Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Распространеніе вѣры.

Въ отношеніяхъ государства къ религіи со времени Петровской реформы принятъ былъ въ основаніе принципъ свободы вѣроисповѣданій. Царь Петръ писалъ въ указѣ 1702 г. «Совѣсти человѣческой приневоливать не желаемъ и охотно предоставляемъ каждому на его отвѣтственность пещися о спасеніи души своей». Принципъ этотъ приложенъ былъ и къ дѣлу христіанской миссіи между иновѣрцами имперіи. Сначала Петръ хотѣлъ было уничтожить всѣ принятыя до него внѣшнія поощрительныя мѣры къ обращенію инородцевъ, оставивъ въ силѣ однѣ мѣры духовныя. Но вскорѣ онъ отказался отъ этой мысли и снова велѣлъ возстановить отписку крещеныхъ крѣпостныхъ отъ ихъ некрещеныхъ помѣщиковъ. Въ 1720 г. всѣмъ новокрещенымъ дарована была трехлѣтняя льгота отъ податей и рекрутства. При имп. Елисаветѣ такія поощрительныя мѣры къ крещенію усилены еще денежными и вещевыми подарками новокрещенымъ, раскладкой слѣдующихъ съ нихъ за льготный срокъ податей и рекрутчины на ихъ некрещеныхъ единоплеменниковъ и прощеніемъ совершенныхъ до крещенія преступленій.

Имп. Екатерина II снова провозгласила принципъ вѣротерпимости, доведенный на этотъ разъ даже до крайности, до безразличнаго покровительства всѣмъ, даже языческимъ вѣроисповѣданіямъ. Въ ея указѣ Сѵноду отъ 1773 года говорится: «Какъ /с. 636/ всевышній Богъ терпитъ на землѣ всѣ вѣры, то и Ея Величество изъ тѣхъ же правилъ, сходствуя Его святой волѣ, въ семъ поступать изволитъ, желая только, чтобы между ея подданными всегда любовь и согласіе царствовали». На основаніи такого взгляда и опасеній предъ мнимымъ фанатизмомъ духовенства, — дѣятельность православныхъ миссій была ослаблена до послѣдней степени. Поощрительныя мѣры къ крещенію иновѣрцевъ были отмѣнены, кромѣ трехлѣтней льготы новокрещенымъ. Иновѣрному духовенству — мулламъ, ламамъ — назначались, даже, казенныя средства содержанія, какихъ не имѣло православное духовенство. Магометанство получило полную свободу заводить мечети и школы. Правительство даже само строило мечети, напр., въ Оренбургскомъ краѣ для киргизовъ, которые переживали тогда періодъ двоевѣрія и вовсе не были еще утверждены въ магометанствѣ. Кромѣ того, магометанству дана была еще небывалая у него правильная и крѣпкая организація. Для его духовнаго управленія были назначены два муфтія — въ Уфѣ (1788) и въ Крыму (1794) со многими штатными муллами. Въ Сибири такая же организація дана была ламству чрезъ подчиненіе всѣхъ ламъ одному верховноному ламѣ. Въ 1775 г. введены были для ламъ узаконившіе ихъ штаты, что было ими понято какъ покровительство верховной власти ихъ вѣрѣ (Знаменскій).

Несмотря на затрудненія, порождаемыя духомъ времени, дѣло православной миссіи все-таки шло впередъ. Кромѣ инородцевъ Поволжья и Сибири дѣйствія ея простирались и на новыя племена, напр., калмыковъ, постепенно переселявшихся въ Россію, и на племена вновь присоединявшихся къ Россіи мѣстностей Средней Азіи, Сибири и Кавказа.

Царства Казанское и Астраханское пали въ серединѣ XVI в. Но магометанство и язычество въ этихъ земляхъ, вошедшихъ въ составъ русскаго государства, держались еще крѣпко. Ихъ поддерживали мурзы и князья.

Имп. Петръ Великій подтвердилъ прежнія льготы обращающимся къ св. вѣрѣ. Имъ повелѣно было отобрать у мурзъ крестьянъ, коль скоро они не хотятъ принять господствующаго въ государствѣ исповѣданія. Казанскому митрополиту Тихону (Воинову), правившему съ 1699 г. по 1724 г., ревновавшему объ успѣхахъ вѣры, даны были пособія на устроеніе церквей для обращающихся ко Христу. Главными помощниками его были ключарь Ѳеодоръ и архіерейскій казначей іером. Алексій (Раифскій). Послѣдній долженъ былъ имѣть надзоръ за новообращенными и /с. 637/ обучать ихъ. Имъ заведена была школа при свіяжскомъ Богородицкомъ мон., въ которомъ сталъ потомъ архимандритомъ. Онъ былъ предсѣдателемъ учрежденной въ 1731 г. для казанской и нижегородской губерній комиссіи новокрещенскихъ дѣлъ. Обращено было много язычниковъ, главнымъ образомъ чувашей. Упорнѣе были магометане. Владыка Тихонъ первый обратилъ вниманіе и на образованіе крещеныхъ инородцевъ; онъ создалъ въ Казани школу съ 32 учениками. Когда, за недостаткомъ средствъ, школа эта закрылась, онъ продолжалъ обученіе новокрещеныхъ въ духовной школѣ при своемъ домѣ. Въ Нижнемъ-Новгородѣ проявлялъ ревность епископъ Питиримъ (1719-38, съ 1724 — архіепископъ).

Особенно сильно развилась миссіонерская дѣятельность въ Казанскомъ краѣ, когда епископомъ сталъ Лука (Конашевичъ), правившій съ 1738 по 1755 г. «Въ своей ревности», пишетъ Знаменскій, «онъ доходилъ иногда даже до крайностей, насильно помѣщалъ инородческихъ дѣтей въ свои школы, устроилъ въ татарской слободѣ въ Казани двѣ церкви и завелъ тамъ крестные ходы; въ селѣ Болгарахъ сломалъ остатки древнихъ зданій, считавшихся у мусульманъ священными, и сильно раздражилъ противъ себя некрещенныхъ Татаръ»... Имп. Екатерина II въ 1767 г., посѣтивъ развалины Болгаръ, древней столицы волжскихъ болгаръ, писала Панину: «Все что тутъ не осталось, построено изъ плиты очень хорошей. Сему одинъ гонитель, Казанскій архіерей Лука, при покойной императрицѣ Елисаветѣ Петровнѣ позавидовалъ и много разломалъ, а изъ иныхъ построилъ церковь, погреба и подъ монастырь занялъ, хотя Петра I указъ есть, чтобъ не вредить и не ломать сію древность». Нѣсколько татаръ принесли жалобу, будто они крещены еп. Лукой по неволѣ. Сѵнодъ, по разслѣдованіи, опредѣлилъ въ 1750 г.: жалоба несправедлива и возбуждена только муллами, но впередъ принимать магометанъ и язычниковъ по письменнымъ просьбамъ (дана была форма просьбъ). Усерднымъ помощникомъ еп. Луки былъ архимандритъ Веніаминъ (Пуцекъ-Григоровичъ).

Доброжелательный отзывъ о дѣятельности владыки Луки даетъ архіепископъ астраханскій, потомъ екатеринославскій Платонъ (Любарскій), ранѣе ректоръ казанскій (съ 1772 г.), историкъ края († 1811 г.). О владыкѣ Лукѣ онъ пишетъ: «къ искорененію въ епархіи идолослуженія и магометанства такой былъ ревнитель, что во время его архіерейства безчисленное множество мордвы, вотяковъ, чувашъ, калмыковъ и татаръ приняли св. кре/с. 638/щеніе... Веніаминъ былъ имъ «неоднократно посылаемъ въ епархію для приведенія иновѣрцевъ въ православіе, въ которое обратилъ языческихъ народовъ многое число».

Въ 1740 г. при свіяжскомъ Богородицкомъ мон., вмѣсто Комиссіи, учреждена была новокрещенская контора, съ окладомъ на миссіонерскіе расходы 10.000 р. Во главѣ ея поставленъ былъ архимандритъ Димитрій (Сѣченовъ). Въ ней работали 2 протоіерея, 5 переводчиковъ. Округъ ея обнималъ губерніи Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую и Астраханскую. Со стороны правительства въ царствованіе имп. Елисаветы миссіонерамъ оказывалось большое содѣйствіе. Кромѣ дарованія крещенымъ извѣстныхъ льготъ, правительство распорядилось остановить постройку новыхъ мечетей, нѣкоторыя наличныя мечети сломать, крещеныхъ отдѣлить отъ некрещеныхъ черезъ переселеніе на другія мѣста. Въ царствованіе имп. Елисаветы въ губерніяхъ: Казанской, Нижегородской и Воронежской крестилось 430.550 лицъ. Менѣе всего крестились татары, которые вели и упорную борьбу за свои мечети. Правительство въ послѣднемъ вопросѣ дѣлало послабленія. Изъ язычниковъ — мордва крестилась вся, черемисъ, чувашъ, вотяковъ осталось некрещеными малое число. Магометанъ крестилось всего 8000 человѣкъ, но и они были неустойчивые. Магометане умудрялись даже развивать свою дѣятельность среди чувашей. При таковомъ массовомъ крещеніи, конечно, настоящаго просвѣщенія не было. Миссіонеры научить вѣрѣ такое количество не могли. Духовенства, знающаго инородческіе языки, было мало. Инородческія школы были рѣдки (Знаменскій).

Въ 1742 г. Димитрій былъ поставленъ епископомъ Нижегородскомъ. Послѣ него начальникомъ миссіи сдѣлался архим. Сильвестръ (Гловацкій), изъ учителей казанской семинаріи. Ему помогалъ другой учитель іером. Веніаминъ (Пуцекъ-Григоровичъ). Содѣйствіе оказывалъ совѣтникъ миссіи Ярцевъ, отстаивавшій новокрещеныхъ отъ мѣстной администраціи, иногда, по корысти, державшей сторону магометанъ.

Рѣшительныя дѣйствія миссіонеровъ возбудили противъ нихъ волненія среди татаръ и мордвы. Въ 1745 г. терюшевская мордва нижегородской епархіи за разореніе языческаго кладбища въ с. Сарлеяхъ едва не убила еп. Димитрія и была усмирена только вооруженною силою. Въ Казанскомъ краѣ волненіе татаръ грозило тѣмъ большею опасностью, что между башкирами въ 1750 г. загорѣлся сильный бунтъ. Въ 1775 г. правительство рѣшило, поэтому, перевести Луку (Конашевича) въ Бѣлгородскую епархію и смяг/с. 639/чить свои указы въ отношеніи мечетей и переселеній татаръ. Миссіонерская дѣятельность стала слабѣть.

Въ царствованіе имп. Екатерины II произошли крупныя перемѣны. Въ 1764 г. была закрыта казанская комиссія новокрещенскихъ дѣлъ. Забота о гражданскомъ бытѣ новокрещенныхъ передана была гражданскому начальству. Попеченіе объ утвержденіи вѣры предоставлено было мѣстнымъ архипастырямъ. Имъ поставлено было въ обязанность избрать особыхъ проповѣдниковъ вѣры, просвѣщенныхъ и проникнутыхъ духомъ христіанскимъ. Положено было быть тремъ проповѣдникамъ въ Казанской губ., двумъ въ Тобольской, по одному въ Нижегородской, Рязанской и Тамбовской. Предписано было, по прежнему, учить дѣтей новокрещеныхъ въ школахъ. Но подарки для новокрещеныхъ отмѣнены. Впрочемъ, при платежѣ рекрутской повинности, не брались тѣ деньги, которыя были назначены новокрещенымъ прежними указами. Все же архіепископы казанскіе Веніаминъ (Пуцекъ-Григоровичъ), правившій 1762-82, и Амвросій (Подобѣдовъ), правившій 1785-99, развивали посильно миссіонерскую дѣятельность. Послѣдній выстроилъ своими средствами казанскія школы новокрещенцевъ, сгорѣвшія въ 1774 году. Владыка Веніаминъ, извѣстный своей ревностью, возсталъ противъ постройки новыхъ мечетей.

Послѣ Пугачевскаго бунта, въ которомъ инородцы принимали самое дѣятельное участіе, правительство стало смотрѣть на ихъ обращеніе въ христіанство еще неблагосклоннѣе. Въ 1789 г., въ связи съ новыми волненіями среди башкиръ, запрещено было посылать къ инородцамъ проповѣдниковъ безъ особаго сношенія о томъ архіереевъ съ губернаторами. Въ 1799 г., въ царствованіе имп. Павла I, упразднена была должность проповѣдниковъ.

«Пользуясь своею неприкосновенностью и усиленное учрежденіемъ іерархіи муфтіевъ и муллъ», пишетъ Знаменскій, «мухамеданство еще болѣе развило свою пропаганду среди язычниковъ, въ чемъ помогало ему иногда само правительство. Напр., оно содѣйствовало утвержденію ислама между шаманствовавшими еще киргизами, строя у нихъ, съ помощію казанскихъ муллъ, мечети и школы, а въ концѣ XVIII в. на свой счетъ отпечатало для татаръ множество экземпляровъ Корана».



Въ концѣ патріаршаго періода открывались уже довольно часто желанія вѣры христіанской въ калмыкахъ, — монголахъ /с. 640/ по происхожденію, ламайцевъ по вѣрѣ. Проживали они въ нижнихъ частяхъ Поволжья и Прикаспійскихъ степяхъ. Въ 1700 г. изъ новокрещенцевъ образовалось уже большое село на р. Терешкѣ. Ханъ Аюка сильно враждовалъ противъ Россіи за это крещеніе и пріемъ своихъ подданныхъ. По внушенію жрецовъ (гелюнговъ) онъ сжегъ селеніе и увелъ калмыковъ обратно въ улусы. Однако калмыки продолжали стремиться къ вѣрѣ. Крещеныхъ калмыковъ стали посылать на Донъ къ казакамъ. Въ 1710 г. перешло на Донъ 10.000 калмыковъ. Аюка жаловался на это. Казакамъ приказано было не принимать подданныхъ хана безъ его позволенія, но крещеные не были возвращены ему, а поселены въ Кіевѣ. По договору царя съ Аюкомъ назначено вознаграждать улуснаго владѣльца 30 руб. за каждаго крещенаго калмыка, становившагося черезъ крещеніе свободнымъ. Болѣе или менѣе точно соблюдалось это до имп. Екатерины II. Въ 1725 г. позволено было крещеныхъ калмыковъ опредѣлять на службу въ Чугуевъ. По смерти честолюбиваго Аюки въ 1724 г., внукъ его Тайшимъ крестился въ Петербургѣ. Онъ кочевалъ съ 344 кибитками (семьями) около Астрахани. Императоръ Петръ Великій былъ его воспріемникомъ и подарилъ ему походную церковь. Св. Сѵнодъ подарилъ для походной церкви хана Петра Петровича глазетовую одежду на престолъ, подризникъ, поручи и палицу съ изображеніемъ Одигитріи. Принятію ханомъ христіанства способствовалъ іеромонахъ Никодимъ (Ленкевичъ), хорошо знавшій мѣстный языкъ и поставленный во главѣ миссіи, отправленный Сѵнодомъ въ 1724 г. съ обстоятельною инструкціею. Миссія эта въ теченіе 10 лѣтъ крестила до 1700 человѣкъ. Въ 1730 г. правительство для облегченія новокрещенцевъ, по почину о. Никодима, дало имъ земли по Волгѣ выше Самары, гдѣ для нихъ основанъ былъ г. Ставрополь. Тутъ поселена была и вдова Тайшины Анна, со всей ея ордой. Калмыкамъ именно желательно было жить вмѣстѣ, не быть переселяемыми въ разныя мѣста. Никодимъ крестилъ всю орду. Миссія была расширена. Прежде-крещеные калмыки могли, по желанію своему, войти въ составъ той же орды. Сѵнодъ приказалъ о. Никодиму, посвященному въ архимандриты, оставаться при княгинѣ для оглашенія желающихъ креститься. Опредѣлены были священники съ походными церквами для объѣздовъ по улусамъ. Кромѣ того, былъ назначенъ переводчикъ для перевода Новаго Завѣта и молитвъ на калмыцкій языкъ. Крещеные калмыки уже въ 1739 г. помогали усмиренію башкирцевъ. Архим. Никодимъ скончался въ 1739 г. (Архіеп. Филаретъ).

/с. 641/ Послѣ него съ усердіемъ и пользою трудился прот. Андрей Чубовскій, знавшій калмыцкій языкъ. Присланы были ученые священники съ причетниками, и въ Ставрополѣ открыто въ 1741 г. калмыцко-русское училище. Переведены на калмыцкій языкъ Новый Завѣтъ и молитвы. Въ царствованіе имп. Елисаветы обращено было до 6000 человѣкъ, въ томъ числѣ многіе изъ главныхъ кочевьевъ калмыковъ въ астраханскихъ степяхъ. Киргизскіе калмыки приходили и черезъ сибирскія линіи и цѣлыми отдѣленіями принимали крещеніе. Крестившимся отводились привольныя земли между Волгой, Дономъ и Черемшаномъ. Чтобы пріучить ихъ къ осѣдлой жизни, а вмѣстѣ помочь успѣхамъ въ вѣрѣ, между ними поселили нѣсколько сотъ русскихъ крестьянъ. Помощниками прот. Чубовскаго были воспитанники астраханской семинаріи, Бестужевъ и Ляховъ, знавшіе калмыцкій языкъ. Ставропольское училище успѣшно развивалось.

Кромѣ этихъ калмыковъ, поселившихся въ Симбирской губ., крестились калмыки и въ Астраханской губ., гдѣ были ихъ главныя кочевья. Вдова тамошняго хана Домбока-Омба крещена была въ 1745 г. при дворѣ имп. Елисаветы. Получивъ имя Вѣры, она названа была княгиней, четыремъ сыновьямъ велѣно называться князьями Дундуковыми. Одинъ изъ нихъ, Алексѣй, отличался благочестіемъ; скончался онъ въ Енотаевкѣ. Въ 1750 г. крестилось около 1000 астраханскихъ калмыковъ.

Въ царствованіе имп. Екатерины II дѣло христіанской миссіи среди калмыковъ ослабѣло. Имѣли мѣсто притѣсненія ихъ недобросовѣстными чиновниками. Калмыки уходили за Куму и Уралъ, возвращаясь въ ламайскую старую вѣру. Въ 1771 г. ушли къ границамъ Китая 30.000 кибитокъ. Для предотвращенія новыхъ уходовъ, правительство стало обращаться съ калмыками чрезвычайно осторожно. Опасаясь раздражать ихъ, правительство стѣснило проповѣдь среди нихъ христіанскихъ миссіонеровъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 635-641.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.