Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Миссіонерство въ Сибири.

Распространеніе христіанства въ Сибири въ XVIII в. продолжалось. Настоящимъ просвѣтителемъ западной Сибири былъ митрополитъ Тобольскій Филоѳей (Лещинскій). Уроженецъ Малороссіи, онъ, родившись въ 1650 г., образованіе получилъ въ кіев/с. 642/ской академіи; былъ экономомъ Кіево-Печерскаго мон.; въ 1702 г. былъ рукоположенъ въ митрополита сибирскаго. «Пріѣхавши въ Тобольскъ», пишетъ Соловьевъ, «Филоѳей разсмотрѣлъ въ церквахъ Божіихъ великое нестроеніе, и обратился къ Петру за средствами помочь бѣдѣ. Филоѳей писалъ о необходимости завести въ Тобольскѣ школы и учить грамматикѣ славянской и латинской, въ ученики понудить отъ всякаго чина дѣтей, завести типографію великаго государя казною, печатать буквари, часословы малые и псалтыри. Отвѣты царя сообщилъ владыкѣ Виніусъ. Указывалось, что надлежитъ «простираться въ ученіи славяно-россійской грамматики, и чтобъ вся, яже попу или діакону надобно знать, изучились и Православной вѣры катехизисъ достаточно знали... типографіи въ Тобольскѣ не быть, а какія книги понадобятся, покупать въ Москвѣ». Въ отношеніи иновѣрцевъ отвѣчено: «Которые иноземцы хотятъ волею своею креститься въ Православную Христіанскую вѣру, и ихъ крестить, а неволею никакихъ иноземцевъ не крестить, и ясакъ съ нихъ не складывать, только ихъ спрашивать, какой ради причины приходятъ ко Св. крещенію, велѣть имъ учинить исповѣдь. Которые Татары или иные иноземцы пойманы въ смертныхъ винахъ, и похотятъ креститься на томъ, чтобъ быть имъ живымъ, и такихъ, буде съ вѣрою совершенно приступаютъ, окрестя и давъ имъ время довольное на покаяніе, потомъ учинить по Уложенію и по градскимъ законамъ, да всякія беззаконія истребятся; и которые языка, ниже вѣры свѣдомы, и тѣхъ скоро не крестить, да не будетъ вѣрѣ Православной отъ нихъ поруганія, дѣлать въ томъ со многимъ опасьствомъ и разсмотрѣніемъ, испытуя вины, чего ради иноземецъ крещенія пожелаетъ, внимали-бъ словесы Спасителевы, реченныя: сице кто вѣруетъ и крестится, спасенъ будетъ».

Митр. Филоѳею помогали нѣсколько ученыхъ монаховъ, привезенныхъ имъ изъ Кіева. При немъ крестилось до 40.000 остяковъ, вогуловъ и др. инородцевъ, для которыхъ имъ выстроено было 37 церквей. Западную Сибирь онъ изъѣздилъ всю вдоль и поперекъ съ проповѣдью св. вѣры. Истреблялъ онъ идоловъ, крестилъ народъ сотнями. Проникалъ онъ на востокъ по Ангарѣ и Тунгузкѣ; былъ и за Байкаломъ. Одного изъ своихъ сподвижниковъ, архим. Мартиніана, онъ отправилъ въ 1705 г. съ проповѣдью на Камчатку. Тотъ воздвигъ Успенскую пустынь, но малаго достигъ въ миссіонерствѣ. Непрестанный трудъ и суровый климатъ отразились на здоровьѣ митр. Филоѳея. Въ 1711 г. онъ удалился на покой въ Тюменскій мон., принявъ схиму съ именемъ Ѳеодора. Въ 1715 г., послѣ кончины Святителя Іоанна (Максимовича), забо/с. 643/тившагося о просвѣщеніи инородцевъ, онъ, по настоянію Петра, вновь занялъ сибирскую каѳедру. Въ 1720 г., уволенный вновь на покой, онъ жилъ въ большой бѣдности, не прекращая своей миссіонерской дѣятельности; скончался въ 1727 г.

Въ 1728 г. въ Успенскую пустынь была отправлена миссія, подъ начальствомъ игумена Іоанна, которая успѣшно трудилась на Камчаткѣ. Вскорѣ повелѣно было выстроить четыре храма. Обратившихся камчадаловъ насчитывали до 5000 человѣкъ. При имп. Елисаветѣ, Сѵнодъ, по сношеніямъ съ Сенатомъ, достигъ посылки въ 1742 г. новой миссіи на Камчатку. Ее составляли: начальникъ миссіи, образованный архимандритъ Іоасафъ (Хутунцевичъ), два іеромонаха, два іеродіакона и нѣсколько студентовъ московской академіи. Въ пять лѣтъ было крещено до 5000 камчадаловъ. Студенты обучали дѣтей крещеныхъ закону Божію и русской грамотѣ. Заведены были три школы, гдѣ съ успѣхомъ обучали даже рисованью. Въ 1748 г. училось 200 дѣтей. Архим. Іоасафъ написалъ краткій катихизисъ для новокрещаемыхъ. Миссія его имѣла семигодичный срокъ. Въ 1750 г. онъ оставилъ на Камчаткѣ начальникомъ миссіи Пахомія. Онъ донесъ Сѵноду, что жители Камчатки, за исключеніемъ немногихъ, просвѣщены св. крещеніемъ и что важно направить туда священниковъ и учителей. Пахомій умножилъ число училищъ. Ревностью и благоразуміемъ миссіи христіанство на Камчаткѣ насаждено было такъ прочно, что и впослѣдствіи камчадалы удивляли своимъ основательнымъ знаніемъ христіанскихъ истинъ. Указомъ Сената 12 дек. 1762 г. повелѣно было: для ободренія дѣтей крещеныхъ камчадаловъ, обучающихся и имѣющихъ обучаться въ школахъ, когда они, по окончаніи ученія, опредѣлены будутъ на службу (гражданскую), или способны въ духовное званіе, исключать изъ податного званія и производить имъ жалованье, положенное для воспитанниковъ гарнизонныхъ школъ (Архіеп. Филаретъ).

Послѣ митр. Филоѳея новый подъемъ миссіонерской дѣятельности въ Западной Сибири относится ко времени имп. Елисаветы и къ управленію Тобольской и всея Сибири епархіей бывшаго казанскаго миссіонера, владыки Сильвестра (Гловатскаго), правившаго съ 1749 по 1755 г. Своими рѣшительными дѣйствіями противъ магометанства, онъ возбудилъ противъ себя татаръ. Въ особенности вызвали среди нихъ волненія поднятое имъ дѣло объ ихъ пропагандѣ въ Барабинской степи и въ Оренбургскомъ краѣ. Началось это дѣло въ 1751 г. разсмотрѣніемъ въ Сенатѣ жалобъ тобольскихъ и татарскихъ бухарцевъ и служилыхъ, а также ясачныхъ татаръ. Сильвестръ выдвинулъ противъ нихъ свои обвиненія. Онъ /с. 644/ писалъ, что татары и бухарцы хулятъ Св. Крещеніе, называютъ христіанство идолопоклонствомъ, новокрещеныхъ склоняютъ принимать магометанство, колютъ иконы, срываютъ съ христіанъ кресты. «Барабинцевъ и неимущихъ никакого закона Остяковъ, Вогуличей, Калмыковъ въ свой законъ цѣлыми деревнями превратили» — писалъ митр. Сильвестръ. Владыка Сильвестръ былъ переведенъ въ Суздаль. Правительство назначило особую слѣдственную комиссію. По свидѣтельству архіеп. Филарета, комиссія эта много повредила миссіонерскому дѣлу въ Сибири. Члены комиссіи — духовные и свѣтскіе, — не бывъ подчиненными митрополиту и губернатору, ссорились между собою и потому смѣнялись одинъ за другимъ. Наконецъ Сенатъ закрылъ комиссію и передалъ окончаніе дѣлъ на совокупное разсужденіе митрополита и губернатора. Западно-сибирская миссія постепенно стала слабѣть, а при имп. Екатеринѣ II пришла въ полный упадокъ. Полезную дѣятельность развивалъ митр. Павелъ (Конюскевичъ), правившій съ 1758 по 1768 гг. Очень повредило миссіонерскому дѣлу отобраніе въ казну монастырскихъ имѣній. Обители были главнымъ средоточіемъ миссіонерской дѣятельности.

Для успѣшнаго распространенія христіанства въ восточной Сибири въ 1706 г. открыта была Иркутская епархія, до 1727 г. входившая въ составъ Тобольской митрополіи. Изъ святителей ея особенно прославились на миссіонерскомъ поприщѣ два Иннокентія. Святитель Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Кульчицкій), происходилъ изъ старой дворянской фамиліи, род. въ 1680 или 1682 г. въ Черниговской губ. Воспитанникъ кіевской академіи, іеромонахъ Печерской лавры, онъ былъ съ 1710 г. преподавателемъ московской академіи и затѣмъ ея префектомъ. Оцѣненный Петромъ, Иннокентій былъ вызванъ имъ въ Александро-Невскую лавру, ставъ потомъ ея намѣстникомъ. Въ 1721 г. онъ былъ хиротонисанъ во епископа, съ наименованіемъ переяславскимъ, предназначеннымъ для посылки «въ Хинское государство (Китай) для проповѣди слова Божія и ради размноженія православной вѣры». Для успѣха миссіи не подчеркивалось, по желанію царя Петра, его епископство. По интригамъ іезуитовъ онъ не былъ допущенъ богдыханомъ въ Пекинъ. Во время переговоровъ съ китайскими властями, въ иркутскомъ Вознесенскомъ мон. было открыто училище китайскаго и монгольскаго языковъ. Владыка Иннокентій проживалъ до назначенія своего въ Иркутскъ въ Селенгинскомъ монастырѣ. Трудна была его жизнь тамъ безъ средствъ и въ полной неизвѣстности судьбы своей. «Молитва, ежедневныя богослуженія, занятія иконописаніемъ, бесѣды о вѣрѣ съ бурятами-буддистами, желаніе /с. 645/ насадить среди нихъ сѣмена православія — все это придавало ему и бодрость духа, и утѣшеніе, и радость, что не безполезно его здѣсь пребываніе» (Прав. Богосл. Энциклопедія).

Въ 1727 г. владыка Иннокентій былъ поставленъ во главѣ самостоятельной Иркутской епархіи. Ревностно устроялъ онъ епархію и продолжалъ развивать миссіонерское дѣло среди бурятъ и монголовъ. Много заботился онъ объ иркутскомъ училищѣ. Проповѣдями просвѣщалъ грубыхъ и порочныхъ жителей, искоренялъ нестроенія среди духовенства. Много скорбей пережилъ онъ въ Сибири, перенося ихъ со смиреніемъ. Преставился владыка 26 ноября 1731 г. Совершались чудеса у его гроба. Причисленъ къ лику святыхъ въ 1804 г., съ установленіемъ празднованія 26 ноября. Открытіе мощей — 9 февраля 1805 г.

Преемникъ его, епископъ Иркутскій и Нерчинскій Иннокентій (Неруновичъ), правившій съ 1732 по 1746 г. сдѣлалъ очень много для просвѣщенія того края. Кромѣ бурятъ, онъ крестилъ многихъ тунгузовъ и якутовъ. Крещеные и облагодѣтельствованные имъ тунгузы именовали себя неруновскими. Въ 1728 г. сообщено было правительству, что крестившіеся сибирскіе инородцы, вопреки имперскимъ правиламъ, внесены въ податное состояніе частными лицами. Вслѣдствіе того тогда же было повелѣно возвратить новокрещенымъ свободу и не лишать ея впредь тѣхъ, которые будутъ обращаться къ св. вѣрѣ. Это много помогло успѣхамъ тобольскихъ миссіонеровъ, изъ числа которыхъ верхотурскій архимандритъ Сильвестръ обратилъ изъ язычества и магометанства до 2600 человѣкъ. Еще успѣшнѣе развивалось дѣло при имп. Елисаветѣ. Въ 1748 г. оставилъ язычество остяцкій князь Мурзинъ со своимъ семействомъ, послѣ чего были просвѣщены и др. остяки. Въ 1751 г. стараніемъ игумена Іова обращено значительное число бурятъ, тунгузовъ, вотяковъ и вогуловъ. По преданію, туземцы р. Лены, особенно якуты, въ первый разъ начали обращаться къ христіанской вѣрѣ съ 1724 г. Неизвѣстны имена проповѣдниковъ у нихъ. Обращали ихъ, повидимому, русскіе невольные тамъ поселенцы. Священники, пріѣзжавшіе изъ Якутска, довершали дѣло наставленіями и крещеніемъ. При имп. Аннѣ пріобрѣтенъ былъ для Россіи самый сѣверо-восточный уголъ Сибири, — земля дикихъ чукочъ и чаукчей. Во время экспедиціи Беллингса въ 1791 г. между чаукчами были уже обращенные въ христіанскую вѣру. Въ 1799 г. прот. Григорій Слѣпцовъ, испросивъ походную церковь, путешествовалъ съ нею по всей области Якутской, даже до Чаука. Прот. Григорію не разъ грозила опасность. Въ 1812 г. онъ былъ спасенъ отъ смерти чукотскимъ стар/с. 646/шиной Валюткою. Въ 1815 г. онъ принялъ постригъ въ якутскомъ Спасскомъ мон. съ именемъ Георгія и продолжалъ свое миссіонерство. (Архіеп. Филаретъ).

При имп. Екатеринѣ II, когда миссіонерское дѣло замирало и въ восточной Сибири, ламство же, покровительствуемое правительствомъ, завладѣвало бурятскими кочевьями, — самоотверженно ревновалъ о христіанствѣ прот. Кириллъ Сухановъ. Выучившись тунгузскому языку, онъ съ котомкой на плечахъ отправился къ идолопоклонникамъ тунгузамъ Дауріи. Владыка Михаилъ (Миткевичъ), епископъ иркутскій (1772-1789) посвятилъ его въ протоіереи и содѣйствовалъ его проповѣди. Онъ построилъ храмы, основалъ училища, поселилъ деревнями бродячихъ дотолѣ тунгузовъ и образовалъ изъ нихъ искреннихъ христіанъ. Тунгузы чтили память своего просвѣтителя и назывались сухановскими.

Архіеп. Филаретъ пишетъ: «На помощь сибирскимъ проповѣдникамъ по временамъ являлъ чудеса Дивный во святыхъ Своихъ. Коммандоръ Беллингсъ пишетъ: «язычникъ тунгузъ принесъ богатый даръ рухлядіи православной церкви. На вопросъ: что это значитъ? отвѣчалъ онъ: это жертвую я Богу по моему обѣщанію за выздоровленіе брата моего, который на смертномъ одрѣ не принялъ пособій шаманскихъ, но призывалъ на помощь Николая угодника Божія и выздоровѣлъ».

Упорнѣе всѣхъ были противъ христіанства самоѣды. Они не только держались язычества долгое время, но преслѣдовали принимавшихъ христіанство сибирскихъ инородцевъ, грабили и убивали крещенныхъ остяковъ, вырѣзывали сердца у убитыхъ, ругались надъ крестомъ. Въ 1740 г. отправляли къ нимъ миссіонеровъ изъ Архангельска, но успѣхи были незначительные.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 641-646.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.