Церковный календарь
Новости


2018-04-21 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ свт. Іоанна Шанхайскаго (1939)
2018-04-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 27-е (19 октября 1917 г.)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 24-я (1861)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 23-я (1861)
2018-04-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Вонми себѣ!" (Второзаконіе IV, 9) (1975)
2018-04-20 / russportal
Архіеп. Аверкій. О необходимости усиленной внутр. миссіи (1975)
2018-04-20 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 22-я (1861)
2018-04-20 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 21-я (1861)
2018-04-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Послѣ Архіерейскаго Собора 1962 года (1975)
2018-04-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ Новымъ Годомъ, съ новымъ счастіемъ! (1975)
2018-04-19 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 24-я (1922)
2018-04-19 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 23-я (1922)
2018-04-19 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 20-я (1861)
2018-04-19 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 19-я (1861)
2018-04-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 1-я, Гл. 56-я (1922)
2018-04-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 1-я, Гл. 55-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 апрѣля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Епархіальное управленіе.

Въ теченіе XVIII в. измѣнилось число епархій. При открытіи Сѵнода было 18 епархій. Потомъ съ передѣлами губерній число это постепенно увеличивалось. Епархіальные архіереи подчинялись Сѵноду, какъ раньше патріарху. Московская епархія до 1742 г. оставалась въ вѣдѣніи Сѵнода, безъ мѣстнаго архипастыря. Въ этомъ году имп. Елисавета утвердила опредѣленіе Сѵнода о назначеніи архіепископа въ Москву и объ открытіи новыхъ епархій: петербургской, переяславской и костромской. Въ 1753 г. въ вѣдѣніи Сѵнода было 30 епархій. Штатами 1764 г. назначены были 3 первоклассныхъ епархіи, иначе митрополіи, 8 второклассныхъ — архіепископій, 15 епископій. Въ эти штаты не были тогда введены 3 малорусскія епархіи и одна бѣлорусская. Въ 1787 г. послѣдовало разграниченіе епархій по предѣламъ губерній, чѣмъ облегчено было духовное управленіе. Въ 1775 г. открыта славянская епархія, въ составъ которой вошли поселенія сербовъ на югѣ. Съ 1785 г. число епархій умножилось, особенно съ присоединеніемъ новыхъ областей. Штатомъ 1799 г. опредѣлялись 4 митрополита, 12 архіепископовъ и 12 епископовъ. Въ семъ числѣ не считалось грузинское экзархатство съ 13 епархіями, присоединенное къ сѵнодальному управленію въ 1783 г. (Архіеп. Филаретъ).

Замѣщеніе архіерейскихъ вакансій производилось Сѵнодомъ, который представлялъ избранныхъ кандидатовъ (въ XVIII в. двоихъ, а съ 1822 троихъ) для Высочайшаго утвержденія одного изъ нихъ къ поставленію.

Органы епархіальнаго управленія долгое время оставались прежними. Только временами таковое получало болѣе опредѣленности, порядка и однообразія. Коллегіальная система, приданная /с. 589/ Петромъ высшему церковному управленію, перенесена была въ епархіальное управленіе только въ 1744 г. Тогда, вмѣсто архіерейскихъ приказовъ, велѣно было учредить въ епархіяхъ консисторіи, существовавшія раньше только въ южно-русскихъ епархіяхъ. Консисторіи находились въ самомъ близкомъ завѣдываніи епископа, составляя какъ бы его канцелярію.

Благочинническія обязанности со времени Петра стали поручаться особымъ лицамъ, уже не выборнымъ, а опредѣляемымъ на должность самими архіереями. Благочинные замѣнили прежнихъ выборныхъ поповскихъ старостъ, выполнявшихъ финансовыя заданія (до отмѣны въ 1764 г. архіерейскихъ сборовъ съ духовенства). Въ 1775 г. митр. Платонъ написалъ для благочинныхъ превосходную инструкцію. Съ конца XVIII в. явилась новая должность благочинныхъ надъ монастырями изъ почетнѣйшихъ настоятелей монастырей.

До царствованія имп. Екатерины II малороссы (черкасы) преобладали и въ епархіальномъ управленіи. Они завладѣли всѣми должностями, къ неудовольствію мѣстнаго духовенства. Гордясь своимъ образованіемъ, они обращались съ мѣстнымъ духовенствомъ пренебрежительно и сурово. Старая суровая система епархіальной администраціи, съ ея различными запугиваніями и наказаніями (плети, розги, заключенія въ монастырскія и консисторскія тюрьмы, тяжелыя работы на архіерейскихъ дворахъ, по монастырямъ и въ духовныхъ школахъ), воспринималась особенно тяжело отъ пришлыхъ начальниковъ. Жалобы на «черкасъ» шли отовсюду. «При Екатеринѣ II господство малороссовъ пало; кромѣ того, съ учрежденіемъ штатовъ въ 1764 г., духовенство было освобождено отъ стараго архіерейскаго тягла, которое само по себѣ портило отношенія начальствующихъ къ подчиненнымъ. Съ паденіемъ въ епархіальной администраціи тягловой системы и съ занятіемъ начальственныхъ постовъ новыми, своими, а не пришлыми людьми, повсюду почувствовалось облегченіе прежнихъ тяжестей», — пишетъ Знаменскій.

Въ 1766 г. Св. Сѵнодъ принялъ участіе въ смягченіи административныхъ нравовъ. Послѣдовалъ указъ объ отмѣнѣ по духовному вѣдомству тѣлесныхъ наказаній для всѣхъ священнослужителей бѣлаго и чернаго духовенства. Появились архіереи другого уклада, старавшіеся поднять духовенство изъ его приниженнаго положенія. Особенно выдѣлялся въ этомъ отношеніи Свят. Тихонъ (Соколовъ), епископъ воронежскій. Онъ, еще до сѵнодскаго указа, отмѣнилъ тѣлесныя наказанія въ своей епархіи /с. 590/ и требовалъ отъ чиновниковъ консисторіи, чтобы они обращались съ духовенствомъ съ уваженіемъ, подобающимъ священному сану. Таковыми же были митрополиты Гавріилъ и Платонъ. Послѣдній старался внушать духовнымъ лицамъ правила самоуваженія и святости и самъ говорилъ, что засталъ свое духовенство въ лаптяхъ, но успѣлъ обуть его въ сапоги и ввести въ гостиныя. Болѣе успѣшному усовершенствованію епархіальной администраціи долго мѣшало крайне бѣдное ея существованіе. Нищенскіе оклады ея штатныхъ служащихъ, начиная съ секретарей консисторіи, и существованіе разныхъ епархіальныхъ должностей, остававшихся безъ вознагражденія, на долгое время поддержали въ ней старое зло взяточничества и поборовъ (Знаменскій).

Преимущественное вниманіе епископовъ обращено было на воспитаніе духовнаго юношества. Пока духовныя училища не вездѣ были открыты, для испытанія и обученія ставленниковъ опредѣлены были при каждомъ епископѣ два экзаменатора. Завѣдываніе монастырями и иконами, равно и всѣмъ духовенствомъ, поручено было строгому вниманію епископовъ. Подтверждено было древнее правило, чтобы епископъ обозрѣвалъ епархію, по крайней мѣрѣ, разъ въ два года, если не каждый годъ.

Епископамъ приходилось бороться съ нѣкоторыми сложившимися мнѣніями. Такъ считалось, что священники имѣютъ право передавать свои мѣста дѣтямъ, если дѣти имѣютъ право на санъ родителя. Считалось также, будто право прихожанъ на свидѣтельствованіе о поведеніи лицъ, ищущихъ духовную должность, или лица, занимающаго ее, уполномачиваетъ ихъ правомъ располагать церковными должностями и лицами по произволу. Противъ перваго мнѣнія сильное окружное посланіе писалъ владыка Досиѳей (Богдановичъ-Любимскій), епископъ бѣлоградскій и обоянскій (1731-35). Противъ второго особенно пришлось бороться Свят. Тихону, епископу воронежскому. Много скорбей доставляло послѣднему своеволіе Донского Войска. Въ 1765 г. онъ сообщалъ Сѵноду о незаконномъ самовластіи войска, вмѣшивавшагося въ церковныя дѣла, опредѣлявшаго дьячковъ и пономарей, посвященныхъ же имъ отрѣшавшихъ, записывая ихъ въ казаки. И до Свят. Тихона его предшественники боролись съ этимъ явленіемъ. Установлено было еп. Іоакимомъ (донесеніе Сѵноду въ 1762 г.), что изъ казачьихъ приходовъ нельзя получить исправныхъ метрическихъ вѣдомостей, священники же, по настоянію казаковъ, не исполняютъ предписанія архипастыря. Сѵнодъ еще въ 1741 и /с. 591/ 1745 гг. просилъ Военную коллегію прекратить такое своеволіе въ Донскомъ войскѣ (Архіеп. Филаретъ).

Полномочія епархіальной власти, по законамъ имп. Петра Великаго, должны были простираться на всѣ церковныя учрежденія и на всѣхъ лицъ, находящихся въ епархіи, безъ исключенія. Но таковыя остались. Кромѣ ставропигіальныхъ монастырей, изъ круга епархіальнаго вѣдомства выдѣлено было придворное духовенство, подчиненное Сѵноду и дворцовому управленію и поставленное подъ непосредственное начальство протопресвитера — духовника Ихъ Величествъ.

На тѣхъ же началахъ при императорѣ Павлѣ I выдѣлено было въ особое вѣдомство военное духовенство. Въ прежнее время оно находилось въ подчиненіи епархіальнымъ начальствамъ по мѣстамъ расположенія полковъ. Только въ военное время оно поступало подъ вѣдѣніе особыхъ флотскихъ оберъ-іеромонаховъ и полевыхъ оберъ-священниковъ, учрежденныхъ уставами царя Петра I воинскимъ (1716) и морскимъ (1720). При имп. Павлѣ въ 1800 г. учреждена была должность постояннаго оберъ-священника, который и былъ поставленъ во главѣ всего духовенства арміи и флота.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 588-591.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.