Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Сѵнодъ въ царствованія императрицы Екатерины I и императора Петра II.

По смерти имп. Петра I (1725 г.) наступило время частыхъ перемѣнъ на престолѣ и порою занятія правительственныхъ постовъ лицами чуждыми православію.

Тогдашнія тревоги отразились и на Сѵнодѣ. Пострадалъ архіепископъ Ѳеодосій Яновскій. Онъ дѣлался все болѣе заносчивымъ и еще сильнѣе осуждалъ новые порядки въ церковномъ управленіи. Онъ поносилъ покойнаго Петра, сравнивая его по жестокости съ царемъ Іоанномъ Грознымъ. Допускалъ онъ оскорбительныя выходки противъ воцарившейся супруги Петра, императрицы /с. 556/ Екатерины I, и вліятельнаго князя Меншикова, грозилъ въ будущемъ народнымъ возстаніемъ. Въ концѣ апрѣля 1725 г. онъ былъ арестованъ. Во время розыска открылись и разныя злоупотребленія въ его новгородской епархіи и то, что онъ осмѣлился обязать особой присягой на вѣрность себѣ, въ родѣ государственной присяги. За всѣ эти вины онъ былъ лишенъ сана и подъ именемъ чернеца Ѳеодоса заточенъ въ Корельскій мон. Онъ умеръ черезъ пять мѣсяцевъ въ тѣсной и холодной тюрьмѣ. На мѣсто его въ Новгородъ былъ назначенъ Ѳеофанъ, ставшій и первымъ членомъ Сѵнода.

Вторымъ членомъ Сѵнода былъ назначенъ, непріятный Ѳеофану, Ѳеофилактъ Лопатинскій, еп.  тверской. Мудрый митр. Іовъ новгородскій, говоря о кіевскихъ богословахъ, такъ отзывался о немъ: «Изряднаго изъ нихъ быти познахъ Лопатинскаго, яко мужъ кротокъ есть и смиренъ есть во всяцѣмъ состояніи, паче же во страсѣ Божіи». О немъ же въ 1726 г. отзывался иностранецъ Фандербекъ: «Ученый кругъ уважаетъ Ѳеофилакта Лопатинскаго, еп. тверскаго. Онъ былъ профессоромъ въ московской академіи; послѣ многолѣтнихъ занятій на этомъ пути, принесшихъ большую пользу юношеству, онъ возведенъ на ту степень, которую теперь занимаетъ. Его непоколебимая честность во всѣхъ обстоятельствахъ напоминаетъ золотой вѣкъ». Окончивъ кіевскую академію, онъ докончилъ свое образованіе за границею, былъ потомъ префектомъ и (съ 1706 г.) ректоромъ московской академіи, съ 1722 года Чудовскимъ архимандритомъ. Онъ ревностно и долго трудился надъ исправленіемъ славянской Библіи Ветхаго Завѣта 1633 г. Съ пламенною ревностію обличалъ онъ протестантизмъ, на чемъ и произошли его столкновенія съ Ѳеофаномъ. Являлся онъ и обличителемъ раскола, вѣдая въ Сѵнодѣ этими дѣлами. Соловьевъ отмѣчаетъ, что, когда послѣ смерти императора Петра поднялся вопросъ о возстановленіи Патріаршества, то однимъ изъ кандидатовъ называли Ѳеофилакта.

Императрица Екатерина I, чувствовавшая себя не очень твердо на престолѣ, считаясь со старымъ боярствомъ, не любившимъ архіереевъ «черкасъ», назначила третьимъ членомъ Сѵнода великоросса Георгія Дашкова, архіепископа Ростовскаго. Онъ былъ малообразованнымъ, но практичнымъ, сильнымъ связями съ боярствомъ. Вслѣдъ за нимъ въ Сѵнодъ былъ назначенъ и другой великороссъ архимандритъ Горицкій Левъ Юрловъ, вскорѣ поставленный епископомъ воронежскимъ. Этими назначеніями Сѵнодъ получалъ такой составъ, который долженъ былъ вызвать /с. 557/ взаимную борьбу. Во главѣ одной группы стоялъ Ѳеофанъ, во главѣ другой — Георгій.

Въ томъ же 1726 г., когда послѣдовали эти назначенія, Сѵнодъ былъ раздѣленъ на двѣ части. Въ одномъ учрежденіи засѣдали одни архіереи, занятые только духовными дѣлами. Въ другомъ, называемомъ коллегіей экономіи, работали пять свѣтскихъ лицъ, занимавшихся экономическими дѣлами церковныхъ вотчинъ. Послѣднее учрежденіе было независимо отъ перваго и со своими представленіями входило въ Сенатъ. Для такого смѣшаннаго Сѵнода титулъ Святѣйшаго былъ признанъ неудобнымъ и замѣненъ титуломъ Духовный Сѵнодъ. Въ государственно-административномъ значеніи онъ былъ пониженъ, что случилось и съ Сенатомъ. Высшая администрація сосредоточена была въ вѣдѣніи вновь учрежденнаго Верховнаго Тайнаго Совѣта, Сѵнодъ же и Сенатъ являлись только исполнителями распоряженій послѣдняго.

Съ воцареніемъ въ 1727 г. внука Петра Великаго, Петра II, сына несчастнаго Алексѣя Петровича, съ одной стороны окрѣпло значеніе стараго боярства, бывшаго на сторонѣ послѣдняго во время его расхожденій съ царемъ. Съ другой стороны всѣмъ распоряжались временщики — недолго кн. Меншиковъ, потомъ Долгорукіе. Архіеп. Георгій провелъ архим. Льва (Юрлова) въ архіереи, какъ упоминалось выше, и сумѣлъ ввести въ Сѵнодъ еще одного члена изъ великороссовъ, митр. Игнатія (Смолу), въ опалѣ пребывавшаго въ Ниловскомъ мон. Онъ былъ назначенъ на Коломенскую каѳедру. Всѣ они стали дружно дѣйствовать противъ Ѳеофана. Что касается владыки Ѳеофилакта, то онъ не примкнулъ къ нимъ, но сдѣлалъ Ѳеофану большую непріятность. Ему удалось получить разрѣшеніе Верховнаго Тайнаго Совѣта на изданіе труда покойнаго митр. Стефана «Камень Вѣры», обличавшаго тѣ самыя ереси, въ которыхъ враги обвиняли Ѳеофана. Въ кругахъ стариннаго боярства и духовенства заговорили даже о возстановленіи патріаршества. Положеніе Ѳеофана, бывшаго теперь единственнымъ представителемъ Петровскихъ идей въ Сѵнодѣ, сдѣлалось чрезвычайно опаснымъ и заставляло его напрягать въ разгоравшейся борьбѣ всѣ свои силы и изворотливость.

Главнымъ оружіемъ его противниковъ было прежнее — обвиненіе въ ересяхъ, выдвинутое еще митр. Стефаномъ. Въ роли обвинителя былъ выдвинутъ архіеп. Георгіемъ и др. одинъ изъ кіевскихъ ученыхъ, архимандритъ Юрьевскій Маркеллъ Родышевскій, знавшій Ѳеофана еще съ академіи и одно время слу/с. 558/жившій въ его Псковской епархіи судьей архіерейскаго дома. Еще въ 1726 г. имъ поданъ былъ Св. Сѵноду доносъ на Ѳеофана въ 47 пунктахъ. Послѣдній обвинялся имъ въ непризнаніи церковныхъ преданій и ученія святыхъ отцовъ, въ непочитаніи иконъ и мощей, отрицаніи оправданія дѣлами, насмѣшкахъ надъ церковными обрядами, желаніи искоренить монашество и пр. Такъ истолкованы были въ доносѣ разныя мѣста изъ сочиненій Ѳеофана и рѣчи его, въ которыхъ выражалась его дѣйствительно подчасъ слишкомъ горячая полемика или противъ католичества, или противъ русскихъ суевѣрій и обрядовѣрія. Дѣло это кончилось тогда заключеніемъ Маркелла въ Петропавловскую крѣпость. Одновременно Ѳеофану было сдѣлано внушеніе отъ имени императрицы Екатерины, чтобы онъ впредь никакихъ противностей православной Церкви не чинилъ, а жилъ, какъ живутъ всѣ «великороссійскіе» архіереи.

При имп. Петрѣ II Маркеллъ, указывая на еретическія, по его мнѣнію, сочиненія Ѳеофана, — букварь, толкованіе блаженствъ, объ обливательномъ крещеніи и др., просилъ Сѵнодъ о немедленномъ осужденіи ихъ и автора. Ѳеофану не трудно было доказать, что всѣ эти сочиненія написаны имъ по мысли Петра Великаго и изданы съ разрѣшенія Сѵнода. Онъ обвинялъ Маркелла въ обвиненіи въ ересяхъ самого Сѵнода и въ томъ, что онъ осмѣливается «терзать славу толикаго монарха». Тогда Маркеллъ обратился въ Тайную Канцелярію, указывая, что Ѳеофаномъ написана была «Правда воли монаршей», — сочиненіе, направленное къ лишенію наслѣдія престола царевича Алексѣя, слѣдовательно противное и царствующему государю — сыну Алексѣя. Тайная Канцелярія и безъ него знала, кто былъ авторомъ этого сочиненія, какъ и то, что составлено оно было по волѣ царя Петра. Маркеллъ подвергся новому заключенію — въ Симоновомъ мон. Такимъ образомъ Ѳеофанъ избѣгалъ опасностей, но положеніе его, все же, становилось болѣе и болѣе шаткимъ. Положеніе архіепископа Георгія укрѣплялось все больше, какъ усиливалось и движеніе «великороссовъ».

Въ ночь на 19 янв. 1730 г. въ Москвѣ умеръ отъ оспы 15-лѣтній императоръ Петръ II. Съ нимъ пресѣклась мужская линія Дома Романовыхъ. Онъ былъ послѣднимъ царемъ и единственнымъ императоромъ, похороненнымъ въ Архангельскомъ соборѣ. Кончина его избавила Ѳеофана отъ все усиливавшейся опасности.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 555-558.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.