Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть четвертая.
Патріаршество.

Митрополитъ Петръ Могила. Труды кіевскихъ ученыхъ.

Митрополитъ Петръ Могила, род. въ 1597 г., былъ сыномъ валашскаго, потомъ молдавскаго господаря Симона, который въ 1612 г., враждуя съ новымъ господаремъ Кантемиромъ Мурзою, бѣжалъ въ Польшу съ семьей. Въ львовскомъ братскомъ училищѣ получилъ будущій митрополитъ хорошее богословское образованіе, которое дополнилъ въ польской академіи въ Замостьѣ. Удалось ему расширить свои знанія въ Голландіи и Парижѣ. Изучивъ латынь въ совершенствѣ, онъ впослѣдствіи былъ ревностнымъ насадителемъ ея въ русской православной школѣ. Отразилось на немъ и близкое общеніе съ католиками. Семья его связана была съ польской аристократіей. Проходилъ Могила военную службу въ польской арміи и принималъ участіе въ битвѣ съ турками подъ Хотиномъ. Въ 1627 г. онъ принялъ постригъ и въ 30 лѣтъ былъ архимандритомъ Кіево-Печерскаго монастыря. Патріархъ константинопольскій Кириллъ Лукарисъ пожаловалъ его титуломъ экзарха. Онъ устроилъ въ Лаврѣ отдѣльное отъ кіево-братской школы училище, вызвавъ недовольство митрополита и другихъ.

Въ 1632 г. на сеймѣ, состоя депутатомъ, архим. Петръ, опираясь на аристократическое происхожденіе и вліятельныя связи, обладая большими средствами, выступалъ защитникомъ православія и способствовалъ благопріятному разрѣшенію церковнаго вопроса. Польское правительство не признавало іерархію поставленія патріарха Ѳеофана. Не признавался имъ вслѣдствіе этого и митрополитъ Исаія. Могила же, избранный во время сейма православными депутатами, былъ признанъ королемъ Владисла/с. 506/вомъ. Съ этимъ избраніемъ согласился константинопольскій патріархъ Кириллъ Лукарисъ. Хиротонія Могилы валашскими митрополитомъ и епископами состоялась въ 1633 г. во Львовѣ. Въ Кіевѣ его встрѣтили торжественно. Но острымъ и тяжелымъ оставался вопросъ о почитавшемся митрополитѣ Исаіи, который не признавалъ поставленія Могилы и не хотѣлъ уходить на покой. Потомъ Исаія подчинился и удалился въ монастырскій затворъ, гдѣ и преставился въ 1640 г. Соловьевъ приводитъ описаніе православнымъ шляхтичемъ Ерличемъ прибытія Петра Могилы въ Кіевъ. Осуждая очень послѣдняго за его отношеніе къ митрополиту Исаіи, Ерличъ пишетъ: «Петръ Могила велъ себя благочестиво, трезво, хорошо, постоянно хлопоталъ о цѣлости Церкви Божіей; но не безъ того, чтобъ не былъ онъ охотникомъ и до главы міра сего».

Митр. Петръ Могила оказалъ Церкви большія услуги. Нѣсколько разъ заставлялъ онъ правительство подтверждать постановленія сейма 1632 г., заботился о возстановленіи памятниковъ православной древности. Онъ богато украсилъ Лавру, возстановилъ изъ полнаго почти разоренія, отнятый имъ у уніатовъ, Софіевскій соборъ, древній Выдубецкій мон., церковь Спаса на Берестовѣ, церковь Трехъ Святителей. Въ 1635 г. имъ были открыты и очищены отъ развалинъ остатки Десятинной церкви, гдѣ обрѣтены были мощи св. кн. Владиміра.

Будучи хорошо образованнымъ и знакомый съ постановкой учебнаго дѣла въ западной Европѣ, Петръ Могила, еще будучи архимандритомъ Печерскимъ, осуждалъ постановку ученія въ братскихъ школахъ, въ которыхъ преобладалъ греческій языкъ. Школы представляли собой среднія учебныя заведенія. Вслѣдствіе этого онъ намѣревался открыть въ Лаврѣ латинскую школу, съ высшимъ курсомъ, по образцу католическихъ коллегій. Подобралъ онъ ученыхъ наставниковъ, часть которыхъ получила, за его счетъ, образованіе на Западѣ. Среди послѣднихъ особенно выдѣлялся Иннокентій Гизель. Дали ему учителей и братства. Таковыми были Сильвестръ Коссовъ, Исаія Трофимовичъ Козловскій и др.

Митрополита Исаію и Кіевское духовенство смущала намѣчавшаяся чрезмѣрная латинизація школы. Они убѣждали Могилу сосредоточить образовательное дѣло въ Братской школѣ поддерживаемой казачествомъ. Среди послѣдняго начались волненія, которыя умѣло подогрѣвали іезуиты. Они пускали слухи о неправославіи преподавателей, объ исключеніи греческаго языка. Настроеніе въ Кіевѣ опредѣлилъ позднѣе тогдашній преподаватель /с. 507/ Сильвестръ Коссовъ. Соловьевъ приводитъ выдержку изъ его книги «Ектезисъ», изданной въ 1635 г.: «Это было такое время, когда мы, исповѣдавшись, ждали, вотъ шляхта станетъ начинять нами днѣпровскихъ осетровъ, или одного станутъ отправлять на тотъ свѣтъ огнемъ, а другого мечемъ. Наконецъ Сердцевѣдецъ, видя невинность нашу и великую потребность народа Русскаго въ полезныхъ наукахъ, разогналъ облако ложныхъ мнѣній и освѣтилъ сердца всѣхъ тѣхъ, что увидали въ насъ истинныхъ сыновъ Восточной Церкви». Петръ Могила въ 1632 г. согласился соединить свою школу съ Братской. Ставъ митрополитомъ онъ наименовалъ общую школу Коллегіей. Положено было основаніе будущей Кіевской Духовной Академіи.

Коллегія представляла собой высшее учебное заведеніе съ принятымъ на Западѣ латинскимъ курсомъ. По примѣру іезуитскихъ коллегій, она раздѣлена была на школы или классы: фару, инфиму, грамматику, ситаксиму, піитику, риторику, философію и богословіе. Первымъ ректоромъ ея былъ Исаія Трофимовичъ, префектомъ Сильвестръ Коссовъ. Въ высшихъ классахъ введены были богословскіе диспуты на латинскомъ языкѣ. Науки преподавались по схоластическому методу; въ философіи господствовалъ Аристотель, въ богословіи — Ѳома Аквинатъ. Славянскій языкъ стоялъ на второмъ планѣ, греческій преподавался слабо. Латинскій употреблялся всюду. Требовался онъ и въ обыкновенномъ разговорѣ. Кто проговаривался по-русски, тотъ записывался въ calculus (листъ въ деревянномъ футлярѣ). Если такой оставался у виновнаго на ночь, то онъ на другой день подвергался наказанію. Около 1634 г. на коллегію ополчились уніаты. Рутскій и его приверженцы прибѣгли къ клеветѣ, обвинивъ учителей ея въ протестантскихъ ересяхъ и въ соціанствѣ. Тогда именно Сильвестръ Коссовъ готовилъ свой «Ектезисъ», доказывая въ немъ строго православное направленіе обѣихъ школъ. Петръ Могила отстоялъ ихъ. Наука въ коллегіи быстро развивалась и она наполнялась учениками. Въ теченіе 10-15 лѣтъ она стала средоточіемъ образованія не только для Малороссіи, но и для остальной Россіи. (Знаменскій).

Коллегія начала славиться своими учеными трудами. Самъ Петръ Могила написалъ въ 1644 г. книгу «Камень» на сокрушеніе лжи отступника Кассіана Саковича. Трудъ этотъ, по отзыву Знаменскаго, представлялъ апологетику православной русской Церкви и отчасти ея литургику, съ объясненіемъ обрядовъ, постовъ, праздниковъ и пр. По порученію митрополита, кіево-николаевскій /с. 508/ игуменъ Исаія Трофимовичъ написалъ «Православное исповѣданіе вѣры». Трудъ этотъ долженъ былъ устранить нареканія на православіе, вызванныя появленіемъ въ Европѣ на латинскомъ языкѣ «Восточнаго исповѣданія», пропитаннаго кальвинистскими идеями и приписаннаго ложно католиками патріарху Кириллу Лукарису. Сочиненія Трофимовича разсматривалъ Соборъ въ Кіевѣ, созванный митрополитомъ въ 1640 г., затѣмъ греко-русскій Соборъ въ Яссахъ (1641-42). Греческій богословъ Мелетій Сирига внесъ свои исправленія, изложивъ свое исповѣданіе на греческомъ языкѣ. Присланное въ Кіевъ оно напечатано тамъ не было. Послѣ кончины Петра Могилы греческій текстъ Мелетія былъ напечатанъ въ 1667 г. въ Голландіи. На славянскомъ языкѣ Исповѣданіе было напечатано въ 1696 г. Въ 1645 г. напечатано было Петромъ Могилою въ Кіевѣ на разговорномъ малороссійскомъ языкѣ, составленное имъ «Собраніе короткой науки объ артикулахъ вѣры». Называясь Малымъ Катихизисомъ, трудъ этотъ былъ напечатанъ въ 1649 г. въ Москвѣ, въ пересказѣ на московскій церковно-книжный языкъ. Въ трудѣ этомъ замѣчается извѣстное отраженіе латинства.

Митр. Петръ Могила, съ помощью ученыхъ членовъ братства, занимался исправленіемъ церковныхъ книгъ. Въ 1646 г. имъ былъ изданъ «Евхологіонъ» или Большой Требникъ. Въ немъ собраны были всѣ чины православной Церкви по греческимъ и славянскимъ требникамъ, дополненные чинами изъ католическихъ требниковъ и составленные вновь самимъ Могилою. Помѣщены были объясненія литургическаго, догматическаго и каноническаго содержанія. Митрополитъ приготовилъ исправленное изданіе полной Библіи и перевода житій Сѵмеона Метафраста, но не успѣлъ напечатать это (Знаменскій). Задуманъ былъ имъ трудъ: «Житія святыхъ», что осуществилъ позднѣе Свят. Димитрій Ростовскій.

Скончался митрополитъ Петръ Могила 31 декабря 1646 г. Свое состояніе онъ истратилъ на церковныя нужды. Оставилъ онъ завѣщаніе, въ которомъ съ особою любовью говоритъ о коллегіи. Изъ ближайшихъ сотрудниковъ его особенную извѣстность, послѣ Исаіи Трофимовича, получилъ Сильвестръ Коссовъ († 1657), занявшій послѣ него митрополичью каѳедру. Послѣдній, кромѣ «Ектезиса» или Апологіи школамъ, написалъ книгу: «Дидаскалія, альбо наука о семи сакраментахъ» (1637 и 1653), въ которой нѣсколько отражается латинство. Имъ изданъ въ сокращенномъ видѣ Печерскій Патерикъ», подъ названіемъ: «Патериконъ альбо животы свентыхъ ойцувъ печарскихъ» (1635).

/с. 509/ Извѣстенъ своими трудами Иннокентій Гизель. Родился онъ въ юго-зап. Россіи въ семьѣ протестантовъ изъ Пруссіи. Съ дѣтства онъ полюбилъ православіе, бѣжалъ въ Кіевъ, гдѣ принялъ постригъ. Митрополитъ Петръ, оцѣнивъ его способности, отправилъ его учиться въ заграничныхъ школахъ, потомъ назначилъ учителемъ и проповѣдникомъ въ Коллегіи. Съ 1648 г. онъ сталъ игуменомъ Братскаго мон. и ректоромъ Коллегіи. Позднѣе онъ былъ архимандритомъ Кіево-Печерской Лавры († 1684). Онъ содѣйствовалъ печатанію проповѣдей архіеп. Лазаря Барановича и Антонія Радивиловскаго. Онъ редактировалъ и перепечаталъ «Печерскій Патерикъ» (1661 и 1678). Къ сожалѣнію, по свидѣтельству архіеп. Филарета, при этомъ сильно испорченъ текстъ древнихъ повѣствователей. Написана имъ русская исторія до царствованія царя Ѳеодора Алексѣевича, подъ названіемъ «Синопсисъ, или краткое собраніе отъ разныхъ лѣтописцевъ о началѣ славяно-россійскаго народа и о первоначальныхъ князьяхъ богоспасаемаго града Кіева». Знаменскій пишетъ: «Не смотря на всѣ свои ошибки, обиліе фальшиваго риторства и страсть къ словопроизводствамъ, онъ оставался у насъ единственнымъ руководствомъ для школъ до времени Ломоносова». Гизель писалъ «Объ истинной вѣрѣ», или отвѣтъ іезуиту Боймѣ о власти папы. Архіеп. Лазарь Барановичъ, привѣтствуя это полемическое сочиненіе, писалъ Иннокентію: «надобно смягчить слогъ, тѣмъ болѣе, что самый предметъ того требуетъ; пусть себѣ сердятся на авторовъ, откуда что занято, — а колкостей непримѣшивать; самое дѣло доведетъ до безсилія; нѣсколько рѣзкій слогъ можетъ повредить нашимъ православнымъ въ тамошнихъ краяхъ».

Ректоромъ Коллегіи былъ и Лазарь Барановичъ († 1693 г.), съ 1657 г. архіепископъ Черниговскій. Знаменитъ онъ, какъ проповѣдникъ. Онъ составилъ два собранія словъ: «Мечъ Духовный» и «Трубы Словесъ». Кромѣ русскихъ сочиненій онъ писалъ на польскомъ языкѣ стихи и житія Святыхъ. Данныя для поученій онъ преимущественно бралъ изъ слова Божія. Его полемическое сочиненіе «Новая мѣра старой вѣры» направлено противъ книги іезуита Боймы о главенствѣ папы и объ исхожденіи Святаго Духа. Архіеп. Филаретъ такъ опредѣляетъ его труды: «Общее свойство всѣхъ сочиненій Лазаря — обиліе остротъ и игры словами, краткость въ выраженіи мысли, закутывающейся въ непрямыя слова; отъ того иногда не легко бываетъ уловить точную мысль сочинителя». Въ проповѣдническихъ сборникахъ его вкрадывались католическія мысли. Выше (стр. 461) отмѣчалось осужде/с. 510/ніе московскимъ Соборомъ 1690 г. за это его сборниковъ «Мечъ» и «Трубы словесъ», какъ и нѣкоторыхъ твореній митр. Петра Могилы, Голятовскаго, Радивиловскаго и др.

Преемникъ Гизеля и Лазаря Барановича, ректоръ Коллегіи Іоанникій Голятовскій († 1688), съ 1669 г. архимандритъ черниговскаго Елецкаго мон., былъ даровитымъ и многосвѣдущимъ. Извѣстны его проповѣди. Большой сборникъ ихъ названъ имъ «Ключъ разумѣнія» — поученія на всѣ праздники. Имъ написана повѣсть: «Небо новое, съ новыми звѣздами сотворенное» — во славу Богоматери. Описаны многочисленныя чудеса, связанныя съ именемъ Владычицы. Изъ его полемическихъ сочиненій самымъ непріятнымъ для іезуитовъ была — «Бесѣда Бѣлоцерковская». Она излагаетъ его бесѣду въ м. Бѣлой Церкви съ іезуитомъ Пекарскимъ о церковномъ священноначаліи. Выступалъ онъ въ своихъ трудахъ и какъ христіанскій апологетъ. Писалъ онъ о магометанахъ и евреяхъ.

Въ то же время извѣстенъ былъ воспитанникъ Коллегіи Іоаннъ Максимовичъ, будущій архіепископъ черниговскій, открывшій вг Черниговѣ первую семинарію, потомъ митрополитъ тобольскій, прославленный въ 1916 г. Былъ онъ проповѣдникомъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ. Сочиненія его — нравственнаго содержанія и большая часть ихъ писана стихами. Самое обширное его сочиненіе «Богородице Дѣво».

Вѣроучительныя проповѣди составилъ игуменъ кіевскаго Николаевскаго мон. Антоній Радивиловскій. Въ его сборникѣ проповѣдей «Огородъ Маріи Богородицы» говорится, въ духѣ католичества, о непорочномъ зачатіи Владычицы.

Самыми лучшими были полемическія труды Адама Зерникова. Онъ родился въ Кенигсбергѣ и учился въ тамошнемъ университетѣ. Продолжилъ онъ ученіе въ Іенѣ. Оттуда онъ проѣхалъ въ Оксфордъ для ознакомленія съ находившимися въ Англіи многочисленными текстами святоотеческихъ книгъ. Расширилъ Адамъ свои знанія работами въ парижскихъ и итальянскихъ библіотекахъ. Книга Критопула «Исповѣданіе восточной Церкви» обратила его къ православной Церкви. Онъ направился въ Черниговъ къ архіеп. Лазарю Барановичу, коимъ и былъ присоединенъ къ православію. Работалъ онъ въ Батуринѣ, гдѣ гетманъ устроилъ его у себя, въ качествѣ архитектора-художника. Онъ трудился надъ обширнымъ трактатомъ «Объ исхожденіи Духа Святаго отъ единаго Бога». Архіеп. Филаретъ пишетъ: «Это было сочиненіе образцовое, какого доселѣ не было на востокѣ». — «Около 20 лѣтъ /с. 511/ предъ симъ обрѣлъ онъ отечество небесное, къ которому былъ избранъ Богомъ у насъ въ Малой Россіи»: такъ писалъ ректоръ Прокоповичъ около 1713 года. Зерниковъ почилъ въ Батуринскомъ монастырѣ, когда управлялъ сею обителію св. Димитрій; потому смерть его надобно отнести къ 1691 г. Превосходный трактатъ его о Святомъ Духѣ, писанный на латинскомъ языкѣ, изданъ въ двухъ частяхъ архіепископомъ Самуиломъ Мстиславскимъ въ Кенигсбергѣ (1774, 1776 г.г.). Переводъ митрополита Евгенія Булгара на греческій языкъ, обогащенный множествомъ замѣчаній, изданъ въ Петербургѣ 1797 г.»

П. Знаменскій такъ опредѣляетъ труды кіевскихъ ученыхъ:

«Во всей массѣ литературныхъ трудовъ, которые произвела кіевская ученость, господствовало схоластическое направленіе, имѣвшее множество недостатковъ. Богословская и философская мысль кіевскихъ ученыхъ путалась въ массѣ разныхъ схоластическихъ аргументовъ, дивизій и субдивизій и всякихъ силлогистическихъ тонкостей, развивалась исключительно съ формальной стороны, оставаясь въ сущности весьма простодушной и наивной. Она не способна была не только обогатить философской и богословской науки какимъ-нибудь новымъ научно-литературнымъ содержаніемъ, но даже освободить ее отъ разныхъ средневѣковыхъ фантастическихъ бредней и суевѣрій. Кіевская риторика, тоже занявшись однѣми формами риторства, вселяла въ своихъ питомцевъ любовь къ дѣтской игрѣ словами, вычурнымъ тропамъ и фигурамъ, натянутымъ толкованіямъ, символамъ и аллегоріямъ, что видно изъ самыхъ уже заглавій кіевскихъ произведеній. Церковная проповѣдь, подъ вліяніемъ такого рода риторства, сдѣлалась по временамъ занимательнымъ, но вообще пустымъ разглагольствованіемъ безъ плодотворнаго приложенія къ жизни. Но, при всѣхъ подобныхъ недостаткахъ, схоластическое образованіе въ своемъ родѣ было все-таки образованіемъ научнымъ, по крайней мѣрѣ служило преддверіемъ къ дѣйствительной наукѣ; оно пріучало къ умственной работѣ, извѣстной отчетливости въ словахъ и мысляхъ, сознательности въ вѣрованіяхъ и во всякомъ случаѣ стояло несравненно выше образованія московскихъ начетчиковъ. Важно было въ немъ и то, что оно не чуждалось плодовъ западной науки, а смѣло шло ей на встрѣчу, пользуясь всѣмъ, что у нея было добраго. Вредное вліяніе кіевской схоластики, а вмѣстѣ съ ней и кіевской латыни чувствительнѣе отозвалось въ томъ, что и та, и другая со временемъ невольно стали затягивать своихъ питомцевъ къ латинству. Латинскій оттѣнокъ кіевскаго богословствова/с. 512/нія всего яснѣе обнаружился при переходѣ кіевской образованности въ Москву, гдѣ свѣжее чувство простодушныхъ ревнителей православія тотчасъ почуяло въ ней примѣсь чуждаго элемента».

Свмуч. Аѳанасій Филипповичъ написалъ «Діаріумъ», албо списокъ дѣевъ правдивыхъ, всправѣ помноженя и обясненя вѣры православное голошенный, — впродъ у благочестиваго царя московскаго Михаила, потомъ у его мил. короля, на остатокъ у — митр. Петра Могилы, — року 1646». Въ немъ помѣщено нѣсколько граматъ королевскихъ, писемъ Аѳанасія и другихъ лицъ. Имъ написаны и слова на весь годъ. Онъ былъ постриженникомъ Свято-Духовскаго мон., инокомъ Межигорскаго мон. Будучи игуменомъ Купятицкаго мон., претерпѣлъ гоненія. Собирая средства на обитель, онъ побывалъ и въ Москвѣ, гдѣ ознакомилъ царя Михаила Ѳеодоровича съ бѣдствіями православныхъ. Вернувшись оттуда онъ сталъ игуменомъ Брестскаго мон. Укрѣпляя братію въ благочестіи и твердости, Аѳанасій былъ схваченъ поляками. Въ Варшавской тюрьмѣ его мучили, требуя отреченія отъ православія. Въ страданіяхъ онъ преставился 5 сентября 1648 г.

Когда преставился митрополитъ Петръ Могила «кіевская, митрополитская, софійская капитула» разослала по всей митрополіи листы къ православному духовенству и дворянамъ, приглашая ихъ къ 25 февр. 1647 г. въ Кіевъ для выборовъ новаго первосвятителя. Собравшіеся въ Софійскомъ каѳедральномъ соборѣ единодушно избрали митрополитомъ владыку Сильвестра, епископа мстиславскаго, оршанскаго и могилевскаго, какъ «извѣстнаго древностью своего рода, высокими достоинствами, благочестіемъ и расторопностію, а вмѣстѣ горячностію и твердостію къ православной вѣрѣ». Актъ избранія подписали болѣе двадцати духовныхъ лицъ, во главѣ съ епископомъ луцкимъ Аѳанасіемъ Пузина, ректоромъ кіево-братскаго коллегіума, и до пятидесяти свѣтскихъ, во главѣ съ кастеляномъ кіевскимъ Адамомъ Кисель, тремя князьями Четвертинскими. Владыка Сильвестръ не могъ быть избранъ архимандритомъ кіево-печерской Лавры. Должность эта была предоставлена королемъ Владиславомъ только лично Петру Могилѣ до его кончины. Братія Лавры, на основаніи давняго своего права пригласивъ къ себѣ ближайшихъ къ Кіеву дворянъ, еще 25 января избрала, рекомендованнаго ей покойнымъ митрополитомъ, Іосифа Тризну, старшаго (игумена) виленскаго Свято-Духова мон. Онъ происходилъ изъ знатнаго стариннаго рода, былъ съ раннихъ лѣтъ постриженникомъ Лавры, хорошо зналъ правила иноческія и богословскія науки. Митрополитъ Сильвестръ, не /с. 513/ получивъ въ свое управленіе богатую Лавру, удерживалъ за собою, до 1650 г., прежнюю епископскую каѳедру съ ея имѣніями. Король утвердилъ новаго митрополита. Патріархъ цареградскій, давъ благословеніе на посвященіе его, облекъ владыку Сильвестра званіемъ экзарха константинопольскаго патріаршаго престола. (Митр. Макарій).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 505-513.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.