Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть четвертая.
Патріаршество.

Преемники патріарха Никона.

Выборы новаго патріарха происходили 31 января 1667 г. Въ Чудовомъ мон. къ патріархамъ собрались архіереи, архимандриты, игумены и множество прочаго клира. Сначала избрали 12 кандидатовъ, въ числѣ которыхъ трое были епископы, а остальные архимандриты и игумены. Потомъ изъ нихъ, «не безъ вѣдома» государя, избрали трехъ. Архіереи, съ антіохійскимъ патріархомъ во главѣ (александрійскій былъ боленъ), отправились къ государю во дворецъ. По прочтеніи списка кандидатовъ, царь, послѣ недолгаго совѣщанія съ патр. Макаріемъ, указалъ на перваго кандидата, архимандрита Троицкаго Сергіева мон. Іоасафа. Дряхлый старецъ началъ-было отказываться, ссылаясь на свои лѣта, отсутствіе учености и способности къ церковнымъ дѣламъ. Но государь, не безъ слезъ, упросилъ старца покориться волѣ Божіей. 10 февраля, въ недѣлю мясопустную, въ Успенскомъ соборѣ состоялось, съ участіемъ патріарховъ Паисія и Макарія, поставленіе на патріаршество Іоасафа II.

По окончаніи первой седмицы великаго поста вновь открылись засѣданія большого московскаго собора 1666 года. Во время своихъ засѣданій соборъ, который можетъ быть сравненъ съ Стоглавымъ, успѣлъ отозваться на всѣ главные вопросы времени и /с. 374/ постарался рѣшить тѣ изъ нихъ, которые особенно касались государственнаго положенія Церкви, церковнаго управленія и состоянія церковнаго чина. Осудивъ великое государствованіе Никона, его чрезмѣрныя притязанія и нѣкоторыя частныя распоряженія, напр. образованіе имъ особаго, лично ему принадлежащаго, удѣла изъ трехъ монастырей, возвративъ незаконно отобранныя для нихъ вотчины и подчинивъ эти обители мѣстнымъ архіереямъ, — соборъ призналъ, однако, справедливымъ основной взглядъ Никона на государственное положеніе Церкви и на монастырскій приказъ. Запрещено было патріарху носить титулъ великаго государя и вступаться въ мірскія дѣла, но, въ то же время, была подтверждена прежняя независимость церковнаго вѣдомства отъ мірскаго суда. Духовныхъ лицъ не велѣно было «вовлачать въ мірскія судилища» не только по дѣламъ гражданскимъ, но, до снятія сана, и по уголовнымъ. Епископамъ было указано, чтобы духовенство и міряне по брачнымъ и подобнымъ дѣламъ судились въ ихъ судахъ только духовными лицами. Вслѣдствіе этого при архіерейскихъ кафедрахъ стали заводиться духовные приказы изъ судей духовнаго сана. Признана была слабость церковной власти, происходившая отъ непомѣрной величины епархій. Соборъ рѣшилъ увеличить число епархій и выразилъ пожеланіе о болѣе частыхъ совѣщаніяхъ епархіальныхъ архіереевъ въ Москвѣ. Выяснилось множество церковныхъ нестроеній, вызванныхъ прежде всего невѣжествомъ духовенства. Соборъ настаивалъ на усиленіи духовнаго образованія духовенства и на возвышеніи его внѣшняго положенія. Отмѣчалось, что крайнее развитіе наслѣдственности церковныхъ мѣстъ породило своеобразный взглядъ духовенства на церкви, какъ на свою частную собственность. Доходило до того, что у кого изъ причта не было для наслѣдія мѣста родственниковъ, тотъ продавалъ свое мѣсто чужимъ за деньги. Соборъ строго возсталъ противъ такого корчемства церквами и распорядился, чтобы прихожане выкупали ихъ у причтовъ, дабы святыя Божія церкви были свободны. Для возвышенія значенія духовенства указано было носить ему приличное одѣяніе, не участвовать въ пьяныхъ свадебныхъ поѣздахъ, не пьянствовать, не срамословить, не мздоимствовать за совершеніе таинствъ, особенно таинства причащенія, не вдаваться въ недозволенные священному сану торги и промыслы, не бродяжничать. Бродячее и крестцовое духовенство обратило на себя особенное вниманіе, т. к. замѣчено было въ незаконныхъ священнодѣйствіяхъ и въ потворствѣ расколу. Въ цѣляхъ уменьшенія безмѣстнаго духовенства соборомъ было отмѣнено старинное /с. 375/ запрещеніе службы вдовымъ священникамъ. Относительно монашествующаго духовенства приняты были мѣры противъ его размноженія ради тунеядства и уклоненія отъ службы и тягла. Соборъ подтвердилъ запрещеніе Уложенія постригающимся отдавать въ монастыри вкладомъ свои вотчины, а также владѣть вотчинами послѣ постриженія. Соборъ высказался даже противъ всякихъ вкладовъ за постриженіе. Установлены были строгія правила противъ бродяжничества монаховъ и монахинь, проживанія ихъ въ мірскихъ домахъ и пр. Обличены были лже-юродивые и пустосвяты, производившіе соблазнъ среди простого народа (Знаменскій).

Соборъ осудилъ и отмѣнилъ распоряженіе Никона (1655 г.), чтобы въ день Богоявленія водосвятіе совершалось только однажды въ навечеріе праздника, и благословилъ творить въ навечеріе праздника освященіе воды въ церквахъ, и послѣ утрени — на рѣкѣ. Отмѣнено было его же распоряженіе (1656 г.), чтобы разбойниковъ и татей, осужденныхъ на смерть, священники не только не удостаивали св. причастія, но и не допускали къ исповѣди. Возвращены были вотчины, взятыя Никономъ изъ патріаршаго дома, изъ коломенской епископіи и изъ разныхъ монастырей на мѣну и безъ мѣны въ монастыри своего строенія. Соборъ одобрилъ исправленіе богослужебныхъ книгъ, произведенное патріархомъ Никономъ. Подробно объ этомъ будетъ сказано въ особой главѣ.

Патріархъ Іоасафъ II, старецъ тихій и кроткій, умирялъ все непріязненное. Этими его свойствами объясняются тѣ уступки, которыя государство сдѣлало Церкви на соборѣ 1667 г. Въ теченіе пяти лѣтъ своего патріаршества, онъ дѣйствовалъ въ полномъ согласіи съ царемъ, не настаивая даже на тѣхъ распоряженіяхъ, которыя были сдѣланы на соборѣ. При немъ соборнымъ постановленіемъ сосланъ былъ въ Палеостровскій мон., какъ раскольникъ, тотъ самый еп. Павелъ коломенскій, отстраненіе котораго ставилось въ вину Никону. При немъ издано первое полемическое сочиненіе противъ раскольниковъ «Жезлъ правленія». Въ сочиненіи «Гласъ къ священноначальникамъ» онъ подробно объяснялъ смыслъ постановленія собора о старыхъ обрядахъ. Издалъ Іоасафъ II «Выписку отъ божественныхъ писаній о благолѣпномъ писаніи иконъ и обличеніе на неистовство пишущихъ оныя». Изданы во время его патріаршества два катихизиса Симеона Полоцкаго. Въ его правленіе началась непокорность Соловецкой обители соборному постановленію объ осужденіи раскола, о чемъ рѣчь будетъ ниже. Продолжались смуты церковныя въ Малороссіи. /с. 376/ Происходилъ бунтъ Разина. Патр. Іоасафъ скончался въ 1672 г.

По его смерти, патріархомъ былъ избранъ врагъ Никона, новгородскій митрополитъ Питиримъ, который совершенно незамѣтно правилъ всего 10 мѣсяцевъ.

Патріархомъ съ іюля 1673 г. сталъ митрополитъ новгородскій Іоакимъ. Происходилъ онъ изъ дворянскаго рода Савеловыхъ, былъ сначала на военной службѣ. Въ 1655 г., на 35-мъ году жизни, принялъ постригъ въ Межигорскомъ мон. подъ Кіевомъ. По предложенію патр. Никона онъ перешелъ въ устроявшійся послѣднимъ Иверскій новгородскій мон., а оттуда вскорѣ назначенъ архимандритомъ Чудова мон. Поставленный въ 1673 г. митрополитомъ новгородскимъ, онъ 26 іюля 1674 г. былъ избранъ патріархомъ. Еще въ бытность новгородскимъ митрополитомъ онъ обратилъ особенное вниманіе на экономическое положеніе духовенства, которое не мало терпѣло отъ несправедливыхъ и лишнихъ поборовъ свѣтскихъ архіерейскихъ чиновниковъ, собиравшихъ сборы въ митрополичью казну. Онъ точно опредѣлилъ количество денежныхъ повинностей и приказалъ собирать ихъ не свѣтскимъ чиновникамъ, а поповскимъ старостамъ. Мѣропріятіе это было утверждено для повсемѣстнаго примѣненія соборомъ 1675 г. Установилъ онъ также въ новгородской епархіи взаимныя отношенія духовенства при совершеніи имъ соборнаго богослуженія. Предпочтеніе дано было черному духовенству. Будучи въ Новгородѣ, онъ принималъ дѣятельное участіе въ увѣщаніи соловецкихъ иноковъ. Въ бытность его патріархомъ, соборъ 1675 г. повторилъ и дополнилъ прежнія постановленія о церковномъ судѣ. Послѣ собора былъ закрытъ монастырскій приказъ. Патріархъ обратилъ вниманіе на матеріальныя средства духовенства. Еще со времени государственной переписи земель при царѣ Михаилѣ начатъ былъ надѣлъ церквей писцовыми землями, но производился очень медленно, а въ 1676 г., по боярскому приговору, даже вовсе былъ прекращенъ. Патріархъ настоялъ на отмѣнѣ этого приговора. Въ 1680 г., при новомъ межеваніи, ему удалось исходатайствовать общее опредѣленіе объ отмежеваніи писцовыхъ земель ко всѣмъ церквамъ. Въ тѣхъ же видахъ Іоакимъ заботился объ облегченіи епархіальныхъ сборовъ съ духовенства, которые все усиливались. Онъ распорядился объ опредѣленномъ и однообразномъ количествѣ сборовъ повсемѣстно.

Въ отношеніи къ церковнымъ вотчинамъ правительство оказалось менѣе уступчивымъ, чѣмъ въ вопросѣ о церковномъ судѣ. Опредѣленія Уложенія по этому предмету были оставлены въ /с. 377/ полной силѣ и послѣ собора 1667 г. Желая извлечь какъ можно больше государственной и общественной пользы, правительство собирало съ нихъ свои сборы въ количествѣ даже усиленномъ противъ другихъ вотчинъ. Кромѣ того оно посылало въ монастыри для прокормленія раненыхъ и престарѣлыхъ служилыхъ людей и требовало отъ духовныхъ учрежденій усиленія благотворительной дѣятельности. Въ 1678 г. положено увеличить патріаршія богадѣльни въ Москвѣ и содержать въ нихъ 412 нищихъ. Соборъ 1682 г. опредѣлилъ, по предложенію царя Ѳеодора, разобрать всѣхъ нищихъ по городамъ и дѣйствительно требующихъ призрѣнія размѣстить по церковнымъ богадѣльнямъ и больницамъ. Въ 1678 г. вышло распоряженіе произвести самую подробную перепись всѣхъ церковныхъ имѣній, которая могла бы служить основой какъ для опредѣленія количества сборовъ съ церковнаго вѣдомства, такъ и для контроля за его экономіей, сосредоточеннаго въ приказѣ большого дворца (Знаменскій).

Въ концѣ царствованія Ѳеодора Алексѣевича состоялся въ 1682 г. соборъ, на которомъ царь предложилъ нѣсколько вопросовъ относительно Церкви и духовенства, выражавшихъ новыя идеи правительства и бывшихъ предвѣстниками грядущей церковной реформы. Кромѣ вопроса объ умноженіи епархій, царь обратилъ вниманіе собора на распространеніе раскола, на неудовлетвори-тельное состояніе духовенства, особенно монастырей, на недостаточность церковной благотворительности, на необходимость усилить надзоръ за продажей книгъ, за безмѣстнымъ духовенствомъ, служившимъ при церквахъ и у крестовъ въ боярскихъ домахъ, за излишнимъ умноженіемъ часовенъ и т. д. Соборъ, отвѣчая на запросы государя, запретилъ заводить малыя пустыни и монастыри, а заведенные ранѣе велѣлъ упразднять и сводить въ большія общежительныя обители, усилилъ опредѣленныя въ 1667 г. ограниченія излишней свободы постриженія, особенно внѣ монастырей, распорядился изгнать изъ монастырей лишнихъ бѣльцовъ и бѣлицъ, горячо возсталъ противъ бродяжничества монаховъ и монахинь, проживанія ихъ въ мірскихъ домахъ и прошенія милостыни по улицамъ. Такихъ монашествующихъ велѣно было ловить и заключать для исправленія въ особо отведенные на то монастыри. Постановлено было прекратить всякое сообщеніе монашествующихъ съ мірянами, особенно въ монастыряхъ женскихъ, монахинямъ запрещалось выходить изъ обители даже въ монастырскія общины, для управленія же таковыми держать особыхъ довѣренныхъ лицъ изъ мірянъ. Указано было стараться во всѣхъ монасты/с. 378/ряхъ заводить общежитіе (Знаменскій). Во всѣхъ этихъ мѣропріятіяхъ Іоакимъ проявилъ большую энергію и твердость.

Патр. Іоакимъ, заботясь о поднятіи значенія дѣятелей Церкви, прилагалъ старанія къ сохраненію неповрежденности обрядовъ и вѣроученій. Онъ продолжалъ дѣло своихъ предшественниковъ по провѣркѣ богослужебно-обрядовой практики и очистки ея отъ привнесенныхъ неправильныхъ наслоеній. Имъ было указано, что «шествіе на осляти» въ недѣлю Ваій можетъ совершаться только въ стольномъ градѣ Москвѣ. Имъ упразднена была въ 1682 г. въ совершающемся въ великій четвергъ чинѣ омовенія ногъ роль Іуды, соблазнявшая благочестивыхъ людей. При немъ были исправлены и изданы чины литургій свв. Василія Великаго и Іоанна Златоустаго, Шестодневъ, Требникъ, Псалтирь, Минея общая, Октоихъ, Часословъ, Уставъ и Прологъ или Синаксарій. Благодаря такой своей дѣятельности, Іоакимъ долженъ былъ столкнуться съ раскольниками, съ которыми велъ упорную борьбу. Оберегалъ патріархъ также русское общество отъ тѣхъ иноземныхъ и иновѣрныхъ вліяній, которыя дѣйствовали растлѣвающе. Вторая половина и, особенно, послѣдняя четверть XVII в. были временемъ наиболѣе оживленнаго прилива въ Москву протестантскихъ и католическихъ воззрѣній, по своему истолковывавшихъ нѣкоторыя положенія православной догматики и значительно смущавшихъ нѣкоторыхъ русскихъ людей. За этой инославной пропагандой патр. Іоакимъ слѣдилъ «съ непрестанною болѣзнью своего сердца». Подробнѣе объ этомъ будетъ сказано въ особомъ отдѣлѣ. Учитывая то, что латинская пропаганда шла преимущественно черезъ юго-западную Русь, находившуюся въ церковномъ отношеніи подъ властью константинопольскаго патріарха, надзоръ котораго, за дальностью разстоянія не могъ быть дѣйствительнымъ, — патр. Іоакимъ особенно стремился къ скорѣйшему возвращенію южныхъ епархій въ подчиненіе московскому патріархату. Старанія патріарха Іоакима увѣнчались успѣхомъ. Въ 1686 г. константинопольскій патріархъ Діонисій IV далъ свое согласіе (извѣщеніе объ этомъ послѣдовало въ 1687 г.). Гр. М. В. Толстой повѣствуетъ о другомъ намѣреніи Іоакима: «Въ немъ созрѣла обширная мысль: соединить подъ властію патріаршаго престола всея Руси, какъ основаннаго первозваннымъ апостоломъ, всѣхъ православныхъ нашихъ единомышленниковъ на югѣ Европы. Эту мысль подтвердилъ сербскій митрополитъ Савва II Бранковичъ, пріѣзжавшій въ Россію для сбора въ пользу своей каѳедры, разоренной междоусобіями. Выѣхавшій изъ Болгаріи въ Москву князь Ростиславъ Стра/с. 379/шиміровичъ еще болѣе утвердилъ Іоакима въ его намѣреніяхъ: обласканный патріархомъ, онъ обѣщалъ склонить къ церковному соединенію не только своихъ единоземцевъ, между которыми имѣлъ много приверженцевъ, какъ единственный потомокъ государей Болгарскихъ, но даже и Сербовъ съ Черногорцами и Молдаванъ съ Волохами. Іоакимъ надѣялся преклонить вселенскаго патріарха къ отказу отъ духовной власти надъ этими странами, какъ достигъ той же цѣли относительно Малороссіи [1]; но племянникъ его Дубровскій, посланный имъ въ Царьградъ для предварительныхъ переговоровъ съ греческимъ духовенствомъ и турецкимъ правительствомъ объ этомъ дѣлѣ, едва спасся отъ разъяренной черни, когда въ Константинополѣ получено извѣстіе, что въ Москвѣ подписанъ (26 апрѣля 1686 г.) наступательный и оборонительный союзъ съ Польшею противу Крыма и Турціи».

Важнымъ проявленіемъ государственной дѣятельности Іоакима было его дѣйственное участіе въ уничтоженіи Земскимъ Соборомъ 1682 г. мѣстничества, приносившаго много вреда отечеству. Пришлось ему быть виднымъ участникомъ тягостныхъ событій 1682 г. Царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ, скончавшійся въ этомъ году, умирая бездѣтнымъ, не распорядился относительно престолонаслѣдія. Родной братъ его, Іоаннъ, былъ крайне слабъ и тѣломъ и духомъ, вслѣдствіе чего былъ неспособенъ къ правленію. Достигшій же 10-лѣтняго возраста сынъ царя Алексѣя отъ второго брака его съ Наталіей Кирилловной Нарышкиной, Петръ, отличался крѣпостью тѣла и живыми душевными способностями. Когда совершенъ былъ обрядъ прощанія съ покойнымъ царемъ, патріархъ спросилъ присутствующихъ архіереевъ и вельможъ: «Кто же изъ двухъ царевичей будетъ царемъ?» Они отвѣчали, что этотъ вопросъ долженъ быть рѣшенъ всѣхъ чиновъ людьми Московскаго государства.

Историкъ С. М. Соловьевъ пишетъ: «Подъ Московскимъ государствомъ, въ тѣсномъ смыслѣ, разумѣли обыкновенно одинъ царствующій градъ: такъ, по крайней мѣрѣ, было понято тутъ. Патріархъ съ архіереями и вельможами вышелъ на крыльцо, велѣлъ всякихъ чиновъ людямъ собраться на площади передъ церковью Спаса и спросилъ, кому изъ двухъ царевичей быть на царствѣ: Раздались крики: «Петру Алексѣевичу», «раздались и другіе крики: «Іоанну Алексѣевичу», но были заглушены. Всѣхъ чиновъ люди рѣшили дѣло; патріархъ возвратился во дворецъ и благо/с. 380/словилъ на царство Петра». Вслѣдствіе его малолѣтства правительницей государства стала царица Наталія. Это вызвало недовольство дочери царя Алексѣя отъ перваго брака, честолюбивой и властной царевны Софіи. Она и ея родственники, Милославскіе, рѣшили произвести переворотъ, опираясь на стрѣльцовъ, въ то время волновавшихся изъ за неправильной выдачи имъ жалованія. Въ ихъ среду пущенъ былъ слухъ будто Нарышкины задушили царевича Іоанна. 15 мая стрѣльцы, по звону набатному колоколовъ, ворвались въ Кремль и съ мятежными криками остановились передъ дворцомъ. Заговорщики роздали имъ списки «измѣнниковъ». Ложь нетрудно было обличить. Царица, вмѣстѣ съ патріархомъ, и боярами, вывела Петра и Іоанна на Красное крыльцо. Толпа стихла. Недовѣрчивые же, подставивъ лѣстницу, взлѣзли на крыльцо къ самому царевичу и спросили дѣйствительно ли онъ царевичъ Іоаннъ, и кто изъ бояръ его изводитъ? — «Меня никто не изводитъ и жаловаться мнѣ не на кого», отвѣчалъ Іоаннъ. Артамонъ Матвѣевъ, ранѣе командовавшій стрѣльцами, спокойно уговаривалъ мятежниковъ. Озлобилъ же стрѣльцовъ, ихъ начальникъ, кн. Михайло Долгорукій, разразившійся бранью и угрозами. Онъ былъ убитъ, за нимъ Матвѣевъ. Стрѣльцы, рыская по дворцу, затѣмъ и по домамъ «измѣнниковъ», значившихся въ спискахъ, умертвили двухъ братьевъ царицы и бояръ, связанныхъ съ Нарышкиными. По ихъ настоянію Боярская Дума, вмѣстѣ съ патріархомъ и архіереями, рѣшила: Іоанну быть первымъ царемъ, а Петру — вторымъ. 29 мая стрѣльцы объявили боярамъ, чтобы правительство, по молодости обоихъ государей, было вручено царевнѣ Софьѣ. Это и послѣдовало. Софьѣ пришлось опираться на стрѣльцовъ и на ихъ новаго начальника кн. Ивана Хованскаго. Среди стрѣльцовъ было много раскольниковъ; приверженцемъ старой вѣры былъ и Хованскій. Патріарху, подъ давленіемъ стрѣльцовъ, пришлось вести съ раскольниками «преніе о вѣрѣ», о чемъ будетъ сказано въ особой главѣ. Іоакимъ поддержалъ въ 1689 г. царя Петра, когда онъ, по достиженіи совершеннолѣтія, отстранилъ отъ правленія царевну Софью. Патріархъ боролся съ расколомъ и инославными вліяніями. Онъ поддерживалъ здоровое просвѣщеніе. Эти вопросы будутъ освѣщены въ дальнѣйшемъ. Патріархъ Іоакимъ скончался 17 апрѣля 1690 г.

При выборѣ новаго патріарха, архіереи высказывались за митрополита псковскаго Маркелла, родомъ изъ южныхъ славянъ, ученаго и образованнаго. Этому сочувствовалъ царь Петръ. Царица же Наталія Кирилловна съ архимандритами и игуменами стоя/с. 381/ла за Адріана. Духовенство опасалось, что ученый патріархъ будетъ благопріятствовать иновѣрцамъ. На патріаршество былъ возведенъ митрополитъ казанскій Адріанъ, ранѣе архимандритъ чудовскій, проявившій тогда уже большую любовь къ церковному благолѣпію. Имъ сооруженъ былъ въ обители храмъ св. митр. Алексія съ придѣлами. Въ церквахъ монастыря завелъ онъ особыя помѣщенія для мужчинъ и женщинъ. По понедѣльникамъ, средамъ и пятницамъ запретилъ открывать монастырскія ворота. 21 марта 1686 г. онъ, цѣнимый патр. Іоакимомъ, былъ хиротонисанъ казанскимъ митрополитомъ, обогативъ мѣстный Благовѣщенскій мон. своими вкладами. Архипастырь строгой жизни, твердый и смѣлый, онъ проявлялъ себя противникомъ новшествъ. Вступивъ на патріаршескій престолъ, Адріанъ не скрывалъ своего недоброжелательства къ вводимымъ Петромъ новизнамъ. Въ окружныхъ посланіяхъ къ паствѣ онъ высказался крайне рѣзко противъ иноземцевъ и ихъ обычаевъ, противъ табака и брадобритія, повторивъ противъ послѣдняго проклятіе Стоглаваго собора. Это обострило его отношеніе къ Петру, послѣ кончины матери (въ 1694) и брата, царя Іоанна (1696 г.), получившаго полноту власти. Во время страшныхъ казней стрѣльцовъ, взбунтовавшихся въ 1698 г., во время заграничной поѣздки царя, Адріанъ, по древнему обычаю печалованія, поднявъ икону Богоматери, отправился къ Петру въ Преображенское, моля его о пощадѣ преступникамъ. Петръ гнѣвно воскликнулъ: «Къ чему эта икона? Развѣ твое дѣло приходить сюда? Убирайся скорѣе, и поставь икону на свое мѣсто. Быть можетъ, я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Его Матерь. Я исполняю свою обязанность и дѣлаю богоугодное дѣло, когда защищаю народъ и казню злодѣевъ, противъ него умышлявшихъ». Гнѣвъ Петра тогда распространился, на имѣвшихъ связи съ стрѣльцами, царевенъ Софью и Марѳу, а также на царицу Евдокію, его супругу. Онѣ были пострижены.

Адріанъ, еще до этихъ трагическихъ событій враждебный преобразованіямъ Петра, все же признавалъ правильность нѣкоторыхъ его указаній, касавшихся неустройствъ въ церковномъ управленіи. Патріархъ своими указами предписывалъ снабжать церкви исправными печатными книгами и служебниками, церковными принадлежностями; требовалъ наблюденія надъ тѣмъ, чтобы не принимались священники безъ письменныхъ граматъ; чтобы бродячіе священники не отбивали у приходскихъ священниковъ требъ. Издалъ онъ и указъ о запрещеніи устройства новыхъ монастырей безъ государева приказа. Патр. Адріанъ отличался стро/с. 382/гой жизнью. Онъ выступалъ въ защиту своихъ церковныхъ правъ, когда царь нарушалъ ихъ. Въ февралѣ 1700 г., комиссія, подготовлявшая новое Уложеніе, затребовала отъ патріаршаго приказа справокъ о церковномъ судѣ. Патріархъ распорядился составить обширную записку «Статьи о святительскихъ судахъ», гдѣ тщательно были собраны всѣ документы, служившіе основаніемъ судебныхъ правъ русской Церкви, начиная съ Номоканона, древнихъ княжескихъ уставовъ и ханскихъ ярлыковъ. Правительству внушалось помнить все это и не нарушать преданій и установленій старины. Въ 1697 г. патріархъ составилъ просторную инструкцію поповскимъ старостамъ. Этими актами подводился итогъ административной и судебной жизни древней русской Церкви.

Въ патріаршество Адріана заканчивалась борьба двухъ ученій объ евхаристіи — братьевъ Лихуды и Сильвестра Медвѣдева, о которой рѣчь будетъ ниже. Болѣя и сознавая невозможность вліять на распоряженія царя, онъ все болѣе удалялся отъ дѣлъ. Въ послѣднее время онъ жилъ въ своемъ любимомъ Перервинскомъ монастырѣ. Скончался патріархъ Адріанъ 16 октября 1700 г.

Примѣчаніе:
[1] Объ этомъ намѣреніи говорится, подъ 1685 г., и въ «Лѣтописи церковныхъ событій» архим. Арсенія (1880).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 373-382.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.