Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 44.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Учрежденіе Сѵнода.

Царь Петръ, двадцать лѣтъ оставлявшій незамѣщеннымъ патріаршій престолъ, понималъ все болѣе, что іерархія, въ подавляющемъ своемъ большинствѣ, не сочувствуетъ его преобразованіямъ. Потрясшее его дѣло цесаревича Алексѣя было въ этомъ отношеніи для него особенно убѣдительнымъ. Замѣшанными въ немъ оказались духовныя лица, въ числѣ ихъ и архіереи. Упоминавшіеся выше епископы великороссы къ этому времени скончались. Южанинъ митр. Стефанъ идейно во многомъ сблизился съ іерархами великороссами. Петръ среди высшаго духовенства не видѣлъ будущаго первоіерарха, на котораго могъ бы положиться. Близокъ былъ къ нему Ѳеофанъ, высоко цѣнимый имъ за преданность, умъ, образованность, работоспособность. Но не могъ онъ не понимать невозможность для того, при его склонности къ протестантизму, критическому отношенію къ епископскому сану, быть патріархомъ. Въ отношеніи епископства показательно письмо Ѳеофана своему другу по Академіи, шляхтичу /с. 548/ Маркевичу. Вызванный въ 1716 г. на чреду изъ Кіева въ новую столицу, онъ писалъ ему: «Можетъ быть ты слышалъ, что меня вызываютъ для епископства. Эта почесть меня такъ же привлекаетъ и прельщаетъ, какъ если бы меня приговорили бросить на съѣденіе дикимъ звѣрямъ. Дѣло въ томъ, что лучшими силами своей души я ненавижу митры, саккосы, жезлы, свѣщницы, кадильницы и т. п. утѣхи...». Дальше онъ писалъ, что желалъ бы быть епископомъ, по своему конечно, намѣреваясь исполнять эти обязанности.

Петръ искалъ выхода. Тогда, навѣрное, и вспомнилось имъ воспринятое во время его перваго, въ 1797-98 гг., заграничнаго путешествія. Карташевъ пишетъ: «Петръ, въ гостяхъ у короля Георга въ Англіи, ведетъ уже двухчасовую бесѣду съ наслѣдной принцессой Анной между прочимъ и на церковныя темы. Антироманизмъ и антилатинизмъ Анны нравятся Петру, и онъ смѣло характеризуетъ ее «сущей дочерью нашей церкви». О широкомъ интересѣ Петра къ церковной жизни Англіи не только въ ея офиціальной, но и въ ея сектантскихъ частяхъ, сохранилось довольно много свидѣтельствъ. Онъ бесѣдовалъ съ самимъ Кентерберійскимъ и съ другими англиканскими епископами все о церковныхъ дѣлахъ. Архіеп. Кентерберійскій и Іоркскій назначили для Петра спеціальныхъ богослововъ-консультантовъ. Къ нимъ присоединился и Оксфордскій Университетъ, назначившій консультанта со своей стороны. Вильгельмъ Оранскій, получившій англійскую корону, но воспитанный въ лѣвопротестантскомъ духѣ, ссылаясь на примѣръ родной ему Голландіи и самой Англіи, совѣтовалъ Петру сдѣлаться самому «главой религіи», чтобы располагать полнотой монархической власти». Бесѣдуя заграницей о церковныхъ вопросахъ Петръ все же соблюдалъ большую осторожность, указывая собесѣдникамъ, что ими вѣдаетъ въ Россіи высшая церковная власть. Общій вопросъ о коллегіальномъ управленіи интересовалъ его. Въ 1698 г. онъ заказалъ въ Англіи знатоку его Фрэнсису Ли составить проектъ коллегій на случай введенія ихъ въ Россіи. Въ проектѣ Ли имѣлась и коллегія, названная «для пропаганды христіанской религіи». Въ 1711 г. царь совѣтовался по этому вопросу съ Вильгельмомъ Лейбницемъ. Карташевъ пишетъ: «Сохранился проектъ подъ именемъ Лейбница девяти коллегій, среди которыхъ имѣется и Rеlіgіоns Коllеgіum. Соловьевъ поясняетъ: «Знаменитый Лейбницъ писалъ Петру, что хорошее правленіе можетъ быть только при условіи коллегій, которыхъ устройство похоже на устройство часовъ, гдѣ колеса /с. 549/ взаимно приводятъ другъ друга въ движеніе. Сравненіе не могло не понравиться Петру, который именно стремился къ тому, чтобъ Русскіе люди во всемъ приводили другъ друга въ движеніе, ибо все происходило отъ разобщенныхъ колесъ». Въ 1712 г. создана была первая — торговая — коллегія. Съ церковной коллегіей царь съ юныхъ лѣтъ былъ знакомъ въ Нѣмецкой слободѣ. Рѣшивъ установить коллегіальный строй въ церковномъ управленіи, онъ призналъ Ѳеофана наиболѣе пригоднымъ для разработки этого вопроса. Тотъ составилъ «регламентъ» для духовной коллегіи, надъ которымъ работалъ съ 1718 г. На рукописи проекта регламента имѣется помѣтка Ѳеофана, что царь 11 февр. 1720 г. разсуждалъ съ нимъ по поводу его и благоволилъ исправлять. 24 февраля проектъ принятъ былъ шестью епископами, во главѣ съ митр. Стефаномъ, тремя архимандритами и сенаторами. Указомъ Сената для собиранія подписей высшихъ духовныхъ лицъ были отправлены во всѣ епархіи архимандритъ московскаго Златоустова мон. Антоній и подполковникъ Семенъ Давыдовъ. Вернулись они въ Петербургъ 4 января 1721 г. Подъ Духовнымъ Регламентомъ имѣлись подписи: царская, шести сенаторовъ, 6 митрополитовъ, 1 архіепископа, 12 епископовъ, 48 архимандритовъ, 15 игуменовъ, 5 іеромонаховъ.

Въ январѣ регламентъ былъ изданъ при манифестѣ. Соловьевъ приводитъ его: «Между многими, по долгу богоданныя намъ власти, попеченіями о исправленіи народа нашего и прочихъ подданныхъ намъ государствъ, посмотря и на духовный чинъ и видя въ немъ много нестроенія и великую въ дѣлахъ его скудость, не суетный по совѣсти нашей возымѣли мы страхъ да не явимся неблагодарны Вышнему, аще толикая отъ Него получивъ благопоспѣшества въ исправленіи какъ воинскаго, такъ и гражданскаго чина, пренебрежемъ исправленіе чина духовнаго. И когда нелицемѣрный Онъ судія воспроситъ отъ насъ отвѣта о толикомъ намъ отъ Него врученномъ приставленіи, да не будемъ безотвѣтны. Того ради образомъ прежнихъ, какъ въ Ветхомъ, такъ и въ Новомъ Завѣтѣ благочестивыхъ царей, воспріявъ попеченіе о исправленіи чина духовнаго, не видя лучшаго къ тому способа, паче соборнаго правительства (понеже въ единой персонѣ не безъ страсти бываетъ; къ тому-жь не наслѣдственная власть, того ради вящше небрегутъ), уставляемъ Духовную Коллегію, т.-е. духовное соборное правительство, которое, по слѣдующемъ здѣ регламентѣ, имѣетъ всякія духовныя дѣла управлять».

/с. 550/ Архіепископъ Филаретъ пишетъ: «Въ 1720 г. собранъ былъ Соборъ пастырей церкви русской. Подъ предсѣдательствомъ самого царя, Соборъ разсуждалъ о высшемъ духовномъ правительствѣ. Признано было полезнымъ поручить управленіе церковію, вмѣсто патріарха, постоянному Собору пастырей. Причины обнародованы слѣдующія: а) Тогда какъ занятія одного лица могутъ останавливаться то болѣзнями, то смертію его, Соборъ имѣетъ возможность вести дѣла безостановочно, и отвѣты на важныя сомнѣнія могутъ быть всегда готовы; б) легче дознать правду Собору многихъ, чѣмъ одному лицу; в) въ рѣшеніяхъ Собора болѣе можетъ быть безпристрастія, чѣмъ въ рѣшеніяхъ одного лица; г) рѣшенія Собора болѣе имѣютъ важности и твердости, и потому охотнѣе будутъ исполняемы, чѣмъ рѣшенія одного лица; д) и вліяніе сильныхъ не столько можетъ препятствовать правильнымъ опредѣленіямъ Собора, чѣмъ рѣшеніямъ одного лица. Вслѣдствіе сего положено было, не измѣняя ничего въ основаніяхъ церковнаго правленія, открыть постоянный духовный Соборъ».

Указомъ отъ 14 февраля 1721 г. повелѣно было именовать духовный Соборъ Святѣйшимъ правительствующимъ Сѵнодомъ и возносить его имя вмѣсто патріаршаго въ церковныхъ моленіяхъ. Въ тотъ же день послѣдовало торжественное открытіе Святѣйшаго Сѵнода.

Въ сентябрѣ 1721 г. Петръ отправилъ посланіе константинопольскому патріарху: «Яко благопослушный превождѣленныя Матере нашея православно-каѳолическія Церкве сынъ, содержащъ всегда почтеніе къ Вашему Всесвятѣйшеству, яко первому оныя православно-каѳолическія Церкве архипастырю, по духу отцу нашему, судили потребно быть увѣдомить... Между многими, по долгу Богомъ данной намъ власти попеченьми... по многому здравому разсужденію и совѣту, какъ съ духовными такъ и съ мірскими чинами государства нашего, заблагоразсудили уставить со властію равнопатріаршескою Духовный Сѵнодъ, т. е. Высшее Духовное Соборное Правительство для управленія всероссійскія государства нашего церкви, изъ достойныхъ духовныхъ особъ, какъ архіереевъ, такъ и киновіарховъ число довольное...».

Далѣе писалось: «И уповаемъ, что Ваше Всесвятѣйшество, яко первый архіерей Православныя Каѳолическія Восточныя Церкви, сіе наше учрежденіе и сочиненіе Духовнаго Сѵнода за благо признати изволите и о томъ прочимъ Блаженнѣйшимъ — Александрійскому, Антіохійскому и Іерусалимскому — патріархамъ сообщеніе учините...».

/с. 551/ Константинопольскій патріархъ Іеремія III прислалъ Утвердительную грамату отъ 23 сентября 1723 г. Она гласила: «Мѣрность наша по благодати и власти Всесвятаго, Животворящаго и Совершенноначальствующаго Духа узаконяетъ, утверждаетъ и объявляетъ, что учрежденный благочестивѣйшимъ самодержцемъ, святымъ царемъ всей Московіи, Малой и Бѣлой Россіи и всѣхъ сѣверныхъ, восточныхъ, западныхъ и многихъ иныхъ странъ Государемъ-властителемъ, Государемъ Петромъ Алексѣевичемъ, Императоромъ, во Святомъ Духѣ возлюбленнымъ и превожделѣннымъ намъ братомъ, Сѵнодъ въ Россійскомъ Святомъ Великомъ Государствѣ есть и нарицается нашимъ во Христѣ братомъ, Святымъ и Священнымъ Сѵнодомъ отъ всѣхъ благочестивыхъ и православныхъ христіанъ — священныхъ и мірскихъ, начальствующихъ и подначальныхъ и отъ всякаго сановнаго лица. Онъ имѣетъ право совершать и установлять тоже, что и четверо апостольскихъ святѣйшихъ патріаршихъ престола. Совѣтуемъ, побуждаемъ и предписываемъ ему хранить и держать неизмѣнными обычаи и правила Священныхъ Вселенскихъ Святыхъ Семи Соборовъ и прочее содержимое святою Церковью и пребудетъ непоколебимымъ во вѣки». Одинаковаго содержанія была и грамата патріарха Антіохійскаго Аѳанасія. Патріархъ Іеремія сообщалъ, что Александрійскій патріархъ скончался, а Іерусалимскій патріархъ боленъ.

Сѵнодъ былъ составленъ изъ президента, которымъ былъ назначенъ митрополитъ Стефанъ Яворскій, двоихъ вице-президентовъ — архіепископовъ Ѳеодосія Яновскаго и Ѳеофана Прокоповича, четырехъ совѣтниковъ и четырехъ асессоровъ изъ представителей монашествующаго и бѣлаго духовенства. Въ рѣшеніи дѣлъ всѣ они, не исключая и президента, имѣли равные голоса. Митр. Стефанъ былъ совсѣмъ затертъ двумя вліятельными вице-президентами и до конца жизни не могъ примириться съ новой формой церковнаго управленія. Послѣ его смерти (1722 г.) императоръ Петръ Великій не назначилъ новаго президента. Вакансія же покойнаго была занята новымъ совѣтникомъ, архимандритомъ Ѳеофилактомъ Лопатинскимъ, въ 1723 г. посвященнымъ во епископа тверскаго. Главнымъ дѣятелемъ въ Сѵнодѣ былъ архіепископъ Ѳеофанъ вслѣдствіе исключительной близости своей къ государю. Архіеп. Ѳеодосій хотя и считался первымъ вице-президентомъ, начиналъ все болѣе терять расположеніе Петра по своему заносчивому и властолюбивому характеру. Онъ, забывши, что всѣмъ обязанъ царю, сталъ рѣзко выступать противъ /с. 552/ униженія Церкви свѣтской властью и противъ духовныхъ штатовъ. Преобладаніе въ составѣ Сѵнода членовъ изъ малороссовъ и притомъ сравнительно молодыхъ по службѣ, крайне не нравилось великорусскимъ іерархамъ, которые были старше ихъ по возрасту. Они считали себя обиженными и, кромѣ того, подозрѣвали Сѵнодъ въ партійномъ малороссійскомъ духѣ. Отъ того Сѵноду въ первое время своей дѣятельности приходилось жаловаться на то, что эти іерархи не воздаютъ ему подобающей чести, и дѣлать имъ за это выговоры и внушенія (Знаменскій).

Положеніе Сѵнода въ общемъ составѣ государственной администраціи, какъ главы обширнаго государственнаго вѣдомства, было сравнено съ положеніемъ Сената. Они сравнены были во всѣхъ правахъ и оба непосредственно подчинены самому государю, который въ государственной присягѣ членовъ Сѵнода, такъ и назывался: «крайнимъ судіею духовной коллегіи». Первоначально Сенатъ старался играть начальственную роль, вызывая возраженія и жалобы Сѵнода. 6 сент. 1721 г. состоялся Высочайшій указъ о «Конференціи Сената и Сѵнода». Ей надлежало разсматривать дѣла общія обоимъ учрежденіямъ. Въ отсутствіе государя совокупныя рѣшенія ихъ должны были имѣть силу рѣшеній верховной власти. Представителемъ государя въ Сѵнодѣ былъ оберъ-прокуроръ, названный въ оберъ-прокурорской инструкціи 1722 г. «окомъ государя и стряпчимъ по дѣламъ сѵнодальнымъ». Онъ обязанъ былъ наблюдать за всѣмъ ходомъ сѵнодальныхъ дѣлъ, замѣчать въ дѣлопроизводствѣ опущенія, незаконныя дѣла останавливать и доносить о нихъ государю, дѣлать Сѵноду предложенія о потребныхъ мѣропріятіяхъ, представлять государю о сѵнодскихъ рѣшеніяхъ и быть вообще посредникомъ между Сѵнодомъ и государственною властью. Ему были подчинены прокуроры духовныхъ приказовъ и духовные фискалы или инквизиторы, разсылавшіеся для надзора за духовнымъ управленіемъ по городамъ и монастырямъ. При Сѵнодѣ образовался инквизиторскій приказъ, во главѣ котораго поставленъ протоинквизиторъ изъ монаховъ. Ему подчинены были провинціальные инквизиторы-фискалы. Но это фискальное управленіе, очень непріятное духовнымъ властямъ и допускавшее разныя злоупотребленія своими полномочіями, вскорѣ послѣ кончины императора Петра было упразднено.

Въ области церковнаго управленія Святѣйшій Сѵнодъ получилъ «силу и власть патріаршескую или, — по выраженію Регламента — едва ли не большую, понеже соборъ». На этомъ основа/с. 553/ніи ему принадлежала въ Церкви власть законодательная, — право, съ согласія государя, восполнять свой Регламентъ новыми правилами, — власть высшая судебная и административная по всѣмъ частямъ церковной жизни.

Архіепископъ черниговскій Филаретъ (Гумилевскій), въ своей «Исторіи Русской Церкви», пишетъ: «Святѣйшій Сѵнодъ, по составу своему, то же, что законный церковный Соборъ, въ которомъ избранныя духовныя лица занимаются дѣлами Церкви. Свѣтскія наименованія духовнымъ лицамъ Сѵнода, данныя на первое время, президентъ, вице-президенты, совѣтники и асессоры, скоро (въ 1726 г.) замѣнены болѣе приличными именами — первоприсутствующаго, членовъ Сѵнода и присутствующихъ въ Сѵнодѣ». Надлежитъ, однако, отмѣтить, что составъ Сѵнода не зависилъ отъ избранія ихъ Соборомъ архіереевъ. Они назначались и вызывались къ присутствованію Верховной Властью. Конечно, и на Соборахъ, какъ извѣстно, монархи, начиная съ Византіи, имѣли огромное значеніе при проведеніи выборовъ. Но формально выборы патріарховъ и другихъ духовныхъ лицъ производились Соборомъ.

Приводимъ снова сужденіе архіеп. Филарета: «Въ 1730 г. Ѳеофанъ предлагалъ, что, сообразно съ сущностыо предмета и древними правилами, надобно присутствовать въ Сѵнодѣ большему числу архипастырей церкви, взамѣнъ подчиненныхъ лицъ — архимандритовъ, и это было принято за правило. Какъ на вселенскихъ соборахъ, такъ и на частныхъ греческихъ и русскихъ, если не присутствовалъ самъ царь, присутствовалъ уполномоченный его: точно также въ Сѵнодѣ положено присутствовать оберъ-прокурору, съ обязанностію входить въ сношенія съ гражданскимъ начальствомъ о дѣлахъ церкви, по опредѣленіямъ Сѵнода, и съ правомъ подавать отрицательный отзывъ, когда бы рѣшенія Сѵнода, въ какомъ бы то ни было отношеніи, могли казаться несогласными съ положеніемъ государства. Въ сущности постоянный Соборъ, или Сѵнодъ, остался тѣмъ же для русской церкви, чѣмъ было патріаршее правленіе, какъ и писали патріархи. Замѣнивъ собою патріаршество, онъ принялъ на себя и занятія патріаршескаго правленія. Священнымъ долгомъ его, долгомъ предъ Господомъ и церковію, служитъ слѣдующее: наблюдать за чистотою ученія и благочиніемъ богослуженія, противодѣйствовать ересямъ и расколу, провѣрять сказанія о святыхъ и искоренять всякое суевѣріе, наблюдать за проповѣданіемъ слова Божія, избирать и поставлять достойныхъ архипастырей, преподавать /с. 554/ наставленія архипастырямъ, въ случаѣ недоумѣнія ихъ, принимать и разрѣшать жалобы недовольныхъ рѣшеніями церковныхъ правителей. Преимущественному смотрѣнію его принадлежатъ всѣ духовныя училища и всѣ лица духовнаго званія, равно цензура духовныхъ книгъ, свидѣтельствованіе мощей и чудесъ и сопричисленіе къ лику святыхъ. Ему принадлежитъ окончательное рѣшеніе дѣлъ о сомнительныхъ бракахъ или о бракахъ въ недозволенныхъ степеняхъ родства и о расторженіи брака. Вообще же все, что можетъ имѣть вліяніе на состояніе отечественной церкви, по отношенію ли къ догматамъ вѣры или къ богослуженію и правленію, составляетъ предметъ заботъ и разсужденій Сѵнода».

«Впрочемъ, нѣкоторые предметы, доселѣ озабочивавшіе духовное управленіе», продолжаетъ владыка Филаретъ, «волею государя исключены изъ круга занятій Собора и отнесены къ гражданскому суду. Это — разрядъ дѣлъ, по сущности своей относящихся болѣе къ государству, чѣмъ къ церкви Христовой, болѣе къ гражданскимъ правамъ, чѣмъ къ вѣрѣ. Таковы дѣла о наслѣдствѣ, о бракахъ невольныхъ и противъ воли родителей, о богохульствѣ и блудѣ, о нераскаянныхъ грѣшникахъ, о небывающихъ у исповѣди и св. причастія. Но и здѣсь, за исключеніемъ двухъ первыхъ предметовъ, назначеніе церковнаго наказанія предоставлено духовному правительству. Впослѣдствіи времени судъ за каждую ересь, за каждый расколъ, въ присутствіи духовнаго депутата, предоставленъ также гражданскому суду, чѣмъ отнятъ предлогъ у сѣятелей лжи жаловаться на излишнюю ревность духовнаго правительства. Наконецъ, по дѣламъ, касающимся церкви и государства, Сѵноду предоставлено было имѣть совѣщаніе съ Сенатомъ».

«Но зато вѣдомство церковнаго суда снова было расширено съ другой стороны», пишетъ проф. П. Знаменскій, «вслѣдствіе возвращенія въ руки духовенства управленія церковными вотчинами, а потому и суда надъ церковными крестьянами. Вмѣстѣ съ тѣмъ расширилась, конечно, и область экономическаго управленія Святѣйшаго Сѵнода. Монастырскій приказъ изъ вѣдомства Сената былъ переданъ въ вѣдомство Сѵнода и образовалъ при немъ нѣчто въ родѣ экономическаго отдѣленія. Въ 1724 г. приказъ этотъ былъ преобразованъ по коллегіальному образцу подъ именемъ камеръ-конторы сѵнодальнаго правительства. Явились при Сѵнодѣ и другія учрежденія, бывшія органомъ его об/с. 555/ширной власти. Такъ какъ члены его имѣли главное пребываніе въ Петербургѣ, то въ Москвѣ заведена была особая сѵнодальная контора съ высшею властью, но ограниченною только предѣлами бывшей патріаршей области. Святѣйшій Сѵнодъ наслѣдовалъ и епархіальную власть патріарховъ въ ихъ московской области, съ присовокупленіемъ къ ней еще новой петербургской. Органами этой епархіальной власти были — въ Москвѣ бывшіе патріаршіе приказы, а въ Петербургѣ — вновь учрежденная тіунская контора подъ начальствомъ духовнаго тіуна или управителя духовныхъ дѣлъ. Въ 1723 г. бывшій духовный приказъ патріарха въ Москвѣ былъ преобразованъ въ Коллегію подъ именемъ дикастеріи, — это было первое изъ епархіальныхъ учрежденій, которыя дѣлаются потомъ (съ 1744 г.) извѣстными въ епархіяхъ подъ именемъ консисторій».

Заканчивая эту главу архіеп. Филаретъ пишетъ: «Духовный Регламентъ, написанный Ѳеофаномъ Прокоповичемъ, пересмотрѣнный Соборомъ и утвержденный государемъ, какъ примѣненіе древнихъ церковныхъ правилъ къ состоянію русской церкви, сталъ церковнымъ правиломъ. Впрочемъ, самимъ Регламентомъ, какъ оставлены въ неприкосновенности и древней силѣ древнія правила Соборовъ и отцевъ, такъ предоставлено Сѵноду вводить и новыя постановленія по нуждамъ св. церкви, по руководству св. Писанія и правилъ церкви вселенской, по утвержденіи ихъ самодержавной властью».

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 547-555.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.