Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
М. Хлѣбниковъ. Правда о свт. Василіи Кинешемскомъ (1997)
2018-11-13 / russportal
Жизнеописаніе свт. Василія, епископа Кинешемскаго (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 112-й (1899)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 111-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть четвертая.
Патріаршество.

Отношеніе къ католичеству и протестантству.

Іезуитамъ, достигшимъ большихъ успѣховъ въ западной Россіи, представилась возможность, въ самомъ началѣ XVII в. проникнуть въ восточную Русь. Орудіемъ ихъ оказался Лжедимитрій. Неизвѣстный человѣкъ, находясь въ польскихъ предѣлахъ на службѣ у кн. Адама Вишневецкаго, нашелъ случай открыть ему свое «царственное» происхожденіе. Позднѣе онъ, считаясь «царевичемъ», попалъ въ Самборъ, гдѣ жилъ богатый Сендомирскій воевода Юрій Мнишекъ. Мнишки были рьяными католиками. Францисканцы, освѣдомленные ими, занялись обращеніемъ самозванца въ католичество. Освѣдомленъ былъ о немъ Рангони, папскій нунцій при польскомъ дворѣ. Держа себя сначала осторожно, Рангони, черезъ іезуитовъ, слѣдилъ за каждымъ движеніемъ самозванца. Въ началѣ 1604 г. Мнишекъ привезъ Лжедимитрія въ Краковъ. Рангони въ продолжительномъ разговорѣ съ послѣднимъ указалъ /с. 465/ ему, что онъ для полученія помощи отъ короля Сигизмунда III долженъ отказаться отъ греческой вѣры и вступить въ лоно римской. «Лжедимитрій согласился», пишетъ Соловьевъ, «и въ слѣдующее воскресенье, въ присутствіи многихъ особъ далъ торжественную клятву, скрѣпленную рукоприкладствомъ, что будетъ послушнымъ сыномъ Апостольскаго престола; послѣ этого Рангони причастилъ его и мѵропомазалъ, на исповѣди же Отрепьевъ былъ у одного изъ іезуитовъ». Послѣ этого король призналъ его царевичемъ, но не публично, опасаясь, въ случаѣ неудачи задуманнаго, вызвать совмѣстное вооруженное выступленіе противъ Польши московскаго царя и Швеціи. Противъ вмѣшательства въ дѣло «царевича» были четверо знаменитѣйшихъ польскихъ воеводъ. Считаясь съ этимъ, король, назначивъ Лжедимитрію ежегодное содержаніе, не выдвигая себя, поручилъ неразборчивому въ средствахъ, тщеславному Мнишку помогать самозванцу, вскорѣ объявленному женихомъ его дочери Марины (Маріанны). Въ 1604 г. Лжедимитрій обязался отдать во владѣніе Марины Новгородъ и Псковъ съ ихъ уѣздами, предоставивъ ей право строить тамъ латинскіе монастыри и школы. 30 іюля того же года самозванецъ писалъ папѣ Клименту VIII, обѣщая обратить Россію въ католичество, за что получилъ обѣщаніе помощи съ его стороны.

Лжедимитрій, будучи уже въ Москвѣ, поздравилъ со вступленіемъ на престолъ новаго папу, Павла V. Кардиналъ Валенти отъ имени папы давалъ указанія нунцію Рангони быть возможно любезнѣе съ московскимъ посломъ въ Польшѣ Власьевымъ. Самъ папа, узнавъ о коронованіи Димитрія, писалъ ему: «Мы увѣрены, что католическая религія будетъ предметомъ твоей горячей заботливости, потому что только по одному нашему обряду люди могутъ поклоняться Господу и снискивать Его помощь; убѣждаемъ и умоляемъ тебя стараться всѣми силами о томъ, чтобы желанныя наши чада, народы твои, приняли римское ученіе; въ этомъ дѣлѣ обѣщаемъ тебѣ нашу дѣятельную помощь, посылаемъ монаховъ, знаменитыхъ чистотою жизни; а если тебѣ будетъ угодно, то пошлемъ и епископовъ», Лжедимитрій, учитывая поддержку оказанную ему католиками, въ частности іезуитами, сохранилъ связь съ ними. Папа былъ ему нуженъ и для похода противъ турокъ, о которомъ онъ мечталъ. Въ Москвѣ самозванецъ высказывался о желательности соединенія церквей. Какъ отмѣчаетъ Соловьевъ, у него «вырывались слова, что можно быть осьмому собору, что въ Латинахъ нѣтъ порока, что вѣра Латинская и Греческая одно...» Но высказывался онъ все же осторожно. Разбирался въ сложности /с. 466/ положенія и іезуитъ Лавицкій, бывшій при Лжедимитріи въ Москвѣ. Онъ писалъ старшинѣ своего ордена въ Польшѣ: «Мы наложили на себя молчаніе, не говоримъ съ царемъ ни объ одномъ нашемъ дѣлѣ, опасаясь Москвитянъ, чтобы царь имѣлъ полную свободу въ дѣйствіяхъ и могъ склонить вельможъ къ своимъ намѣреніямъ».

Нахожденіе въ Москвѣ поляковъ, число которыхъ значительно увеличилось съ прибытіемъ туда Марины Мнишекъ, все болѣе раздражало русскихъ. Лжедимитрій, смущенный настроеніемъ москвичей, писалъ въ Краковъ нунцію, настаивая на томъ, чтобы Марина содержала католицизмъ втайнѣ, наружно же исполняла обряды закона греческаго, ходила въ русскую церковь, постилась въ дни, установленные православной церковью. Рангони призналъ это невозможнымъ. Изъ Рима же, гдѣ разсматривался этотъ вопросъ, кардиналъ Боргезе сообщилъ нунцію, что пункты, предложенные царемъ, рѣшены не согласно съ его желаніемъ, ибо конгрегація изъ кардиналовъ и теологовъ, послѣ тщательнаго обсужденія вопроса, произнесла приговоръ, что престолъ Апостольскій не разрѣшаетъ въ подобныхъ случаяхъ, и не бывало примѣра, чтобы когда-нибудь разрѣшилъ (Соловьевъ). Возбуждая вопросъ о Маринѣ, Лжедимитрій нарушалъ и церковный уставъ. Въ великій постъ онъ угощалъ бояръ «телячьимъ мясомъ». Князь Шуйскій сказалъ, что ѣсть мясо въ посту противно церковному правилу, а телячьимъ мясомъ русскіе гнушаются и въ другое время. Татищевъ, считавшійся преданнымъ Лжедимитрію, поддержалъ Шуйскаго и говорилъ такъ смѣло, что самозванецъ отправилъ его въ ссылку (Архіеп. Филаретъ).

Въ началѣ 1606 г. въ Римъ прибылъ Лавицкій, доставившій папѣ письма Лжедимитрія. Павелъ V, выражая удовольствіе завѣреніямъ этого іезуита, что «Апостольскій престолъ сдѣлаетъ самыя великія пріобрѣтенія,» — писалъ Лжедимитрію: «...У тебя поле обширное: сади, сѣй, пожинай на немъ, повсюду проводи источники благочестія, строй зданія, которыхъ верхи касались бы небесъ; воспользуйся удобностью мѣста, и, какъ второй Константинъ, первый утверди на немъ Римскую церковь. Такъ какъ ты можешь дѣлать въ Землѣ своей все, что захочешь, то повелѣвай. Пусть народы твои услышатъ гласъ истиннаго пастыря, Христова на землѣ намѣстника!»

Положеніе обострилось передъ бракомъ Лжедимитрія. Онъ настоялъ, чтобы Марина, оставаясь втайнѣ католичкою, внѣшне сообразовывалась съ постановленіями православной Церкви и съ /с. 467/ народными обычаями. «Но этою сдѣлкою», пишетъ Соловьевъ, «нельзя было всѣхъ удовлетворить: люди приближенные хорошо знали, что царица остается латынкою некрещенною, и между духовенствомъ не могли не явиться ревнители, которые явно возстали противъ этого». Среди доказывавшихъ, что бракъ не будетъ законнымъ, если Марина не перемѣнитъ исповѣданія, былъ владыка Гермогенъ, тогдашній митрополитъ Казанскій. Къ этому времени относится мужественное выступленіе дьяка Тимоѳея Осипова. Онъ, передъ всѣми, началъ въ дворцѣ говорить Лжедимитрію: «Ты воистину Гришка Отрепьевъ, разстрига, а не цесарь непобѣдимый, не царевъ сынъ Димитрій, а по грѣху рабъ и еретикъ». Осиповъ былъ казненъ. При расправѣ заговорщиковъ съ самозванцемъ, выскочившій изъ толпы сынъ боярскій Григорій Валуевъ выстрѣлилъ въ него, сказавши: «Что толковать съ еретикомъ; вотъ я благословляю польскаго свистуна». Москвичи пытались покончить съ поляками, вызывавшими ихъ негодованіе своимъ наглымъ поведеніемъ. Бояре, имѣвшіе въ то время власть, и опасавшіеся войны съ Польшей, отстояли поляковъ.

Іезуиты и послѣ паденія Лжедимитрія не оставляли своихъ плановъ. Какъ извѣстно, Польша, королемъ которой былъ убѣжденный іезуитъ Сигизмундъ III, помогала Тушинскому вору. Король надѣялся воцариться въ Москвѣ. Достичь этого ему не удалось, но польское войско занимало столицу Россіи и заслужило недобрую память грабительствомъ и кощунствомъ надъ православными святынями. Понятно, что русскіе тогда враждебно относились къ католикамъ. Особенно проявлялъ недоброжелательство патріархъ Филаретъ, ознакомившійся съ католиками во время своего пребыванія въ польскомъ плѣну. Архіеп.  Филаретъ пишетъ: «Ни при патріархѣ Филаретѣ, ни послѣ него до царя Петра не дозволялось быть въ Москвѣ ни костелу, ни іезуиту». Объ этомъ свидѣтельствуетъ и повѣствователь того времени иностранецъ Маржеретъ, пережившій смутное время. Онъ писалъ про Россію: «всѣ иностранцы могутъ исповѣдывать свою религію всенародно, исключая римскихъ католиковъ». Патр. Филаретъ на соборѣ 1620 года провелъ даже постановленіе о перекрещиваніи обращающихся изъ латинства въ православіе. «Постановленіе неправое предъ ученіемъ церковнымъ», пишетъ архіеп. Филаретъ, «но извиняемое ужасами времени».

«Довольно тревоги», пишетъ архіеп. Филаретъ, «надѣлалъ папизмъ въ Москвѣ при патріархѣ Іоакимѣ. Русскіе юга, по самой мѣстной близости своей къ папизму, непримѣтно сроднялись съ /с. 468/ нѣкоторыми мыслями папизма. Іезуиты, воспитывая русскихъ на югѣ, успѣвали убѣждать ихъ въ нѣкоторыхъ своихъ мнѣніяхъ даже такихъ людей, которые, какъ казалось имъ самимъ, ничего не хотѣли принимать іезуитскаго. А тѣ изъ русскихъ, которые по жаждѣ къ просвѣщенію рѣшились слушать уроки въ Римѣ, должны были публично одобрять римскіе произволы и осуждать востокъ». Такое отреченіе отъ своихъ святыхъ, своей іерархіи, провозглашеніе еретиками не признающихъ папы, обязаны были торжественно произносить русскіе, поступавшіе въ римскую академію. О воспринятомъ въ западной Руси нѣкоторыми хлѣбопоклонческой ереси и осужденіи ея въ 1690 г. соборомъ говорилось выше. «Патріархъ Іоакимъ», отмѣчаетъ архіеп. Филаретъ, «какъ воспитанникъ Кіева, самъ зналъ и чувствовалъ ту горечь, какою напоилъ Римъ южную Россію». При патр. Іоакимѣ былъ обличенъ упоминавшійся Янъ Бѣлободскій. Мысли свои онъ открылъ въ сочиненіи «О безразличіи церквей».

Отмѣчено было выше весьма отрицательное отношеніе къ латинству патріарха Адріана. Главное вниманіе онъ обращалъ на истребленіе латинскихъ и протестантскихъ ересей. Въ посланіяхъ и поученіяхъ своихъ онъ горько жаловался, что многіе изъ москвитянъ, и знатные и простые, отъ злоглагольствъ люторскихъ, кальвинскихъ и прочихъ еретиковъ и отъ пипокъ табацкихъ объюродѣли, стали критиковать ученіе и установленія Церкви, вопрошая: сіе чесо ради? И сіе откуда взято? И сіе кто предаде?

По порученію патріарха, инокъ Евѳимій неутомимо занимался противъ западныхъ ересей, переводя соотвѣтственныя греческія книги, которыя присылались съ Востока, преимущественно чрезъ патр. Досиѳея. Въ 1696 г. трудами его было издано на славянскомъ языкѣ Православное Исповѣданіе митр. Петра Могилы. Тогда же, трудами владыки Аѳанасія холмогорскаго былъ приготовленъ къ изданію (но не изданъ) огромный сборникъ историческихъ извѣстій и статей, касавшихся полемики послѣдняго времени, подъ названіемъ «Щитъ вѣры». Обнаружено было отступничество московскаго дьяка Петра Артемьева, который ѣздилъ учиться въ Италію и, по возвращеніи оттуда, началъ съ увлеченіемъ проповѣдывать латинство. Въ 1698 г. онъ былъ разстриженъ и сосланъ на Соловки. Тогда и узнано было, что русскіе ученые на Западѣ принуждались отрекаться отъ православія. Обнаружилось, что іезуитское воспитаніе пріучало ихъ ко лжи, скрывательству своихъ убѣжденій и ложнымъ клятвамъ. Послѣ этого подозрительность въ Москвѣ еще увеличилась. Не вѣрили заграничнымъ воспитан/с. 469/никамъ, когда они съ клятвой отрекались отъ латинства и просили присоединенія къ Церкви. Пострадалъ отъ этого, учившійся въ Римѣ, Георгій Скибинскій, пріѣхавшій во время разслѣдованія дѣла Артемьева. Несмотря на всю искренность его покаянія, ему запрещено было даже давать частные уроки.

Въ смутное время шведы захватили часть русскихъ владѣній. Лютеранство насаждалось тамъ съ фанатизмомъ, не отличавшимся отъ католическаго. Цѣлыя тысячи финновъ, обывателей Чудскаго озера, отторгнуты были отъ православія. Въ Стокгольмѣ помышляли обратить въ лютеранство всѣхъ русскихъ, оказавшихся подъ шведскою властью. Заведена была тамъ славянская типографія, въ которой печатали Лютеровъ катихизисъ на славянскомъ языкѣ, и тотъ же катихизисъ на финскомъ языкѣ, но славянскими буквами. Опасности для православія заставили царя Михаила Ѳеодоровича издать 23 августа 1624 г. указъ, предписывавшій воеводамъ Новгорода — русскихъ, пріѣзжающихъ съ шведской стороны, не иначе пропускать въ городъ, какъ напередъ изслѣдовавъ, не приняли ли они чего лютеранскаго, а въ Софійскую церковь совсѣмъ не пускать. Постановленіе 1620 г. о перекрещиваніи латинянъ отнесено было и къ лютеранамъ. Царь Михаилъ строго повелѣлъ въ 1636 г., чтобы какъ въ Москвѣ, такъ и въ другихъ городахъ, православные, находившіеся въ услуженіи у иностранцевъ, оставили домы ихъ и впередъ не поступали бы къ нимъ на работы и на службу (Архіеп. Филаретъ).

«Въ 1641 г. царь Михаилъ хотѣлъ выдать дочь свою Ирину за Вольдемара, принца датскаго», пишетъ архіеп. Филаретъ, «но съ тѣмъ, чтобы принцъ принялъ православное крещеніе. Патр. Іосифъ препроводилъ къ принцу, прибывшему въ Москву, краткое изложеніе догматовъ и обрядовъ восточной Церкви, съ увѣщаніемъ принять восточное исповѣданіе. Принцъ прислалъ письменный отвѣтъ, гдѣ излагалъ причины, по которымъ желаетъ остаться лютераниномъ. Здѣсь онъ, между прочимъ, писалъ, что признаетъ происхожденіе Святаго Духа отъ единаго Отца. Патріархъ написалъ замѣчанія. Пасторъ Фіильгоберъ, руководствовавшій принца, отвѣтилъ на замѣчанія патріарха. Тогда царь и патріархъ назначили словесное преніе». Защищать православіе поручено было протопопамъ: черниговскаго (Архангельскаго) собора Михаилу, Ивану Насѣдкѣ и игумену Геннадію. Лютеранамъ особенно указывалось, что у нихъ не можетъ быть поставленія каноническаго въ священный чинъ. Споръ остался безъ послѣдствій и бракъ не состоялся.

/с. 470/ Иностранцы, лютеране и реформаты, свободно отправляли свое богослуженіе въ Москвѣ. Имѣли они свои церкви. Запрещалось только совращать русскихъ въ свою вѣру. Число иностранцевъ, поступившихъ на русскую службу, увеличилось въ царствованіе Алексѣя Михайловича; не уменьшилось оно и при Ѳеодорѣ.

«Въ числѣ другихъ нѣмцевъ», пишетъ архіеп. Филаретъ, «въ малолѣтство Петра явился въ Москвѣ Квиринъ Кульманъ съ Нордерманомъ, мечтатель въ высшей степени, какимъ только можетъ быть изступленный квакеръ. Это былъ одинъ изъ тѣхъ несчастныхъ, которые чувствуя своеволіе лютеранства, вдаются въ новыя мечты и доходятъ до замѣшательства въ мысляхъ. Кульманъ называлъ себя духовидцемъ, пророкомъ, королевичемъ, сыномъ Сына Божія; ученіе свое — апокалипсисомъ; говорилъ, что проповѣдуетъ новый законъ, но плохо объяснялъ, въ чемъ состоитъ онъ. Кульмана и товарища его отослали (въ 1689 г.) къ допросу въ особую коммиссію; коммиссія спрашивала отзыва о нихъ и ихъ книгахъ у протестантскихъ пасторовъ московскихъ, и тѣ на бумагѣ отвѣчали, что эти книги — безуміе. Послѣ допросовъ и розысканій опредѣлено Кульмана и Нордермана съ ихъ книгами сжечь; а впередъ не иначе пускать иностранцевъ въ Россію, какъ послѣ строгихъ разспросовъ: кто, откуда и зачѣмъ ѣдетъ? имѣетъ ли видъ? и пр.».

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 464-470.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.