передъ мощами преп. Сергія и дивившагося подвигу защитниковъ обители. Патр. Ѳеофанъ, будучи на обратномъ пути въ Кіевѣ, поставилъ тамъ митрополита и епископовъ. Онъ отечески укорилъ гетмана Сагайдачнаго и казаковъ за ихъ недавній походъ противъ православнаго русскаго государя и запретилъ имъ впредь такъ поступать.

Патріархъ Филаретъ учредилъ первую епархію въ Сибири и устроилъ патріаршую греколатинскую школу при Чудовомъ мон. Оживляется въ Москвѣ церковное издательство. Переиздаются, въ исправленномъ видѣ, богослужебныя книги, напр. Требникъ. Печатаются новыя книги учительнаго характера, переизданныя, также съ поправками, съ книгъ южнорусской печати, напр. Большой Катехизисъ. Но въ этомъ церковномъ издательствѣ наблюдается въ Москвѣ большая осторожность. Даже къ своимъ южно-руссамъ, какъ и къ современнымъ грекамъ, относились въ Москвѣ въ то время очень подозрительно, особенно потому, что считали многихъ изъ первыхъ «обливанцами». На самомъ дѣлѣ, подъ вліяніемъ практики уніатовъ, въ юго-зап. Руси стало нерѣдкимъ такъ называемое поливательное, вмѣсто погружательнаго, крещеніе. Въ то же время къ самому католичеству развилось, подъ вліяніемъ всѣхъ бѣдствій, перенесенныхъ отъ него въ юго-зап. Руси послѣ уніи, въ сѣверо-восточной Руси въ Смутное время и послѣдующія десятилѣтія, крайне отрицательное отношеніе. На московскомъ соборѣ 1620 г. латинство было названо лютѣйшей и сквернѣйшей изъ всѣхъ ересей; постановлено было перекрещивать всѣхъ, переходящихъ въ православіе изъ католицизма, а равно лютеранства, кальвинизма, уніи, да и вообще всѣхъ обливанцевъ. Начавшемуся нажиму иновѣрныхъ вѣяній Запада данъ былъ отпоръ, и обязанность самаго осторожнаго охраненія восточнаго русскаго православія поставлена была тогда главной задачей.

Патріархъ былъ не только совѣтникомъ, но и соправителемъ царю. Въ государственныхъ распоряженіяхъ (указахъ) писалось: «Государь, царь и великій князь Михаилъ Ѳеодоровичъ всея Россіи и отецъ его великій государь, святѣйшій патріархъ Филаретъ Никитичъ московскій и всея Россіи указали». Патр. Филаретъ въ самомъ началѣ своего правленія представилъ сыну всѣ внутреннія неустройства и для устраненія ихъ предложилъ важную мѣру: произвести общую поземельную перепись государству. Когда она была проведена, то стало извѣстно съ кого и что требовать. Вслѣдствіе этого увеличились доходы государства. Помѣщикамъ опредѣленъ рубежъ, за который никто не могъ простирать своего права; собственность каждаго обезпечена, тогда какъ прежде существовало своеволіе. Крестьяне перестали бродить съ мѣста на мѣсто. Строгій патріархъ неумолимо преслѣдовалъ испорченныхъ бояръ наказаніями и обучалъ покорности. Воеводамъ и приказнымъ людямъ строго запрещалось притѣснять крестьянъ и посадскихъ людей. Дѣла войны и мира не рѣшались безъ него. Иностранные послы, послѣ представленія царю, являлись къ патріарху. При немъ начата была въ 1632 г. война съ Польшей, кончившаяся неудачно послѣ его смерти. Воевода Шеинъ, осаждавшій Смоленскъ, самъ былъ окруженъ польскимъ королемъ Владиславомъ и вынужденъ былъ отдать свой обозъ и пушки. Онъ, послѣ смерти Филарета, былъ судимъ и казненъ. Шеина любилъ покойный патріархъ, но онъ имѣлъ много враговъ среди бояръ.

Въ 1634 г. былъ заключенъ Поляновскій миръ. Смоленскъ остался за Польшей. Король Владиславъ отказался отъ правъ на русскій престолъ. Возвращены были въ Москву тѣла царя Василія Шуйскаго и его брата Димитрія.

Патр. Филаретъ много сдѣлалъ для внѣшняго возвышенія Церкви. Церковный судъ при немъ не стѣснялся ни передъ какими сильными лицами. Своей царственной обстановкой патріархъ придалъ особенное величіе и своему сану. Дворъ патріаршій былъ устроенъ по образцу царскому. Заведены были всѣ чины широкаго царскаго обихода. Тутъ были свѣчники, чашники, скатертники, повара, хлѣбники, пивовары, истопники, конюхи, иконописцы, серебряники и др. мастера, книгописцы и разныя должностныя лица — бояре, окольничіе, стольники, стряпчіе, тіуны, дѣти боярскіе, дворяне, дьяки, десятильники и др. Явились патріаршіе приказы: судный или патріаршій разрядъ, вѣдавшій судебной частью; церковныхъ дѣлъ, наблюдавшій за благочиніемъ и, чтобы никто не служилъ безъ ставленныхъ и отпускныхъ граматъ; казенный, вѣдавшій всякіе церковные сборы патріарха; дворцовый, завѣдывавшій вотчинами и домовымъ хозяйствомъ патріаршаго дома. Въ каждомъ приказѣ сидѣлъ патріаршій бояринъ съ дьяками и подьяками, рѣшалъ дѣла и дѣлалъ доклады патріарху. Обширная патріаршая епархія была и прежде на особомъ положеніи. Но въ ней оставались нѣкоторые видные монастыри, помимо патріарха подчинявшіеся, въ силу несудимыхъ граматъ, суду самого царя или приказа Большого дворца. Въ 1625 г. патріархъ испросилъ у царя жалованную грамату, по которой все духовенство его епархіи, монастыри и церкви съ своими слугами и крестьянами подчинены были гражданскому суду одного патріарха и только въ искахъ на постороннихъ имѣли дѣло съ приказами, гдѣ вѣдомы были отвѣтчики. Въ управленіе патріаршей епархіи этимъ вносилось единство и порядокъ.

Заботился патр. Филаретъ о распространеніи христіанства въ Сибири. Въ 1620 г. создана была епархія въ Тобольскѣ, которую возглавилъ архіепископъ Кипріанъ, до этого архимандритъ хутынскій, извѣстный своей ревностью къ вѣрѣ.

Въ хронографѣ митр. Пахомія (1639 г.) современникъ такъ изображалъ патр. Филарета: «Божественная писанія отчасти разумѣлъ, нравомъ мнителенъ, а владѣтеленъ таковъ былъ, яко и самому царю боятися его. Бояръ же и всякаго сана царскаго синклита зѣло томяше заточенми необратными и инѣми наказаньми; къ духовному же сану милостивъ былъ. Всякими же дѣлами царскими и ратными владѣлъ».

Скорбя и радѣя о православныхъ чадахъ Церкви, отторгнутыхъ Столбовскимъ договоромъ въ подданство Швеціи, патріархъ писалъ новгородскому митрополиту Макарію, чтобы онъ продолжалъ завѣдывать ими. Шведы этому не препятствовали. Патріархъ, уважаемый сосѣдними державами, получилъ въ 1625 г. въ даръ отъ шаха персидскаго Аббаса нешвенный хитонъ Спасителя, который, по древнему преданію, принесенъ былъ въ Грузію однимъ изъ воиновъ, дѣлившихъ одежды у креста. Онъ сохранялся многія столѣтія въ Мцхетскомъ соборѣ. Хитонъ Господень положенъ былъ патріархомъ въ Успенскомъ соборѣ.

Патріархъ Филаретъ скончался въ 1633 г. въ день Покрова Божіей Матери. Труденъ и отвѣтствененъ былъ его жизненный путь. Двоюродный братъ царя Ѳеодора Іоанновича, онъ пострадалъ въ царствованіе Бориса Годунова, будучи не по волѣ постриженъ. Первый самозванецъ выдвинулъ его, какъ своего мнимаго свойственника, и онъ былъ поставленъ митрополитомъ Ростовскимъ. При второмъ самозванцѣ, онъ не оставилъ Ростова, который съ приближеніемъ шаекъ, покинуло большинство жителей, перебравшихся въ Ярославль. Мятежники выволокли его изъ храма, босого, въ изорванномъ польскомъ платьѣ и татарской шапкѣ, отвезли его въ Тушино. Воръ поставилъ его патріархомъ, чего онъ не признавалъ и съ чѣмъ не считался Святитель Гермогенъ, отмѣчавшій въ своихъ посланіяхъ плѣнъ митр. Филарета. Отрядомъ Скопина-Шуйскаго онъ былъ отбитъ отъ вора. Изъ Москвы онъ былъ посланъ въ составѣ посольства къ намѣченному королю Владиславу. Съ твердостью и настойчивостью онъ, съ кн. Голицынымъ и дьякомъ Томилой Луговскимъ, держалъ себя подъ Смоленскомъ при переговорахъ съ поляками. Около 8 лѣтъ пробылъ въ плѣну. Вернувшись, помогалъ сыну устроять царство.

Филаретъ указалъ царю на псковскаго архіепископа Іоасафа, какъ на своего преемника. Патріархъ Іоасафъ I (1634-40), былъ, въ міру, дворовымъ сыномъ боярскимъ; постригъ принялъ въ Соловецкомъ мон., былъ игуменомъ Печерскаго Псковскаго мон., каѳедру во Псковѣ занялъ въ 1627 г. Какъ говорятъ хронографы, былъ: «нравомъ добродѣтеленъ, но къ царю не дерзновененъ». Именовался онъ «великимъ господиномъ»; имя его не значилось въ государственныхъ граматахъ рядомъ съ именемъ царя. Запрошенный государемъ объ отношеніи къ крымскому хану, онъ отвѣчалъ: «Нашъ долгъ молить Бога, Пречистую Богородицу и Святителей московскихъ о мирѣ всего міра, о благостояніи св. Божіихъ церквей и о твоемъ многолѣтнемъ здравіи. А о томъ, что чинить крымцамъ за мученіе твоихъ людей, намъ, твоимъ богомольцамъ, не пристойно написать такаго отвѣта, чтобы учинить воздаяніе. Разсудить объ отмщеніи врагамъ и что учинить имъ — дѣло, государь, твое и твоихъ бояръ и ближнихъ людей и твоего царскаго синклита, а не насъ, твоихъ государевыхъ богомольцевъ... Намъ, богомольцамъ, прилично лишь напоминать тебѣ, какъ царю и владыкѣ. Тебѣ, государь, принявшему управленіе православнымъ народомъ, подобаетъ пещися не о себѣ только, но соблюдать отъ треволненія все ввѣренное тебѣ стадо Божіе. Поревнуй боговѣнчанный царь, какъ ревновалъ прежде, царю Константину и царю Владиміру. Ты глава всѣмъ: покажи ревность освободить твоихъ посланниковъ изъ бесерменскихъ рукъ, отъ злого мученія и позора, а потомъ можно будетъ отказать крымцамъ за ихъ многую неправду въ той казнѣ, что посылалась имъ...». Какъ видно, патріархъ не позволилъ себѣ совѣтовать, а призналъ за собой право лишь «напомнить» государю объ его обязанностяхъ въ отношеніи православныхъ подданныхъ. Вниманіе патр. Іоасафа было преимущественно занято изданіемъ богослужебныхъ и церковно-учительныхъ книгъ. При немъ дѣйствовало 12 типографскихъ станковъ, при Филаретѣ семь. Принималъ онъ мѣры къ устраненію безпорядковъ въ богослуженіи и въ быту духовенства. Извѣстна его «Память» патріаршему тіуну Ивану Мануйлову и главному старостѣ поповскому въ Москвѣ, никольскому попу Панкратію, относительно церковнаго благочинія и жизни духовенства. 10 іюня 1634 г. народъ московскій встрѣчалъ тѣло царя Василія IV Шуйскаго, которое король, по просьбѣ царя Михаила, отдалъ ему. Патріархъ встрѣтилъ тѣло у церкви Николы Зарайскаго и шествовалъ за нимъ до Архангельскаго собора, гдѣ оно было погребено 11 іюня.

Архимандритъ Симоновскій Іосифъ былъ поставленъ патріархомъ (1642-1652). Царь Михаилъ, выдававшій замужъ дочь свою, царевну Ирину, за датскаго принца Вальдемара, желалъ обращенія его въ Православіе. Патріархъ въ 1644 г. писалъ королевичу, уговаривая его креститься. Принцъ не согласился перемѣнить вѣру, бракъ разстроился; принца выпустили въ Данію только послѣ смерти царя Михаила, скончавшагося въ 1645 г. Первые годы правленія царя Алексѣя Михайловича, 16 лѣтъ вступившаго на престолъ, наполнены были неурядицами и народными волненіями въ Москвѣ. Бывшій воспитатель его и свойственникъ, бояринъ Морозовъ, принимавшій главное участіе въ управленіи государствомъ, оказался своекорыстнымъ и подобралъ такихъ же помощниковъ. Народъ страдалъ отъ злоупотребленій. Когда же въ 1648 г. повышенъ былъ налогъ на соль, то вспыхнулъ бунтъ, закончившійся убійствомъ ненавистныхъ чиновниковъ. Морозова спасъ самъ царь, упросившій толпу не убивать его. Онъ былъ удаленъ.

Царь понялъ необходимость самому заниматься дѣлами и разрѣшить рядъ важныхъ вопросовъ по устройству государства. Подготовка этого большого дѣла была поручена князю Никитѣ Ив. Одоевскому, который подготовилъ проектъ новаго уложенія. Новый сводъ законовъ, принятый потомъ Земскимъ Соборомъ и утвержденный въ 1649 г. царемъ, наименованъ былъ «Соборнымъ Уложеніемъ». Духовенство также принимало участіе въ обсужденіи закона. Но патріархъ Іосифъ не имѣлъ достаточно значенія, чтобы повліять на содержаніе статей Уложенія, касавшихся духовенства. Интересы же послѣдняго были затронуты таковымъ. Во-первыхъ Уложеніе безусловно запретило всякое новое увеличеніе церковныхъ вотчинъ. Нѣкоторая часть даже наличныхъ церковныхъ земель была отписана въ казну. По жалобамъ тяглыхъ людей на то, что духовные и ихъ люди, селясь около городовъ слободами, отбиваютъ у нихъ торги и промыслы, а сами никакихъ податей не платятъ, велѣно было всѣ эти слободы взять безплатно за государя. Во-вторыхъ, стремясь установить «равный судъ и расправу» для всякихъ чиновъ людей, составители Уложенія столкнулись съ церковными привиллегіями и съ особностью церковнаго вѣдомства. Уложеніе задалось задачей ослабить эту особность, притянувъ по гражданскимъ дѣламъ и церковное вѣдомство подъ общій судъ государственный (Знаменскій).

Церковный судъ до этого времени вызывалъ много нареканій. Основывался онъ на постановленіяхъ Стоглаваго собора — на началахъ совершенной самостоятельности церковнаго вѣдомства въ государствѣ и независимости его отъ общаго государственнаго суда не только по духовнымъ, но и по мірскимъ дѣламъ, за исключеніемъ лишь тяжкихъ уголовныхъ. Такимъ же особнякомъ среди государства стояли и вотчинныя владѣнія Церкви, пользовавшіяся разными привиллегіями въ отношеніи государственныхъ сборовъ и повинностей. Владѣнія эти составляли по величинѣ почти треть всей государственной земли. Въ судебномъ вѣдомствѣ Церкви господствовало, кромѣ того, чрезвычайное разнообразіе. Вызывалось оно разными жалованными и несудимыми граматами. Даже въ патріаршей епархіи послѣ граматы 1625 г. оставалось еще много разнообразія вслѣдствіе несудимыхъ граматъ, которыя раздавались монастырямъ уже самимъ патріархомъ. Еще болѣе разнообразія было по епархіямъ. Общимъ правиломъ было то, чтобы всѣ подчинялись суду своего архіерея по духовнымъ дѣламъ. По гражданскимъ же дѣламъ одни монастыри и церкви въ епархіяхъ тянули къ патріарху или къ приказу большого двора, и притомъ по всѣмъ дѣламъ или только по нѣкоторымъ. Другіе судились своими настоятелями, а настоятели въ приказѣ большого двора или у патріарха. Третьи обращались къ суду чужихъ епархіальныхъ архіереевъ. Четвертые были приписаны къ другимъ привиллегированнымъ монастырямъ, иногда даже чужихъ епархій. Пятые подчинялись мѣстнымъ гражданскимъ властямъ. Сами архіереи иногда производили судъ лично, иногда черезъ своихъ чиновниковъ; предоставляли даже монастырямъ и церквамъ право самосуда. Такое же разнообразіе было въ судѣ надъ церковными вотчинами. Со всѣхъ сторонъ шли жалобы по этому поводу.

Не менѣе жалобъ со стороны земскихъ людей и предметомъ заботъ для правительства были церковныя вотчины, которыя несмотря на всѣ распоряженія, все еще продолжали увеличиваться. Тяглые люди жаловались, что монастыри завладѣли тяглыми землями, угодьями и промыслами, а тягла (подати) съ нихъ не платили, и весь платежъ падалъ на нихъ — тяглыхъ людей. Служилые люди жаловались, что монастыри сманиваютъ къ себѣ ихъ крестьянъ и отъ того помѣстья ихъ пустуютъ и служить имъ государевой службы не съ чего. Всѣ эти жалобы и вызвали, выше приведенное, постановленіе «Соборнаго Уложенія» 1649 года. «Органомъ такого государственнаго суда надъ церковнымъ вѣдомствомъ сдѣланъ былъ монастырскій приказъ, выдѣленный, какъ особое учрежденіе, изъ приказа большого дворца», — пишетъ Знаменскій. «Въ немъ указано было давать судъ по всякимъ гражданскимъ искамъ на всѣхъ іерарховъ, монастырскихъ властей, поповъ, церковный причтъ и на всѣхъ вообще церковныхъ людей и крестьянъ, и по такимъ же искамъ ихъ самихъ на другихъ и даже между собою, другъ на друга. Такимъ образомъ предъ судомъ приказа уравнены были и власти, подчинявшіяся доселѣ въ гражданскихъ дѣлахъ лишь непосредственному суду самого государя, или приказа большого дворца, какъ органа собственной власти государя, считавшія боярскій судъ униженіемъ для себя, и ихъ люди, судившіеся прежде у нихъ самихъ». Кромѣ того рядъ дѣлъ, касавшихся духовенства, попалъ и въ другіе приказы, а также къ мѣстнымъ воеводамъ. Вмѣсто церковнаго гражданскаго суда, надъ церковными людьми явился судъ общій, государственный. Кромѣ судныхъ дѣлъ, къ вѣдомству монастырскаго приказа отнесены были, принадлежавшія раньше приказу большого дворца, распоряженія о государственныхъ сборахъ съ церковныхъ вотчинъ, о составленіи описей церковныхъ имуществъ и разныя полицейскія распоряженія по церковному вѣдомству.

«Духовенство было очень недовольно новымъ учрежденіемъ, тѣмъ болѣе что, по недостаточной опредѣленности новыхъ законовъ и неясности въ разграниченіи церковнаго и гражданскаго вѣдомствъ, между послѣдними тотчасъ начались недоразумѣнія, вторженія одного въ область другого и даже прямыя злоупотребленія. Приказъ вступался иногда и въ чисто церковныя дѣла, наприм. присвоилъ себѣ право назначать въ монастырскія вотчины священниковъ и причетниковъ, опредѣлять и отрѣшать монастырскихъ настоятелей, келарей и казначеевъ, позволялъ себѣ даже перерѣшать распоряженія епархіальныхъ властей. Со стороны духовенства начались попытки уклоненія отъ силы новыхъ узаконеній. Архіереи стали выпрашивать у царя граматы, освобождавшія духовенство ихъ епархій отъ всякаго суда, кромѣ архіерейскаго. Патріаршая область получила подтвержденіе своихъ прежнихъ привиллегій еще при самомъ составленіи Уложенія, чѣмъ, вѣроятно, болѣе всего былъ успокоенъ патріархъ Іосифъ» (Знаменскій). Онъ не былъ достаточно вліятеленъ для того, чтобы отстаивать законныя права духовенства. Самымъ рѣшительнымъ противникомъ монастырскаго приказа, какъ и ряда постановленій Уложенія, былъ любимецъ царя, митрополитъ новгородскій Никонъ, будущій патріархъ.

Въ правленіе патр. Іосифа стали производиться въ широкихъ размѣрахъ исправленія церковныхъ книгъ. Тогда же въ Москвѣ создался кружокъ вліятельныхъ духовныхъ лицъ, стремившихся провести исправленія. Объ этомъ будетъ сказано дальше. Нынѣ же отмѣтимъ только, что патр. Іосифъ, принималъ нѣкоторыя мѣры для продвиженія этого вопроса, но по складу своему не былъ подготовленъ для крупныхъ мѣропріятій, плылъ болѣе по теченію, подъ конецъ же предоставилъ развитіе этого дѣла новгородскому владыкѣ Никону.

Ко времени патр. Іосифа относится устройство благочестивымъ и образованнымъ бояриномъ Ѳедоромъ Ртищевимъ подъ Москвой Андреевскаго мон., ставшаго зародышемъ будущей духовной академіи. Братію его составили 30 иноковъ, привезенныхъ Ртищевымъ изъ Малороссіи для перевода богослужебныхъ книгъ. Въ патріаршество Іосифа дѣлами въ церковномъ управленіи и судѣ заправляли московскіе протопопы благовѣщенскій Стефанъ Вонифатьевъ и казанскій Иванъ Нероновъ.

При патріархѣ Іосифѣ перенесены были въ 1652 г. въ Успенскій соборъ гробы патріарховъ Іова изъ Старицкаго мон. и Гермогена изъ Чудова мон., а также рѣшено перенести гробъ митрополита Филиппа изъ Соловецкаго мон. Въ томъ же году скончался патр. Іосифъ, испросившій себѣ у царя мѣсто погребенія въ ногахъ святителя Іоны.

Глубоко церковный и вѣрующій, царь Алексѣй Михайловичъ, такъ описывалъ въ письмѣ къ митр. Никону свое послѣднее посѣщеніе патр. Іосифа. Святитель, превозмогая себя, вышелъ къ государю, не сразу даже узнавъ его. «И посидя немного», писалъ царь, «я всталъ и его поднялъ, итакъ почало его знобить, не могъ и Достойно проговорить. Славу проговорилъ съ отпускомъ насилу; да почелъ ко мнѣ прощеніе говорить, что говорятъ въ среду на страстной, и я ему отвѣщалъ по уставу, да самъ почелъ прощеніе къ нему творить, да поклонился въ землю ему, а онъ малой поклонъ сотворилъ да благословилъ меня, да велѣлъ себя весть провожать меня, а ноги те волочитъ на злую силу; и я сталъ, и училъ его ворочать: «воротися, государь, ей пуще тебѣ будетъ»; и онъ мнѣ жалуетъ говоритъ: «ину су я тебя и въ другоредь благословляю»; и я молвилъ: «пожалуй же государь, великій святитель, благослови и третицею», и онъ пожаловалъ и въ третій благословилъ, да какъ благословитъ и руку даетъ цѣловать и въ херувимъ; и я благословясь да поклонился въ землю ему и поцѣловалъ въ ногу и онъ, смотря на меня благословляетъ и прощаетъ». Патріархъ на слѣдующій день умеръ. Вѣсть объ этомъ получилъ царь въ Великій Четвергъ за литургіей. «...А въ ту пору ударили въ царь-колоколъ трикраты», писалъ государь митр. Никону, «и на насъ такой страхъ и ужасъ нашелъ, едва пѣть стали и то съ слезами, а въ соборѣ пѣвчіе и власти всѣ со страху и ужаса ноги подломились, потому что кто преставился, да къ какимъ днямъ великимъ кого мы грѣшные отбыли; яко овцы безъ пастуха не вѣдаютъ гдѣ дѣться, такъ то мы нынѣ грѣшные не вѣдаемъ, гдѣ главы преклонити, понеже прежняго отца и пастыря отстали, а новаго не имѣемъ».

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 325-335.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.