Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Царствованіе императрицы Екатерины II.

Императоръ Петръ III Ѳедоровичъ, вступившій на престоль въ декабрѣ 1761 г., оставался тѣмъ же нѣмцемъ по духу, какимъ пріѣхалъ въ Россію. Политически онъ былъ поклонникомъ знаменитаго прусскаго короля Фридриха Великаго, съ которымъ императрица Елисавета вела войну (Семилѣтнюю). Петръ заключилъ немедленно союзъ съ нимъ. Ко всему русскому относился онъ отрицательно, включая и духовенство. Послѣднему грозили большія испытанія.

Лѣтомъ 1762 г. Петръ III былъ свергнутъ сторонниками его супруги. Воцареніе императрицы Екатерины II Алексѣевны встрѣчено было радостно. Отрекшійся императоръ, безъ ея вѣдома, былъ убитъ въ Ропшѣ и погребенъ въ Александро-Невской Лаврѣ.

Императрица Екатерина II, объ обращеніи которой въ православіе упоминалось выше, усвоивши его догматическую истину, все же не могла проникнуться имъ совершенно. Обладая большимъ умомъ она, конечно, понимала какое важное значеніе имѣетъ Церковь и что значило православіе для русскаго народа. Какъ правительница, она придерживалась того «просвѣщеннаго абсолютизма», проводниками котораго были ея современники прусскій король Фридрихъ II Великій, австрійскій императоръ Іосифъ II, шведскій король Густавъ III и видные государственные дѣятели въ Испаніи, Португаліи, въ нѣкоторыхъ государствахъ Италіи. Всѣ они, признавая, по прежнему, значеніе и силу твердой государственной власти, считали, что послѣдняя должна идти навстрѣчу разумнымъ требованіямъ времени, по собственному почину проводя полезныя народу преобразованія. Государству всегда отводилось ими первое мѣсто. Церковь должна была, въ ихъ пониманіи, считаться съ нимъ. Въ строго католической Австріи Іосифъ II провозгласилъ вѣротерпимость, закрылъ монастыри, въ которыхъ монахи не посвящали себя преподаванію или уходу за бѣдными, имущества ихъ употреблялъ на устройство приходскихъ церквей. Императрица Екатерина, поддерживая Церковь, цѣня отдѣльныхъ іерарховъ, оказывая духовенству уваженіе, не соглашаясь на перемѣну религіи ея внучкой Александрой Павловной, помолвленной съ лютераниномъ шведскимъ королемъ, — все же въ рядѣ своихъ мѣропріятій, касавшихся духовенства, пренебрегала его интересами. Императрица Екатерина II царствовала /с. 577/ въ вѣкъ т. н. энциклопедистовъ, внесшихъ рѣзкій либеральный переворотъ въ умственную и духовную жизнь того времени. Она поддавалась, въ значительной степени, ихъ вліянію, переписывалась съ нѣкоторыми изъ нихъ. Только къ концу царствованія, подъ впечатлѣніемъ ужасовъ «великой» французской революціи (1789 г.), подготовленной работой этихъ разлагателей, она отшатнулась отъ всего либеральнаго, стала писать противъ масонства, тогда проявившаго себя и политически, разъясняла извращенное пониманіе свободы.

Архіепископъ Филаретъ (Гумилевскій), въ своемъ «Обзорѣ русской духовной литературы» (862-1863), отмѣчаетъ вліяніе вредныхъ западныхъ идей на русское общество: «Злостными клеветами энциклопедистовъ на религію увлекались до того, что не только забыли думать о религіи, какъ объ основѣ гражданскаго благоустройства, но боялись ея. — Подъ фирмой гуманизма отворяли дверь настежь невѣрію, распутству и суевѣрію, какъ будто все это не униженіе человѣчеству. Писали и хлопотали о человѣчности, о свободѣ и правдѣ, а не понимали, что безъ христіанской основы все это — хуже, чѣмъ мечты, такъ какъ на практикѣ оказывается деспотизмомъ эгоизма. Философская мораль ихъ наплодила ловкихъ грабителей казны и такихъ же душителей слабаго, отъ которыхъ государственный организмъ доходилъ до крайняго разстройства; педагогія ихъ воспитала жажду тщеславія, развила вкусъ къ свѣтскому легкомыслію, праздной потери времени и распущенной жизни» (См. Добролюбова I, 174-189. Рус. Архивъ 1864 г., стр. 66-71). «Иногда стыдились не казаться христіанами, но были только деистами, тогда какъ деизмъ ума во всѣхъ его видахъ, какъ и деизмъ чувства, — вовсе не то, что христіанство, и съ нимъ нельзя нажить ни ума, ни счастья. Съ нимъ будете допускать жалкія противорѣчія въ жизни: то будете хлопотать о всеобщемъ просвѣщеніи, то станете говорить о язычествѣ и магометанствѣ: пусть себѣ живутъ! Съ деизмомъ ума пусть ловко подмѣтятъ въ другомъ «обманщика, обольщеннаго»: но тѣмъ не избавятъ себя отъ чести попасть въ роль того и другаго... Въ упоеніи резонерства не допускали ничего чудеснаго, а не видѣли простой истины, что христіанство само — чудо и въ исторіи человѣчества, и въ исторіи каждаго человѣка. Искали славы въ роли послѣдователей Локковой философіи» (Собраніе предписаній о воспитаніи, СПБ. 1789). «Странное было время! Высшія лица были какъ въ чаду, отуманенныя /с. 578/ мечтами о свободѣ, — о свободѣ, питаемой то грубымъ матеріализмомъ, то бездушнымъ раціонализмомъ. — То, что развиваетъ въ душѣ истинную свободу, принимали холодно, а чаще преслѣдовали сарказмомъ. Предавали публичному позору личность, которая «добродѣтель ищетъ въ долгихъ молитвахъ, наблюдаетъ строго дни праздничные, къ обѣдни всякой день ѣздитъ, свѣчи предъ праздникомъ всегда ставитъ, мяса по постамъ не ѣстъ». (Комедія имп. Екатерины: О, время!)».

Въ 1770 г. въ 50-лѣтнемъ возрастѣ умеръ Григорій Ник. Тепловъ, сенаторъ, писатель. Въ «Петербургской Вѣдомости», 1779 г. 30 мая писали: «Тепловъ съ присудствія палъ. Кончина его весьма страшною подобнымъ была. Чрезъ три дня рѣчь отнята и былъ мучимъ велико. А послѣ того началъ говорить, открываясь предъ духовникомъ и предъ всѣми, генерально выговаривая: «я не почиталъ церкви, ни Бога, и святыни Его гнушался, я нынѣ пропадаю. Вы-жъ слышащіе господа генералитеты видя столь мучительную мою кончину, кайтесь и будьте добродѣтельны. Я въ жизни моей никому добра не дѣлалъ, за что и плату получаю». «Къ сожалѣнію, — говорится о семъ въ трудѣ архіеп. Филарета — этотъ урокъ скоро былъ забытъ, или инымъ казался и невразумляющимъ. И мнѣнія энциклопедистовъ продолжали считать невидимою мудростію, и книги ихъ продолжали издавать и покупать. Кощунство было въ модѣ. Писали «посланіе къ слугамъ», съ нахальными насмѣшками надъ служителями вѣры. Когда параличъ поражалъ несчастнаго весельчака, тогда только приходили въ себя, и въ горькомъ раскаяніи писали «признаніе въ дѣлахъ и помышленіяхъ».

Однимъ изъ первыхъ мѣропріятій императрицы Екатерины II была секуляризація церковныхъ имѣній, о чемъ рѣчь будетъ дальше.

Въ строѣ высшаго церковнаго управленія крупныхъ перемѣнъ при ней не было, кромѣ закрытія при Сѵнодѣ коллегіи экономіи, вѣдавшей церковными общинами. Но произошли большія перемѣны въ отношеніи замѣщенія епископскихъ каѳедръ и назначенія къ присутствованію въ Сѵнодѣ. Царь Петръ I старался для интересовъ реформы замѣщать важнѣйшія церковныя мѣста новыми людьми изъ ученыхъ малороссовъ. Имп. Екатерина II, въ виду намѣченныхъ ею преобразованій, спѣшила выдвинуть новыхъ людей изъ ученыхъ великороссовъ, готовыхъ съ большимъ усердіемъ идти ей навстрѣчу.

/с. 579/ При воцареніи имп. Екатерины II первенствующимъ іерархомъ въ Сѵнодѣ былъ великороссъ владыка Димитрій (Сѣченовъ) (1709-1767), архіепископъ новгородскій, митрополитъ послѣ коронованія государыни, имъ совершеннаго. Онъ окончилъ московскую славяно-греко-латинскую академію, былъ въ ней преподавателемъ краснорѣчія, впослѣдствіи выдѣляясь своимъ проповѣдничествомъ. Занимая нижегородскую каѳедру развивалъ миссіонерскую дѣятельность, которую началъ, будучи архимандритомъ свіяжскаго мон., въ казанской епархіи. Правилъ онъ потомъ рязанской епархіей. Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій) такъ опредѣляетъ его: «По церковному правленію былъ строгъ; за труды по казанской комиссіи онъ пріобрѣлъ право на уваженіе церкви; но въ правленіи церковномъ, къ сожалѣнію, увлекался тщеславіемъ и желалъ угождать болѣе людямъ, чѣмъ Богу». Виднымъ членомъ Сѵнода недолго былъ тоже ученикъ Московской академіи, Гедеонъ (Криновскій), еп. псковскій, при имп. Елисаветѣ придворный проповѣдникъ и архимандритъ Троицко-Сергіевой Лавры.

Знаменскій пишетъ: «При ихъ поддержкѣ возвысились потомъ воспитанники московской академіи: Гавріилъ Петровъ, въ 1763 году посвященный въ епископа тверского, а въ 1770 г. сдѣланный архіепископомъ петербургскимъ, — архіерей-аскетъ, мудрый, скромный и исполнительный въ дѣлахъ; Платонъ Левшинъ, въ началѣ правленія Екатерины бывшій ректоромъ академіи, человѣкъ живой, впечатлительный, возбуждавшій общія къ себѣ симпатіи, великій ораторъ и первая знаменитость своего вѣка; Екатерина сдѣлала его придворнымъ проповѣдникомъ и законоучителемъ наслѣдника Павла Петровича; съ 1768 г. онъ былъ членомъ Сѵнода, а съ 1770 г. епископомъ тверскимъ послѣ Гавріила. Въ 1763 г., по смерти Гедеона, псковскимъ епископомъ былъ назначенъ тоже видный Великоруссъ Иннокентій Нечаевъ. Эти лица участвовали въ исполненіи всѣхъ первоначальныхъ дѣйствій правительства по церковнымъ вопросамъ. Димитрій и Гедеонъ благополучно провели дѣло о секуляризаціи церковныхъ вотчинъ; Гавріилъ, Иннокентій и Платонъ, по порученію правительства, въ 1766 г. занимались составленіемъ обширнаго проекта о преобразованіи духовныхъ школъ, не приведеннаго впрочемъ въ исполненіе, и разсматривали написанный Екатериною Наказъ комиссіи о составленіи новаго Уложенія; Димитрій, а по смерти его Гавріилъ были представителями Святѣйшаго Сѵнода въ самой комиссіи».

/с. 580/ Въ это царствованіе воронежскую каѳедру возглавлялъ Святитель Тихонъ (Соколовъ), сынъ бѣднаго дьячка, родившійся въ 1724 г. въ с. Короцкѣ, новгородской губ. Окончилъ онъ въ Новгородѣ семинарію, былъ въ ней учителемъ и ректоромъ. Въ 1761 г. поставленъ былъ викарнымъ епископомъ кексгольмскимъ. Ревностно управлялъ воронежской епархіей, заботился о духовномъ просвѣщеніи, боролся съ остатками язычества. Онъ старался развить пастырей въ духѣ истинно-христіанскаго пониманія; на священниковъ пытался воздѣйствовать добрымъ словомъ и примѣромъ. Въ 1767 г. онъ уволился на покой въ Толшевскій, потомъ Задонскій мон. Преставился онъ въ 1783 г.

Дѣятельность этихъ іерарховъ будетъ освѣщена и въ слѣдующихъ главахъ.

Іерархи малороссы постепенно теряли свое значеніе. Самымъ крупнымъ изъ нихъ былъ Арсеній Мацѣевичъ, митрополитъ ростовскій (1697-1772), упоминаемый въ дальнѣйшемъ. Послѣднимъ изъ кіевлянъ, начавшихъ выдвигаться со времени царя Петра I, былъ архіепископъ московскій Амвросій (Зертисъ-Каменскій), молдаванинъ родомъ, малороссъ по рожденію, шляхтичъ по роду жизни. Онъ родился въ 1708 г., кончилъ кіевскую академію, учился у іезуитовъ во Львовѣ, дополнялъ образованіе въ славяно-греко-латинской академіи въ Москвѣ. Былъ онъ префектомъ семинаріи въ Петербургѣ, обладая большимъ знаніемъ древнихъ языковъ, потомъ архимандритомъ Воскресенскаго мон. Новый Іерусалимъ. При немъ въ обители сооруженъ былъ куполъ надъ Гробомъ Господнимъ. Въ 1768 г. послѣдовало назначеніе его московскимъ архіепископомъ. Отличаясь хозяйственными способностями, онъ былъ исключительно строгимъ; наказывая духовенство прибѣгалъ къ розгамъ и плетямъ. Духовенство его не любило. Въ 1771 г. во время сильной чумы въ Москвѣ онъ въ церковной области рѣшительно поддерживалъ строгія санитарныя мѣры администраціи. Большое скопленіе народа бывало у Варварскихъ воротъ предъ иконой Божіей Матери Боголюбской. Крестцовые попы служили передъ ней молебны. Владыка Амвросій, чтобы прекратить большое скопленіе народа и взять на учетъ поступающія деньги велѣлъ перенести икону въ церковь свв. Кира и Іоанна. Крестцовые попы, съ которыми архіепископъ и раньше велъ борьбу, подняли противъ него чернь. Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій) считаетъ, что въ возбужденіи толпы участвовали и раскольники, съ которыми владыка боролся. Толпа ринулась въ Чудовъ мон., гдѣ находились архіерейскія палаты. /с. 581/ Амвросій скрылся въ Донской мон., откуда начальствующій въ Москвѣ сенаторъ Еропкинъ намѣревался перевести его въ Воскресенскій мон. Но толпа къ этому времени подошла къ Донскому мон. Владыка переодѣтый садился въ кибитку, но когда народъ сталъ ломать ворота, прошелъ тогда въ церковь, гдѣ служилась обѣдня, пріобщился и спрятался на хорахъ сзади иконостаса. Толпа открыла убѣжище, его вытащили и передъ задними воротами умертвили, бивъ кольями два часа. Убійство совершено было 16 сент. 1771 г.

Архіепископомъ петербургскимъ съ 1761 г. былъ малороссъ Веніаминъ (Пуцекъ-Григоровичъ), до этого занимавшій нижегородскую и тверскую каѳедры. Въ 1762 г. онъ переведенъ былъ въ Казань. Проявлялъ онъ большую миссіонерскую дѣятельность. Во время бунта Пугачева (1773-75) владыка Веніаминъ былъ первымъ изъ архіереевъ, разославшимъ въ своей епархіи увѣщательныя граматы къ населенію, въ которыхъ обличалъ самозванца, принявшаго имя Петра III. Одинъ дворянинъ, замѣшанный въ бунтѣ, въ показаніи оговорилъ владыку въ сочувствіи Пугачеву. Веніаминъ былъ подвергнутъ оскорбительному аресту. Разслѣдованіе доказало полную его невиновность. Имп. Екатерина поспѣшила утѣшить его милостивымъ рескриптомъ и возведеніемъ въ санъ митрополита. Во время ареста архіеп. Веніамина постигъ параличъ, отъ котораго онъ не могъ поправиться до самой кончины въ 1782 г. Съ 1785 г. архіепископомъ казанскимъ былъ великороссъ Амвросій (Подобѣдовъ), ранѣе ректоръ московской академіи, викарный епископъ — сѣвскій, потомъ крутицкій. Дальнѣйшая дѣятельность этого виднаго іерарха будетъ изложена въ части шестой.

Императрица благожелательно относилась къ архіереямъ малороссамъ Георгію (Конисскому) и Самуилу (Миславскому). Владыка Георгій (1718-1795), изъ нѣжинскихъ дворянъ, воспитанникъ и ректоръ кіевской академіи, преподававшій догматическое богословіе и философію, извѣстный проповѣдникъ. Онъ прославился, возглавляя съ 1758 г. бѣлорусскую каѳедру, своей защитой православія отъ воинствующаго латинства. Владыка Самуилъ (1731-96), воспитанникъ, префектъ и ректоръ кіевской академіи, епископъ бѣлгородскій, потомъ крутицкій и архіепископъ ростовскій, съ 1783 г. митрополитъ кіевскій. Онъ ввелъ въ академіи преподаваніе русскихъ языка и словесности, весьма цѣня труды Ломоносова. При немъ включены были въ програм/с. 582/му академіи общеобразовательные предметы и новые языки. Владыка Самуилъ сочувствовалъ преобразованіямъ императрицы.

Въ началѣ 1763 г. Екатерина II издала слѣдующій указъ о сношеніи Сѵнода съ нею: «Указы наши словесные принимать повелѣваемъ: 1) отъ членовъ Св. Сѵнода, 2) отъ ген. прокурора и 3) оберъ-прокурора сѵнодскаго; 4) отъ дежурныхъ ген. адъютантовъ и 5) отъ правящаго нашимъ Кабинетомъ». Сѵнодъ слѣдовательно имѣлъ непосредственное право доклада императрицы, чѣмъ иногда пользовался.

Первымъ оберъ-прокуроромъ въ ея царствованіе былъ кн. А. С. Козловскій, ни чѣмъ не выдѣлявшійся. При немъ произошла секуляризація церковныхъ земель. Два преемника его были, по правильному опредѣленію Карташева, «носителями самоновѣйшей, антиклерикальной, просвѣтительной идеологіи». Въ 1765 г. послѣдовало назначеніе оберъ-прокуроромъ Ивана Ивановича Мелиссино, окончившаго сухопутный кадетскій корпусъ, бывшаго директора московскаго университета. Взгляды его явно проявились въ составленныхъ имъ «Пунктахъ» — проектѣ наказа, который Сѵнодъ долженъ былъ дать своему депутату въ созданной Екатериной II Комиссіи для разработки проекта новаго Уложенія. «Пункты» были составлены въ формѣ вопросовъ, съ подсказкой желательныхъ отвѣтовъ. Пунктъ 3 гласилъ: «въ разсужденіи Св. Писанія «ослабить и сократить посты»... 5) Очистить церковь отъ суевѣрій и «притворныхъ» чудесъ и суевѣрій касательно мощей и иконъ. А для разбора этого дѣла составить особую комиссію «изъ разныхъ неослѣпленныхъ предразсудками особъ»... 7) Нѣчто убавить изъ «продолжительныхъ церковныхъ обрядовъ», «для избѣжанія въ молитвѣ языческаго многоглаголанія», «отмѣнить множества въ поздныя времена сочиненныхъ стихиръ, каноновъ, тропарей и пр.», «отмѣнить многіе излишніе праздничные дни; вмѣсто вечеренъ и всенощныхъ назначить краткіе молебны съ полезными поученіями народу»... 10) разрѣшить духовенству ношеніе «болѣе приличнаго платья». 11) Не благоразумнѣе ли совершенно отмѣнить обычай поминовенія усопшихъ? Подобный обычай только доставляетъ духовенству лишній поводъ къ различнымъ вымогательствамъ...» Въ остальныхъ пунктахъ предлагалось поставленіе женатыхъ епископовъ, облегченіе разводовъ и пр.

Карташевъ пишетъ: «Характерно, что въ дѣлахъ Сѵнода не осталось ни строки о какомъ-либо офиціальномъ разсмотрѣніи этого сенсаціоннаго предложенія оберъ-прокурора. Очевидно члены /с. 583/ Сѵнода отложили офиціальное разсмотрѣніе всего проекта, какъ они поступили бы въ томъ случаѣ, если бы «стряпчій по дѣламъ государственнымъ» внезапно сошелъ съ ума при исполненіи своихъ обязанностей. Не борясь въ лобъ, члены Сѵнода, конечно заготовили свой наказъ депутату, совершенно свободный отъ правительственнаго вліянія. Въ томъ былъ и замыселъ депутатскаго представительства, чтобы верховная власть могла узнать черезъ него дѣйствительныя нужды управляемыхъ низовъ. А оберъ-прокуроръ былъ представителемъ не низовъ, а самой верховной власти. Да и фактическое право Сѵнода въ то время обходить оберъ-прокуроровъ въ сношеніяхъ съ верховной властью, видимо сдѣлало свое дѣло. Вскорѣ (24. X. 1768 г.) Мелиссино былъ уволенъ».

Въ Комиссіи объ Уложеніи (1767-68) никакихъ вопросовъ, касавшихся церковнаго управленія не подымалось.

Замѣстителемъ Мелиссино былъ назначенъ Чебышевъ, масонъ, проявлявшій свой атеизмъ. Д. И. Фонвизинъ, въ своихъ запискахъ «Чистосердечныя признанія», указываетъ, что Чебышевымъ запрещено было печатать сочиненіе, въ которомъ доказывалось бытіе Божіе. Карташевъ пишетъ: «На мѣсто Мелиссино былъ назначенъ бригадиръ П. П. Чебышевъ, который рѣзкостью своего вольномыслія даже превосходилъ Мелиссино. Про него извѣстно, что онъ не стѣснялся открыто, при толпѣ народа, разговаривая съ кѣмъ-то, афишировать свой атеизмъ: «да никакого Бога нѣтъ!» — выкрикивалъ Чебышевъ. По воспоминаніямъ архіерейской среды онъ былъ столь злобенъ и грубъ, что когда члены Сѵнода не соглашались съ его мнѣніемъ и особенно когда они уже подписывали свое рѣшеніе, расходившееся съ его мнѣніемъ, то онъ, разумѣется «про себя», но все-таки, чтобы было слышно, провожалъ каждую подпись члена Сѵнода «гнилымъ словомъ». Самъ великій Филаретъ повторяетъ это, говоря: «Чебышевъ при несогласіи съ нимъ членовъ Сѵнода бранился гнилыми словами».

Чебышевъ всячески старался давить на Сѵнодъ, но встрѣчалъ съ его стороны сопротивленіе. Возникли подозрѣнія объ свободномъ обращеніи Чебышева съ казенными суммами. Императрица назначила ревизію, по окончаніи которой генералъ-прокуроръ кн. Вяземскій увѣдомилъ Сѵнодъ о растратѣ тѣмъ свыше десяти тысячъ рублей. Деньги эти Чебышевъ постепенно вернулъ, но былъ въ 1774 г. уволенъ. На его мѣсто былъ назначенъ благочестивый С. В. Акчуринъ, послѣ него оберъ-секретарь Сѵнода А. И. Наумовъ. Они оба установили добрыя отношенія съ членами Сѵнода. Послѣднимъ оберъ-прокуроромъ въ царствованіе Екате/с. 584/рины Великой былъ близкій ко Двору дѣятельный графъ А. И. Мусинъ-Пушкинъ, извѣстный археологъ, членъ Академіи Наукъ, позднѣе открывшій «Слово о Полку Игоревѣ». Онъ взялъ въ свои руки всю сѵнодскую канцелярію. Будучи человѣкомъ церковнымъ, Мусинъ-Пушкинъ не препятствовалъ членамъ Сѵнода дѣлать личные доклады императрицѣ и получать отъ нея непосредственныя указы.

Для того времени показательно послѣдовавшее правительственное распоряженіе объ изъятіи, изъ опасенія «фанатизма», изъ вѣдѣнія духовнаго суда дѣлъ о религіозныхъ хулахъ, о нарушеніи чинности въ богослуженіи, о колдовствѣ и суевѣріяхъ.

Императрица Екатерина считалась съ мнѣніями двухъ членовъ Сѵнода — владыки Гавріила и своего духовника прот. Іоанна Памфилова (ум. 1794 г.). Послѣдній былъ сыномъ московскаго священника. Не смогъ онъ окончить двѣ семинаріи, что не помѣшало ему стать образованнымъ человѣкомъ, съ большимъ уклономъ въ сторону западнаго просвѣщенія. Онъ свободно владѣлъ латинскимъ языкомъ. Академія Наукъ привлекла его къ составленію словаря Русскаго языка. Съ 1770 г. онъ состоялъ настоятелемъ Благовѣщенскаго собора въ Москвѣ. Онъ былъ первымъ представителемъ бѣлаго духовенства, носившимъ митру. Императрица пожаловала ее ему въ 1786 г., вызвавъ этимъ большое неудовольствіе среди архіереевъ и монашества, видѣвшихъ въ этомъ униженіе митры. Болѣе всѣхъ возмущенъ былъ владыка Платонъ. Прот. Памфиловъ, пользуясь своимъ большимъ вліяніемъ, выступалъ постоянно защитникомъ бѣлаго духовенства, противъ монашествующихъ и архіереевъ. Члены Сѵнода не скрывали недовольства своимъ положеніемъ. Въ особенности проявлялъ это владыка Платонъ. Онъ сталъ рѣже пріѣзжать изъ Москвы на засѣданія Сѵнода, а съ 1782 г. пересталъ просто ѣздить и даже просился на покой. Императрица его не уволила, но обходила наградами. Санъ митрополита былъ данъ ему только въ 1787 г., тогда какъ владыки Гавріилъ и Самуилъ имѣли его съ 1783 г. Митр. Гавріилъ сохранилъ благоволеніе государыни до конца ея царствованія. Всегда ровный, спокойный, стоявшій на законной почвѣ, по выраженію императрицы «резонабельный мужъ», онъ умѣлъ проявлять свою ревность о Церкви, не вызывая у другихъ раздраженіе. Сказанное имъ вѣское слово производило должное впечатлѣніе. Императрица постоянно призывала его для совѣтовъ и приказала сноситься съ нимъ по дѣламъ генералъ-прокурорской канцеляріи Сената (Знаменскій).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 576-584.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.