Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Сѵнодъ въ царствованіе императора Павла I (1796-1801).

Императоръ Павелъ I Петровичъ, съ первыхъ часовъ своего рожденія, принятъ былъ на попеченіе имп. Елисаветой Петровной. Родившись въ 1754 г., онъ раннее дѣтство свое провелъ въ обществѣ нянь, которыя первыя утвердили въ немъ вѣру и любовь къ храму. Вѣрующимъ былъ его непосредственный потомъ воспитатель С. А. Порошинъ, пробудившій у него и любовь ко всему русскому. Законоучителемъ его былъ іеромонахъ Платонъ (Левшинъ). Послѣдній свидѣтельствовалъ впослѣдствіи: «Высокій воспитанникъ всегда былъ по счастью къ набожности расположенъ, и разсужденіе ли, или разговоръ относительно Бога и вѣры были ему всегда пріятны. Сіе, по примѣчанію, ему внѣдрено было со млекомъ покойной императрицей Елисаветой Петровной, которая его горячо любила и воспитывала, приставленными отъ нее, набожными женщинами». Порошинъ вспоминалъ, что въ день Успенія Божіей Матери «одѣвшись изволилъ Павелъ читать съ отцомъ Платономъ св. Писаніе. Потомъ разбирали мы книжку, въ которой служба на сегодняшній праздникъ, и пѣли оттуда стихъ: «Побѣждаются естества уставы, Дѣва чистая» и проч. Въ присутствіи цесаревича происходилъ разговоръ о томъ, что морскія битвы жесточе, т. к. на разбитомъ кораблѣ приходится опускаться съ нимъ на дно. Въ концѣ бесѣды десятилѣтній Павелъ сказалъ: «Чтожъ бѣды, хоть и на дно ретироваться. Вить въ смерти-та больше страху, нежели вреда, особливо для человѣка добродѣтельнова, которому на томъ свѣтѣ лучше еще будетъ нежели здѣсь».

Коронованіе императора совершилось въ Москвѣ 5 апрѣля 1797 г. въ первый день Свѣтлаго праздника. Оно отличалось тѣмъ, что Павелъ при этомъ священнодѣйствіи, прежде чѣмъ облечься въ порфиру, приказалъ возложить на себя далматикъ, — одну изъ царскихъ одеждъ византійскихъ императоровъ, — сходственный съ архіерейскимъ саккосомъ. При входѣ государя въ Царскія врата, митр. Платонъ, увидѣвъ шпагу, висѣвшую у его пояса, остановилъ Павла словами: «здѣсь приносится безкровная жертва: отними благочестивѣйшій государь, мечъ отъ бедра твоего». Коронована была и императрица Марія, на главу которой государь супругъ возложилъ малую корону.

По окончаніи вѣнчанія на царство, императоръ прочелъ въ Успенскомъ соборѣ, съ высоты трона, составленный имъ законъ /с. 586/ о престолонаслѣдіи. Этимъ актомъ отмѣнялся петровскій законъ и устанавливалось наслѣдованіе по прямой линіи въ мужскомъ колѣнѣ по началу первородства, что и существовало въ Россіи послѣ вел. кн. Іоанна I Калиты. По оглашеніи закона государь вошелъ Царскими вратами въ алтарь и положилъ его въ серебряный ковчегъ, стоявшій на св. Престолѣ для храненія на вѣчныя времена.

Въ тотъ же день былъ обнародованъ манифестъ о помѣщичьихъ крестьянахъ, положившій начало ограниченію крѣпостного права. Манифестъ гласилъ: «Законъ Божій, въ десятисловіи намъ преподанный, научаетъ насъ седьмый день посвящать Богу; почему въ день настоящій, торжествомъ вѣры прославленный, и въ который Мы удостоилися воспринять священное мѵропомазаніе и царское на Прародительскомъ Престолѣ Нашемъ вѣнчаніе, почитаемъ долгомъ Нашимъ предъ Творцемъ всѣхъ благъ Подателемъ подтвердить во всей имперіи Нашей о точномъ и непремѣнномъ сего закона исполненіи, повелѣвая всѣмъ и каждому наблюдать, дабы никто и ни подъ какимъ видомъ не дерзалъ въ воскресные дни принуждать крестьянъ къ работамъ, тѣмъ болѣе, что для сельскихъ издѣльевъ остающіеся въ недѣлю шесть дней, по равному числу оныхъ раздѣляемые, какъ для крестьянъ собственно, такъ и для работъ ихъ въ пользу помѣщиковъ, при добромъ распоряженіи, достаточны будутъ на удовлетвореніе всякимъ хозяйственнымъ потребностямъ».

Императоръ Павелъ I заботливо относился къ православному духовенству. Онъ выражалъ желаніе, чтобы священство имѣло болѣе «соотвѣтственные важности сана своего образъ и состояніе». Вслѣдствіе этого принимались въ его царствованіе мѣры къ улучшенію быта бѣлаго духовенства. Ревновалъ государь о просвѣщеніи духовенства. При немъ учреждены были духовныя академіи въ Петербургѣ и въ Казани. Духовныя лица получали награды и вновь учрежденъ былъ для нихъ наградный наперсный крестъ. При немъ положено было начало единовѣрію, о которомъ будетъ говориться въ дальнѣйшемъ.

Мальтійскій орденъ отдалъ себя подъ покровительство имп. Павла. 12 октября 1799 г. въ Гатчину торжественно были принесены святыни ордена: десница Св. Іоанна Крестителя, частица Креста Господня и икона Филермской Божіей Матери Одигитріи. День 12 октября былъ внесенъ въ число праздничныхъ дней и составлена была особенная служба этому празднику.

/с. 587/ 

Митр. Гавріилъ, какъ первенствующій членъ Сѵнода, совершилъ мѵропомазаніе императора Павла. Онъ, первый изъ русскаго духовенства, пожалованъ былъ государемъ орденами Св. Андрея Первозваннаго и Св. вел. кн. Александра Невскаго. Онъ подчинился волѣ царя, но не сочувствовалъ награжденію духовенства орденами. Рѣшительно отказался онъ отъ пожалованія ему Мальтійскаго ордена, какъ католическаго, вызвавъ этимъ неудовольствіе императора. Все болѣе замѣтнымъ становилось охлажденіе къ нему государя. Но просьбы его имъ удовлетворялись. Онъ исхлопоталъ указъ объ освобожденіи священнослужителей отъ тѣлеснаго наказанія. Въ сентябрѣ 1799 г. ему предложена была кіевская митрополія. Владыка отказался и, чувствуя немилость царя, просилъ разрѣшить ему переѣхать въ Новгородъ. Въ декабрѣ 1800 г. послѣдовало увольненіе его на покой съ пребываніемъ въ новгородскомъ архіерейскомъ домѣ. Прибылъ онъ туда совсѣмъ больнымъ. Послѣдніе мѣсяцы жизни владыка провелъ, предаваясь духовнымъ подвигамъ. Поселился онъ въ келліяхъ вблизи храма и могъ слушать у себя всѣ богослуженія. Часто онъ проводилъ цѣлыя ночи въ слезной молитвѣ, стоя на колѣняхъ передъ иконой. По субботамъ раздавалъ подаяніе нищимъ. Деньги завѣщалъ онъ на содержаніе бѣдныхъ учениковъ Александро-Невской академіи и новгородской семинаріи, въ частности на лекарства для нихъ. Скончался митрополитъ Гавріилъ 26 января 1801 г.

Давнишнее доброе отношеніе Павла къ митр. Платону измѣнилось еще до коронаціи, когда владыка отказывался принять орденъ св. Андрея Первозваннаго, не одобряя намѣренія государя изъ духовныхъ лицъ дѣлать «кавалеровъ». Недоволенъ былъ императоръ тѣмъ, что владыка являлся къ нему въ Москвѣ по просьбѣ дворянъ просить не быть въ отношеніи ихъ такимъ строгимъ. Митрополиту приказано было имъ не выѣзжать изъ Москвы.

Особымъ расположеніемъ имп. Павла пользовался замѣститель митрополита Гавріила архіепископъ Амвросій (Побѣдовъ), ранѣе, съ 1785 г., возглавлявшій казанскую каѳедру. Въ 1801 г. онъ былъ назначенъ митрополитомъ.

Съ 1797 г. оберъ-прокуроромъ былъ кн. В. А. Хованскій, который завелъ строго формальный контроль сѵнодскихъ дѣлъ, распространивъ таковой и на епархіальное дѣлопроизводство. Онъ позднѣе заявлялъ протестъ по поводу распредѣленія нѣкоторыхъ остаточныхъ суммъ между сѵнодскими и епархіальными архі/с. 588/ереями. Владыка Амвросій пожаловался государю. Хованскій былъ уволенъ и членамъ Сѵнода предложено было царемъ избрать угоднаго имъ кандидата на его мѣсто. Сѵнодъ представилъ государю трехъ кандидатовъ, явно желая перваго изъ нихъ, графа Д. И. Хвостова. Послѣдній и былъ утвержденъ въ маѣ 1799 г. Хвостовъ передалъ архіеп. Амвросію всю полноту власти. (Карташевъ).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 585-588.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.