Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть четвертая.
Патріаршество.

Расширеніе предѣловъ патріаршества.

Въ концѣ XVII столѣтія произошло возсоединеніе Кіевской митрополіи съ остальной Русской Церковью. Событіе это будетъ освѣщено въ концѣ четвертой части.

Послѣ смутнаго времени Россія потеряла Смоленскъ, завоеванный Рѣчью Посполитой. Въ 1667 г. по Андрусовскому миру онъ возвращенъ былъ Россіи. По Столбовскому миру къ Швеціи отошли Ингрія и Карелія. Были разрушены оказавшіяся подъ ея властью Валаамская и Коневская обители.

На востокѣ Церковь успѣшно пріобрѣтала себѣ новыхъ чадъ въ Сибири, покоренной въ царствованіе Іоанна IV Грознаго въ 1582 г. Ермакомъ, при содѣйствіи Строгановыхъ. Московское правительство помогало матеріальными средствами и льготами обращавшимся въ православіе инородцамъ. Въ 1603 г. уже крестились нѣкоторые изъ начальниковъ чусовскихъ вогуличей. Сибирскіе казаки покоряли новыя земли, гдѣ постепенно возникали /с. 383/ русскіе города и селенія съ храмами и монастырями. Изъ Москвы посылались для нихъ книги, иконы, церковная утварь и духовенство. Въ концѣ 1620 г. въ Тобольскъ былъ назначенъ архіепископомъ игуменъ Хутынскій Кипріанъ, извѣстный своей ревностью къ отеческой вѣрѣ. Благочестивый царь Михаилъ снабдилъ его пособіями жизни. Онъ крестилъ многихъ язычниковъ и особенное вниманіе обратилъ на исправленіе нравовъ русскихъ поселенцевъ. Для скорѣйшаго же просвѣщенія дикихъ туземцевъ старался умножить число церквей и монастырей. Къ ранѣе основаннымъ обителямъ: въ Березовѣ, Верхотурьѣ, Тюмени и Знаменской въ Тобольскѣ, при митр. Кипріанѣ созданы были обители въ Туринскѣ, Алапаевѣ, Тарѣ, Томскѣ, Тагилѣ и Николаевская въ Тобольскѣ. Въ 1624 г. митр. Кипріанъ былъ переведенъ на Крутицкую епархію. Нѣкоторыя обители имѣли особенно важное значеніе въ дѣлѣ христіанской миссіи. Въ 1644 г. старецъ Далматъ (изъ Невьянскаго мон.) основалъ на р. Исети Далматовскій мон., сдѣлавшійся потомъ средоточіемъ христіанскаго просвѣщенія для огромнаго округа, въ которомъ находились русскія и инородческія поселенія. Въ 1653 г. возникъ другой извѣстный просвѣтительнымь вліяніемъ монастырь въ остяцкомъ краѣ, Кодинскій или Кондскій. Тогда пятымъ сибирскимъ митрополитомъ былъ владыка Симеонъ, который, по настоянію патр. Никона, создалъ обитель въ городкѣ Кондѣ, резиденціи остяцкихъ князей. Первый изъ остяковъ принялъ христіанство въ 1590 г. князь Алачевъ. Онъ въ 1602 г. построилъ деревянную церковь, на ея мѣстѣ и создался Кондскій Троицкій мон.

Въ половинѣ XVII в. христіанство стало проникать въ южную Сибирь и даже въ ту ея часть, которая, простираясь отъ Яблонова хребта къ востоку, называлась Дауріей. Дружины храбраго Хабарова (въ 1649 г.) открыли путь къ вѣрѣ даурамъ, дучерамъ, гюлякамъ, ачанамъ и частію манджурамъ. Изъ строившихся по мѣстамъ городковъ свѣтъ вѣры распространялся между язычниками. Въ крѣпости Албазинѣ явилась приходская церковь, а въ 1671 г. іеромонахъ Гермогенъ основалъ тамъ Спасскій мон. Въ 1681 г. отправлена была миссія, въ составѣ иг. Ѳеодосія, іером. Макарія и нѣсколькихъ монаховъ, въ западную Даурію. Митр. Павелъ, отправляя миссію, такъ наставлялъ ее: «Пріѣхавъ въ Даурію, въ Селегинскѣ и другихъ городахъ и острогахъ приглашать всякихъ иновѣрцевъ къ истинной христіанской вѣрѣ православной, поучать со всѣмъ тщаніемъ и ревностію изъ божественнаго писанія и крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа; приводить же къ /с. 384/ тому Божіему дѣлу безъ всякаго тщеславія и гордости, съ благимъ намѣреніемъ, безъ всякаго оскорбленія... опасаться, чтобы какими-нибудь словами не отдалить строптивыхъ иноземцевъ отъ святаго дѣла». Тогда же и дано было благословеніе устроить въ Селегинскѣ Троицкій мон. Ревностный же иг. Ѳеодосій основалъ посольскій Преображенскій монастырь, близъ Картинскаго завода. Соборъ 1682 г. положилъ послать искусныхъ духовныхъ лицъ на р. Лену. Съ 1660 по 1672 г. въ восточной Сибири возникли обители въ Якутскѣ, Киренскѣ и Иркутскѣ.

Въ 1689 г. по Нерчинскому договору Амурскій край быль уступленъ Китаю; Албазинъ срытъ. Замерла тамъ христіанская вѣра, но за то проникла въ самый Китай. Еще ранѣе нѣсколько русскихъ плѣнныхъ изъ Албазина въ 1685 г. были поселены въ Пекинѣ въ особой слободѣ подъ именемъ русской роты съ дозволеніемъ имѣть у себя церковь. Въ 1695 г. тобольскій митрополитъ Игнатій послалъ къ нимъ священника и дьякона съ антиминсомъ, мѵромъ, церковными книгами и утварью. Посылая съ этими дарами для пекинской церкви Софіи, Премудрости Божіей, находившейся въ отведенномъ плѣннымъ бывшемъ буддійскомъ капищѣ, священника и діакона, владыка Игнатій писалъ плѣнному священнику Максиму: «проповѣднику святого евангелія въ китайскомъ царствіи: да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всѣхъ плѣнныхъ съ тобою о вашемъ такомъ случаѣ: понеже воли Божіей кто противитися можетъ? А плѣненіе ваше не безъ пользы китайскимъ жителямъ, яко Христовы православныя вѣры свѣтъ имъ вами открывается». Скоро нѣкоторые китайцы крестились.

Въ Казанскомъ краѣ послѣ первыхъ его просвѣтителей, казанскихъ чудотворцевъ, дѣло христіанской миссіи остановилось до конца XVI в., когда митрополитомъ сталъ св. Гермогенъ. Въ 1593 г. въ своемъ донесеніи царю и патріарху онъ нарисовалъ печальную картину состоянія своей паствы. Крещеные инородцы, живя среди некрещеныхъ, нѣкоторые даже въ рабствѣ у послѣднихъ, часто отпадали отъ вѣры. Тѣ же, кто и оставались содержали ее не твердо, не зная даже иногда церкви и духовенства. Въ Казани построены были мечети. Послѣдовало распоряженіе изъ Москвы: всѣхъ крещеныхъ поселить въ особую слободу съ церковью въ ней по близости къ русскимъ. Мусульманамъ запрещалось держать христіанъ въ услуженіи. Христіанамъ велѣно иновѣрныхъ плѣнниковъ или отпускать, или присоединять къ Православію, женъ имѣть только христіанокъ и выполнять все тре/с. 385/буемое вѣрою. Митр. Гермогенъ написалъ повѣсть о Казанской иконѣ Божіей Матери и житіе святителей Гурія и Варсонофія, оживляя въ казанцахъ свѣтлую память о нихъ. Укрѣпило православныхъ и произвело впечатлѣніе на иновѣрныхъ чудесное обрѣтеніе чудотворной иконы Богоматери. Чудесное прекращеніе моровой язвы, въ бытность патріархомъ Никона, послѣдовавшее въ то время, какъ жители Казани обошли городъ съ чудотворной иконой, пришедшей изъ Седміезерной пустыни [1], оживило вѣру христіанъ и возбудило ее въ невѣрующихъ. Съ того времени и иновѣрцы стали питать благоговѣйное уваженіе къ сей иконѣ, подкрѣпляемое дальнѣйшими чудесами. Первое чудо имѣло мѣсто во время моровой язвы 1654 г. при митр. Корниліи. Принимались и административныя мѣры для предотвращенія вліянія иновѣрныхъ на зависимыхъ отъ нихъ православныхъ. Въ 1681 г. у некрещеныхъ мурзъ велѣно было отобрать всѣ вотчины и помѣстья съ христіанскимъ населеніемъ, испомѣщая ихъ за то землями некрещеной мордвы и другихъ инородцевъ, а которые захотятъ креститься, за тѣми ихъ земли оставлять попрежнему. Новокрещенымъ давались разныя льготы и земли. Но большого успѣха распространеніе христіанства въ Казанскомъ краѣ не имѣло, въ чемъ была, въ значительной мѣрѣ, вина мѣстной администраціи, не рѣдко своими злоупотребленіями раздражавшей инородцевъ, что сказалось во время бунта Разина.

Развивалось миссіонерское дѣло среди Мордвы Рязанскаго и Тамбовскаго края, гдѣ въ половинѣ XVII в. явился замѣчательный архипастырь — рязанскій архіепископъ Мисаилъ (1651-56), близкій патріарху Никону. Въ 1654 г. онъ началъ непрерывныя поѣздки по своей епархіи для крещенія татаръ и мордвы. Въ Касимовѣ были крещены два татарскихъ царевича — касимовскій и сибирскій; въ шацкомъ и кадомскомъ уѣздахъ обратилось до 316, а въ тамбовскомъ до 4200 человѣкъ. Святитель просилъ у патріарха благословенія на новыя поѣздки, на что и послѣдовало разрѣшеніе. Но въ это второе путешествіе владыка встрѣтилъ сильное противодѣйствіе со стороны мусульманъ и язычниковъ и долженъ былъ прибѣгнуть къ помощи гражданской власти. Во время третьей поѣздки въ 1656 г. по шацкому уѣзду, близъ села Конобѣева, на него напала большая толпа озлоб/с. 386/ленныхъ язычниковъ. Выпущены были стрѣлы и одна изъ нихъ пронзила архипастыря. Онъ скончался мученикомъ вѣры. Кончина его повліяла на язычниковъ и они начали креститься въ большомъ количествѣ. Какъ казанскую мордву крестили иноки Селижарова мон., такъ темниковскую мордву иноки Пурдышевскаго мон., стоявшаго на берегу рѣки Мокши.

Православіе въ Грузіи съ половины XVI в. терпѣло много бѣдъ и опасностей. Съ одной стороны Грузію тревожила своими нападеніями Турція, съ другой — Персія, наложивъ на нее рабство, пытками принуждала принять мусульманство. Многіе грузины украсились вѣнцемъ мученичества, но были и отступники. Грузія все болѣе искала защиты и покровительства единовѣрной Россіи. Сношенія усилились при царѣ Іоаннѣ IV Грозномъ. Въ 1586 г. грузинскій царь Александръ слезно умолялъ царя Ѳеодора принять единовѣрную Грузію (Иверію) подъ свое покровительство: «Настали времена, ужасныя для христіанства; мы, единовѣрные братья россіянъ, стенаемъ отъ злочестивыхъ; единъ ты, вѣнценосецъ православія, можешь спасти нашу жизнь и наши души». Въ слѣдующемъ году принята была клятва царя Александра на подданство Россіи, которая обязалась защищать Грузію, какъ свою собственность. Такъ какъ грузинская Церковь была въ большомъ разстройствѣ, то Александръ просилъ царя Ѳеодора и владыку Іова помочь ей способными людьми. Въ апрѣлѣ 1589 г. отправлены были въ Грузію священники для исправленія порядка въ богослуженіи, а иконописцы для украшенія ветхихъ и опустѣлыхъ храмовъ живописью. Въ замѣчательномъ посланіи патр. Іовъ святительски поучалъ царя и грузинскій народъ христіанскому смиренію предъ судьбами Божіими. Царь Александръ съ восторгомъ принялъ посланіе и отправленное духовенство и отвѣчалъ, что русскіе священники — ангелы для духовенства иверскаго, омраченнаго невѣжествомъ. Царь Борисъ хотѣлъ скрѣпить союзъ Грузіи и Россіи узами кровнаго родства. Трудности заключались въ неустойчивости мѣстныхъ владѣльцевъ. Въ 1617 г. персидскій шахъ Аббасъ, пользуясь слабостью Руси, переживавшей еще послѣдствія смуты, опустошилъ Грузію. Царь Кахетіи, Карталиніи и Имеретіи Теймуразъ I въ 1619 г. писалъ царю Михаилу: «лучше бы у матери моей утроба пересохла, и я бы не родился, нежели видѣть, что православная христіанская вѣра и земля иверская при моихъ глазахъ раззорены; въ церквахъ имя Божіе не славится и онѣ стоятъ всѣ пусты». Теймуразъ умолялъ о помощи. На соборѣ духовенства и земскихъ людей приняты были въ подданство земли /с. 387/ Теймураза. Дагестанскій князь, дѣлавшій набѣги на Грузію, былъ наказанъ войной, а Персія на время удержана отъ жестокостей мирными переговорами съ ней Москвы. Въ 1625 г. шахъ прислалъ патріарху Филарету въ знакъ своей дружбы къ нему Ризу Господню, которая нѣкогда была взята въ Персію изъ Грузіи, какъ военная добыча. Патріархъ установилъ въ честь ея праздникъ 10 іюля. Но въ 1634 г. Аббасъ посадилъ на карталинскій престолъ царевича Ростома, принявшаго магометанство при дворѣ шаха. Въ Карталиніи христіанство подвергалось открытому гоненію, магометанство распространялось. Шахъ старался подчинить себѣ всю Грузію, бѣдствія возобновились. У Теймураза осталась одна Кахетія. Въ 1637 г. къ нему отправлены были ипатскій архимандритъ, два священника съ діакономъ, два иконописца и столяръ съ матеріалами. Въ 1650 г. новый имеретинскій царь Александръ принялъ русское подданство съ народомъ. Шахъ съ гнѣвомъ принялъ сначала русское посольство, но потомъ согласился на оставленіе за Россіей Кахетіи и Имеретіи. Изгнанный Теймуразъ въ 1658 г. былъ въ Москвѣ, но послѣ паденія Никона грузинскими дѣлами мало интересовались. На соборѣ 1665 г. съ восточными патріархами, продолжившемся и позднѣе, былъ въ Москвѣ грузинскій митр. Епифаній. Это было полезно для устроенія богослужебнаго порядка въ Грузіи. Вѣрною защитой для гонимыхъ мусульманствомъ грузинъ былъ только пріютъ, оказывавшійся имъ радушно въ самой Россіи.

Примѣчаніе:
[1] Седміезерская икона Божіей Матери дана была въ благословеніе Седміезерской пустыни инокомъ Евфиміемъ, прибывшимъ въ 1615 г. въ Казань и основавшимъ монастырь.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 382-387.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.